СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Тайны слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Тайны слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Тайны слов"»



Программа внеурочной деятельности



«Тайны слов»




для учащихся 2, 3 классов






































I. Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны слов" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им.Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьма Смоленской области.


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

«Тайны слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности.

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Программа рассчитана на 2 года. Каждый год по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.


Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать богатство и разнообразие языка.

Задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений и навыков по грамматике русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • воспитание культуры общения с книгой;

  • развитие смекалки и сообразительности;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Принципы построения курса:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Знание русского языка создает условия для успешного освоения всех учебных предметов. Поэтому особое внимание обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников норм речевого поведения. Для этого необходимо использование ролевых игр. Кроме того курс «Тайны слов» позволяет работать не только над фонемами, но и развивает правильную речь.



II. Учебно- тематический план




Темы

Количество часов



Всего

Теория

Практика



2 класс



Фонетика. Графика.

Правописание

Словообразование

2

20

12

1

6

3

1

14

9



Итого

34

10

24



3 класс



Из истории языка

Загадки простого предложения

Лабиринты грамматики

О существительных по существу

Такие разные признаки предметов

2

9

3

12

8

1

4

1

5

3

1

5

2

7

5



Итого

34

14

20




III. Содержание курса внеурочной деятельности


2 класс

Фонетика. Графика. (2 часа) Введение. Звуки и буквы русского языка.

Правописание (20часов)

Парные звонкие и глухие согласные. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Мягкий знак. Твердый знак. Мягкий знак после шипящих. Буквы о и ё после шипящих. Сочетания чк, чн. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание цы-ци. Слог. Перенос слов. Ударение. Безударные гласные.

Словообразование (12часов)

Состав слова. Однокоренные слова. Приставки. Правописание приставок. Суффиксы. Правописание суффиксов. Окончание.

3 класс

Из истории языка(2 ч.)

Старые и новые слова в языке. Сокровища бабушкиного сундука.


Загадки простого предложения (9 ч.)

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении. Важные мелочи.

Требуется определение. Важные обстоятельства. Необходимо дополнить.

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». Стройтесь в ряд! Запятые, по местам!


Лабиринты грамматики(3 ч.)

Слово в грамматике. Как «работают» слова. Для чего нужна грамматика.


О существительных по существу(12 ч.)

«Лебедь белая плывёт». Может ли род быть общим? Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? Как быть, если нет окончания? Один, два, много. Почему именительный падеж назвали именительным? Как «работает» родительный падеж? «Щедрый» падеж. Винительный падеж — великий маскировщик. Падеж-работяга. Любимая «работа» предложного падежа. Кому принадлежат имена собственные?



Такие разные признаки предметов(8 ч.)

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. «Красны девицы» и «добры молодцы».

Всё познаётся в сравнении. Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

Что из чего и для чего? Что кому принадлежит? Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. «Крокодиловы слёзы».


Формы работы и контроля

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Индивидуальная работа

Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.



Групповая работа

Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения



IY. Планируемые результаты


Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Тайны слов»



Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты :

Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

( базовая ценность-

нравственный выбор)




Воспитательные результаты

1 уровня


- понимание нравственной

сущности правил культуры

поведения, общения и речи

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

  • ответственное отношение

к собственным поступкам

и деятельности, осознанное

принятие ценностей

нравственного поведения




Воспитательные результаты

3 уровня


нравственно-этический опыт

взаимодействия с окружающими

людьми в соответствии

с общепринятыми

нравственными нормами.



Методика «Лесенка»






Анкета для второклассников (третьеклассников) по оценке уровня школьной мотивации

(Н. Лусканова)










Детские исследовательские проекты.


Воспитательный эффект

позитивная адекватная «Я – Концепция», Методика КТО Я? (модификация методики Куна)


___________________________________________

Метапредметные результаты


Познавательные УУД:

Ученик научится:


устанавливать причинно-следственные связи; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; искать, анализировать информацию; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ; обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку; осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;


Тест «Выделение существенных признаков»


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач. под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; строить логические цепи рассуждений.


Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; -понимать смысл инструкции учителя; осуществлять взаимный контроль; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы


Методика"Корректурная проба"


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

____________________________________________



Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания;

контролировать действия партнеров в совместной деятельности; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; проявлять инициативу в коллективных работах.


«Рукавички» (Г.А. Цукерман)


Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.






Календарно-тематическое планирование

2 класс

п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Дата проведения

1.Фонетика и графика (2 ч.)

1

Меня зовут фонема.

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные.


2

Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Грамматические сказки «И мы не хуже…», «Всегда вместе». Игра «Сквозной алфавит». Рифмованные упражнения.


2.Правописание (20 ч.)

3-4

«Ошибкоопасные» места.

Грамматические сказки «Спор согласных», «Кто важнее?». Рифмованные упражнения. Шарады.


5-6

Тайны фонемы.

Беседа о парных звонких и глухих согласных. Лингвистические задания. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки-«запоминалки».


7

Ваши старые знакомые.

Игры с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща. Тренировочные упражнения с использованием ПК.


8

И вновь знакомые сочетания.

Игры с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ. Тренировочные упражнения с использованием ПК.


9-10

Опасные согласные.

Беседа о непроизносимых согласных. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения.


11

Удвоенные согласные.

Грамматическая сказка «Про девочку Аллу». Лингвистические задания. Шарады.


12-14

На сцене гласные.

Грамматическая сказка «Волшебник Ударение». Лингвистические задания. Дидактические игры и упражнения. Шарады. Тренировочные упражнения с использованием ПК.


