СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Кубань – моя малая Родина» историко-краеведческой секции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в свете реализации планов  национальной образовательнолй инициативы "Наша новая школа" возрастает ответственность школы за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Кубань – моя малая Родина» историко-краеведческой секции.»

Программа «Кубань – моя малая Родина» историко-краеведческой секции школьного научно-исследовательского общества «Эрудит».


«Три качества - обширные знания, привычка

мыслить и благородство чувств - необходимы

для того чтобы человек был образованным

в полном смысле этого слова»

Н.Г.Чернышевский.

Пояснительная записка.



В настоящее время в свете реализации планов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» возрастает ответственность школы за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся. Возрастает также и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одной из таких технологий следует считать организацию исследовательской работы.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой для учащихся создается ситуация, когда они сами способны овладеть понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организационного (направляемого) учителем, решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Организуя работу учащихся, приходится исходить из того, что школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по предмету, но и проявить себя, попробовать себя в различных видах деятельности.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться не только на уроках, но и во внеурочное время.

Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы – вовремя увидеть, поддержать и развить способности ребенка, подготовить «почву» для того чтобы способности были реализованы. Школа должна заниматься поиском индивидуальности. Пожалуй, не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности « не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и поэтому можно научиться» (В.А. Моляко).

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

С целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения, в рамках государственной программы «Одаренные дети» на базе школы создано и функционирует научно-исследовательское общество «Эрудит», в котором работает историко-краеведческая секция, занятия которой проходят 1 час в неделю. Авторская программа историко-краеведческой секции составлена на основе региональной программы по кубановедению.

Авторская программа «Кубань – моя Родина» позволит организовать учебно-исследовательскую деятельность школьника и способствовать формированию интеллектуальных умений и навыков, проводить исследовательскую работу через различные формы исследования.

Главная цель программы: работать над углубленными знаниями по различным темам предмета; формировать и развивать творческую личность учащегося.

Задачи программы: воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе и историческому наследию родного края, формировать у молодого поколения высокие чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Идея: « Исследовательская работа - шаг в будущее ».

Работа ведется под девизом: «От творчества учителя - к творчеству ученика».

Программа состоит из 5 разделов: «Природа родной земли», «Моя семья», «Кубани верные сыны», «Радетели земли кубанской», «История родного края»:

- раздел «Природа родной земли» поможет всмотреться в красоту природы родных мест. Экскурсия в мир природы и наблюдение за ней способствуют экологически грамотному, безопасному для природы и собственного поведения. Часто дети изучают природу по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Такие экскурсии можно проводить с целью знакомства с рельефом нашей местности, растительным и животным миром поля, леса и водоёмов, изучая виды почв.

Когда наблюдений и экскурсий оказывается недостаточно для раскрытия сущности явлений, необходимо обратиться к проведению опытов, т.е. искусственного воспроизведения природного явления. Это один из лучших приемов развития мышления детей и гарантия осознанности и прочности знаний.

Работать над классификацией изучаемых объектов, таких как животных, растений, водоемов, различных форм поверхности.

Познакомить детей с картой Краснодарского края, условными знаками, соседними государствами с которыми граничит наш край. Знать карту- это значит знать её содержание, иметь четкое представление о размещении на карте суши и воды, гор и равнин, населенных пунктов.

- раздел «Моя семья» приблизить каждого к глубоким знаниям о своих предках при создании генеалогического древа; о появлении фамилий в жизни людей; познакомить с традициями семьи.

В этом разделе могут быть предложены детям такие исследовательские работы: « Листая фотоальбом моей семьи», «Мои корни», «Мои далекие предки», « Моя семья в Великую Отечественную войну». Проведение конкурса «Наш фамильный герб» с защитой творческих работ, вечера отдыха « Мама, папа, я – дружная семья».

- раздел «Кубани верные сыны» посвящён людям, кто в грозные годы войны не щадя своей жизни оборонял наш край, защищал от врага кубанские города и станицы.

- раздел «Радетели земли кубанской» расскажет о выдающихся людях: атаманах, ученых и хлеборобах, с творчеством поэтов и музыкантов.

- в разделе «История родного края» Особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит музеям, фонды и экспозиции которых составляют значительную часть историко-культурного общественного наследия.

Музейная работа, с одной стороны, тесно переплетается с краеведческой, экскурсионной, историко-краеведческой, военно-патриотической; с другой стороны, связана с базовым образованием, с предметными программами. В общем виде она может включать в себя:

а) расширение изучения основных предметов школьной программы-истории, кубановедения, являющиеся дополнительными к базовой программе. Проведение беседы об исторических преданиях, этнографических принадлежности народов, проживающих на территории конкретного региона, истории города и его окрестностей.

б) экскурсионно-походную деятельность, изучение древних памятников архитектуры и археологии, находящихся на территории региона, общение с экологами и краеведами, посещение музеев, поездки по городам нашего края.

В нём ребята знакомятся о столице казачьего края, городе русской славы Новороссийске, чудесным курортом Анапа и его историческим прошлым, об улицах родных городов и станиц.

С учащимися на занятиях работа ведется по следующим направлениям:

- развитие познавательной активности и творческих способностей учебно- исследовательской деятельности;

- подготовка к написанию работ;

- работа по составлению презентаций.

Исследовательская работа является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором воспитательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.

Программа «Кубань - моя малая Родина» будет полезна широкому кругу: учителям начальных классов и кубановедения, историкам, завучам по воспитательной работе, работникам центров детского творчества, сотрудникам библиотек, работников детских домов и интернатов…





















РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

«Кубань - моя малая Родина».




Содержание работы



Сроки исполнения

1.

Исследовательская и практическая деятельность школьников в системе краеведения.


Ежегодно, сентябрь.

2.

Знакомство с темой занятия.



