Пояснительная записка.
Учебный курс "Культура добрососедства" является интегрированным: он систематизирует знания учащихся, уже полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми учащиеся должны в ходе изучения данного курса. При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения "Летних лагерей мира", "круглых столов", семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.
Структура и содержание курса соответствуют требованиям ФГОС, и "Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Республики Крым", утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Республики Крым от 25.02.2004 г. № 2-1.
"Культура добрососедства" является логическим продолжением региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму "Крымский веночек", утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Республики Крым от 22.08.2004 г. № 6-4.
Место предмета в базисном учебном плане.
Учебный курс "Культура добрососедства" состоит из двенадцати взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-12-х классов (по 35 учебных часов ежегодно), каждая из которых имеет свое название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе.
Программа курса является цикличной: ряд тем в программе школы первой ступени перекликаются с темами программы для дошкольных учебных заведений "Крымский веночек". Некоторые темы программы начальной школы имеют продолжение в программе школы второй ступени и затем более глубоко рассматриваются и резюмируются в программах для школы третьей ступени.
Учебный курс "Культура добрососедства" может быть введен, начиная с любого класса, как спецкурс за счет часов вариативной части учебных планов. Его преподавание может осуществляться учителями начальных классов, учителями-предметниками, школьными психологами, а также классными руководителями при условии прохождения ими соответствующей методической подготовки.
Цели и задачи обучения
Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи курса:
- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и принципами "культуры мира";
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
- привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
- подготовка учащихся к взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры; - возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.
Результаты изучения курса
- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края; углубление представлений и знаний, полученных в процессе изучения курса;
- воспитательная функция курса, ориентированная, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю и формирование личностных качеств юного крымчанина;
- направленность курса на адаптацию и ориентирование учащихся на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- акцентирование внимания учащихся на ряде не рассмотренных в содержательной части других школьных предметов проблем Крыма и его регионов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения на языках народов, проживающих в РК;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
- возможности трансформации данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Содержание курса
1класс:"Я,моя-семья-и-мои-соседи";
2класс:"Место,-где-мы-живем";
3класс:"Трудимся,-учимся-и-отдыхаем-вместе";
4класс:"Гордимся-Крымом";
5класс:"Крымское-многоголосье";
6класс:"Путешествие-в-прошлое-полуострова";
7класс:"Палитра-культур-и-религий";
8класс:"Гостеприимный-полуостров";
9класс:"Процветание-в-единстве";
10класс:"Дорогами-тысячелетий";
11класс:"Крымская-мозаика-прекрасное-разнообразие";
12 класс: "Я и наш полуостров сегодня и завтра".
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы. Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в каждой программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся и ведущей идеи содержательной части конкретной программы курса. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 35 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.В связи с праздничными выходными днями программа во 2 классе сокращена до 33 часов.
Календарное планирование
1 класс
«Я, моя семья и мои соседи»
№ п/п | Тема занятий | Раздел курса | Дата Дата по факту |
1 | Учимся жить в добром соседстве | введение | |
2 | Узнаем друг друга. («Угадай, о ком идет речь?») | | |
3 | Учимся строить отношения, находить общее у себя и у других. | конфликтология | |
4 | Национальные краски полуострова. Кто такие «крымчане». | История | |
5 | Уникальность культуры каждого народа. | Традиционная культура | |
6 | Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Представление о национальной одежде. Одежда наших предков. | Традиционная культура | |
7 | Представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве. | Традиционная культура | |
8-9 | Родной язык, государственный язык, язык соседа. Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги. | Язык соседа | |
10 | Учимся знакомиться. («Добрый день, шалом, салют!») | конфликтология | |
11 | Мое родословное древо. Откуда родом мои предки. | История | |
12 | Отношение к родителям и старикам. | Аксиология | |
13 | Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни. | Аксиология | |
14 | Праздники нашей семьи (рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.). | Традиционная культура | |
15 | Религиозные праздники. Представление о многообразии религий на примере праздников. | Традиционная культура | |
16-17 | Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с национальными блюдами. Учимся готовить любимое блюдо. | Традиционная культура | |
18-19 | Календарный фольклор у людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др. | Язык соседа | |
20 | Учимся строить отношения. Ближе узнаем друг друга. | конфликтология | |
21 | Учимся строить отношения. Содействуем формированию позитивной самооценки. | конфликтология | |
22 | Учимся строить отношения. Работаем вместе. | конфликтология | |
23-24 | Придумаем и проведем праздник нашего класса. | аксиология | |
25 | Произведения детских поэтов и писателей разных национальностей о семье и соседях. | Язык соседа | |
26 | Мои соседи. Как мы стали соседями. Что такое добрососедство. | История | |
27 | Крым на карте России. Представление о Крыме, как о полуострове. Формы земной поверхности (низменности, возвышенности, водоемы). | География | |
28 | Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары). | Географическая среда | |
29 | Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам. | география | |
30 | Что такое экология. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем. | география | |
31-32 | История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей. История улицы, на которой находится моя школа. | История | |
33 | Итоговое занятие | | |
2 класса «Место, где мы живем»
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
I семестр |
1. | 02.09 09.09 | Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства». «Географическая среда» Крым - край, в котором мы живем. Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте. | Знать цели и задачи курса. Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека. |
2. | 16.09 23.09 | Крымский лес - многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. | Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека. |
3. | 30.09 07.10 | Что дают растения человеку. «Зеленая аптека» в нашем регионе. Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. | Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать. |
4. | 14.10 21.10 | «История» «Памятник» - от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. | Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения). |
5. | 11.11 18.11 | Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки. | Знать 3–5 названий этнических групп, проживавших в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур. |
6. | 25.11 02.12 | Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников. Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее. | Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев. |
7. | 09.12 16.12 | «Традиционная и современная культура» Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. | Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии. |
8. | 23.12 | Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека. Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями. | Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека. |
II семестр |
9. | 13.01 20.01 | Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища. Новоселье - праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов. | Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища. |
10. | 27.01 03.02 | Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье. Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. | Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. |
11. | 10.02 17.02 | Общегосударственные праздники (День Конституции России, День России, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования РК, День Конституции РК и др.). | Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников. |
12. | 24.02 02.03 | «Язык соседа» Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе. Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». | Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе. |
13. | 09.03 16.03 | Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях. Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе. | Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях. |
14. | 23.03 06.04 | Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье - праздник моей семьи и моих соседей». | Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством. |
15. | 13.04 20.04 | «Аксиология» Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства. Памятники и святые места, которые нас объединяют. | Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства. |
16. | 27.04 04.05 | «Конфликтология» Каждый из нас особенный, но у нас много общего. | Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом. |
17. | 11.05 18.05 | Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе. | Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций. |
3 класс «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»
№ | Дата | Тема |
1 | | Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса. |
2 | | Что такое «друг», «дружба», «любовь». Всех ли мы называем друзьями? Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Какие качества я ценю в человеке, которого называю своим другом. |
3 | | Роль дружбы в жизни человека. Обсуждение пословицы «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше.» Что такое «любовь»? Почему она нужна людям. |
4 | | «Друг» и «враг»: не «враг» , а «оппонент», не оппонент, а «союзник». |
5 | | Тренинги: «Танец рук». « Сложите шерстяное одеяло». |
6 | | Способы передачи информации. Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра» Разговор взглядов и жестов». |
7 | | Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий. Танец – понятный всем язык, который нас объединяет. |
8 | | Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен. |
9 | | Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен |
10 | | Тренинги: « Автобиография по эпохам». « Представь себя другим». «Воспоминания детства». |
11 | | Представление о народах живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы. |
12 | | Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры. |
13 | | Традиционные занятия населения региона. Занятие населения региона в старину: земледелие, шелководство, пчеловодство, животноводство, птицеводство и т. д. Ремесленные специальности. |
14 | | Особенности климата и ландшафта Крыма. Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона. |
15 | | Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы- и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своём регионе. |
16 | | Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей( лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоёмов. |
|| семестр
№ | Дата | Тема |
1 | | Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия, сферы услуг. Когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают. |
2 | | Профессии наших родителей. Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение. |
3 | | Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Распределение обязанностей в семье в старину. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять. |
4 | | Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Радость от совместного труда и его результатов. |
5 | | Ценности, которые объединяют всех .Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. |
6 | | Великие учителя и великие книги человечества. |
7 | | Как раньше учились дети в Крыму. |
8 | | Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. Нужны ли они в жизни современного человека. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании. |
9 | | Игры и игрушки в которые играли дети Крыма в старину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек. |
10 | | Праздники, которые мы отмечаем вместе. История возникновения праздников. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа. |
11 | | Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Особенности застольного этикета. Как правильно попрощаться и уйти. |
12 | | Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход. |
13 | | Делаем сами подарки к праздникам. Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изгот овления некоторых из них. |
14 | | Учимся дарить подарки на день рождения: современный этикет и его этнические особенности. Как выбрать подарок. Как не попасть в неловкую ситуацию и как из неё красиво выйти. |
15 | | Традиции отдыха в наших семьях. Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье. |
16 | | Путешествие в крымский лес. Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии. |
17 | | Водоёмы и горы: возможности для активного отдыха. Заочное путешествие по Чёрному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам. |
18 | | Мои любимые песни. Песни , с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поём вместе песни на языках наших соседей. |
4 класс «Гордимся Крымом»
№ | Тема урока | Раздел программы | Дата Дата по факту |
I семестр |
1. | Родина и мир. Украина – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир – жизнь в согласии, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Отношение к Родине и миру в культурах народов Крыма. У каждого народа есть один дом – это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире. | Введение, Аксиология | |
2. | «Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, люди и этим они нам интересны. Конструктивное общение. Класс — маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе». | Конфликтология | |
3. | Добрососедство как ценность. Зачем нужно быть добрыми соседями. Тема добра, согласия и мира в крымском фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем. | Аксиология | |
4. | Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы». | Конфликтология | |
5. | Наш край – самый чистый и красивый. «Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы. Географическое районирование Крыма. Крым — своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охрана естественных ресурсов, восстановление и увеличение численности редких животных и растений. | Географическая среда | |
6. | Что такое «Красная книга» Украины и Крыма и зачем они нужны. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона. Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. Музеи природы в Крыму (Никитский ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т. д.). | Географическая среда | |
7. | Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня. | Традиционная и современная культура | |
8. | Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция. Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или жили в Крыму. Знакомство с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. | История | |
II семестр |
9. | Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым. Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым. | Традиционная и современная культура | |
10. | Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ автономии. Композиторы, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения народов, проживающих в Крыму. Известные детские поэты и писатели Крыма. Поэты и писатели, прославившие Крым. Учимся сочинять стихи и рассказы. Посещение литературного музея или проведение мероприятия в библиотеке. | «Язык соседа» | |
11. | Художники, которые прославили Крым. Художники, которыми гордятся крымчане, их творчество. Художест-венные музеи и галереи в Крыму. Современный театр кукол в Крыму. История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы. Ремесла, прославившие Крым. Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были распространены в Крыму раньше. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова. | Традиционная и современная культура | |
12. | Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма. Знакомство с биографиями и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в Крыму в старину или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией. Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в повседневной жизни. Учимся придумывать и рисовать орнаменты. | Традиционная и современная культура | |
13. | Древние способы передачи информации. «Каменная летопись»: надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамент и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму. Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. | «Язык соседа» | |
14. | Наш край гостеприимный. Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристические маршруты и экскурсии. | История | |
15. | Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки. Личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.). | Аксиология | |
16. | «Крымская кухня» – это блюда, которые любят готовить крымчане. Какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей. Какие блюда можно попробовать только в Крыму. Крымские сувениры. Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Сувениры, которые можно сделать своими руками. Конкурс-игра «Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа». | Традиционная и современная культура | |
17. | «Откроем для других наш край родной». Игра-ярмарка. | Аксиология, итоговое занятие | |
13