15

Где же хранятся слова?

Грамматическая сказка «Досадное недоразумение». Копилки слов. Как найти слово в словаре.


16

Буква-помощница.

Беседа о мягком знаке. Лингвистические задания. Шарады. Задача-игра «Помогите братцу найти свое место».


17

Буква-подсказчица.

Беседа о твердом знаке. Грамматическая сказка «Сел кашу…». Лингвистические задания.


18

«Фонемы повелевают буквами».

Тренировочные упражнения в написании разделительных ъ и ь знаков. (использование ПК)


19

Слог.

Беседа о слоге. Грамматические сказки. Лингвистические задания. Игра «Слог за слогом».


20

Перенос слов.

Грамматическая сказка. Веселые стихи. Тренировочные упражнения.


21-22

Волшебное средство – «самоинструкция».

Знакомство с термином. Правила составления. Работа по составлению самоинструкции.


3. Словобразование (12 ч.)

23

Слова-«родственники».

Правильные корни и корни-«уродцы». Секреты родственных слов. Игры «Третий лишний», «Кто больше?».


24-25

Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения.


26

«Пересаженные» корни.

Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарем. Тренировочные упражнения.


27-28

Поговорим обо всех приставках сразу.

Беседа о приставках. Игры с приставками. Лингвистические задания. Рифмованные упражнения.


29

Суффиксы.

Беседа о суффиксах, их значении. Лингвистические задания.


30

Братья-суффиксы – ЕК и – ИК.

Грамматическая сказка. Тренировочные упражнения в написании суффиксов.


31

Зачем словам окончания.

Грамматическая сказка. Игра «Измени слово». Рифмованные шарады.


32

«Не лезьте за словом в карман!»

Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч».


33

Эти удивительные морфемы.

Тренировочные упражнения в разборе слов по составу. Морфологические шарады.


34

Итоговое занятие. Морфологические шарады.

тест




3 класс



п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Дата проведения

1. Из истории языка (2 ч.)

1

Старые и новые слова в языке.


Путешествие в мир новых слов и откуда пришли старые слова. Игра «Доскажи словечко»


2

Сокровища бабушкиного сундука.

Игра «Вычитаем, прибавляем». Рифмованные упражнения.


2.Загадки простого предложения (9ч.)


3

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.

Порядок слов в предложении. Тренировочные упражнения


4

Важные мелочи.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Тренировочные упражнения.


5

Требуется определение.

Знакомство с термином. Тренировочные упражнения.


6

Важные обстоятельства.

Знакомство с термином. Использование обстоятельств в объявлении. Тренировочные упражнения.


7

Необходимо дополнить.

Знакомство с термином. Тренировочные упражнения.


8

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж».

Однородные члены. Тренировочные упражнения. Игра «Вставь букву». Конкурс «Самый длинный однородный ряд»


9

Стройтесь в ряд!

Устранение ошибок, двусмысленностей


10-11

Запятые, по местам!

Интонация предложения. Логическое ударение. Игра «Поставь запятую на место


3.Лабиринты грамматики (3 ч.)

12

Слово в грамматике.

Путешествие по стране «Грамматика»


13

Как «работают» слова.

Работа с загадками


14

Для чего нужна грамматика.

Игра «Исправь ошибки»


4.О существительных по существу (12 ч.)

15

«Лебедь белая плывёт».

Употребление в речи существительных общего рода. Игры.


16

Может ли род быть общим?

Познакомить с существительными общего рода.


17

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?

Единственное и множественное числа. Всегда ли существительные имели только два числа?


18

Как быть, если нет окончания?

Несклоняемые существительные. Игры.


19

Один, два, много.

Тренировочные упражнения.


20

Почему именительный падеж назвали именительным?

Знакомство с падежом Тренировочные упражнения.


21

Как «работает» родительный падеж?

Знакомство с падежом Тренировочные упражнения.


22

«Щедрый» падеж.

Знакомство с падежом Тренировочные упражнения.


23

Винительный падеж — великий маскировщик.

Знакомство с падежом Тренировочные упражнения.


24

Падеж-работяга.

Знакомство с падежом Тренировочные упражнения.


25

Любимая «работа» предложного падежа.

Знакомство с падежом Тренировочные упражнения.


26

Кому принадлежат имена собственные?

Знакомство с падежом Тренировочные упражнения.


5.Такие разные признаки предметов (8 ч.)

27

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах.

Значение прилагательных. Тренировочные упражнения.


28

«Красны девицы» и «добры молодцы».

Как в старину использовали прилагательные в обращении


29

Всё познаётся в сравнении.

Степени сравнения прилагательных. Игры.


30

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем.

Игра «Сделай комплимент», викторина «Самый, самый…»


31

Что из чего и для чего?

Игра «Подбери словечко»


32

Что кому принадлежит?

Способы образования фамилий.


33

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных.

Использование притяжательных местоимений во фразеологизмах.


34

«Крокодиловы слёзы».

Крылатые выражения. Стих. Н.Силкова «Прикусил язык». Игры





Материально- техническое обеспечение учебного процесса



№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Список литературы (для учителя)

1

Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994


2

Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988


3

Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007


4

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Тарабарина Т.И. Ярославль: Академия развития, 2007


5.

Журналы начальня школа


Список литературы (для учеников)

1

Орфографический словарь: для учащихся 1-4 классов. С необходимыми пояснениями Н.Г.Кушакова Волгоград: Учитель2003


2

Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся М.С.Лапатухина Под ред. Ф.П.Филина М.:Просвещение1981
























Скачать

© 2018 675 15

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!