Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 1»
города Магнитогорска
ПРРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
дневного пребывании "МиД"
(Мальчишки и девчонки).
Руководитель программы:
начальник ДОЛ «МиД»
__________________________
(Ф.И.О. начальника лагеря)
Автор программы:
учитель Жилина Ирина
Ивановна г. Розенталь
г. Магнитогорск, 20__ г.
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Комплексная программа по реализации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков “МиД ” |
2 | Цель программы | Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, организаторских и других способностей детей. |
3 | Направление деятельности | Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности. |
4 | Краткое содержание программы | Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения. |
5 | Руководитель программы | Начальник ДОЛ «МиД» ______________ (Ф.И.О. начальника лагеря) |
9 | Количество, возраст учащихся | ___ учащихся с 6,5 до 15 лет |
10 | Сроки проведения | С __ июня по __ июня 20___ г. |
Содержание программы:
Введение………………………………………………………………………………
Цель и задачи программы……………………………………………………………
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены…
Направления и виды деятельности………………………………………………
Механизм реализации программы………………………………………………
Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «МиД» с социумом……………………………………………
Условия реализации программы……………………………………………………
Диагностика…………………………………………………………………………..
Ожидаемые результаты …………………………………..…………………………
Список используемой литературы…………………………….……………………
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М.Монтель
Введение
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МАОУ «НОШ № 1». В нем отдыхают учащиеся данной школы. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Цели и задачи программы
Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи :
Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.
Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.
Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Принципы, используемые при планировании и проведении
лагерной смены
Безусловная безопасность всех мероприятий.
Учет особенностей каждой личности.
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Чёткое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Художественно - творческое направление.
Трудовая деятельность.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Эстетическое направление.
Образовательное направление.
Досуговая деятельность.
Кружковая деятельность.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие криативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»);
конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»);
творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»);
игровые творческие программы;
концерты («Восходящая звезда-2013»);
творческие игры («День рекордов»);
праздники;
выставки.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя: уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Физкультурно – оздоровительная деятельность
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработка и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры на площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе (Игры – вертушки, «Тропа доверия, «Тропа ужасов», «Захват территории»)
Эстафеты (спортивная игра «Весёлые старты»)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
Посещение библиотеки.
Конкурсы: рисунков, поделок из природного материала, стихотворений и т.д.
Игры: «Угадай мелодию!», «В гостях у лета!», «Тот примерный пешеход, кто по правилам идёт» и т.д.
Беседы: «Травматизм», «Меры безопасности в лесу» и т.д.
Оформление отрядного уголка.
Образовательная деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Основные задачи образовательной деятельности:
Основные формы работы:
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности.
общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель - май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «МиД»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «МиД»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь.
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – конец смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планёрки администрации лагеря и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд») Беседы в отрядах Цветопись |
Как можно определить настроение ребенка после проведенного дня? Можно использовать цветопись или ее еще называют "экран настроения". С его помощью можно наблюдать настроение каждого ребенка ежедневно, анализировать причины изменения настроения.
Красный цвет - восторженное настроение;
оранжевый цвет - радостное;
желтый цвет - спокойное;
зеленый цвет - мне все равно;
Оформить "экран настроения" можно различными способами и поместить его на ваш отрядный уголок
Исполнители основных мероприятий программы:
педагоги МАОУ «НОШ №1» - ……………………..
Источники финансирования:
областной бюджет;
родительские средства;
Режим дня смены.
Режим дня лагеря с дневным пребыванием детей от 6 до 18 лет
при муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
«Начальная общеобразовательная школа №1» города Магнитогорска.
9.00 – 9.15 – Сбор детей, зарядка.
9.15 – 9.30 – Утренняя линейка.
9.30 –10.15 – Завтрак.
10.15 – 13.30 – Работа по плану отрядов, общественно-полезный
труд, работа кружков и секций.
13.30 – 14.00 –Обед.
14.00 – Уход домой.
Режим дня лагеря с дневным пребыванием детей от 6 до 10 лет
при муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
«Начальная общеобразовательная школа №1» города Магнитогорска.
9.00 – 9.15 – Сбор детей, зарядка.
9.15 – 9.30 – Утренняя линейка.
9.30 –10.15 – Завтрак.
10.15 – 13.00 – Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций.
13.00 – 14.00 –Обед.
14.00 – 14.30 – Свободное время.
14.30 – 15.30 – Дневной сон
15.30-- 16.00 – Работа по плану отрядов, работа кружков и секций.
16.00 – 16.30 – Полдник.
16.30 – 17.00 – Итоги дня.
17.00 – Уход домой.
Режим дня лагеря с дневным пребыванием детей старше 10 лет
при муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
«Начальная общеобразовательная школа №1» города Магнитогорска.
9.00 – 9.15 – Сбор детей, зарядка.
9.15 – 9.30 – Утренняя линейка.
9.30 –10.15 – Завтрак.
10.15 – 13.00 – Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций.
13.00 – 14.00 –Обед.
14.00 – 14.30 – Свободное время.
14.30 – 16.00 – Работа по плану отрядов, работа кружков и секций.
16.00 – 16.30 – Полдник.
16.30 – 17.00 – Итоги дня.
17.00 – Уход домой.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
составить смету и утвердить;
приобрести необходимые канцтовары, призовой фонд;
подготовить необходимый реквизит;
подготовить технические средства.
Методическое обеспечение.
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Наличие канцелярских принадлежностей.
4. Аудиоматериалы и видеотехника.
5. Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
постановка реальных целей и планирование результатов программы;
заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате работы лагеря (разучивание песен, игр)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены
Контроль выполнения программы.
Наименование: Сроки: Ответственный:
педсовет 1 раз в смену начальник лагеря
производственное
совещание не реже 2 раз в неделю начальник лагеря
оперативное
совещание ежедневно начальник лагеря
заседание совета детского
самоуправления ежедневно педагоги
линейка ежедневно педагоги
Список используемой литературы:
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.