СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»
Программа кружка "Волшебные ручки"
на 2015-2016 учебный год
6 класс
Руководитель: Цыкунова А. Д.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Этому способствуют - изобразительная деятельность, аппликация, лепка, игровые методы и приёмы (пальчиковые игры, тренинги),конструирование на бумаге с применением нетрадиционных техник и материалов. Так же, помогают развитию у ребёнка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости; каллиграфически красиво и аккуратно изображать письменную речь.
Мелкая моторика- это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребёнка. Изобразительная деятельность, аппликация, лепка, конструирование на листе бумаги, пальчиковые игры и тренинги с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- кроме того, в процессе этой деятельности у детей продолжают формироваться навыки контроля и самоконтроля.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности, аппликации, лепке, конструированию на листе бумаги с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. У детей может отмечаться повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться, испытывают затруднения. Для этого, в процессе работы полезны игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы) на общую и мелкую моторику.
Во многом результат работы зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание школьников, побудить каждого к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игровой момент;
- сюрпризный момент - герой сказки или мультфильма.
- просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение и т. д.
На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник учащиеся получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у детей развиваются воображение, мышление, речь.
У детей может отмечаться повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться, испытывают затруднения. Для этого, в процессе работы полезны игровые моменты и физкультминутки (динамические паузы) на общую и мелкую моторику.
Теоретическая часть работы включает краткие пояснения по темам занятий, показом и приёмам работы. Практическая часть состоит из определённых этапов работы по определённой теме. В работе кружка «Волшебные ручки» важное и особое внимание уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Курс кружка «Волшебные ручки» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными видами деятельность, что позволяет расширить кругозор красивых вещей сделанных своими руками.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся 5-6 классов. Занятия проводятся раз часа в неделю,.
Основные цели работы:
продолжать развивать практические трудовые навыки в разнообразной деятельности у учащихся;
развивать эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создать условия для реализации творческой работы учащихся.
Задачи:
развивающие:
развивать мелкую моторику рук;
развивать пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук;
развивать у детей интерес расширять умения и навыки нетрадиционной изобразительной деятельности;
развивать у детей интерес к аппликации, умение располагать (составлять) изображение на листе, совершенствовать навык работы с клеем;
развивать у учащихся интерес к лепке.
образовательные:
актуализировать знания учащихся по изобразительной деятельности, аппликации, лепке, игровыми методами и приёмами (пальчиковые игры, тренинги), конструированием на бумаге с применением нетрадиционных техник и материалов;
Знакомить учащихся с техникой нетрадиционной деятельности.
воспитательные:
формировать интерес к занятию;
формировать умение работать в коллективе;
воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
воспитывать уважительного отношения к окружающим;
формировать и воспитывать положительные эмоции на занятиях.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ;
беседа;
иллюстрация;
информационно - коммуникативные технологии;
практическая работа;
коллективная и групповая работа;
индивидуальный подход к каждому ребёнку;
исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
высокая степень интереса школьников к содержанию занятий;
приобретение навыка в изобразительной деятельности, аппликации, лепке, игровых методах и приёмах, конструировании на бумаге с применением нетрадиционных техник и материалов;
практическое применение своих умений и навыков.
активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества на школьном и более высоком уровне;
использование поделок и сувениров в оформлении класса, стендов, зала для проведения школьных мероприятий;
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке
«Волшебные ручки»
Иметь представление:
о проектной деятельности и её основных этапах;
о понятии конструкция: простая и сложная, однодетальная и многодетальная;
о понятии композиция;
о понятии чертёж;
о понятии дизайн.
Знать:
правила техники безопасности;
правила общения в коллективе;
название и назначение ручных инструментов, колющих предметов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;
название и свойство материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
что такое деталь, конструкция, композиция, чертёж, дизайн, виды материалов;
последовательность изготовления изделий в традиционной и нетрадиционной технике, разметка, разрезание, сборка, отделка, соединение с помощью клея ПВА.
Уметь:
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников для кружковой работы;
использовать на занятиях правила личной гигиены, культуру поведения, культуру общения, технику безопасности, наблюдение, сравнение, качественное выполнение операций и приёмов по изготовлению несложных изделий;
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
организовать рабочее место;
рационально и экономно строить свою практическую работу на различных этапах работы;
анализировать учебное задание предложенное педагогом;
С помощью учителя:
формулировать учебную проблему;
проводить индивидуальные и коллективные обсуждения, предложенные учителем или возникающие в ходе работы;
выдвигать различные способы решения проблем возникающих на занятии;
отстаивать своё мнение.
Месяц | Число | Тема: |
Сентябрь | 06.09.15 | Вводное занятие. |
13.09.15 | Выполнение цветка "Ромашка" |
20.09.15 | Выполнение открытки к 25 сентября. |
27.09.15 | Цветы из бумаги. |
Октябрь | 04.10.15 | Изготовление открытки к дню учителя. |
11.10.15 | Аппликация "Осенние листочки". |
18.10.15 | Панно из природного материала. |
25.10.15 | Аппликация из засушенных цветов. |
Ноябрь | 08.11.15 | Панно "Цветы" |
15.11.15 | Панно "Русские народные сказки" Пластилин. |
22.11.15 | Лепка из соленого теста. |
29.11.15 | Лепка из пластилина. Картина "Осень" |
Декабрь | 06.12.15 | Изготовление новогодних костюмов. |
13.12.15 | Изготовление новогодних игрушек. |
20.12.15 | Изготовление новогодних открыток. |
Январь | 17.01.16 | Изготовление открытки к Татьянину дню. |
24.01.16 | Плетение из бисера "Дерево". |
31.01.16 | Плетение из бисера "Дерево". |
Февраль | 07.02.16 | Изготовление сувенира на день влюбленных. |
14.02.16 | Изготовление Валентинок. |
21.02.16 | Изготовление открытки на 23 февраля. |
28.02.16 | Цветы "Гвоздики". |
Март | 06.03.16 | "Изготовление открытки к 8 марта. |
13.03.16 | "Ваза с цветами" |
20.03.16 | Лепка из слоеного теста. |
Апрель | 03.04.16 | Выполнение цветов. |
10.04.16 | Лепка из пластилина. |
17.04.16 | Выполнение сложных изделий «Пасха» (кулич, яйцо). |
24.04.16 | Аппликация из пайеток. |
Май | 08.05.16 | Изготовление открытки на 9 мая. |
15.05.16 | "Волшебный бисер" |
22.05.16 | "Дерево счастья" Плетение из бисера. |
29.05.16 | "Дерево счастья" Плетение из бисера. |