Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора Директор МБОУ СОШ№8
по УВР МБОУ СОШ№8
_____________ Бульба Л.А. ______________ Гутянко О.В
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Умелые руки»
Беляловой Незире Мустафаевны
воспитатель 1 категории
1-4 КЛАССЫ
2017-2018 учебный год
Рабочая программа кружка "Умелые ручки"
В рамках организации работы детского досуга в МБОУ СОШ № 8 муниципального образования в летнем оздоровительном лагере “ЭНЕРГИЯ” в 2018 году был организован кружок “Умелые ручки”,
Количество занятий 12 часов за 1 лагерную смену. Оотрядов 3 в среднем по 20–25 человек.
Пояснительная записка.
Рабочая программа дополнительного образования кружка “Умелые ручки” составлена на основе рекомендаций письма Минобразования России от 18.06.2003 г № 28-02-484/16 “Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей”, письма Минобрнауки от 11.12.2006 г № 06-1844 “ О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей”
Направленность дополнительной образовательной программы – развитие творческих способностей учащихся при ознакомлении с приёмами лепки из бумаги, с разными видами складывания бумаги работе с бумагой и картоном, с подручным материалом.
Программа актуальна, т.к. людей в быту окружают изделия мастеров– умельцев. Детям будет интересно узнать информацию о различной работе с бумагой и картоном, попробовать свои силы в этом направлении при изготовлении изделий. Потом эти изделия могут являться прекрасными подарками знакомым и родным на различные праздники. Для учащихся она несёт элемент новизны, т.к. на уроках технологии и изобразительного искусства в начальной школе рассматриваются не все виды работы с бумагой
Программа планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.
Цель программы – развитие творческих способностей каждого ребёнка, посещающего кружок, его духовно-нравственное развитие; – формировать у учащихся бережное отношение к природным ресурсам и навыки раздельного сбора мусора.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно– нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма – “от родного порога в мир общечеловеческой культуры”.
Главный смысловой стержень программы - связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка; бережное отношение к природе.
В программе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, складывание).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
Цель программы– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе ознакомления элементарными приемами техники квиллинга, оригами, мозаики, обрывания бумаги, скручивания как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
-
Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
-
Обучать различным приемам работы с бумагой.
-
Формировать умения следовать устным инструкциям.
-
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
-
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
-
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
-
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
-
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
-
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
-
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
-
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
-
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
-
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Направления работы:
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа “Умелые ручки ” рассчитана на 1 месяц обучения. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 20 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 7–13 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 7 до 10 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы 1 месяц (на время работы летнего оздоровительного лагеря « Энергия»).
Условия приёма детей – по желанию. Система набора учащихся – по распределению по отрядам. Продолжительность образовательного процесса составляет 45 минут в течение всего времени работы летнего оздоровительного лагеря “Энергия” в первой половине дня. Норма наполняемости – максимум 20 человек (п. 5 “Методические указания” Приказ КО № 325 от 23.05.2001 г). Этапы: теоретические знания – 25–30 % времени, остальное – практические работы в интересной для учащихся форме.
Формы работы:
-
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
-
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
-
коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Режим занятий – занятия проводятся по отрядам. Всего планируется провести 12 занятий.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с различными видами бумаги; природным материалом; бросовым материалом;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга, оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия , пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга, оригами, обрывной аппликации, мозаики, лепки;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Программа предусматривает формирование навыков:
1) чтения простейших схем по лепке из бумаги, складыванию бумаги и фигур;
2) изготовления простейших игрушек и композиций из бросового материала (вторичного сырья) с целью сбережения природных ресурсов;
3) украшение предложенных изделий краской.
Программа призвана:
1) Развивать наблюдательность, зрительную память.
2) Воспитывать творческое отношение к труду, художественный вкус.
3) Развивать моторику рук, глазомер,
4) Развивать духовно– нравственное содержание каждого ребёнка.,
5) Способствовать сохранению здоровья школьников.
