СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа лагеря дневного пребывания "МиД" МАОУ "НОШ № 1".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа лагеря дневного пребывания "МиД" (Мальчишки и девчонки).

Просмотр содержимого документа
«Программа лагеря дневного пребывания "МиД" МАОУ "НОШ № 1".»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа № 1»

города Магнитогорска













ПРРОГРАММА

летнего оздоровительного лагеря

дневного пребывании "МиД"

(Мальчишки и девчонки).




Руководитель программы:

начальник ДОЛ «МиД»

__________________________

(Ф.И.О. начальника лагеря)

Автор программы:

учитель Жилина Ирина

Ивановна г. Розенталь












г. Магнитогорск, 20__ г.

Информационная карта программы


1

Полное название программы

Комплексная программа по реализации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков “МиД ”

2

Цель программы

Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, организаторских и других способностей детей.

3

Направление деятельности

Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.

5


Руководитель программы

Начальник ДОЛ «МиД» ______________

(Ф.И.О. начальника лагеря)

9

Количество, возраст учащихся

___ учащихся с 6,5 до 15 лет

10

Сроки проведения

С __ июня по __ июня 20___ г.



Содержание программы:

Введение………………………………………………………………………………

Цель и задачи программы……………………………………………………………

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены…

Направления и виды деятельности………………………………………………

Механизм реализации программы………………………………………………

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «МиД» с социумом……………………………………………

Условия реализации программы……………………………………………………

Диагностика…………………………………………………………………………..

Ожидаемые результаты …………………………………..…………………………

Список используемой литературы…………………………….……………………





Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

М.Монтель

Введение

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МАОУ «НОШ № 1». В нем отдыхают учащиеся данной школы. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

Цели и задачи программы

Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

Задачи :

  1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

  2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.

  3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

  4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.

  5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

  6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

  7. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.


Принципы, используемые при планировании и проведении

лагерной смены

  • Безусловная безопасность всех мероприятий.

  • Учет особенностей каждой личности.

  • Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.

  • Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.

  • Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

  • Чёткое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.

  • Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

  • Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности

  • Художественно - творческое направление.

  • Трудовая деятельность.

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.

  • Эстетическое направление.

  • Образовательное направление.

  • Досуговая деятельность.

  • Кружковая деятельность.

Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие криативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

  • изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»);

  • конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»);

  • творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»);

  • игровые творческие программы;

  • концерты («Восходящая звезда-2013»);

  • творческие игры («День рекордов»);

  • праздники;

  • выставки.

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

  • бытовой самообслуживающий труд;

  • общественно-значимый труд (уборка прилегающей территории).

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя: уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Физкультурно – оздоровительная деятельность

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  • выработка и укрепление гигиенических навыков;

  • расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  • Утренняя гимнастика (зарядка)

  • Спортивные игры на площадке.

  • Подвижные игры на свежем воздухе (Игры – вертушки, «Тропа доверия, «Тропа ужасов», «Захват территории»)

  • Эстафеты (спортивная игра «Весёлые старты»)

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

  • Пробуждать в детях чувство прекрасного;

  • Формировать навыки культурного поведения и общения;

  • Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

  • Посещение библиотеки.

  • Конкурсы: рисунков, поделок из природного материала, стихотворений и т.д.

  • Игры: «Угадай мелодию!», «В гостях у лета!», «Тот примерный пешеход, кто по правилам идёт» и т.д.

  • Беседы: «Травматизм», «Меры безопасности в лесу» и т.д.

  • Оформление отрядного уголка.

Образовательная деятельность

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.

Основные задачи образовательной деятельности:

  • расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

  • удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Основные формы работы:

  • экскурсии;

  • посещение концертов, спектаклей.

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

  • вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

  • организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия;

  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;

  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

  • общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Механизм реализации программы

I этап. Подготовительный – апрель - май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «МиД»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)


II этап. Организационный – июнь.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «МиД»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.


III этап. Практический – июнь.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа творческих мастерских.



IV этап. Аналитический – конец смены.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности организации;

  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.




Диагностика


Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планёрки администрации лагеря и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.


Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»)

Беседы в отрядах

Цветопись

Как можно определить настроение ребенка после проведенного дня? Можно использовать цветопись или ее еще называют "экран настроения". С его помощью можно наблюдать настроение каждого ребенка ежедневно, анализировать причины изменения настроения.

  • Красный цвет - восторженное настроение;

  • оранжевый цвет - радостное;

  • желтый цвет - спокойное;

  • зеленый цвет - мне все равно;

Оформить "экран настроения" можно различными способами и поместить его на ваш отрядный уголок


Исполнители основных мероприятий программы:


педагоги МАОУ «НОШ №1» - ……………………..


Источники финансирования:


  • областной бюджет;

  • родительские средства;









Режим дня смены.


Режим дня лагеря с дневным пребыванием детей от 6 до 18 лет

при муниципальном автономном общеобразовательном учреждении

«Начальная общеобразовательная школа №1» города Магнитогорска.


9.00 – 9.15 – Сбор детей, зарядка.


9.15 – 9.30 – Утренняя линейка.


9.30 –10.15 – Завтрак.


10.15 – 13.30 – Работа по плану отрядов, общественно-полезный

труд, работа кружков и секций.


13.30 – 14.00 –Обед.


14.00 – Уход домой.


Режим дня лагеря с дневным пребыванием детей от 6 до 10 лет

при муниципальном автономном общеобразовательном учреждении

«Начальная общеобразовательная школа №1» города Магнитогорска.

9.00 – 9.15 – Сбор детей, зарядка.


9.15 – 9.30 – Утренняя линейка.


9.30 –10.15 – Завтрак.


10.15 – 13.00 – Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций.


13.00 – 14.00 –Обед.


14.00 – 14.30 – Свободное время.


14.30 – 15.30 – Дневной сон


15.30-- 16.00 – Работа по плану отрядов, работа кружков и секций.


16.00 – 16.30 – Полдник.


16.30 – 17.00 – Итоги дня.


17.00 – Уход домой.


Режим дня лагеря с дневным пребыванием детей старше 10 лет

при муниципальном автономном общеобразовательном учреждении

«Начальная общеобразовательная школа №1» города Магнитогорска.


9.00 – 9.15 – Сбор детей, зарядка.


9.15 – 9.30 – Утренняя линейка.


9.30 –10.15 – Завтрак.


10.15 – 13.00 – Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций.


13.00 – 14.00 –Обед.


14.00 – 14.30 – Свободное время.


14.30 – 16.00 – Работа по плану отрядов, работа кружков и секций.


16.00 – 16.30 – Полдник.


16.30 – 17.00 – Итоги дня.


17.00 – Уход домой.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


  • составить смету и утвердить;

  • приобрести необходимые канцтовары, призовой фонд;

  • подготовить необходимый реквизит;

  • подготовить технические средства.



Методическое обеспечение.

  • Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

  • Должностные инструкции всех участников процесса.

  • Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

  • Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

  • Проведение ежедневных планёрок.

  • Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.


Педагогические условия.


1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.


Материально-техническое обеспечение.


1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды для стимулирования.


Критерии эффективности программы.


Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:


  • постановка реальных целей и планирование результатов программы;

  • заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

  • удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

  • творческое сотрудничество взрослых и детей.


Ожидаемые результаты


В ходе реализации данной программы ожидается:

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

  4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

  5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

  6. Приобретение новых знаний и умений в результате работы лагеря (разучивание песен, игр)

  7. Расширение кругозора детей.

  8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

  9. Личностный рост участников смены


Контроль выполнения программы.


Наименование: Сроки: Ответственный:


педсовет 1 раз в смену начальник лагеря

производственное

совещание не реже 2 раз в неделю начальник лагеря

оперативное

совещание ежедневно начальник лагеря

заседание совета детского

самоуправления ежедневно педагоги

линейка ежедневно педагоги



Список используемой литературы:

  1. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  2. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

  3. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.