Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Экология в цифрах»
разработана на основе «Примерной программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. и «Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 7 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007, предназначена обучающимся 5–7 классов.
Цели и задачи курса
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции, выявление экологических проблем, путем математических расчетов.
Задачи программы:
- создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мелкой моторики рук;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 40 минут.
Срок реализации программы 1 год.
Формы организации внеурочной деятельности
-урок игра
-урок путешествие
-экскурсии
- проектная деятельность
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность по программе «Экология в цифрах» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;
- действие в соответствии с заданными правилами;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи.
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов
Содержание курса внеурочной деятельности.
Вводное занятие.
Организационное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты.
Приемы быстрого счета.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение двухзначных чисел на 11;13. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Умножение и деление на 5,50,500. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.
Решение задач
Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Экологические задачки. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи, решаемые уравниванием. Логика и рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.
Геометрическая мозаика
Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.. Геометрические головоломки. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии. Планирование садового участка. Виды садовых клумб
Математика в экологии.
Поступки делового человека. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.
Узнай свои способности
Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания.
Итоговое занятие.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия |
план | факт |
-
| 6.09 | | Организационное занятие. Старинные математические истории |
Приемы быстрого счета (8 ч) |
-
| 13.09 | | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. |
-
| 20.09 | | Умножение двухзначных чисел на 11;13. |
-
| 27.09 | | Промежуточное приведение к «круглым» числам. |
-
| 4.10 | | Использование изменения порядка счета. |
-
| 11.10 | | Умножение и деление на 5,50,500. |
-
| 18.10 | | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. |
-
| 25.10 | | Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». |
-
| 8.11 | | Умножение двухзначных чисел, близких к 100. |
Занимательные математические задачи (8 ч) |
-
| 15.11 | | Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки |
-
| 22.11 | | Задачи на определение возраста. |
-
| 29.11 | | Задачи, решаемые с конца. |
-
| 06.12 | | Задачи на взвешивание и переливание. |
-
| 13.12 | | Задачи, решаемые уравниванием. |
-
| 20.12 | | Задачи на движение. |
-
| 27.12 | | Логика и рассуждения. Логические задачи |
-
| 10.01 | | Решение олимпиадных задач. |
Геометрическая мозаика (10ч) | | | |
-
| 17.01 | | Простейшие геометрические фигуры. |
-
| 24.01 | | Геометрия на клетчатой бумаге. |
-
| 31.01 | | Вырезание из бумаги. |
-
| 07.02 | | Виды садовых клумб. |
-
| 14.02 | | Планирование садового участка. |
-
| 21.02 | | Геометрические головоломки. |
-
| 28.03 | | Задачи на разрезание и складывание фигур. |
-
| 07.03 | | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
-
| 14.03 | | Топологические опыты. |
-
| 21.03 | | Турнир по геометрии. |
Математика в жизни (5 ч) |
-
| 04.04 | | Поступки делового человека |
-
| 11.04 | | Учёт расходов семьи на питание |
-
| 18.04 | | Кулинарные рецепты |
-
| 25.04 | | Таблица игр по футболу |
-
| 16.05 | | Подсчёт вариантов |
Узнай свои способности (2 ч) |
-
| 23.05 | | Изучаем самих себя. Тесты: какова ваша память; определяем коэффициент вашей памяти; |
-
| 30.05 | | Тесты: как вы справляетесь с большим потоком информации; каков объём вашего внимания. |
| | | |
16