Формы подведения итогов:
Принципы, лежащие в основе программы:
-
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
-
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
-
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
– белую и цветную бумагу,
– картон белый и цветной;
– салфетки : розовые, синие, белые, жёлтые, голубые; – – – – журналы и газеты; – 1,5 или 2-х литровые пластиковые бутылки; – целлофановый пакет (маечка); – шерстянные нитки; –карандашные стружки; – пластилин;
– клей (наилучшим является клей ПВА) и клей-карандаш,
– шашлычные шпажки.
Инструменты: ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея.
Учебно-тематический план Обучение предусматривает знакомство детей с таким видом работы с бумагой как квиллинг. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах и коллективно.
п/п | Тема занятий | Дата | Примечание |
1. | Вводное занятие. Работа с бумагой. Оригами. «Голубь мира» | 29.05.2018 | |
2. | Работа с бумагой(журналы). Объёмные цветы. Квиллинг. | 30.05.2018 | |
3. | Работа с бумагой. Живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. «Матрёшки» и «Индеец» | 31.05.2018 | |
4. | Работа с бумагой. Оригами. «Пилотка» и «Самурайский шлем» | 01.06.2018 | |
5. | Работа с бумагой(салфетки). Мозаика из салфетных комков. Флаги России и Крыма. (коллективная работа) | 04.06.2018 | |
6. | Изготовление поделок из комбинированного материала. «Ваза» (пластилин, природный материал) | 06.06.2018 | |
7. | Объёмное моделирование из бросового материала.(пластиковой бутылки и целлофана) «Медуза» | 07.06.2018 | |
8. | Работа с бумагой.Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур. «Животные» | 08.06.2018 | |
9. | Работа с бумагой. Оригами. «Лягушка» | 09.06.2018 | |
10. | Изготовление поделок из комбинированного материала.Мозаика из карандашных стружек. | 14.06.2018 | |
11. | Изготовление поделок из комбинированного материала. Мозаика из шерстянных ниток. | 19.06.2018 | |
12. | Выставка детских работ. Оригами. «Золотая рыбка» | 20.06.2018 | |
Содержание программы. Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. Тематика занятий подразумевает использование бросового материала (вторичного сырья) с целью сбережения природных ресурсов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Материальное обеспечение программы:
Компьютер для показа презентаций, схемы с алгоритмами работы при изготовлении изделий, шаблоны
Помещение для занятий, которое должно быть хорошо освещено, проветриваемо (температурный режим +20 +22 градуса). Есть индивидуальные столы и стулья для каждого ребёнка (можно парту делить на двоих), вышеперечисленные ТСО, доска, мел, рукомойник, мусорное ведро, вёдра для чистой и грязной воды, швабра.
Методическое обеспечение программы
Список литературы рекомендуемой и используемой для детей:
-
А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. – “Просвещение”, Москва 1982.
-
Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. – “Росмэн”, Москва 1996.
-
Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”. – “Университет”, Москва 2000.
-
Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. – Полигон С.-Петербург 1998.
-
Н.А.Цирулик, Т.Н. Проснякова. Уроки творчества, Самара: корпорация «Фёдоров», Изд. «Учебная литература», 2003. –112с. ил.
Список литературы рекомендуемой и используемой для учителя:
-
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – “Просвещение”, Москва 1991.
-
Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. – “Просвещение”, Москва 1982.
-
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. – “Искусство в школе”, Москва 1995.
-
С. Соколова. Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.– 176 с.
-
С. Соколова. Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003. –240 с
-
Т.Б. Сержантова. 366 моделей оригами. Из серии «Внимание дети!», Москва, Айрис-пресс, 2006г.-192 с.
-
С.Афонкин, Е.Афонкина. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург:Регата,Изд.дом «Литера», 2000.-192 с.
-
М.И.Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей. (Серия: «Вместе учимся мастарить»)Пособие для родителей и педагогов. Ярославль:Академия развития, 2000. –192с.
8