СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности"Культура добрососедства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности"Культура добрососедства""

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности"Культура добрососедства"»

Пояснительная записка.

Учебный курс "Культура добрососедства" является интегрированным: он систематизирует знания учащихся, уже полученные в ходе изучения ряда учебных предметов инвариантной части Базового учебного плана, и содержит новые сведения по краеведению, источниковедению, этнической истории региона, этнографии, аксиологии и конфликтологии, овладеть которыми учащиеся должны в ходе изучения данного курса. При разработке курса изучен и обобщен опыт педагогов Республики Крым, полученный в процессе организации и проведения "Летних лагерей мира", "круглых столов", семинаров, конференций по вопросам мультикультурного образования, толерантности и межэтнического взаимодействия.

Структура и содержание курса соответствуют требованиям ФГОС, и "Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в учреждениях образования Республики Крым", утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Республики Крым от 25.02.2004 г. № 2-1.

"Культура добрососедства" является логическим продолжением региональной программы по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму "Крымский веночек", утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Республики Крым от 22.08.2004 г. № 6-4.

Место предмета в базисном учебном плане.

Учебный курс "Культура добрососедства" состоит из двенадцати взаимосвязанных и структурно единообразных программ для 1-12-х классов (по 35 учебных часов ежегодно), каждая из которых имеет свое название, отражающее ведущую идею содержательной части курса в соответствующем классе.

Программа курса является цикличной: ряд тем в программе школы первой ступени перекликаются с темами программы для дошкольных учебных заведений "Крымский веночек". Некоторые темы программы начальной школы имеют продолжение в программе школы второй ступени и затем более глубоко рассматриваются и резюмируются в программах для школы третьей ступени.

Учебный курс "Культура добрососедства" может быть введен, начиная с любого класса, как спецкурс за счет часов вариативной части учебных планов. Его преподавание может осуществляться учителями начальных классов, учителями-предметниками, школьными психологами, а также классными руководителями при условии прохождения ими соответствующей методической подготовки.

Цели и задачи обучения

Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Задачи курса:

- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- формирование навыков ведения диалога и переговорного процесса, решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами и принципами "культуры мира";
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
- привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни и проблемам региона; формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- формирование у школьников видения своего места в настоящем и будущем родного края;
- подготовка учащихся к взаимодействию с окружающим миром через усвоение комплекса знаний о родном крае и формирование соответствующих компетентностей;
- приобщение учащихся к охране духовных святынь, памятников истории и культуры; - возрождение краеведческой работы в образовательных учреждениях.

Результаты изучения курса

- его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края; углубление представлений и знаний, полученных в процессе изучения курса; 
- воспитательная функция курса, ориентированная, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю и формирование личностных качеств юного крымчанина;
- направленность курса на адаптацию и ориентирование учащихся на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
- акцентирование внимания учащихся на ряде не рассмотренных в содержательной части других школьных предметов проблем Крыма и его регионов;
- изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения на языках народов, проживающих в РК;
- привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
- приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем;
- возможности трансформации данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.

Содержание курса

1класс:"Я,моя-семья-и-мои-соседи";
2класс:"Место,-где-мы-живем"; 
3класс:"Трудимся,-учимся-и-отдыхаем-вместе";
4класс:"Гордимся-Крымом";
5класс:"Крымское-многоголосье";
6класс:"Путешествие-в-прошлое-полуострова";
7класс:"Палитра-культур-и-религий";
8класс:"Гостеприимный-полуостров";
9класс:"Процветание-в-единстве";
10класс:"Дорогами-тысячелетий";
11класс:"Крымская-мозаика-прекрасное-разнообразие";
12 класс: "Я и наш полуостров сегодня и завтра".

Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы. Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в каждой программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся и ведущей идеи содержательной части конкретной программы курса. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 35 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.В связи с праздничными выходными днями программа во 2 классе сокращена до 33 часов.
















Календарное планирование

1 класс

«Я, моя семья и мои соседи»

№ п/п

Тема занятий

Раздел курса

Дата Дата по факту

1

Учимся жить в добром соседстве

введение


2

Узнаем друг друга. («Угадай, о ком идет речь?»)



3

Учимся строить отношения, находить общее у себя и у других.

конфликтология


4

Национальные краски полуострова. Кто такие «крымчане».

История


5

Уникальность культуры каждого народа.

Традиционная культура


6

Одежда мужская и женская, повседневная и праздничная. Представление о национальной одежде. Одежда наших предков.

Традиционная культура



7

Представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве.

Традиционная культура


8-9

Родной язык, государственный язык, язык соседа. Учимся общаться на разных языках. Этикетная лексика: приветствие, прощание, знакомство, предложение дружбы, извинение, согласие и несогласие, просьба, благодарность. Лексика взаимодействия: элементарные диалоги.

Язык соседа


10

Учимся знакомиться. («Добрый день, шалом, салют!»)

конфликтология


11

Мое родословное древо. Откуда родом мои предки.

История


12

Отношение к родителям и старикам.

Аксиология


13

Ценности моей семьи. Понятие «святыня». Наши семейные святыни.

Аксиология


14

Праздники нашей семьи (рождение ребенка, имянаречение, приобщение к религии, день бракосочетания родителей, именины, дни рождения и др.).

Традиционная культура


15

Религиозные праздники. Представление о многообразии религий на примере праздников.

Традиционная культура


16-17

Разнообразие блюд крымской кухни. Знакомство с национальными блюдами. Учимся готовить любимое блюдо.

Традиционная культура


18-19

Календарный фольклор у людей, живущих в Крыму: «веснянки», «заклички», «колядки», «манэ» и др.

Язык соседа


20

Учимся строить отношения. Ближе узнаем друг друга.

конфликтология


21

Учимся строить отношения.

Содействуем формированию позитивной

самооценки.

конфликтология


22

Учимся строить отношения. Работаем вместе.

конфликтология


23-24

Придумаем и проведем праздник нашего класса.

аксиология


25

Произведения детских поэтов и писателей разных национальностей о семье и соседях.

Язык соседа


26

Мои соседи. Как мы стали соседями. Что такое добрососедство.

История


27

Крым на карте России. Представление о Крыме, как о полуострове. Формы земной поверхности (низменности, возвышенности, водоемы).

География


28

Природная зона, в которой мы живем. Ее расположение на карте полуострова. Рельеф. Водоемы. «Зеленые острова» (сады, лесопарки, скверы, бульвары).

Географическая среда


29

Почему надо беречь природу. Роль неживой природы в жизни живого, связь между состоянием природы и здоровьем человека. Помощь животным и птицам.

география


30

Что такое экология. Связи между неживой и живой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Взаимосвязь деятельности человека и природы на примере региона, в котором живем.

география


31-32

История названия моего города (поселка, села), улицы, на которой я живу. Имена знаменитых людей в названии улиц, площадей. История улицы, на которой находится моя школа.

История


33

Итоговое занятие













2 класса «Место, где мы живем»

№ урока

Дата

Тема урока

Примечание

I семестр

1.

02.09

09.09

Вводный урок. Цели и задачи курса «Культура добрососедства».

«Географическая среда»

Крым - край, в котором мы живем. Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте.

Знать цели и задачи курса. Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека.

2.

16.09

23.09

Крымский лес - многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека.

Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека.

3.

30.09

07.10

Что дают растения человеку.

«Зеленая аптека» в нашем регионе. Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями.

Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать.

4.

14.10

21.10

«История»

«Памятник» - от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении.

Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения).

5.

11.11

18.11

Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки.

Знать 3–5 названий этнических групп, проживавших в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур.

6.

25.11

02.12

Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников. Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее.

Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев.

7.

09.12

16.12

«Традиционная и современная культура»

Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек.

Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии.

8.

23.12

Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека. Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями.


Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека.

II семестр

9.

13.01

20.01

Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища. Новоселье - праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов.

Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища.

10.

27.01

03.02

Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье. Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики.

Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях.

11.

10.02

17.02

Общегосударственные праздники (День Конституции России, День России, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования РК, День Конституции РК и др.).

Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников.

12.

24.02

02.03

«Язык соседа»

Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе. Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы».

Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе.

13.

09.03

16.03

Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседях. Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе.

Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях.


14.

23.03

06.04

Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье - праздник моей семьи и моих соседей».

Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством.

15.

13.04

20.04

«Аксиология»

Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства. Памятники и святые места, которые нас объединяют.

Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства.

16.

27.04

04.05

«Конфликтология»

Каждый из нас особенный, но у нас много общего.

Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом.

17.

11.05

18.05

Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе.

Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций.

























3 класс «Трудимся, учимся и отдыхаем вместе»

Дата

Тема

1


Ознакомление учащихся с целями, задачами и структурой курса.

2


Что такое «друг», «дружба», «любовь». Всех ли мы называем друзьями? Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Какие качества я ценю в человеке, которого называю своим другом.

3


Роль дружбы в жизни человека. Обсуждение пословицы «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше.» Что такое «любовь»? Почему она нужна людям.

4


«Друг» и «враг»: не «враг» , а «оппонент», не оппонент, а «союзник».

5


Тренинги: «Танец рук». « Сложите шерстяное одеяло».

6


Способы передачи информации. Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра» Разговор взглядов и жестов».

7


Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий. Танец – понятный всем язык, который нас объединяет.

8


Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.

9


Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника. Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен

10


Тренинги: « Автобиография по эпохам». « Представь себя другим». «Воспоминания детства».

11


Представление о народах живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы.

12


Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры.

13


Традиционные занятия населения региона. Занятие населения региона в старину: земледелие, шелководство, пчеловодство, животноводство, птицеводство и т. д. Ремесленные специальности.

14


Особенности климата и ландшафта Крыма. Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона.

15


Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы- и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своём регионе.

16


Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей( лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоёмов.

|| семестр

Дата

Тема

1


Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия, сферы услуг. Когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают.

2


Профессии наших родителей. Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение.

3


Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Распределение обязанностей в семье в старину. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять.

4


Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Радость от совместного труда и его результатов.

5


Ценности, которые объединяют всех .Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей.

6


Великие учителя и великие книги человечества.

7


Как раньше учились дети в Крыму.

8


Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию. Нужны ли они в жизни современного человека. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании.

9


Игры и игрушки в которые играли дети Крыма в старину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек.

10


Праздники, которые мы отмечаем вместе. История возникновения праздников. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа.

11


Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Особенности застольного этикета. Как правильно попрощаться и уйти.

12


Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход.

13


Делаем сами подарки к праздникам. Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изгот овления некоторых из них.

14


Учимся дарить подарки на день рождения: современный этикет и его этнические особенности. Как выбрать подарок. Как не попасть в неловкую ситуацию и как из неё красиво выйти.

15


Традиции отдыха в наших семьях. Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье.

16


Путешествие в крымский лес. Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии.

17


Водоёмы и горы: возможности для активного отдыха. Заочное путешествие по Чёрному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам.

18


Мои любимые песни. Песни , с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поём вместе песни на языках наших соседей.









4 класс «Гордимся Крымом»

Тема урока

Раздел

программы

Дата Дата по факту


I семестр

1.

Родина и мир. Украина – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир – жизнь в согласии, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Отношение к Родине и миру в культурах народов Крыма. У каждого народа есть один дом – это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире.

Введение, Аксиология


2.

«Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, люди и этим они нам интересны.

Конструктивное общение. Класс — маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе».

Конфликтология


3.

Добрососедство как ценность.

Зачем нужно быть добрыми соседями. Тема добра, согласия и мира в крымском фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем.

Аксиология


4.

Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы».

Конфликтология


5.

Наш край – самый чистый и красивый.

«Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы.

Географическое районирование Крыма. Крым — своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охрана естественных ресурсов, восстановление и увеличение численности редких животных и растений.

Географическая

среда



6.

Что такое «Красная книга» Украины и Крыма и зачем они нужны. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона.

Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма.

Музеи природы в Крыму (Никитский ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т. д.).

Географическая

среда



7.

Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня.

Традиционная и современная культура


8.

Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция.

Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических,

общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или жили в Крыму. Знакомство с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов.

История


II семестр

9.

Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым.

Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым.

Традиционная и современная культура


10.


Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ автономии. Композиторы, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения народов, проживающих в Крыму.

Известные детские поэты и писатели Крыма.

Поэты и писатели, прославившие Крым. Учимся сочинять стихи и рассказы.

Посещение литературного музея или проведение мероприятия в библиотеке.

«Язык

соседа»


11.

Художники, которые прославили Крым.

Художники, которыми гордятся крымчане, их творчество. Художест-венные музеи и галереи в Крыму.

Современный театр кукол в Крыму. История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы.

Ремесла, прославившие Крым.

Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были распространены в Крыму раньше. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова.

Традиционная и современная культура



12.

Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма.

Знакомство с биографиями и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в Крыму в старину или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией. Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в повседневной жизни. Учимся придумывать и рисовать орнаменты.

Традиционная и современная культура


13.

Древние способы передачи информации.

«Каменная летопись»: надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамент и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму. Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке.

«Язык

соседа»


14.

Наш край гостеприимный.

Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристические маршруты и экскурсии.

История


15.

Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных культурах. Угощения и подарки. Личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.).

Аксиология


16.

«Крымская кухня» – это блюда, которые любят готовить крымчане. Какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей. Какие блюда можно попробовать только в Крыму.

Крымские сувениры.

Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Сувениры, которые можно сделать своими руками. Конкурс-игра «Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа».

Традиционная и современная культура


17.

«Откроем для других наш край родной». Игра-ярмарка.

Аксиология, итоговое занятие
































13