Программа «Кубань – моя малая Родина» историко-краеведческой секции школьного научно-исследовательского общества «Эрудит».
«Три качества - обширные знания, привычка
мыслить и благородство чувств - необходимы
для того чтобы человек был образованным
в полном смысле этого слова»
Н.Г.Чернышевский.
Пояснительная записка.
В настоящее время в свете реализации планов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» возрастает ответственность школы за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся. Возрастает также и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одной из таких технологий следует считать организацию исследовательской работы.
Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой для учащихся создается ситуация, когда они сами способны овладеть понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организационного (направляемого) учителем, решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.
Организуя работу учащихся, приходится исходить из того, что школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по предмету, но и проявить себя, попробовать себя в различных видах деятельности.
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков должна осуществляться не только на уроках, но и во внеурочное время.
Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы – вовремя увидеть, поддержать и развить способности ребенка, подготовить «почву» для того чтобы способности были реализованы. Школа должна заниматься поиском индивидуальности. Пожалуй, не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности « не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и поэтому можно научиться» (В.А. Моляко).
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.
С целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения, в рамках государственной программы «Одаренные дети» на базе школы создано и функционирует научно-исследовательское общество «Эрудит», в котором работает историко-краеведческая секция, занятия которой проходят 1 час в неделю. Авторская программа историко-краеведческой секции составлена на основе региональной программы по кубановедению.
Авторская программа «Кубань – моя Родина» позволит организовать учебно-исследовательскую деятельность школьника и способствовать формированию интеллектуальных умений и навыков, проводить исследовательскую работу через различные формы исследования.
Главная цель программы: работать над углубленными знаниями по различным темам предмета; формировать и развивать творческую личность учащегося.
Задачи программы: воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе и историческому наследию родного края, формировать у молодого поколения высокие чувства патриотизма и гражданской ответственности.
Идея: « Исследовательская работа - шаг в будущее ».
Работа ведется под девизом: «От творчества учителя - к творчеству ученика».
Программа состоит из 5 разделов: «Природа родной земли», «Моя семья», «Кубани верные сыны», «Радетели земли кубанской», «История родного края»:
- раздел «Природа родной земли» поможет всмотреться в красоту природы родных мест. Экскурсия в мир природы и наблюдение за ней способствуют экологически грамотному, безопасному для природы и собственного поведения. Часто дети изучают природу по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Такие экскурсии можно проводить с целью знакомства с рельефом нашей местности, растительным и животным миром поля, леса и водоёмов, изучая виды почв.
Когда наблюдений и экскурсий оказывается недостаточно для раскрытия сущности явлений, необходимо обратиться к проведению опытов, т.е. искусственного воспроизведения природного явления. Это один из лучших приемов развития мышления детей и гарантия осознанности и прочности знаний.
Работать над классификацией изучаемых объектов, таких как животных, растений, водоемов, различных форм поверхности.
Познакомить детей с картой Краснодарского края, условными знаками, соседними государствами с которыми граничит наш край. Знать карту- это значит знать её содержание, иметь четкое представление о размещении на карте суши и воды, гор и равнин, населенных пунктов.
- раздел «Моя семья» приблизить каждого к глубоким знаниям о своих предках при создании генеалогического древа; о появлении фамилий в жизни людей; познакомить с традициями семьи.
В этом разделе могут быть предложены детям такие исследовательские работы: « Листая фотоальбом моей семьи», «Мои корни», «Мои далекие предки», « Моя семья в Великую Отечественную войну». Проведение конкурса «Наш фамильный герб» с защитой творческих работ, вечера отдыха « Мама, папа, я – дружная семья».
- раздел «Кубани верные сыны» посвящён людям, кто в грозные годы войны не щадя своей жизни оборонял наш край, защищал от врага кубанские города и станицы.
- раздел «Радетели земли кубанской» расскажет о выдающихся людях: атаманах, ученых и хлеборобах, с творчеством поэтов и музыкантов.
- в разделе «История родного края» Особое место в воспитании подрастающего поколения принадлежит музеям, фонды и экспозиции которых составляют значительную часть историко-культурного общественного наследия.
Музейная работа, с одной стороны, тесно переплетается с краеведческой, экскурсионной, историко-краеведческой, военно-патриотической; с другой стороны, связана с базовым образованием, с предметными программами. В общем виде она может включать в себя:
а) расширение изучения основных предметов школьной программы-истории, кубановедения, являющиеся дополнительными к базовой программе. Проведение беседы об исторических преданиях, этнографических принадлежности народов, проживающих на территории конкретного региона, истории города и его окрестностей.
б) экскурсионно-походную деятельность, изучение древних памятников архитектуры и археологии, находящихся на территории региона, общение с экологами и краеведами, посещение музеев, поездки по городам нашего края.
В нём ребята знакомятся о столице казачьего края, городе русской славы Новороссийске, чудесным курортом Анапа и его историческим прошлым, об улицах родных городов и станиц.
С учащимися на занятиях работа ведется по следующим направлениям:
- развитие познавательной активности и творческих способностей учебно- исследовательской деятельности;
- подготовка к написанию работ;
- работа по составлению презентаций.
Исследовательская работа является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором воспитательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.
Программа «Кубань - моя малая Родина» будет полезна широкому кругу: учителям начальных классов и кубановедения, историкам, завучам по воспитательной работе, работникам центров детского творчества, сотрудникам библиотек, работников детских домов и интернатов…
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
«Кубань - моя малая Родина».
