муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сучковская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО: ____________/Гевель Н.И./ Протокол № 1 от «30» августа 2024г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _____________/Ачкасова О.Н./ «30» августа 2024г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Сучковская СОШ» _____________/Курчавый А.П./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: тематическая
«К тайнам слова»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Курчавой Ольги Сергеевны
с.Сучково, 2024 г.
Пояснительная записка
Целью программы внеурочной деятельности «К тайнам слова» является развитие читательской грамотности обучающихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи:
развитие способности человека
- находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях,
- понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В ходе реализации программы проводится текущая (выполнение заданий в ходе занятия), рубежная (по окончании модуля) аттестация в форматах, предусмотренных методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Программа курса «К тайнам слова» разработана на основе:
-
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;
-
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101)
-
Федеральной рабочей программы воспитания учебного
-
плана МКОУ «Сучковская СОШ» на 2024 – 2025 учебный год.
Чтение – рецептивный вид речевой деятельности по восприятию и пониманию письменного текста. Цель чтения – раскрытие смысловых связей (понимание) речевого произведения, представленного в письменном виде. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность обучающегося основной общеобразовательной школы связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов разной функциональной направленности (научных/учебно-научных, научно-популярных; официально-деловых, публицистических, инструктивных, художественных), разных жанров (статьи учебников, словарные статьи в словарях различных типов, энциклопедиях и др.; законы, договоры, конвенции и др.; очерки, репортажи, интервью, реклама и др.; инструкции различных типов; рассказы, повести, романы и др.); с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.
В контексте школьного образования читательская грамотность имеет метапредметную природу и способствует развитию предметных компетенций, формируемых в процессе обучения всем без исключения учебным дисциплинам.
Читательская деятельность в условиях информационного общества характеризуется изменениями в самом процессе чтения и условиях его осуществления (например, чтение с экрана), а также в свойствах и условиях существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок). Эти изменения «наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объёма всё труднее воспринимается и прочитывается детьми».
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-
занимательность;
-
научность;
-
сознательность и активность;
-
наглядность;
-
доступность;
-
связь теории с практикой;
-
индивидуальный подход к учащимся.
Программа «К тайнам слова» 5-9 класс рассчитана на 170 часов.
Распределение часов по классам
| Класс | Количество часов |
1 | 5 класс | 34 |
2 | 6 класс | 34 |
3 | 7 класс | 34 |
4 | 8 класс | 34 |
5 | 9 класс | 34 |
Итого | 170 |
Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
-
игры на языковом материале;
-
вопросы на определение смыслового чтения;
-
практическая работа с различными рода тестами;
Виды деятельности:
теоретические:
практические:
-
игра, турнир;
-
выполнение тестов;
-
работа над словом, работа с книгой, словарем;
-
редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;
-
выборка материала из художественной литературы, его анализ;
-
практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты отражают структурные компоненты читательской грамотности по PISA
Личностные результаты:
Метапредметные и предметные результаты:
-
находит и извлекает информацию из различных текстов;
-
применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
-
анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста;
-
оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания;
-
оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания.
Планируемые результаты
5 класс
№ п/п | Наименование раздела | Планируемые результаты по каждому разделу программы |
предметные | личностные | метапредметные |
1. | Пословицы и поговорки как источник информации | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
2. | Тексты разговорного стиля | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
3. | Работа с текстом | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
4. | Заключение | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
6 класс
№ п/п | Тема занятий | Планируемые результаты по каждому разделу программы |
предметные | личностные | метапредметные |
1. | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
2. | Тексты художественного стиля | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
3. | Работа с текстом | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
4. | Промежуточная аттестация | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
7 класс
№ п/п | Тема занятий | Планируемые результаты по каждому разделу программы |
предметные | личностные | метапредметные |
1. | Тема текста | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста | оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста |
2. | Тексты публицистического стиля | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов |
3. | Работа с текстом | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов |
4. | Промежуточная аттестация | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов |
8 класс
№ п/п | Тема занятий | Планируемые результаты по каждому разделу программы |
предметные | личностные | метапредметные |
1. | Тема и идея текста | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
2. | Тексты официально-делового стиля | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
3. | Работа с текстом | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
4. | Заключение | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
9 класс
№ п/п | Тема занятий | Планируемые результаты по каждому разделу программы |
предметные | личностные | метапредметные |
1. | Электронный текст как источник информации | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
2. | Тексты научного стиля | - находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тксте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
3. | Работа с текстом | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - оценивает форму и содержание текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тексте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
7. | Заключение | находит и извлекает необходимую информацию - выделяет основную тему текста - анализирует и интегрирует информацию, полученную из различных текстов | - оценивает содержание текста с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; - формулирует собственную позицию по отношению к полученной информации - уважительно и доброжелательно относится к другому человеку, его мнению, гражданской позиции | Регулятивные: - определяет и формирует цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривает последовательность действий на уроке. Познавательные: - ориентируется в тексте; - преобразовывает информацию из одной формы в другую: пересказывает небольшие тексты; - обрабатывает информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, пометки. Коммуникативные: - оформляет свои мысли в устной речи, - слушает и понимает других |
Содержание программы внеурочной деятельности «К тайнам слова»
5 класс
Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов, отводимое на изучение раздела | Характеристика основных содержательных линий |
Пословицы и поговорки как источник информации | 4 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы и поговорки как источник информации |
Тексты разговорного стиля | 4 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. |
Работа с текстом | 22 | Определение главной мысли. Типы текстов: текст – описание, повествование, рассуждение. Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Сплошные тексты |
Заключение | 4 | Подготовка к итоговому проекту. Промежуточная аттестация в форме проекта |
Всего | 34 | |
Содержание программы внеурочной деятельности «К тайнам слова»
6 класс
Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов, отводимое на изучение раздела | Характеристика основных содержательных линий |
Древнерусская летопись как источник информации | 4 | Определение основной темы в эпическом произведении. Древнерусская летопись как источник информации. |
Тексты художественного стиля | 4 | Сопоставление содержания текстов художественного стиля. Определение авторской позиции в художественных текстах. Составление собственного текста художественного стиля |
Работа с текстом | 22 | Как понимать информацию, содержащуюся в тексте. Типы текстов: текст – повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность чтения. Интерпретационные задачи. Сплошные тексты. Несплошные тексты: таблицы и карты |
Заключение | 4 | Подготовка итогового проекта. Промежуточная аттестация. Подведение итогов за год |
Всего | 34 | |
Содержание программы внеурочной деятельности «К тайнам слова»
7 класс
Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов, отводимое на изучение раздела | Характеристика основных содержательных линий |
Тема текста | 4 | Определение основной темы в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. |
Тексты публицистического стиля | 4 | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. |