еженедельно

3.

Подбор литературы, фотографий по изучаемой теме.



ежемесячно

4.

Написание творческой работы.



ежемесячно

5.

Использование материала на уроках кубановедения, внеклассных мероприятиях.


ежегодно

6.

Защита работ в рамках секции.



ежегодно, апрель-май.

7.

Защита работ в НШОУ.



ежегодно, декабрь

8.

Защита работ на районной научно-исследовательской

конференции.


ежегодно, январь

9.

Защита работ на краевом уровне.



10.

Участие в конкурсе «Лучшая секция школы».



ежегодно

11.

Посещение районного фестиваля «Знание – сила!».


ежегодно





Тематическое планирование.

3 класс.


№п/п



Тема занятий


Кол.

часов.


Вид деятельности

теория

исследования

экскурсия

Классификация

опыт

« Природа родной земли».



15

9

5

-

1


1.


2.

3.


4.


5.

6.

7.

8.


9.

10.

11.

12.


13.

14.

15.


Введение. Природа Краснодарского края.

Живая и неживая природа.

Разнообразие животного мира Краснодарского края.

Дикие и домашние животные.

(классификация животных).

Разнообразие растительного мира.

Красная книга Кубани.

Экскурсия « В лес за грибами».

Создание альбома « Грибы Кубани».

1 раздел: «Съедобные грибы».

2 раздел: « Ядовитые грибы».

Лекарственные растения.

Сбор материала. Изготовление листовок.

Насекомые.

Подбор литературы. Иллюстраций.

Защита мини-проектов.

















1



1





1

1


1





1

1


1



1




1




1








1

1






1

























1






















«Моя семья».


5

2

3

-



1.

2.

3.

4.

5.


История моего имени.

Я и моя семья.

Семья. Мои родные и близкие.

Генеалогическое древо.

«Наши любимые мамы» -

выпуск стенгазеты.




1


1



1


1

1



«История родного края».


11

8

1

-

2

1.

2.

3.


4.

5.

6.

7.


8.


9.


10.


11.


Краснодарский край.

Герб, гимн, флаг Кубани.

Краснодар- град казачий (экскурсия).

Именем Екатерины нареченный…

Населенные пункты Кубани.

Кубань - многонациональный край.

Крымский район. Населенные пункты.

Труд и быт жителей нашей станицы (экскурсия на конеферму).

Моя станица Неберджаевская. Легенды.

Достопримечательности станицы. Посещение клуба, памятника.

«Милый уголок - мой отчий дом» презентация – фотоальбом.


1

1



1

1

1

1






1


1












1




1







1

«Радетели земли Кубанской»


3

3





1.

2.


3.


Космонавты Кубани.

Выдающиеся люди в истории Кубани.


Художники Кубани.



1

1


1




« Кубани верные сыны».

2

1



1

1.

2.


Встреча с ветеранами ВОВ.

Экскурсия по местам боевой славы «Памятники Крымского района».



1








1


Итого:

36

23


9



4




Тематическое планирование.

4 класс.

4 класс.

№п




Тема занятий.



Кол.

часов


Вид деятельности.

теория

исследования

экскурсия


Классификация

опыт


« Природа родной земли»


12

6

3

2

1


1.

2.


3.


4.

5.


6.


7.

8.

9.


10.

11.


12.



Формы поверхности.

Особенности форм поверхности.

Работа над материалом, презентацией

Вода, её свойства.

Водоемы Краснодарского края. Карта.

Разновидности водоемов.Река Кубань.

Черное море и его обитатели.

Азовское море и его обитатели.

Презентация «Обитатели Черного моря».

Почва. Состав почвы.

Почвы Краснодарского края, значение для жизни и животных.

Презентация проекта «Почвы Краснодарского края.







1







1

1

1



1



1




1









1

1







1









1


1

«Моя семья».


5

4



1


1.


2.

3.


4.


5.




Семейные традиции. Традиции моей семьи.

Фамильный герб.

«Листая альбом моей семьи» презентация работ.

Семья Степановых. Подвиг матери.

Семейный праздник «Папа, мама, я – очень дружная семья».



1


1

1


1











1

«История родного края».


16

14

1

-

1

1.

2.

3.

4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.

13.

14

.

15.


16.

Лента времени.

Историческая карта Кубани.

Древние люди Кубани.

Племена на территории Кубани в эпоху раннего железа.

Мегалиты Кубани. Виды дольменов.

Место расположения дольменов, их сооружение.

Экскурсия «Дольмены Шапсуга»

Презентация на тему: «Дольмены».

Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей.

Образование Боспорского царства.

Шедевры греческого искусства.

Легенды и мифы Кубани.

Топонимы и гидронимы.

Переселение казачества на Кубань.

Донское, черноморское, линейное казачество.

Быт и культура казаков.



1

1

1

1




1




1


1


1


1


1

1

1


1


1






1

































1

«Радетели земли кубанской»


2

2

-

-

-


1.



2.


В гостях у Кубанского казачьего хора.

«Концерт в Москве». Знакомство с В.Г.Захарченко.

Кубань в стихах поэтов. Презентация «Кубанские поэты».




1




1




«Кубани верные сыны»


1

-

-

-

1


1.





Посещение краеведческого музея г. Крымска, просмотр панорамы боев в ВОВ в г. Крымске «Герои тех страшных дней».








1


Итого:


36

26

4

2

4



Предполагаемый результат: по окончании начальной школы у учащихся должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.

В результате умело организованной исследовательской деятельности ученики начальной школы, активно занимающейся ею, будут обладать следующими качествами личности, которые помогут им старшей школе, а именно:- уметь приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;

- критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей,

- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их.

- выражать результаты наблюдений и коротко их описывать; выдвигать гипотезы.

- делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

- выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом;