МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рассмотрено» Руководитель кафедры …………… Мелентьева С. В. Протокол № … от ………. 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «СШ № 33» ………………. Немчанинова В. П. | «Принято» Решением педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2016 | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ № 33» ………………….. Жойкин С. А. Приказ № …. от ……… 2016 г. |
Рабочая учебная программа
начального общего образования
по курсу внеурочной деятельности
«В гостях у сказки»
в 1 Г классе
Составитель
учитель начальных классов
Жеребицкая И. Н.
2016 - 2017 учебный год
I Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой разработки программы кружка «В гостях у сказки» являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 237-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый МО и науки РФ-М., Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников;
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
ООП МБОУ «СШ № 33» города Смоленска;
Книги окружают человека с самого раннего детства. Вначале это книжки - картинки, потом весёлые стихи, потешки, сказки, шутки, а затем и детские журналы. Чаще это истории, рассказы, которые мама или бабушка перед сном читают ребёнку, а порой – увлекательное путешествие в волшебный мир сказки. И всегда за этим стоит умная, добрая, светлая книга, воспоминания о которой человек пронесёт через всю жизнь: рядом с книжными картинками в его памяти постоянно будут возникать близкие сердцу картинки детства, милые образы родных людей.
Проблема сохранения интереса к книге, к чтению, как процессу и ведущей деятельности человека, сегодня особенно актуальна. Техника (аудио -видео - компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. В настоящее время можно наблюдать, что у детей низкий уровень развития речи, техники чтения, воображения, восприятия и нравственных качеств.
Развитие активного интереса к книге, желания рассмотреть её и прочитать, узнать что - то новое - важная задача учителя.
В качестве учебного материала для формирования первоклассников - читателей - кружковцев выбрана сказка. И такой выбор сделан не случайно. Первоклассник - читатель и слушатель особенный. Он более эмоционален, чем рассудителен, поэтому поэтические образы для него убедительны и реальны. Сказка - это особое средство познания жизни. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни русского народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.
Занятия в кружке «В гостях у сказки» позволяют ученику осознать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам. Они способствуют формированию потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, помогают эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, получить возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями.
Цель программы: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти, расширение читательского кругозора, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Задачи:
Пробудить в детях интерес к сказке, книге.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Воспитывать доброту, трудолюбие, отзывчивость, любовь к природе, к своим близким, к своей родине.
Развивать устную речь, навыки общения.
Формировать активную жизненную позицию, культуру поведения.
Общая характеристика курса
Содержание курса способствует расширению читательского пространства, реализации индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно - этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, конструирование, лепка, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.
Ценностные ориентиры
Содержание программы кружка «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего произведения устного народного творчества своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание кружковых занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
деятельностный подход;
личностно-ориентированный подход.
Формы проведения занятий
Все занятия проводятся с элементами игр, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. На отдельных занятиях предусмотрен анализ и просмотр текстов. Большое внимание уделяется чтению и слушанию произведений. Предусмотрены как теоретические (рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, чтение, слушание), так и практические виды занятий (рисование, лепка сказочных героев, ролевые игры, инсценировки, презентации, праздники).
Данный курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Используемые технологии:
технология разноуровневого обучения;
технология развивающего обучения;
технология обучения в сотрудничестве;
игровая технология;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и форм работы обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса «В гостях у сказки» в рамках внеурочной деятельности
Программа кружка рассчитана на возраст детей 7 – 8 лет. Занятия проводятся в 1 классе с группой обучающихся во внеурочное время 1 раз в неделю (всего 33 занятия в год). Продолжительность занятия 40 минут.
II Содержание программы курса
Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение её содержания.
Игровые программы с загадками, викторинами, встречи со сказочными героями, прослушивание и сравнение русских народных сказок и сказок других народов: «Курочка Ряба», «Репка», «Лиса и журавль», «Колобок», «Рукавичка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Мужик и медведь», «Маша и медведь», «Три медведя», «Колосок»; иллюстрирование, чтение по ролям , поделки из бумаги способом оригами, лепка из пластилина, аппликация, прослушивание сказок в грамзаписи, инсценировки.