Работа с текстом | 22 | Как преобразовать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст – объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение) Сплошные тексты Несплошные тексты: информационные листы и объявления, графики и диаграммы |
Промежуточная аттестация | 4 | Промежуточная аттестация в форме Проекта. |
Всего | 34 | |
Содержание программы внеурочной деятельности «К тайнам слова»
8 класс
Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов, отводимое на изучение раздела | Характеристика основных содержательных линий |
Тема и идея текста | 4 | Определение основной темы в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. |
Тексты официально-делового стиля | 4 | Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. |
Работа с текстом | 22 | Как применять информацию из текста в измененной ситуации? Типы текстов: текст – инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность чтения. Информационные задачи. Сплошные тексты. Несплошные тексты: информационные листы и объявления, графики и диаграммы |
Заключение | 4 | Промежуточная аттестация в форме Проекта. Подведение итогов работы за год |
Всего | 17 | |
Содержание программы внеурочной деятельности «К тайнам слова»
9 класс
Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов, отводимое на изучение раздела | Характеристика основных содержательных линий |
Электронный текст как источник информации | 4 | Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации |
Тексты научного стиля | 4 | Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. |
Работа с текстом | 22 | Как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст – аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность чтения. Аналитические (конструирующие) задачи. Несплошные тексты: билеты и объявления, графики и диаграммы. Смешанные тексты |
Заключение | 4 | Промежуточная аттестация. Подведение итогов за год |
Всего | 34 | |
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«К тайнам слова»
5 класс (34 часа)
Форма проведения занятия | № занятия с начала раздела | № занятия с начала курса | Что пройдено на уроке |
Пословицы и поговорки как источник информации (4 часа) |
Беседа | 1 | 1 | Фольклорный текст – источник информации |
Исследование | 2 | 2 | Тема и основная мысль текста |
Конкурс | 3 | 3 | Определение темы и основной мысли в фольклорном произведении. |
Игра | 4 | 4 | Пословицы и поговорки как источник информации |
Тексты разговорного стиля (4 часа) |
Беседа | 1 | 5 | Тексы разговорного стиля |
Исследование | 2 | 6 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. |
Творческая лаборатория | 3 | 7 | Составляем собственный текст разговорного стиля |
Дидактическая игра | 4 | 8 | Личная ситуация в текстах. |
Работа с текстом (22 часа) |
Беседа | 1 | 9 | Тема текста |
Исследование | 2 | 10 | Определение темы текста |
Творческая лаборатория | 3 | 11 | Составление текста по определенной теме |
Творческая лаборатория | 4 | 12 | Составление текста по определенной теме |
Исследование | 5 | 13 | Главная мысль текста |
Чтение текста | 6 | 14 | Определение главной мысли. |
Чтение текста | 7 | 15 | Определение главной мысли. |
Чтение текста | 8 | 16 | Типы текстов |
Беседа | 9 | 17 | Текст – описание (художественное и техническое) |
Творческая лаборатория | 10 | 18 | Составление текста-описания |
Чтение текста | 11 | 19 | Текст – повествование |
Творческая лаборатория | 12 | 20 | Составление текста - повествования |
Чтение текста | 13 | 21 | Текст – рассуждение |
Творческая лаборатория | 14 | 22 | Составление текста-рассуждения |
Исследование | 15 | 23 | Что такое вопрос? |
Викторина | 16 | 24 | Виды вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Толстые и тонкие вопросы. |
Дидактическая игра | 17 | 25 | Виды вопросов. Наводящие и альтернативные вопросы |
Дидактическая игра | 18 | 26 | Виды вопросов. Вопросы для обдумывания. |
Чтение текста | 19 | 27 | Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач |
Чтение текста | 20 | 28 | Сплошные тексты |
Парная работа | 21 | 29 | Работа со сплошным текстом |
Парная работа | 22 | 30 | Работа со сплошным текстом |
Заключение (4 часа) |
Проект | 1 | 31 | Подготовка к итоговому проекту |
Проект | 2 | 32 | Подготовка к итоговому проекту |
Проект | 3 | 33 | Промежуточная аттестация в форме проекта |
Дидактическая игра | 4 | 34 | Подведение итогов |
Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«К тайнам слова»
6 класс (34 часа)
Дата фактического проведения урока | № занятия с начала раздела | № занятия с начала курса | Что пройдено на уроке |
Древнерусская летопись как источник информации (4 часа) |
Беседа | 1 | 1 | Эпический текст – источник информации |
Исследование | 2 | 2 | Определение основной темы в эпическом тексте. |
Беседа | 3 | 3 | Древнерусская летопись как источник информации |
Исследование | 4 | 4 | Поиск информации в древнерусской летописи |
Тексты художественного стиля (4 часа) |
Исследование | 1 | 5 | Художественный текст |
Исследование | 2 | 6 | Сопоставление содержания текстов художественного стиля. |
Исследование | 3 | 7 | Определение авторской позиции в художественных текстах. |
Творческая лаборатория | 4 | 8 | Составление собственного текста художественного стиля |
Работа с текстом 22 часа) |
Дидактическая игра | 1 | 9 | Как понимать информацию, содержащуюся в тексте. |
Исследование | 2 | 10 | Типы текстов: текст – повествование. Рассказ. |
Практикум | 3 | 11 | Текст – повествование. Рассказ. |
Творческая мастерская | 4 | 12 | Составление рассказа |
Творческая мастерская | 5 | 13 | Составление рассказа |
Беседа | 6 | 14 | Типы текстов: текст – повествование. Отчет. |
Практикум | 7 | 15 | Текст – повествование. Отчет. |
Творческая мастерская | 8 | 16 | Составление текста-повествования в форме отчета. |
Исследование | 9 | 17 | Типы текстов: текст – повествование. Репортаж. |
Практикум | 10 | 18 | Текст – повествование. Репортаж. |
Творческая мастерская | 11 | 19 | Составление репортажа на определенную тему |
Творческая мастерская | 12 | 20 | Составление репортажа на определенную тему |
Практикум | 13 | 21 | Типы задач на грамотность чтения. |
Практикум | 14 | 22 | Типы задач на грамотность чтения. |
Практикум | 15 | 23 | Интерпретационные задачи |
Исследование | 16 | 24 | Сплошные тексты |
Практикум | 17 | 25 | Поиск информации в сплошном тексте |
Исследование | 18 | 26 | Несплошные тексты: таблицы |
Практикум | 19 | 27 | Работа с несплошным текстом-таблицей |
Исследование | 20 | 28 | Несплошные тексты: карты |
Практикум | 21 | 29 | Работа с несплошным текстом-картой |
Практикум | 22 | 30 | Решение задач на грамотность |
Заключение (4 часа) |
Проект | 1 | 31 | Подготовка итогового проекта |
Проект | 2 | 32 | Подготовка итогового проекта |
Проект | 3 | 33 | Промежуточная аттестация в форме проекта |
Дидактическая игра | 4 | 34 | Подведение итогов |
Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«К тайнам слова»
7 класс (34 часа)
Дата фактического проведения урока | № занятия с начала раздела | № занятия с начала курса | Что пройдено на уроке |
Тема текста (4 часа) |
Беседа | 1 | 1 | Поэтический текст как источник информации. |
Исследование | 2 | 2 | Тема и главная мысль поэтического текста |
Практикум | 3 | 3 | Определение темы и главной мысли в лирическом произведении. |
Практикум | 4 | 4 | Поиск информации в поэтическом тексте |
Тексты публицистического стиля (4 час) |
Исследование | 1 | 5 | Тексты публицистического стиля |
Исследование | 2 | 6 | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. |
Исследование | 3 | 7 | Общественная ситуация в текстах |
Практикум | 4 | 8 | Поиск информации в публицистическом тексте |
Работа с текстом (22 часов) |
Беседа | 1 | 9 | Как преобразовать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования? |
Практикум | 2 | 10 | Преобразование текстовой информации с учетом дальнейшего использования |
Практикум | 3 | 11 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста. |
Практикум | 4 | 12 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста. |
Творческая мастерская | 5 | 13 | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение) |
Исследование | 6 | 14 | Типы текстов: текст-объяснение (резюме) |
Творческая мастерская | 7 | 15 | Типы текстов: текст-объяснение (толкование) |
Творческая мастерская | 8 | 16 | Типы текстов: текст-объяснение (определение) |
Практикум | 9 | 17 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа |
Практикум | 10 | 18 | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа |
Практикум | 11 | 19 | Типы задач на грамотность. |
Практикум | 12 | 20 | Позиционные задачи. |
Исследование | 13 | 21 | Сплошной текст |
Практикум | 14 | 22 | Работа со сплошными текстами |
Исследование | 15 | 23 | Поиск информации в сплошном тексте |
Исследование | 16 | 24 | Поиск информации в сплошном тексте |
Исследование | 17 | 25 | Несплошной текст. |
Практикум | 18 | 26 | Работа с несплошными текстами: информационные листы |
Практикум | 19 | 27 | Работа с несплошными текстами: объявления |
Практикум | 20 | 28 | Работа с несплошным текстом: графики |
Практикум | 21 | 29 | Работа с несплошным текстом: диаграммы |
Практикум | 22 | 30 | Составление несплошного текста в соответствии с поставленной задачей |
Заключение (4 час) |
Проект | 1 | 31 | Подготовка к промежуточной аттестации |
Проект | 2 | 32 | Подготовка к промежуточной аттестации |
Проект | 3 | 33 | Промежуточная аттестация в форме проекта |
Дидактическая игра | 4 | 34 | Подведение итогов работы за год |
Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«К тайнам слова»
8 класс (34 часа)
Дата фактического проведения урока | № занятия с начала раздела | № занятия с начала курса | Что пройдено на уроке |
Тема и идея текста (4 часа) |
Исследование | 1 | 1 | Драматическое произведение – источник информации |
Исследование | 2 | 2 | Определение основной темы в драматическом произведении. |
Беседа | 3 | 3 | Учебный текст как источник информации. |
Практикум | 4 | 4 | Поиск информации в учебном тексте |
Тексты официально-делового стиля (4 часа) |
Исследование | 1 | 5 | Тексты официально-делового стиля |
Исследование | 2 | 6 | Сопоставление содержания текстов официального-делового стиля. |
Творческая мастерская | 3 | 7 | Составление текстов официально-делового стиля |
Исследование | 4 | 8 | Деловые ситуации в текстах |
Работа с текстом (22 часа) |
Исследование | 1 | 9 | Как применять информацию из текста в измененной ситуации? |
Практикум | 2 | 10 | Типы текстов: текст – инструкция |
Практикум | 3 | 11 | Текст – инструкция (указания к выполнению работы) |
Практикум | 4 | 12 | Составление текста-инструкции |
Практикум | 5 | 13 | Типы текстов: текст – инструкция (правила) |
Практикум | 6 | 14 | Текст – инструкция (правила) |
Творческая мастерская | 7 | 15 | Составления текста-инструкции |
Исследование | 8 | 16 | Типы текстов: текст – инструкция (законы) |
Практикум | 9 | 17 | Текст – инструкция (законы) |
Творческая мастерская | 10 | 18 | Составление теста-инструкции |
Исследование | 11 | 19 | Поиск ошибок в предложенном тексте |
Практикум | 12 | 20 | Типы задач на грамотность чтения. |
Практикум | 13 | 21 | Информационные задачи |
Практикум | 14 | 22 | Сплошной текст |
Практикум | 15 | 23 | Работа со сплошными текстами |
Практикум | 16 | 24 | Поиск информации в сплошном тексте |
Практикум | 17 | 25 | Работа со сплошными текстами |
Исследование | 18 | 26 | Несплошной текст |
Практикум | 19 | 27 | Работа с несплошными текстами: информационные листы |
Практикум | 20 | 28 | Работа с несплошными текстами: объявления |
Практикум | 21 | 29 | Работа с несплошным текстом: графики |
Практикум | 22 | 30 | Работа с несплошным текстом: диаграммы |
Заключение (2 часа) |
Проект | 1 | 31 | Подготовка к промежуточной аттестации |
Проект | 2 | 32 | Подготовка к промежуточной аттестации |
Проект | 3 | 33 | Промежуточная аттестация в форме проекта |
Игра | 4 | 34 | Подведение итогов работы за год |
Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«К тайнам слова»
9 класс (34 часа)
Дата фактического проведения урока | № занятия с начала раздела | № занятия с начала курса | Что пройдено на уроке |
Электронный текст как источник информации (4 часа) |
Практикум | 1 | 1 | Формирование читательских умений с опорой на текст |
Исследование | 2 | 2 | Формирование читательских умений с опорой на внетекстовые знания. |
Практикум | 3 | 3 | Электронный текст как источник информации |
Практикум | 4 | 4 | Поиск информации в электронном тексте |
Тексты художественного стиля (4 часа) |
Исследование | 1 | 5 | Тексты научного стиля |
Практикум | 2 | 6 | Сопоставление содержания текстов научного стиля |
Практикум | 3 | 7 | Поиск информации в научном стиле |
Практикум | 4 | 8 | Образовательные ситуации в текстах. |
Работа с текстом (22 часа) |
Исследование | 1 | 9 | Как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? |
Исследование | 2 | 10 | Как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? |
Практикум | 3 | 11 | Типы текстов: текст – аргументация (комментарий) |
Практикум | 4 | 12 | Типы текстов: текст – аргументация (научное обоснование) |
Исследование | 5 | 13 | План и особенности его составления |
Исследование | 6 | 14 | Простой план |
Практикум | 7 | 15 | Составление простого плана на основе исходного текста |
Исследование | 8 | 16 | Сложный план |
Практикум | 9 | 17 | Составление сложного плана на основе исходного текста |
Исследование | 10 | 18 | Несплошные тексты: билеты |
Исследование | 11 | 19 | Поиск информации в несплошном тексте: билеты |
Творческая мастерская | 12 | 20 | Составление несплошного текста: билеты |
Исследование | 13 | 21 | Несплошные тексты: объявления |
Творческая мастерская | 14 | 22 | Работа с несплошным текстом: объявления |
Творческая мастерская | 15 | 23 | Составление несплошного текста: объявления |
Исследование | 16 | 24 | Несплошные тексты: графики |
Творческая мастерская | 17 | 25 | Работа с несплошным текстом: графики |
Творческая мастерская | 18 | 26 | Составление несплошного текста: графики |
Исследование | 19 | 27 | Несплошные тексты: диаграммы |
Творческая мастерская | 20 | 28 | Составление несплошного тектса: диаграммы |
Исследование | 21 | 29 | Смешанные тексты |
Практикум | 22 | 30 | Поиск информации в смешанном тексте |
Подведение итогов (3 часа) |
Проект | 1 | 31 | Работа над проектом |
Проект | 2 | 32 | Работа над проектом |
Проект | 3 | 33 | Промежуточная аттестация в форме проекта |
Игра | 4 | 34 | Подведение итогов |
Отметка о выполнении программы и корректировка
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________