СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Геоэкология Тамбовской области" 8 класс (17 часов).

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Геоэкология Тамбовской области" 8 класс (17 часов).

Пояснительная записка

Цель курса:

-  укрепление любви к родному краю, зарождение интереса к его социально-экономической жизни, воспитание патриотических чувств;

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Геоэкология Тамбовской области" 8 класс (17 часов).»


Программа курса "Геоэкология Тамбовской области" 8 класс (17 часов).

Пояснительная записка

Цель курса:

- укрепление любви к родному краю, зарождение интереса к его социально-экономической жизни, воспитание патриотических чувств;

- обеспечить опережающее понимание изменений окружающей среды на локальном и региональном уровнях.

Задачи:

- обобщение геоэкологических знаний об особенностях и динамике процессов происходящих в окружающей среде своей местности и области;

- выработка у школьников природосберегающего поведения в повседневной жизни;

- формирование ценностного отношения к окружающей среде в своей местности, области, стране.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

  • Закон Тамбовской области №212-3 «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего общего образования Тамбовской области» от 04.06.2007

  • Примерная программа курса регионального компонента базисного учебного плана « Краеведение». Тамбов. ТОИПКРО, 2005

  • Краеведческая программа курса «Геоэкология Тамбовской области». Составители: Козлов А.А., Нестеров Ю.А., Саранчин Н.Н. и др. Тамбов. ТОИПКРО. 2005 год.

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Региональный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих региональную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год. Утверждён Управлением образования и науки Тамбовской области приказом №212-4 от 04.06. 2007

Настоящая программа разработана на основе примерной программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Краеведение» и включает в себя: учебный план, содержание, требования к знаниям и умениям учащихся. Требования к обязательному минимуму содержания программы курса «Геоэкология Тамбовской области», определяются обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по географии.

Обучаясь по данной программе, учащиеся получат представление о целях и задачах обучения средствами данного учебного предмета. Программа направлена на формирование системы знаний, умений и способов деятельности, развитии и социализации учащихся, она содействует сохранению единого образовательного пространства. По данной программе накоплен опыт и материальная база.

Место курса в базисном учебном плане

Курс «Геоэкология Тамбовской области» входит в образовательную область «Обществознание». Региональный компонент базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Тамбовской области отводит для обязательного изучения курса «Геоэкология Тамбовской области» в 8-м классе основной школы 17 учебных часов в год, 0,5 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Геоэкология Тамбовской области. Составители: Козлов А.А., Нестеров Ю.А. и др. Тамбов. ТОИПКРО. 2005 год.


Структура учебного курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Содержание учебного курса «Геоэкология Тамбовской области» должно обеспечить познание взаимосвязей и взаимодействий в системе "человек – природа, хозяйство - окружающая среда", устойчивые знания о развитии геоэкологической среды в Тамбовской области о природных, техногенных факторах и процессах на территории Тамбовской области.

Актуальность введения курса "Геоэкология Тамбовской области" в учебные планы школы в 8 классе связана с недостаточностью только биоэкологических знаний для понимания проблем, возникающих в окружающей среде. В отличие от биологических организмов человечество загрязняет окружающую среду вследствие производственной и иной деятельности. Растения и животные, в отличие от человека, не создают предпосылок для самоуничтожения. Это имеет принципиальное значение в постижении геоэкологической эволюции окружающей человека среды. К тому же «геоэкология» - это наука, изучающая природу и деятельность человека в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии, в отличии от других экологического содержания курсов или модулей.

Программа предусматривает типы уроков, соответствующие возрасту учащихся:

• комбинированный урок;

• урок изучения нового материала;

• практическая работа;

• экскурсия;

• деловая игра;

• защита проекта.

Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, диалог, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования;

- методы, развивающие творческую деятельность учащихся;

- степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, информационно-коммуникативного, личностно-ориентированного, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (школьный краеведческий атлас Тамбовской области, краеведческая литература, комплект контурных карт Тамбовской области и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал),

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов, защита проектов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами обучения курса «Геоэкология» является:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения;

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения геоэкологии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения геоэкологии являются:

-формирование представлений о геоэкологии науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.


Учебно-тематический план



№ п/п

Тема раздела, урока

Количество часов

В том числе:


Дата

Практические работы

Тестирование

Защита проекта

По плану

По факту


Введение

1






1

Природные факторы и процессы на территории Тамбовской области

5






1.1

Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме области

1

1





1.2

Водная среда области. Влагооборот и водные ресурсы

1

1





1.3

Геоморфологическая среда. Эрозионные процессы

1






1.4

Биопочвенная среда. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения

1






1.5

Геоэкологические основы рационального природопользования.

1

1





2

Техногенные факторы и процессы на территории Тамбовской области

4






2.1

Геоэкологические проблемы сельского хозяйства области

1






2.2

Геоэкологические проблемы промышленности

1






2.3

Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики

1






2.4

Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека

1


1




3

Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области

7






3.1

Эколого-географическое положение Тамбовской области

1






3.2

Геоэкологические зоны и районы Тамбовской области

1

1





3.3

Геоэкология своего населенного пункта

1






3.4

Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта

2

2





3.5

Природосберегающее поведение в повседневной жизни; Итоговое занятие

2

2


1




Итого:

17


1

1




































Содержание (17 час.)

Введение (1 час)

Что и как изучают в курсе "Геоэкология Тамбовской области". Особенности геоэкологии в нашей Тамбовской области.

Значение курса в формировании геоэкологических умений и навыков в оценке конкретной географической действительности как предпосылки

. благоразумных действий по отношению к самим себе и к окружающей среде. Понятие "окружающая среда". Природные условия и ресурсы области. Природный и экологический потенциал Тамбовской области.

Раздел I. Природные факторы и процессы на территории Тамбовской

области (5 час)

Тема 1.1 Воздушная среда. Благоприятность климатических условий в геосистеме Тамбовской области. Воздушное окружение человека. Понятие "воздушная среда". Основные виды и нормативы загрязнений воздушной среды в своей местности и области в целом. Тепловые ресурсы Тамбовской области. Влажность воздуха и осадки в геосистеме области.

Практическая работа №1. Определение агроклиматических ресурсов своей местности.

Тема 1.2 Водная среда области. Влагооборот и водные ресурсы Тамбовской области. Понятие "водная среда" Водная среда области. Влагооборот. Водные ресурсы Тамбовской области. Техногенные загрязнения, засорение, ухудшение качества вод своей местности и области. Проблемы оптимального водопользования в Тамбовской области.

Практическая работа №2. Определение приходной и расходной частей влагооборота Тамбовской области.

Тема 1.3 Геоморфологическая среда. Эрозионные процессы. Понятие "геоморфологическая среда". Литосфера, ее строение в пределах Тамбовской области. Формы рельефа и горные породы области, их подверженность разрушению. Эрозионные процессы Геоэкологические критерии состояния геоморфологической среды.

Тема 1.4 Биопочвенная среда Тамбовской области. Основные типы экосистем области и их антропогенные изменения. Понятие "биопочвенная среда". Техногенные нарушения и загрязнения биопочвенной среды в своей местности и области в целом. Антропогенные экосистемы области: поля, лесополосы, населенные пункты и др.

Тема 1.5 Геоэкологические основы рационального природопользования.

Окружающая среда Тамбовской области - природно-техногенное целое. Геоэкологическое единство окружающей среды. Взаимосвязи воздушной, водной, геоморфологической сред в условиях своей местности (города или сельского населенного пункта Тамбовской области).

Геоэкологические основы рационального природопользования.

Природа как источник ресурсов и среда обитания человека на территории Тамбовской области. Природные условия, природные ресурсы и их классификация.

Практическая работа №3.

Составление схемы основ рационального природопользования.

Раздел 2. Техногенные факторы и процессы (4 часа)

Тема 2.1 Геоэкологические проблемы сельского хозяйства области.

Экологические проблемы области и их причины Высокая земледельческая освоенность области. Интенсивное использование черноземных почв в эпоху НТР - в середине и конце XX столетия. Совокупное воздействие на почвы антропогенных и спровоцированных деятельностью человека естественных процессов. Специфика экологических проблем сельского хозяйства Тамбовской области. Сокращение площадей, изменение физико-химических свойств чернозема, потеря плодородия. Роль географии в решении экологических проблем сельского хозяйства Тамбовской области.

Тема 2.2 Геоэкологические проблемы промышленности Специфика экологических проблем Тамбовской области в добывающей промышленности и обрабатывающей промышленности. Промышленные выбросы в экосистему. Роль географии в решении экологических проблем. Малоотходная технология, оборотное водоснабжение, утилизация твердых отходов и другие пути решения экологических проблем в промышленности.

Тема 2.3 Геоэкологические проблемы транспорта и энергетики. Конфигурация территории. Особенности расположения городов и районных центров, дорог Тамбовской области. Идея «поляризованного ландшафта». Специфика экологических проблем транспорта и энергетики. Роль географии в решении экологических проблем.

Тема 2.4 Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека. Геоэкологические процессы в Тамбовской области. Прямые или опосредованные воздействия изменяющейся окружающей среды на здоровье человека. Особо опасные загрязнители окружающей среды в Тамбовской области и их воздействие на человека. Проявления неблагоприятных геоэкологических процессов для человека в своей местности. Пути сохранения и улучшения качества окружающей среды. Значение и формы сотрудничества в их решении.

Раздел 3. Развитие геоэкологической среды в Тамбовской области

(7час) Тема 3.1 Эколого-географическое положение Тамбовской области.

Природный и экологический потенциал Тамбовской области. Особенности ЭГП Тамбовской области. Положение в центре Европейской части России. Тамбовская область часть Центральной России. Местонахождение относительно экологически важных внешних источников загрязнений, потенциальных экологических опасностей. Геоэкологические взаимосвязи Тамбовской области и соседних областей.

Тема 3.2 Геоэкологические зоны и районы Тамбовской области.

Понятие «геоэкологическая ситуация». Типы геоэкологических ситуаций: комплексное загрязнение ландшафтов, радиационное загрязнение почв, химическое загрязнение почв и вод области. География районов с конфликтно-напряженной геоэкологической ситуацией с позиций условий проживания и состояния здоровья населения, сохранности природно-ресурсного потенциала. Выделение зон и районов на карте по типам геоэкологических ситуаций в Тамбовской области. Охраняемые территории и объекты: заповедник "Воронинский", охотничьи заказники, памятники природы, редкие виды растений и животных. Проблемы рекреационного природопользования в хозяйственной деятельности в Тамбовской области.

Практическая работа №4. Составление картосхемы районов с конфликтно-напряженной геоэкологической ситуацией Тамбовской области.

Тема 3.3 Геоэкология своего населенного пункта. Населенный пункт как природно-техническая геоэкосистема. Принципиальное отличие населенного пункта от природной экосистамы. Геоэкологическая специфика населенных пунктов Тамбовской области. Факторы, определяющие качество воздушной среды в городах и крупных населенных пунктах нашей области. Города Тамбовской области с наибольшим загрязнением.

Тема 3.4 Геоэкологический мониторинг своего населенного пункта. Цель, задача, система геоэкологического мониторинга. Региональный, локальный уровни мониторинга окружающей среды. Санитарно-гигиенический (биоэкологический), природно-хозяйственный, биосферный блоки мониторинга. Приоритетные объекты геоэкологического мониторинга. Государственная служба наблюдения Тамбовской области за загрязнением воздуха, поверхностных и подземных вод.

Практическая работа №5-6 Проведение геоэкологического мониторинга своего населенного пункта.

Результаты мониторинга.

Тема 3.5 Природосберегающее поведение в повседневной жизни.

Итоговый урок

Сознательная созидательная (охранительная, преобразующая) или разрушающая деятельность человека, направленная на объекты и процессы в окружающей среде. Индивидуальное геоэкологическое сознание жителя Тамбовской области. Цели геоэкологического поведения. Предметные и духовные ценности во взаимодействии человека с окружающей средой. Личность гражданина Тамбовской области, его геоэкологическая компетентность - основа благоразумных действий по отношению к самому себе и к окружающей среде.

Практическая работа №7-8. Защита проектов, рефератов или иных работ учащихся.
































Требования к уровню подготовки учащихся.

Компетенции: - реализация дидактических принципов «от близкого — к далекому», «от известного — к неизвестному», «от простого — к сложному»;

- укрепление любви к родному краю, зарождение интереса к его социально-экономической жизни, воспитание патриотических чувств, патриотического сознания и патриотического поведения;

- развитие мышления, свободного от стереотипов;

- активное познание родного края, его природных богатств, культуры, истории;развитие способности не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать;

В результате изучения курса ученик научится:

определять географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

♦ географические особенности природы Тамбовской области, населения родного края; связь между природными условиями и культурно-бытовыми особенностями Тамбовской области;

♦ выявлять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите населения от природных и техногенных явлений.

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для анализа экологического состояния географических объектов и ландшафтов Тамбовской области;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к окружающей среде;

составлять краткую географическую характеристику ландшафтов Тамбовской области на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

выявлять геоэкологические проблемы на местности и по карте, пути сохранения и улучшения качества окружающей среды;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик экологического состояния компонентов природы области.

ученик получит возможность научиться:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

♦ чтения карт различного содержания;

♦ проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

♦ наблюдения за состоянием воздуха, воды и почвы своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

♦ решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

♦ проведения самостоятельного поиска географической информации о местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных




































Литература:

Для учителя:

1. Дудник Н.И. Геоэкология Тамбовской области: Учебное пособие для студентов института естествознания ТГУ им. Г.Р.Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2004.

2. Дубровин О.И.и др. Методическое пособие по геоэкологии. Тамбов. ТОИПКРО, 2006

3. Журнал "География в школе", Розанов Л.Л. Программа курса "Геоэкология", XI класс, №2 2004г стр.48-52.

4. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. -Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.

Для учащихся:


  1. Атлас Тамбовской области.

  2. Дубровин О.И., Петухов Б.Е. Геоэкология Тамбовской области. Тамбов. «Юлис», 2006

  3. Государственные памятники природы Тамбовской области. Каталог под редакцией Т.В. Быстрицкого. Тамбов. 1986

  4. Дудник Н.И. Природа Тамбовского края. Тамбов. 2001

  5. Набор контурных карт по Тамбовской области.



















Календарно-тематическое планирование


Система уроков

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства

дата

Учебно-познавательные задачи

Виды деятельности учащихся

информационная

Информационно-методическое обеспечение

По плану

Фактич

ески

1.

Введение. Инструктаж по ТБ.

Цель: выявить знач

ение курса в форми

ровании геоэкологи

ческих умений и навыков, понятия- геоэкология, окружа

ющая среда

Объяснительно-иллюстрационная

Учебник, атлас



Знать: понятие «экология», «окружающая среда», содержание курса,

индивидуальная

Конспект занятия

Учебник «Геоэкология», методическое пособие Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области

2

Воздушная среда.

Цель: выявить благо

приятность климати

ческих условий в геосистеме Тамбовс

кой области

Частично-поисковая

Работа с текстом

атласом, с табли

цей, П/Р



Знать: понятие – воздушна

я среда, основные виды загрязнений воздуха в сво

ей местности и области

Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал

индивидуальная

Заполнение таблицы

П/Р Опреде

ление агрок

лиматических ресурсо

в своей ме

стности

атлас, Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области. Федорова А.И. Практикум по эк

ологии и охране окружающей среды

3

Водная среда области

Цель: рассмотреть водную среду обла

сти, её особенность








Частично-поисковая

Работа с карт

ами, текстом уче

бника, П/Р



Знать: понятия - водная среда, влагооборот, техно

генные загрязнения вод области и пути борьбы с ним, проблемы оптимально

го водопользования

Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал


индивидуальная

П/Р Опред

еление при

ходной и расходной частей влаг

ооборота области

Атлас, Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области. Федорова А.И. Практикум по экологии и охране окружаю

щей среды



4

Геоморфологическая среда. Эрозионные процессы.

Цель: рассмотреть строение литосферы в пределах области, эрозиционные процессы.

Объяснительно-иллюстрационная

Работа с текстом

картами, схемами.



Знать: понятие- геоморфол

огическая среда, формы ре

льефа и горные породы, эрозиционные процессы об

ласти.

Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал



индивидуальная

Конспект темы

Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области

атлас, методическое пособие

5

Биопочвенная среда Тамбовской области Основные типы экос

истем области

Цель: рассмотреть

биопочвенную сре

ду и экосистемы об

ласти

Частично-поисковая

Анализ текста, таблиц, схем



Знать: понятие- биопочвен

ная среда, основные типы почв и экосистем области, техногенные загрязнения почв и экосистем, их охрана.

Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал



Индивидуальная

Графический конспект, анализ таблиц

Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области

атлас, методическое пособие

6

Геоэкологические основы рационально

го природопользова

ния

Цель:рассмотреть геоэкологическое единство окружающ

ей среды, геоэколог

ические основы рац

ионального природопользования





Частично-поисковая

Работа с тек

стом, схемами, картами, П/Р



Знать: геоэкологическое единство окружающей сре

ды, геоэкологические осн

овы рационального прир

одопользования, природн

ые условия, ресурсы и их классификация

Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал




Индивидуальная

П/Р Составление схемы ос

нов рацио

нального природопользования

Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области

атлас, . Федорова А.И. Практикум по экологии и охра

не окружающей среды

7

Геоэкологические проблемы сельского хозяйства области

Цель: рассмотреть геоэкологические проблемы сельского хозяйства области


Объяснительно-иллюстративная

Работа с текс

том, картами, таблицей



Знать: экологические проблемы области и их причины, роль географии в решении экологических проблем с-х области Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал



Индивидуальная

Заполнение таблицы

Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области

атлас, методическое пособие

8

Геоэкологические проблемы промышленности

Цель: выявить спец

ифику экологически

х проблем в промы

шленности области

Объяснительно-поисковая

Работа с текс

том, картами



Знать: специфику экологич

еских проблем промышлен

ности, малоотходная техно

логия. Оборотное водоснаб

жение, утилизация твёрдых отходов и др пути решения экологических проблем Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал




индивидуальная






Графический конспект

Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области

атлас, методическое пособие

9

Геоэкологические проблемы транспор

та и энергетики

Цель: выявить конфигурацию территории области по транспорту, его особенности и экологические проблемы




Частично-поисковая

Анализ карт, текста, схем



Знать: конфигурацию тран

спортной системы в област

и, идея «поляризованного ландшафта», экологически

е проблемы транспорта. Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал



индивидуальная




Составление картосхемы

Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области

атлас, методическое пособие

10

Геоэкологические процессы и их влияние на здоровье человека.

Цель: рассмотреть геоэкологические проблемы в области и их влияние на здоровье человека.


Частично-поисковая






Работа с текс

том, дополнительной литературой, картами



Знать: геоэкологические процессы в области, особо опасные загрязнители окружающей среды в области и их воздействие на человека

Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал



индивидуальная

Определить пути сохр

анения и улучшения качества окружающей среды.

Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области атлас, методическое пособие

11

Обобщение знаний по темам

Цель: закрепить знания и умения

продуктивная

Контроль знаний



Знать: понятия и термины по темам

Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал



коллективная

Тестирование

Атлас, методическое пособие, учебник Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области

12

Эколого-географич

еское положение, геоэкологические зоны и районы Тамбовской области

Цель: выявить прир

одный и экологичес

ческий потенциал области, ЭГПобла

сти, рассмотреть ти

пы геоэкологически

х ситуаций, геоэкол

огические зоны обл

асти, проблемы охра

ны природы



Частично-поисковая

Анализ карт, схем Работа с текстом, интернет-ресурсами, допо

лнительной лит

ературой, П/Р



Знать: особенности ЭГП

области, геоэкологические взаимосвязи нашей област

и с соседними областями, понятие- геоэкологическая ситуация, её типы, геоэкол

огические зоны и районы области, охраняемые терр

итории и объекты

Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал

индивидуальная

Характеристика ЭГП

Тамбовской области П/Р Состав

ление карт

осхемы рай

онов с кон

ликтно-нап

ряжённой геоэкологической ситу

ации в Там

бовской области

Атлас, Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области. Федорова А.И. Практикум по экологии и охр

ане окружающей среды

Быстрицкий Т.В.

Государственные памятниками природы

13

Геоэкология своего населённого пункта

Цель: рассмотреть геоэкологическую специфику населенных пунктов области






Частично-поисковая

Работа с текстом

картами, схемами



Знать отличие населенног

о пункта от природной эко

системы, геоэкологическу

ю специфику населенных пунктов области, города об

ласти с наибольшим загря

знением:

Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал

индивидуальная групповая

Характеристика факто

ров опреде

ляющих ка

чество возд

ушной сред

ы в городах и крупных населенных пунктах области

Атлас, Дубровин О.И.Методическое пособие, уче

бник, Тамбовской области

14-15

Геоэкологический мониторинг населенного пункта - Чичерино

Цель: выявить эколог

ическое состояние окружающей среды а микрорайоне школы

исследовательская

П/Р, анализ карт, наблюдений



Знать: цели, задачи систему

геоэкологического мони

торинга

Уметь: анализировать карт

ографический и статистич

тический материал

групповая

Проведение геоэколо

гического мони торин

га своего населенного пункта

Атлас, Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области

Дудник Н.И. Геоэкология Тамбовской области

16-17

Природосберегающее поведение в повседневной жизни

Цель: выявить основ

у благоразумных де

йствий по отношени

ю к самому себе и окружающей среды

исследовательская

Анализ карт, схем. Защита проекта



Знать: предметные и духов

ные ценности во взаимоде

йствии человека с окружаю

щей средой, цели геоэколо

гического поведения

Уметь:анализировать карт

ографический, статистич

еский информационный материал.

парная

Защита проектов

Дудник Н.И. Гео

экология Тамб

овской области Атлас, Дубровин О.И. География и экология Тамб

овской области