СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка в лагере "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будет интересна для учителей начальной школы,  воспитателей и технологов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка в лагере "Умелые ручки"»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора Директор МБОУ СОШ№8

по УВР МБОУ СОШ№8


_____________ Бульба Л.А. ______________ Гутянко О.В





 

 

 

 








 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка «Умелые руки»


Беляловой Незире Мустафаевны

воспитатель 1 категории

 1-4 КЛАССЫ



 

 

 

 














2017-2018 учебный год

Рабочая программа кружка "Умелые ручки"

В рамках организации работы детского досуга в МБОУ СОШ № 8 муниципального образования в летнем оздоровительном лагере “ЭНЕРГИЯ” в 2018 году был организован кружок “Умелые ручки”,

Количество занятий 12 часов за 1 лагерную смену. Оотрядов 3 в среднем по 20–25 человек.

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования кружка “Умелые ручки” составлена на основе рекомендаций письма Минобразования России от 18.06.2003 г № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”, письма Минобрнауки от 11.12.2006 г № 06-1844 “ О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”

Направленность дополнительной образовательной программы – развитие творческих способностей учащихся при ознакомлении с приёмами лепки из бумаги, с разными видами складывания бумаги работе с бумагой и картоном, с подручным материалом.

Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров– умельцев. Детям будет интересно узнать информацию о различной работе с бумагой и картоном, попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники. Для учащихся она несёт элемент новизны, т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды работы с бумагой

Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Цель программы – развитие творческих способностей каждого ребёнка, посещающего кружок, его духовно-нравственное развитие; – формировать у учащихся бережное отношение к природным ресурсам и навыки раздельного сбора мусора.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно– нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма – “от родного порога в мир общечеловеческой культуры”.

Главный смысловой стержень программы - связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка; бережное отношение к природе.

В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, складывание).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Цель программы– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе ознакомления элементарными приемами техники квиллинга, оригами, мозаики, обрывания бумаги, скручивания как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

  • Обучать различным приемам работы с бумагой.

  • Формировать умения следовать устным инструкциям.

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Формы и методы занятий.  В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. 

А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Направления работы:

  • Изготовление цветов в технике квиллинг, оригами.

  • Изготовление сувениров и открыток к празднику.

  • Конструирование.

Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа “Умелые ручки ” рассчитана на 1 месяц обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 20 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 7–13 лет.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 7 до 10 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы  1 месяц (на время работы летнего оздоровительного лагеря « Энергия»).

Условия приёма детей – по желанию. Система набора учащихся – по распределению по отрядам. Продолжительность образовательного процесса составляет 45 минут в течение всего времени работы летнего оздоровительного лагеря “Энергия” в первой половине дня. Норма наполняемости – максимум 20 человек (п. 5 “Методические указания” Приказ КО № 325 от 23.05.2001 г). Этапы: теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.

Формы работы:

  • индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

  • групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

  • коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

Режим занятий – занятия проводятся по отрядам. Всего планируется провести 12 занятий.

Ожидаемые результаты. 
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с различными видами бумаги; природным материалом; бросовым материалом;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга, оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия , пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, оригами, обрывной аппликации, мозаики, лепки;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Программа предусматривает формирование навыков:

1) чтения простейших схем по лепке из бумаги, складыванию бумаги и фигур;
2) изготовления простейших игрушек и композиций из бросового материала (вторичного сырья) с целью сбережения природных ресурсов;
3) украшение предложенных изделий краской.

Программа призвана:

1) Развивать наблюдательность, зрительную память. 
2) Воспитывать творческое отношение к труду, художественный вкус. 
3) Развивать моторику рук, глазомер,
4) Развивать духовно– нравственное содержание каждого ребёнка.,
5) Способствовать сохранению здоровья школьников.

Формы подведения итогов:

  • По окончанию курса дети выполняют отчётную работу.

  • Проведение выставок работ учащихся после прохождения каждой темы.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
– белую и цветную бумагу,
– картон белый и цветной;
– салфетки : розовые, синие, белые, жёлтые, голубые; – – – – журналы и газеты; – 1,5 или 2-х литровые пластиковые бутылки; – целлофановый пакет (маечка); – шерстянные нитки; –карандашные стружки; – пластилин;
– клей (наилучшим является клей ПВА) и клей-карандаш,
– шашлычные шпажки.

Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея.

Учебно-тематический план Обучение предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.



п/п

Тема занятий

Дата

Примечание

1.

Вводное занятие. Работа с бумагой. Оригами. «Голубь мира»

29.05.2018


2.

Работа с бумагой(журналы). Объёмные цветы. Квиллинг.

30.05.2018


3.

Работа с бумагой. Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. «Матрёшки» и «Индеец»

31.05.2018


4.

Работа с бумагой. Оригами. «Пилотка» и «Самурайский шлем»

01.06.2018


5.

Работа с бумагой(салфетки). Мозаика из салфетных комков. Флаги России и Крыма. (коллективная работа)

04.06.2018


6.

Изготовление  поделок из комбинированного материала. «Ваза» (пластилин, природный материал)

06.06.2018


7.

Объёмное моделирование из бросового материала.(пластиковой бутылки и целлофана) «Медуза»

07.06.2018


8.

Работа с бумагой.Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур. «Животные»

08.06.2018


9.

Работа с бумагой. Оригами. «Лягушка»

09.06.2018


10.

Изготовление  поделок из комбинированного материала.Мозаика из карандашных стружек.

14.06.2018


11.

Изготовление  поделок из комбинированного материала. Мозаика из шерстянных ниток.

19.06.2018


12.

Выставка детских работ. Оригами. «Золотая рыбка»

20.06.2018


Содержание программы. Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. Тематика занятий подразумевает использование бросового материала (вторичного сырья) с целью сбережения природных ресурсов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Материальное обеспечение программы:

Компьютер для показа презентаций, схемы с алгоритмами работы при изготовлении изделий, шаблоны

Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, рукомойник, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.

Методическое обеспечение программы

Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:

  1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. – “Просвещение”, Москва 1982.

  2. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – “Росмэн”, Москва 1996.

  3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. – “Университет”, Москва 2000.

  4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С.-Петербург 1998.

  5. Н.А.Цирулик, Т.Н. Проснякова. Уроки творчества, Самара: корпорация «Фёдоров», Изд. «Учебная литература», 2003. –112с. ил.

Список литературы рекомендуемой и используемой для учителя:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – “Просвещение”, Москва 1991.

  2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. – “Просвещение”, Москва 1982.

  3. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – “Искусство в школе”, Москва 1995.

  4. С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.– 176 с.

  5. С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003. –240 с

  6. Т.Б. Сержантова. 366 моделей оригами. Из серии «Внимание дети!», Москва, Айрис-пресс, 2006г.-192 с.

  7. С.Афонкин, Е.Афонкина. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург:Регата,Изд.дом «Литера», 2000.-192 с.

  8. М.И.Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей. (Серия: «Вместе учимся мастарить»)Пособие для родителей и педагогов. Ярославль:Академия развития, 2000. –192с.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя