I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны слов" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им.Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьма Смоленской области. Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Тайны слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать богатство и разнообразие языка.
Задачи:
развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
приобретение знаний, умений и навыков по грамматике русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
воспитание культуры общения с книгой;
развитие смекалки и сообразительности;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.
Принципы построения курса:
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Поэтому особое внимание обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников норм речевого поведения. Для этого необходимо использование ролевых игр. Кроме того курс «Тайны слов» позволяет работать не только над фонемами, но и развивает правильную речь.
II. Учебно- тематический план
| Темы | Количество часов | |
| Всего | Теория | Практика | |
| Фонетика. Графика. Правописание Парные звонкие и глухие согласные. | 2 20 | 1
0,5 | 1
1,5 | |
| Непроизносимые согласные. | 0,5 | 1,5 | |
| Удвоенные согласные. | 0,5 | 0,5 | |
| Мягкий знак. | 0,5 | 0,5 | |
| Твердый знак. | 0,5 | 0,5 | |
| Мягкий знак после шипящих. | 0,5 | 0,5 | |
| Буквы о и ё после шипящих. | 0,5 | 1,5 | |
| Сочетания чк, чн. | 0,5 | 1,5 | |
| Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 0,5 | 1,5 | |
| Правописание цы-ци. | 0,5 | 1,5 | |
| Слог. Перенос слов. Ударение. | 0,5 | 1,5 | |
| Безударные гласные. | 0,5 | 1,5 | |
| Словообразование | 12 | | | |
| Состав слова. | 0,5 | 1,5 | |
| Однокоренные слова. | 0,5 | 1,5 | |
| Приставки. Правописание приставок. | 0,5 | 2,5 | |
| Суффиксы. Правописание суффиксов. | 0,5 | 2,5 | |
| Окончание. | 0,5 | 1,5 | |
| | Итого: 34 часов | | | |
III. Содержание курса внеурочной деятельности Фонетика. Графика. (2 часа) Введение. Звуки и буквы русского языка. Правописание (20часов) Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Мягкий знак. Твердый знак. Мягкий знак после шипящих. Буквы о и ё после шипящих. Сочетания чк, чн. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание цы-ци. Слог. Перенос слов. Ударение. Безударные гласные. Словообразование (12часов) Состав слова. Однокоренные слова. Приставки. Правописание приставок. Суффиксы. Правописание суффиксов. Окончание. |
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
IY. Планируемые результаты
Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Тайны слов»
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Личностные результаты : Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. ( базовая ценность- нравственный выбор) | Воспитательные результаты 1 уровня - понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи ______________________________ Воспитательные результаты 2 уровня к собственным поступкам и деятельности, осознанное принятие ценностей нравственного поведения Воспитательные результаты 3 уровня нравственно-этический опыт взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | Методика «Лесенка» Анкета для второклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова) Детские исследовательские проекты. |
Воспитательный эффект | позитивная адекватная «Я – Концепция», Методика КТО Я? (модификация методики Куна) ___________________________________________ |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Ученик научится: устанавливать причинно-следственные связи; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; искать, анализировать информацию; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | Тест «Выделение существенных признаков» |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач. под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; строить логические цепи рассуждений. |
| Регулятивные УУД: Ученик научится: - планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; -понимать смысл инструкции учителя; осуществлять взаимный контроль; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы | Методика"Корректурная проба" |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения. ____________________________________________ |
| Коммуникативные УУД: Ученик научится: договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания; контролировать действия партнеров в совместной деятельности; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; проявлять инициативу в коллективных работах. | «Рукавички» (Г.А. Цукерман) |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Материально- техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Список литературы (для учителя) |
1 | Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994 | |
2 | Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988 | |
3 | Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007 | |
4 | Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Тарабарина Т.И. Ярославль: Академия развития, 2007 | |
5. | Журналы начальня школа | |
Список литературы (для учеников) |
1 | Орфографический словарь: для учащихся 1-4 классов. С необходимыми пояснениями Н.Г.Кушакова Волгоград: Учитель2003 | |
2 | Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся М.С.Лапатухина Под ред. Ф.П.Филина М.:Просвещение1981 | |
Календарно-тематическое планирование
2 Б класс 1 группа
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Дата проведения |
1 | Меня зовут фонема. | Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. | 05.09 |
2 | Для всех ли фонем есть буквы? | Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Грамматические сказки «И мы не хуже…», «Всегда вместе». Игра «Сквозной алфавит». Рифмованные упражнения. | 12.09 |
3-4 | «Ошибкоопасные» места. | Грамматические сказки «Спор согласных», «Кто важнее?». Рифмованные упражнения. Шарады. | 19.09 26.09 |
5-6 | Тайны фонемы. | Беседа о парных звонких и глухих согласных. Лингвистические задания. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки-«запоминалки». | 03.10 17.10 |
7 | Ваши старые знакомые. | Игры с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 24.10 |
8 | И вновь знакомые сочетания. | Игры с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 31.10 |
9-10 | Опасные согласные. | Беседа о непроизносимых согласных. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. | 07.11 14.11 |
11 | Удвоенные согласные. | Грамматическая сказка «Про девочку Аллу». Лингвистические задания. Шарады. | 21.11 |
12-14 | На сцене гласные. | Грамматическая сказка «Волшебник Ударение». Лингвистические задания. Дидактические игры и упражнения. Шарады. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 28.11 05.12 12.12 |
15 | Где же хранятся слова? | Грамматическая сказка «Досадное недоразумение». Копилки слов. Как найти слово в словаре. | 19.12 |
16 | Буква-помощница. | Беседа о мягком знаке. Лингвистические задания. Шарады. Задача-игра «Помогите братцу найти свое место». | 26.12 |
17 | Буква-подсказчица. | Беседа о твердом знаке. Грамматическая сказка «Сел кашу…». Лингвистические задания. | 09.01 |
18 | «Фонемы повелевают буквами». | Тренировочные упражнения в написании разделительных ъ и ь знаков. (использование ПК) | 16.01 |
19 | Слог. | Беседа о слоге. Грамматические сказки. Лингвистические задания. Игра «Слог за слогом». | 23.01 |
20 | Перенос слов. | Грамматическая сказка. Веселые стихи. Тренировочные упражнения. | 30.01 |
21-22 | Волшебное средство – «самоинструкция». | Знакомство с термином. Правила составления. Работа по составлению самоинструкции. | 06.02 13.02 |
23 | Слова-«родственники». | Правильные корни и корни-«уродцы». Секреты родственных слов. Игры «Третий лишний», «Кто больше?». | 27.02 |
24-25 | Кто командует корнями? | Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. | 06.03 13.03 |
26 | «Пересаженные» корни. | Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарем. Тренировочные упражнения. | 20.03 |
27-28 | Поговорим обо всех приставках сразу. | Беседа о приставках. Игры с приставками. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. | 27.03 03.04 |
29 | Суффиксы. | Беседа о суффиксах, их значении. Лингвистические задания. | 10.04 |
30 | Братья-суффиксы – ЕК и – ИК. | Грамматическая сказка. Тренировочные упражнения в написании суффиксов. | 17.04 |
31 | Зачем словам окончания. | Грамматическая сказка. Игра «Измени слово». Рифмованные шарады. | 24.04 |
32 | «Не лезьте за словом в карман!» | Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». | 15.05 |
33 | Эти удивительные морфемы. | Тренировочные упражнения в разборе слов по составу. Морфологические шарады. | 22.05 |
34 | Итоговое занятие. Морфологические шарады. | тест | 29.05 |
Календарно-тематическое планирование
2 Б класс 2 группа
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Дата проведения |
1 | Меня зовут фонема. | Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. | 07.09 |
2 | Для всех ли фонем есть буквы? | Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Грамматические сказки «И мы не хуже…», «Всегда вместе». Игра «Сквозной алфавит». Рифмованные упражнения. | 14.09 |
3-4 | «Ошибкоопасные» места. | Грамматические сказки «Спор согласных», «Кто важнее?». Рифмованные упражнения. Шарады. | 21.09 28.09 |
5-6 | Тайны фонемы. | Беседа о парных звонких и глухих согласных. Лингвистические задания. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки-«запоминалки». | 05.10 19.10 |
7 | Ваши старые знакомые. | Игры с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 26.10 |
8 | И вновь знакомые сочетания. | Игры с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 02.11 |
9-10 | Опасные согласные. | Беседа о непроизносимых согласных. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. | 09.11 16.11 |
11 | Удвоенные согласные. | Грамматическая сказка «Про девочку Аллу». Лингвистические задания. Шарады. | 30.11 |
12-14 | На сцене гласные. | Грамматическая сказка «Волшебник Ударение». Лингвистические задания. Дидактические игры и упражнения. Шарады. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 07.12 14.12 21.12 |
15 | Где же хранятся слова? | Грамматическая сказка «Досадное недоразумение». Копилки слов. Как найти слово в словаре. | 28.12 |
16 | Буква-помощница. | Беседа о мягком знаке. Лингвистические задания. Шарады. Задача-игра «Помогите братцу найти свое место». | 11.01 |
17 | Буква-подсказчица. | Беседа о твердом знаке. Грамматическая сказка «Сел кашу…». Лингвистические задания. | 18.01 |
18 | «Фонемы повелевают буквами». | Тренировочные упражнения в написании разделительных ъ и ь знаков. (использование ПК) | 25.01 |
19 | Слог. | Беседа о слоге. Грамматические сказки. Лингвистические задания. Игра «Слог за слогом». | 01.02 |
20 | Перенос слов. | Грамматическая сказка. Веселые стихи. Тренировочные упражнения. | 08.02 |
21-22 | Волшебное средство – «самоинструкция». | Знакомство с термином. Правила составления. Работа по составлению самоинструкции. | 15.02 01.03 |
23 | Слова-«родственники». | Правильные корни и корни-«уродцы». Секреты родственных слов. Игры «Третий лишний», «Кто больше?». | 15.03 |
24-25 | Кто командует корнями? | Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. | 22.03 29.03 |
26 | «Пересаженные» корни. | Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарем. Тренировочные упражнения. | 05.04 |
27-28 | Поговорим обо всех приставках сразу. | Беседа о приставках. Игры с приставками. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. | 19.04 26.04 |
29 | Суффиксы. | Беседа о суффиксах, их значении. Лингвистические задания. | 03.05 |
30 | Братья-суффиксы – ЕК и – ИК. | Грамматическая сказка. Тренировочные упражнения в написании суффиксов. | 10.05 |
31 | Зачем словам окончания. | Грамматическая сказка. Игра «Измени слово». Рифмованные шарады. | 17.05 |
32 | «Не лезьте за словом в карман!» | Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». | 17.05 |
33 | Эти удивительные морфемы. | Тренировочные упражнения в разборе слов по составу. Морфологические шарады. | 24.05 |
34 | Итоговое занятие. Морфологические шарады. | тест | 24.05 |
Календарно-тематическое планирование
2 В класс 1 группа
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Дата проведения |
1 | Меня зовут фонема. | Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. | 06.09 |
2 | Для всех ли фонем есть буквы? | Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Грамматические сказки «И мы не хуже…», «Всегда вместе». Игра «Сквозной алфавит». Рифмованные упражнения. | 13.09 |
3-4 | «Ошибкоопасные» места. | Грамматические сказки «Спор согласных», «Кто важнее?». Рифмованные упражнения. Шарады. | 20.09 27.09 |
5-6 | Тайны фонемы. | Беседа о парных звонких и глухих согласных. Лингвистические задания. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки-«запоминалки». | 04.10 18.10 |
7 | Ваши старые знакомые. | Игры с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 25.10 |
8 | И вновь знакомые сочетания. | Игры с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 01.11 |
9-10 | Опасные согласные. | Беседа о непроизносимых согласных. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. | 08.11 15.11 |
11 | Удвоенные согласные. | Грамматическая сказка «Про девочку Аллу». Лингвистические задания. Шарады. | 29.11 |
12-14 | На сцене гласные. | Грамматическая сказка «Волшебник Ударение». Лингвистические задания. Дидактические игры и упражнения. Шарады. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 06.12 13.12 20.12 |
15 | Где же хранятся слова? | Грамматическая сказка «Досадное недоразумение». Копилки слов. Как найти слово в словаре. | 27.12 |
16 | Буква-помощница. | Беседа о мягком знаке. Лингвистические задания. Шарады. Задача-игра «Помогите братцу найти свое место». | 10.01 |
17 | Буква-подсказчица. | Беседа о твердом знаке. Грамматическая сказка «Сел кашу…». Лингвистические задания. | 17.01 |
18 | «Фонемы повелевают буквами». | Тренировочные упражнения в написании разделительных ъ и ь знаков. (использование ПК) | 24.01 |
19 | Слог. | Беседа о слоге. Грамматические сказки. Лингвистические задания. Игра «Слог за слогом». | 31.01 |
20 | Перенос слов. | Грамматическая сказка. Веселые стихи. Тренировочные упражнения. | 07.02 |
21-22 | Волшебное средство – «самоинструкция». | Знакомство с термином. Правила составления. Работа по составлению самоинструкции. | 14.02 28.02 |
23 | Слова-«родственники». | Правильные корни и корни-«уродцы». Секреты родственных слов. Игры «Третий лишний», «Кто больше?». | 07.03 |
24-25 | Кто командует корнями? | Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. | 14.03 21.03 |
26 | «Пересаженные» корни. | Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарем. Тренировочные упражнения. | 28.03 |
27-28 | Поговорим обо всех приставках сразу. | Беседа о приставках. Игры с приставками. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. | 04.04 |
29 | Суффиксы. | Беседа о суффиксах, их значении. Лингвистические задания. | 18.04 |
30 | Братья-суффиксы – ЕК и – ИК. | Грамматическая сказка. Тренировочные упражнения в написании суффиксов. | 18.04 |
31 | Зачем словам окончания. | Грамматическая сказка. Игра «Измени слово». Рифмованные шарады. | 25.04 |
32 | «Не лезьте за словом в карман!» | Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». | 16.05 |
33 | Эти удивительные морфемы. | Тренировочные упражнения в разборе слов по составу. Морфологические шарады. | 23.05 |
34 | Итоговое занятие. Морфологические шарады. | тест | 30.05 |
Календарно-тематическое планирование
2 В класс 2 группа
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Дата проведения |
1 | Меня зовут фонема. | Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. | 02.09 |
2 | Для всех ли фонем есть буквы? | Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Грамматические сказки «И мы не хуже…», «Всегда вместе». Игра «Сквозной алфавит». Рифмованные упражнения. | 09.09 |
3-4 | «Ошибкоопасные» места. | Грамматические сказки «Спор согласных», «Кто важнее?». Рифмованные упражнения. Шарады. | 16.09 23.09 |
5-6 | Тайны фонемы. | Беседа о парных звонких и глухих согласных. Лингвистические задания. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки-«запоминалки». | 30.09 07.10 |
7 | Ваши старые знакомые. | Игры с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 21.10 |
8 | И вновь знакомые сочетания. | Игры с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 28.10 |
9-10 | Опасные согласные. | Беседа о непроизносимых согласных. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. | 11.11 18.11 |
11 | Удвоенные согласные. | Грамматическая сказка «Про девочку Аллу». Лингвистические задания. Шарады. | 02.12 |
12-14 | На сцене гласные. | Грамматическая сказка «Волшебник Ударение». Лингвистические задания. Дидактические игры и упражнения. Шарады. Тренировочные упражнения с использованием ПК. | 09.12 16.12 23.12 |
15 | Где же хранятся слова? | Грамматическая сказка «Досадное недоразумение». Копилки слов. Как найти слово в словаре. | 30.12 |
16 | Буква-помощница. | Беседа о мягком знаке. Лингвистические задания. Шарады. Задача-игра «Помогите братцу найти свое место». | 13.01 |
17 | Буква-подсказчица. | Беседа о твердом знаке. Грамматическая сказка «Сел кашу…». Лингвистические задания. | 20.01 |
18 | «Фонемы повелевают буквами». | Тренировочные упражнения в написании разделительных ъ и ь знаков. (использование ПК) | 27.01 |
19 | Слог. | Беседа о слоге. Грамматические сказки. Лингвистические задания. Игра «Слог за слогом». | 03.02 |
20 | Перенос слов. | Грамматическая сказка. Веселые стихи. Тренировочные упражнения. | 10.02 |
21-22 | Волшебное средство – «самоинструкция». | Знакомство с термином. Правила составления. Работа по составлению самоинструкции. | 17.02 03.03 |
23 | Слова-«родственники». | Правильные корни и корни-«уродцы». Секреты родственных слов. Игры «Третий лишний», «Кто больше?». | 10.03 |
24-25 | Кто командует корнями? | Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. | 17.03 24.03 |
26 | «Пересаженные» корни. | Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарем. Тренировочные упражнения. | 31.03 |
27-28 | Поговорим обо всех приставках сразу. | Беседа о приставках. Игры с приставками. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения. | 07.04 21.04 |
29 | Суффиксы. | Беседа о суффиксах, их значении. Лингвистические задания. | 28.04 |
30 | Братья-суффиксы – ЕК и – ИК. | Грамматическая сказка. Тренировочные упражнения в написании суффиксов. | 05.05 |
31 | Зачем словам окончания. | Грамматическая сказка. Игра «Измени слово». Рифмованные шарады. | 12.05 |
32 | «Не лезьте за словом в карман!» | Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». | 19.05 |
33 | Эти удивительные морфемы. | Тренировочные упражнения в разборе слов по составу. Морфологические шарады. | 26.05 |
34 | Итоговое занятие. Морфологические шарады. | тест | 26.05 |