Знакомство с авторскими сказками К. И. Чуковского «Путаница», «Айболит» , В. Сутеева «Палочка – выручалочка», «Капризная кошка», В. П. Катаева , «Дудочка и кувшинчик», «Цветик – семицветик». Выявление отличительных признаков авторской и народной сказки.
Рисование героев по выбору. Литературная игра "По дорогам сказок ".
Творческая мастерская "Моя любимая сказка". Изготовление элементов костюмов, декораций для инсценировки любимых сказок.
Выставка поделок, рисунков, портфолио. Защита проектов «В гостях у сказки»
Литературный праздник "Что за прелесть эти сказки"
III Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка
Личностные:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально "проживать " текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям, к их поступкам.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью руководителя;
проговаривать последовательность действий
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы педагога и группы учащихся;
подробно или выборочно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
участвовать в беседе о прочитанной сказке, выражать своё мнение;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли;
соблюдать правила общения.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст в исполнении педагога, учащихся;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
пересказывать небольшой текст полностью, кратко с помощью учителя и по картинному плану;
составлять устный рассказ по иллюстрации.
Календарно - тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Дата | Примечания |
1 | Вводное занятие. Какие бывают сказки | 05.09 | |
2 | Русская народная сказка «Репка» | 12.09 | |
3 | Инсценирование сказки «Репка» | 19.09 | |
4 | Русская народная сказка «Курочка Ряба». Иллюстрирование сказки | 26.09 | |
5 | Русская народная сказка "Колобок". Лепка героев произведения | 3.10 | |
6 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Слушание, чтение и обсуждение | 10.10 | |
7 | Русская народная сказка «Кот и лиса» Слушание, чтение и обсуждение | 17.17 | |
8 | Русская народная сказка «Три медведя». Иллюстрирование сказки | 24.10 | |
9 | Викторина по русским народным сказкам | 7.11 | |
10 | Белорусская народная сказка «Пых». Обсуждение поступков героев. Пересказ | 14.11 | |
11 | Украинская сказка «Колосок». Слушание, обсуждение | 21.11 | |
12 | Русская народная сказка «Маша и медведь». Лепка героев произведения | 28.11 | |
13 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 5.12.16 | |
14 | Игровая программа «Угадай сказку!» | 12.12.16 | |
15 | Сказка «Рукавичка». Инсценирование эпизодов сказки | 19.12.16 | |
16 | Сказка «Теремок» Слушание, чтение и обсуждение произведения | 26.12.16 | |
17 | Иллюстрирование сказки «Теремок». Выставка детских работ | 9.01.17 | |
18 | Белорусская народная сказка «Мужик и медведь» | 16.01.17 | |
19 | Волшебная сказка. Татарская народная сказка «Три сестры» | 23.01.17 | |
20 | Волшебство в русской народной сказке «Гуси-лебеди» | 30.01.17 | |
21 | Литературная игра «По дорогам сказок» | 13.02.17 | |
22 | Проект «В гостях у сказки» | 20.02.17 | |
23 | Литературная сказка В. Катаев «Цветик-семицветик». Слушание сказки | 27.02.17 | |
24 | Чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» | 6.03.17 | |
25 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | 13.03.17 | |
26 | Обсуждение поступков героев. Пересказ сказки | 20.03.17 | |
27 | В. Сутеев «Капризная кошка» | 3.04.17 | |
28 | В. Сутеев «Палочка – выручалочка» | 10.04.17 | |
29 | Рисование любимых героев сказки «Палочка – выручалочка» | 17.04.17 | |
30 | Любимый дедушка Корней | 24.04.17 | |
31 | «Доктор Айболит». Выразительное чтение произведения | 2.05.17 | |
32 | Литературный праздник «Что за прелесть эти сказки» | 15.05.17 | |
33 | Подведение итогов работы кружка | 22.05.17 | |
Информационно - методическое обеспечение
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
Жукова И.Л. Сказки такие разные… Меня влечёт сказка: зарубежная литературная сказка Жукова И.Л. // Начальная школа, - 2006. - № 6., с.15 – 19
Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей. \ Сост И.Г.Сухин - М: Новая школа. - 1994.
Русские народные сказки. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2008. - 160 с.: ил. - (Библиотека младшего школьника).
Фомина Н.В. Работа кружка "В гостях у сказки" /Фомина Н.В.// Начальная школа. -2005.- № 2 с. 34 - 39.