№ | Содержание работы | Сроки исполнения |
1. | Исследовательская и практическая деятельность школьников в системе краеведения. | Ежегодно, сентябрь. |
2. | Знакомство с темой занятия. | еженедельно |
3. | Подбор литературы, фотографий по изучаемой теме. | ежемесячно |
4. | Написание творческой работы. | ежемесячно |
5. | Использование материала на уроках кубановедения, внеклассных мероприятиях. | ежегодно |
6. | Защита работ в рамках секции. | ежегодно, апрель-май. |
7. | Защита работ в НШОУ. | ежегодно, декабрь |
8. | Защита работ на районной научно-исследовательской конференции. | ежегодно, январь |
9. | Защита работ на краевом уровне. | |
10. | Участие в конкурсе «Лучшая секция школы». | ежегодно |
11. | Посещение районного фестиваля «Знание – сила!». | ежегодно |
|
Тематическое планирование.
3 класс.
№п/п | Тема занятий | Кол. часов. | Вид деятельности |
теория | исследования | экскурсия |
Классификация | опыт |
« Природа родной земли». | 15 | 9 | 5 | - | 1 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. | Введение. Природа Краснодарского края. Живая и неживая природа. Разнообразие животного мира Краснодарского края. Дикие и домашние животные. (классификация животных). Разнообразие растительного мира. Красная книга Кубани. Экскурсия « В лес за грибами». Создание альбома « Грибы Кубани». 1 раздел: «Съедобные грибы». 2 раздел: « Ядовитые грибы». Лекарственные растения. Сбор материала. Изготовление листовок. Насекомые. Подбор литературы. Иллюстраций. Защита мини-проектов. | | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | | 1 |
«Моя семья». | 5 | 2 | 3 | - | |
1. 2. 3. 4. 5. | История моего имени. Я и моя семья. Семья. Мои родные и близкие. Генеалогическое древо. «Наши любимые мамы» - выпуск стенгазеты. | | 1 1 | 1 1 1 | | |
«История родного края». | 11 | 8 | 1 | - | 2 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Краснодарский край. Герб, гимн, флаг Кубани. Краснодар- град казачий (экскурсия). Именем Екатерины нареченный… Населенные пункты Кубани. Кубань - многонациональный край. Крымский район. Населенные пункты. Труд и быт жителей нашей станицы (экскурсия на конеферму). Моя станица Неберджаевская. Легенды. Достопримечательности станицы. Посещение клуба, памятника. «Милый уголок - мой отчий дом» презентация – фотоальбом. | | 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | | 1 1 |
«Радетели земли Кубанской» | 3 | 3 | | | |
1. 2. 3. | Космонавты Кубани. Выдающиеся люди в истории Кубани. Художники Кубани. | | 1 1 1 | | | |
« Кубани верные сыны». | 2 | 1 | | | 1 |
1. 2. | Встреча с ветеранами ВОВ. Экскурсия по местам боевой славы «Памятники Крымского района». | | 1 | | | 1 |
Итого: | 36 | 23 | 9 | | 4 |
Тематическое планирование.
4 класс.
4 класс. №п | Тема занятий. | Кол. часов | Вид деятельности. |
теория | исследования | экскурсия |
| Классификация | опыт | |
« Природа родной земли» | 12 | 6 | 3 | 2 | 1 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. | Формы поверхности. Особенности форм поверхности. Работа над материалом, презентацией Вода, её свойства. Водоемы Краснодарского края. Карта. Разновидности водоемов.Река Кубань. Черное море и его обитатели. Азовское море и его обитатели. Презентация «Обитатели Черного моря». Почва. Состав почвы. Почвы Краснодарского края, значение для жизни и животных. Презентация проекта «Почвы Краснодарского края. | | 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 | 1 |
«Моя семья». | 5 | 4 | | | 1 |
1. 2. 3. 4. 5. | Семейные традиции. Традиции моей семьи. Фамильный герб. «Листая альбом моей семьи» презентация работ. Семья Степановых. Подвиг матери. Семейный праздник «Папа, мама, я – очень дружная семья». | | 1 1 1 1 | | | 1 |
«История родного края». | 16 | 14 | 1 | - | 1 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14 . 15. 16. | Лента времени. Историческая карта Кубани. Древние люди Кубани. Племена на территории Кубани в эпоху раннего железа. Мегалиты Кубани. Виды дольменов. Место расположения дольменов, их сооружение. Экскурсия «Дольмены Шапсуга» Презентация на тему: «Дольмены». Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей. Образование Боспорского царства. Шедевры греческого искусства. Легенды и мифы Кубани. Топонимы и гидронимы. Переселение казачества на Кубань. Донское, черноморское, линейное казачество. Быт и культура казаков. | | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | | 1 |
«Радетели земли кубанской» | 2 | 2 | - | - | - |
1. 2. | В гостях у Кубанского казачьего хора. «Концерт в Москве». Знакомство с В.Г.Захарченко. Кубань в стихах поэтов. Презентация «Кубанские поэты». | | 1 1 | | | |
«Кубани верные сыны» | 1 | - | - | - | 1 |
1. | Посещение краеведческого музея г. Крымска, просмотр панорамы боев в ВОВ в г. Крымске «Герои тех страшных дней». | | | | | 1 |
| Итого: | 36 | 26 | 4 | 2 | 4 |
Предполагаемый результат: по окончании начальной школы у учащихся должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углубленны знания истории своего Отечества, малой Родины; заложено начало эстетического, этического мировосприятия, привиты нравственные основы.
В результате умело организованной исследовательской деятельности ученики начальной школы, активно занимающейся ею, будут обладать следующими качествами личности, которые помогут им старшей школе, а именно:- уметь приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
- критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей,
- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их.
- выражать результаты наблюдений и коротко их описывать; выдвигать гипотезы.
- делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.
- выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом;