4
Управление образования Исполнительного комитета
города Набережные Челны Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №26»
УТВЕРЖДЕНО
протоколом педагогического совета
от _27_ _августа__ 2013 г. № _1_
Директор МБОУ «Гимназия №26»
________________А.Л. Сальников
Введено приказом №__548___
от __29__ __ августа_____ 2013 г.
Программа
кружка для учащихся 11 классов
«Мастерская компьютерной графики»
Составитель: Зарипова Т.Н,
учитель информатики первой
квалификационной категории
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора _______ _Барашкова Е.В._ от «___»______________ 2013 г.
подпись Ф.И.О.
«РАССМОТРЕНО»
На заседании МО, протокол от « 26» августа 2013 г. № _1_
Руководитель МО ________ __Курочкина Г.Р._ от « 26» августа 2013г.
подпись Ф.И.О.
Набережные Челны
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на один год обучения (34 часа по 1 часу в неделю) и состоит из семи разделов, логически взаимосвязанных друг с другом. В то же время каждый из этих разделов вполне самостоятелен и представляет собой законченное целое.
В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Как в начале ХХ века электрификация привела к значительному росту общественного производства и улучшению бытовых условий жизни людей, так в конце ХХ века, начале ХХ1 века такое же революционное значение для развития человеческого общества имеет информатизация. Научной и инструментальной базой информатизации общества является теоретическая и прикладная информатика.
Прикладная информатика включает в себя множество научных дисциплин, в том числе и компьютерную графику, которая используется в самых разных областях человеческой деятельности, начиная от архитектуры и рекламы и заканчивая медициной и кинофильмами.
Этот курс знакомит учащихся с основными возможностями таких программ как CorelDraw, Inkscape, Adobe Photoshop, и Gimp и формирует основные навыки работы в них: учит рисовать с чистого листа, изменять фотографии и делать анимационные ролики. В процессе создания собственных образцов учащиеся узнают, как компьютер их хранит и отображает, и что делать с рисунками после их создания.
Планируемые результаты составлены на основе «Обязательного минимума содержания образования по информатике», рекомендованного Министерством образования РФ, с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и соответствует задачам модернизации российского образования.
Изучение данного спецкурса направлено на достижение следующих целей:
Дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений.
Рассмотреть основные возможности наиболее популярных графических программ.
Научить создавать собственные изображения, используя главные инструменты этих программ.
Организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.
Содействовать приобретению опыта использования графических программ в индивидуальной и коллективной познавательной, в том числе проектной деятельности
Подготовить учащихся к практическому труду, продолжению образования: формировать компьютерную грамотность и информационную культуру школьников.
Создать условия для формирования и развития у школьников умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Содействовать воспитанию художественного вкуса.
Создать условия для развития творческих способностей учащихся, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, главной целью данной программы является приобщение учащихся к восприятию, познанию и усвоению нравственного и эстетического опыта, формирование в нем через общение с информационными технологиями нравственных и психологических качеств личности, а приобретенные знания и навыки должны стать хорошим фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства.
Виды деятельности: учебно-познавательная, самостоятельная с элементами творчества.
Способы и формы организации учебно-познавательной деятельности:
Лекции
Практические занятия
Проекты
Олимпиады
Конкурсы
Формы и критерии контроля: тренировочные практические задания, проекты и их защита.
Ожидаемые прогнозируемые результаты: интерес к предмету, навыки культуры общения (воспитание убеждённости и необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительное отношение к мнению оппонента, готовность к морально-этической оценке, сотрудничество в процессе совместного выполнения практических заданий), творческое мышление, практические навыки создания компьютерного дизайна.
Учебно-тематический план
Класс | № раздела | Содержание | К-во часов | Форма работы |
Лекции | Практические занятия | Защита проектов |
11 | 1 | Введение | 1 | 1 | | |
2 | Векторные редакторы: CorelDraw, Inkscape. | 14 | 6 | 7 | 1 |
3 | Растровые редакторы обработки изображений Adobe Photoshop, GIMP. | 18 | 8 | 9 | 1 |
4 | | 1 | 1 | | |
| | ИТОГО | 34 | 16 | 16 | 2 |
Содержание учебной программы
11 класс
Раздел 1. Введение (1 ч.)
1. Понятие об информации. Правила техники безопасности в компьютерном кабинете. Дизайнерская графика.
Раздел 2. Векторные редакторы CorelDraw, Inkscape (14 ч.)
1-2. Знакомство со средой CorelDraw, Inkscape.
Назначение пунктов меню главного окна – Выбор размера и ориентации печатного листа – Знакомство с основными возможностями инструментов – Изменение размера изображения при прорисовке мелких деталей – Особенности панели свойств – Информация строки состояния – Создание рисунков из простых геометрических примитивов - Сохранение векторной графики
Задание 1. Изучить результат применения таких инструментов, как Кривая, Кривая Безье, Прямоугольник, Эллипс, Многоугольник, Фигура, Форма и Указатель.
3-4. Закраска рисунков
Формирование собственных цветов в модели RGB, CMYK, HSB – Создание заливки, состоящей из нескольких цветовых переходов – Использование узорчатой заливки – Особенности текстурных заливок
Задание 2. Создать градиентную заливку и использовать ее для закраски объекта.
Создать узорчатую и текстурную заливки и использовать их для закраски объектов.
5-6. Методы упорядочивания и объединения объектов
Упорядочение объектов – Взаимное выравнивание объектов – Особенности группирования, комбинирования и сваривания объектов – Пересечение объектов – Исключение одних объектов из других
Задание 3. Упорядочить и объединить объекты.
7-8. Создание рисунков из кривых
Элементы кривых – узлы и траектории – Изменение формы (редактирование) кривой – Особенности различных типов узлов – Операции над кривыми
Задание 4. Создать рисунок из кривых.
9-10. Эффект объема. Эффект перетекания
Метод «выдавливания для получения объемных изображений – Закраска боковых поверхностей – Эффект подсветки – Вращение объемных изображений
Что такое перетекание – Перетекание по кратчайшему пути между опорными объектами – Перетекание вдоль произвольного контура – Создание эффекта выпуклости и вогнутости
Задание5. Получить объемные изображения методом выдавливания и применить к ним различные эффекты.
Задание 6. Создать объекты с эффектом перетекания.
11. Работа с текстом
Особенности фигурного и простого текста – Полиграфические параметры текста – Создание текста – Выделение фрагментов
текста – Изменение расстояний между буквами и словами и строками – Специальные эффекты для фигурного текста
Задание 7. Создать фигурный текст и применить к нему эффекты.
12-14. Создание и защита проектов. Примерная тематика:
Королевство кривых зеркал
Эмблема (клуба, турнира, фестиваля, олимпиады и т.д.)
Рекламная листовка
Исторический костюм
Остров Чунга-Чанга
Геральдика (герб города и республики)
В гостях у любимой сказки
В мире музыкальных инструментов
Нет наркотикам (плакат)
Путешествие к далеким мирам
Восточные мотивы
Требования: создать сюжетную иллюстрацию, используя кривую Безье и различные типы заливок. Добавить текст и различные эффекты.
Раздел 3. Растровые редакторы обработки изображений
Adobe PhotoShop, GIMP. (18ч.)
1. Рабочий экран Adobe PhotoShop
Назначение пунктов меню главного окна – Знакомство с инструментами – Работа с панелями – Масштабирование документа - Перемещение изображения в пределах окна – Информация о документе
2. Рабочий экран GIMP.
Задание 1. Познакомиться с основными инструментами редакторов и основными приемами редактирования изображения (Виньетка, Близнецы, Сепия).
3-4. Ретуширование
Улучшаем изображение - Копирование пикселей из одной части изображения и замена ими нежелательного объекта
Задание 2. Выполнить ретуширование изображения с помощью Клона штампа.
5-6. Комбинированные изображения
Послойная организация изображения – Создание нового слоя – Как показывать и прятать слои – Выделение слоев – Изменение порядка расположения слоев – Преобразование изображения на
слое – Изменение прозрачности слоя – Связывание слоев – Удаление слоев – Редактирование фонового слоя – Объединение слоев с целью сокращения объема файла
Задание 3. Создать многослойный документ.
7-8. Что можно сделать с фотографиями
Обрезаем - Яркость и контраст - Изменение размера - Волшебная палочка - Настройка волшебной палочки
Задание 4. Создание нового изображения, используя Волшебную палочку.
9-10. Фильтры
Понятие о фильтрах - Применение фильтров - Уточняем детали - Дополнительные фильтры
Задание 5. Изменить вид фотографии с помощью фильтров.
11-12. Рисование и раскрашивание
Выбор основного и фонового цветов – Размер и параметры инструментов рисования – Создание изображений инструментами рисования – Раскрашивание черно-белых иллюстраций – Раскрашивание черно-белых фотографий – Обесцвечивание фотографий
Задание 6. Используя инструменты Кисть и Заливка, закрасить фрагмент рисунка.
13-14. Добавление текста к изображению
Работа с текстом – Текстовые эффекты
Задание 7. Создать текст и применить к нему различные эффекты.
15. Печать изображений (презентация). Импорт и экспорт графики
Разрешение печати – Типы принтеров – Цветная печать – Цветовой хаос – Подготовка к печати – Печать
Форматы файлов – Экспорт – Как экспортировать файл – Разные системы
16-18. Создание и защита проектов. Примерная тематика:
Тайна третьей планеты
Обложка любимой книги
Контрасты
О спорт! Ты мир…
Параллельные миры
Город будущего
Сон в летнюю ночь
Человек и компьютер
Дом золотой рыбки
Требования: создать многослойный документ (коллаж) с использованием не менее, чем трех различных файлов; добавить текст, применить фильтры.
Раздел 7. Обзорный материал (1 ч.)
1. Специальные эффекты в анимации (презентация). Фракталы (презентация). Виртуальная реальность (презентация).
Список литературы
Залогова Л. Практикум по компьютерной графике – Москва: Лаборатория Базовых знаний, 2003.
Калбег Аша. Компьютерная графика и анимация – Москва: Астрель, 2004.
Кравченко Г.Ф., Мансуров Б.К. 100 практических заданий по основам работы на компьютере – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Планируемые результаты обучения по информатике и информационным технологиям и их оценка в основной и средней (полной) общеобразовательной школе – Набережные Челны: Центр развития образования, 2004.