МОУ средняя общеобразовательная школа №1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ 3
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ 4
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 5
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 6
5. ПРИНЦИПЫ 7
6. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 8
7.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 9
8. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ10
9. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 11
10. СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 12
11.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
11.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 13
11.2. ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ ЛАГЕРЯ 14
12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ 15
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПРОГРАММЫ
1 | Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательного учреждения |
2 | Цель реализации программы | Организация отдыха, оздоровления и развития творческого потенциала учащихся школы в летний период. |
3 | Автор программы | Учитель начальных классов Гогуля Анастасия Анатольевна |
4 | Формы реализации программы | Оздоровительная деятельность: -Полноценное сбалансированное питание; -Медицинское обслуживание; -Подвижные игры на свежем воздухе; -Проведение оздоровительных, спортивных мероприятий. - сюжетно-ролевая игра «Здравствуй, Цветочный Город!» |
5 | Направление деятельности программы | Средствами игры, спортивной, познавательной деятельностями и ежедневными оздоровительными процедурами: -сохранение и укрепление здоровья детей; -физическое и духовное развитие детей; -развитие творческого потенциала детей. |
6 | Сроки реализации | 2 смена: 29 июня – 22 июля |
7 | Место реализации программы | Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МОУ средняя общеобразовательная школа № 1, г. Биробиджана Еврейской автономной области |
8 | Кадры | Начальник лагеря, фельдшерфиз.работник, организатор, педагоги – воспитатели, педагоги дополнительного образования, ученики- вожатые |
9 | Общее количество участников | 75 учащихся МОУ СОШ №1 |
10 | Контингент участников | Возраст от 6, 6 лет до 11 лет. Учащиеся школы – Дети из многодетных семей – Дети из неполных семей – Дети из малообеспеченных семей – Дети-сироты (на попечении) – Дети-инвалиды – |
11 | Краткое содержание программы | Программа содержит: пакет нормативно-правовых документов; мероприятия; ожидаемые результаты; приложения. |
2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные проблемы в области воспитания детей связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Следствием высокой занятостью родителей, и наоборот безработицей происходит сильнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются семейные традиции, которые выстраивались из года в год по мельчайшим крупицам. Такая ситуация порождает тяжелейшие проблемы, конфликты взаимодействия детей с внешним миром, с социумом. По определённым сведениям медицинских, психологических общественных организаций, произошло резкое увеличение количества детей предоставленных самим себе, просто “выброшенных на общество”. А в летнее время, как утверждают социальные службы, при увеличении свободного времени проблемы просто проходят красной чертой на протяжении всего каникулярного времени, они остро осложняются. В последние годы, организация летних оздоровительных лагерей стала незаменимым подспорьем родителям. Так как, лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях.
Система образования остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний лагерь сегодня – это не только социальная защита, это ещё и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта детей.
Ежегодно для учащихся открываются двери оздоровительной летней лагерной смены дневного пребывания, который функционирует на базе средней общеобразовательной школы № 1 города Биробиджана Еврейской автономной области.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление креализации творческого потенциала.
Пребывание в лагере для каждого ребенка – это время, идеальное для развитиятворческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяетдетям реализоваться в период летних каникул. Это время формирования уребят коммуникативных навыков, приобретения новых знаний, навыков ижизненного опыта. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе.
В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален. Именно впришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
В лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправитьздоровье и просто отдохнуть. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие и оздоровление детей. Работа летнего лагеря рассматривается как составная часть общего воспитательного процесса в школе.
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.072001 г. № 2688.
4. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Цель – Создать условия для организованного полноценного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, эмоционального и психического здоровья детей, развития творческих, коммуникативных способностей личности, профилактика асоциального поведения детей, развитие толерантности.
Задачи:
5. ПРИНЦИПЫ
Программа летнего оздоровительного лагеря «Росинка», с дневнымпребыванием детей и подростков «Капельки росы» опирается на следующие принципы:
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к ребёнку, на стремлении привести его к успеху.
Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей «Цветочный город».
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор форм и методов воспитания в соотношении с
индивидуально-психологическими, возрастными особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены;
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Индивидуальный подход к развитию творческой личности. Организация и развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
Деятельность участников лагеря направление на совместное выполнение общего дела.
6. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков - это проверенная годами педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
При выборе форм и методов работы во время проведения смены лагеря главной является оздоровительная деятельность:
Детям предлагается построить и отправиться в путешествие по Цветочному городу, в котором их ждет много приключений, множество интересных и увлекательных встреч, в котором будут жить все дружно, заботясь, друг о друге и об окружающих.
7.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап. Подготовительный (март – апрель)
Этот этап характерен тем, что за три месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря проводится подготовка к летнему сезону.
Деятельность:
Совещания при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
Издание приказа о подготовке и открытии летнего оздоровительного лагеря;
Составление плана работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
Отбор кадров для работы в оздоровительном лагере;
Составление необходимой документации для деятельности лагеря;
Подготовка методического материала для сотрудников лагеря.
Планирование взаимодействия лагеря с учреждениями культуры, дополнительного образования.
Прогноз летней занятости учащихся МОУ СОШ № 1.
II этап. Организационный (май)
Формирование списка отрядов, подготовка реализации Программы, корректирование планов с педагогами и специалистами, создание нормативно-правовой базы.
III этап. Практический (июнь)
Практическая реализация Программы. Работа летнего оздоровительного лагеря при МОУ СОШ № 1 г. Биробиджана.
IV этап. Аналитический (сентябрь)
Обобщение результатов практической работы, коррекция Программы, планирование дальнейшей деятельности.
8. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В организационный период лагеря идут «поиски нового места» для Цветочного города – места для проживания. В поисках участвуют все дети, им помогают «Феи цветов», «Знайка», «Росинки» и «Волшебник».
Прием детей ведется в одной комнате, где ведется регистрация –«полянке». Все дети будут строить Цветочный город - город добра и милосердия.
Строительство домиков:дети, воспитанники лагеря, делятся на домики. Из детей выбирается помощник хранителя - пчелка, которая будет помогать хранителю в организации жизнедеятельности домика.
Разработка правил жизнедеятельности в Цветочном городе - знакомство с режимом дня.
Распределение обязанностей среди жителей домиков - составление графика дежурства, выявление талантов, желаний и способностей.
Знакомство с планом строительства города - основные дела.
В основной период идет строительство города. Каждый день жители домиков проводят свои интересные дела или участвуют в общих делах. Все это отражается на «клумбах». В «корзинке цветка» записываются основные дела, проведенные в этот день.
Итоги каждого дня подводятся совместно в домике у «волшебного огонька» и заносятся на общий стенд достижений. Каждый отряд в течение смены зарабатывать цветы (за 1 место – 3 цветочка, за 2 – 2 цветочка, за 3 – 1 цветочек), которые будут высаживать на клумбу. В конце смены выявится отряд – победитель.
В заключительный этап смены проводится сдача и приемка Цветочного города - подведение итогов работы домиков (открытие выставок художественного творчества), тестирование детей, проведение экспресс анкеты, результаты педагогических наблюдений. На полянке стоят домики, вокруг которых разбиты цветочные клумбы. Так как Цветочный город возрожден в гости прилетели насекомые и рассказали:
Бабочки – о самых активных ребятах, которые участвовали во всех делах и выступали в роли организаторов
Стрекозы - самые творческие ребята (достигшие успехов в работе)
Кузнечики - спортсмены (участники спортивных дел, ведущие здоровый образ жизни)
Муравьи - настоящие друзья. (Количество насекомых может изменяться).
Составляются списки ребят для награждения дипломами. Готовится угощение и подарки для новоселья.
В последний день - закрытие смены – расцветает розовый куст, на цветах которого фото детей.
9. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Политику летнего оздоровительного отдыха определяют педагогические кадры. Поэтому в смену привлекаются учителя начальных классов, педагог-организатор, инструктор по физкультуре, медицинский работник, а также вожатые.
Каждый из специалистов призван решать определенные профессиональные задачи в вопросе организации летнего отдыха:
Учителя начальных классов«Феи цветов»– Развитие и воспитание детей лагеря, изучение их личности, сплочение дружного коллектива, воспитание толерантного отношения друг к другу.
10. СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ







11.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 11.1. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
Оздоровительное направление:
Организация здорового питания;
Утренняя гимнастика;
Ежедневное привитие культуры личной гигиены;
Принятие солнечных и воздушных ванн;
Проведение спортивно-массовых мероприятий (открытие «Малых Олимпийских игр», игры по станциям, спортивная ярмарка достижений и т.д.);
Эстетическое направление:
Конкурс на лучшее оформление отрядного уголка;
Японское оригами;
Конкурс рисунков «Разноцветный мир», «»Мы изобрели новый мир»
Патриотическое направление:
Образовательное и досуговое направление:
Игровая программа «Color- шоу»
Экологическая эстафета
Игра по станциям «Сказочное сражение»
Конкурс «Мисс Цветочного города»
Книга «Рекордов Гиннеса»
Игра «Цветик-семицветик»
Праздник Нептуна
Игра «Клад»
КТД «Фруктовый сад»
«Стартинейджер»
Правовое направление:
травматизма;
несовершеннолетних.
Спортивное направление:
Утренняя зарядка;
Веселые старты;
Спортивно-игровая программа
Подвижные игры на воздухе
Ежедневные русские, народные игры
Ежедневные спортивные часы;
Спортивный праздник “Зов джунглей”;
“Спартакиада”;
11.2. ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ ЛАГЕРЯ
1 день – станция знакомств *игры на знакомства *инструктаж по ТБ *хоз. сборы * игра «Разведка» | 2 день – станция открытий *открытие смены *представление отрядов «Маленькие таланты» * представление пед.отряда *презентация кружков | 3 день – станция «Олимпийская» *открытие малых Олимпийских игр *спортивная толкучка *конкурс отрядных уголков | 4 день – станция «Радуга» *игровая программа «Color – шоу» *конкурс рисунков «Разноцветный мир» | 5 день – станция «Экологическая» *игра по станциям (Дирекция по ООПТ ЕАО) *беседа «Лесные пожары» (Дирекция по ООПТ ЕАО) *экологическая викторина |
день – станция «Сказочная» *Игра по станциям «Сказочное сражение» *просмотр мультфильма | 7 день – станция «Патриотическая» *Я - гражданин | 8 день - станция рекордов *книга «Рекордов Гиннеса» *конкурс «Минута славы» | 9 день – станция талантов *конкурс «Мисс Цветочного города» *спорт.игра «Зов джунглей» | 10 день – станция «Цветочная» *игра по станциям «Цветик-семицветик» *просмотр фильма |
11 день – станция профессий *встреча с сотрудниками МЧС * «Безопасное колесо» (ГИБДД) | 12 день – станция Нептуна *праздник Нептуна *поход в бассейн | 13 день – станция чудес *игра «Клад» * конкурс рисунков «Мы изобрели новый вид» | 14 день – станция Оч.ручек *КТД «Фруктовый сад» *конкурс поделок из природного материала | 15 день - станция романтиков *мистер Цветочного города * час забытых игр |
16 день – станция «Спортивная» *конкурс «Стартинейджер» | 17 день – станция самых сильных *спортивная ярмарка *подготовка к закрытию сильных | 18 день – станция «Прощания» *закрытие смены *отчетный концерт «Маленькие таланты» | | |
12. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РАБОТЫ ЛАГЕРЯ
Приложение 1
Заповеди Цветочного города
Цель: В конце веселой смены здесь будет город – сад!
Ведь малышок, малышка трудиться очень рад!
1. Думай, разведывай, соображай –
решения и планы друзей уважай!
2. Если твои помыслы чисты,
то нет на Земле ни горя, ни беды!
3. Свой цветочный милый город
Ты люби и уважай!
От плохих, коварных мыслей
Ты его оберегай!
4. Малыши, малышки – здоровые детишки!
Водичкой обливаются, зарядкой занимаются!
Всегда всем улыбаются!
5. В нашем городке трудись!
А с лентяем - не водись!
Получил задание – не пищи,
и легкой работы себе не ищи
Приложение 2
Легенда о Цветочном городе
В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками нас называли потому, что все мы были очень маленькие. В городе у нас было красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: колокольчики, ромашки, розы, подсолнухи. У нас даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом.
Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, другие — малышками. В одном домике на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей-коротышей. Среди них были: Знайка, доктор Пилюлькин, знаменитый механик Винтик сосвоим другом Шпунтиком, Сахарин Сахариныч, Сиропчик, охотник Пулька, художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопышка, Ворчун, Пончик, Растеряйка, два брата — Авоська и Небоська. Но самым известным среди нас был малымпо имени Незнайка.
Как известно, все малыши когда-нибудь вырастают. Это случилось и с нами, жителями Цветочного города. Все мы выросли и разлетелись в разные стороны. Но оставить свой город без заботы мы не могли, очень уж мы его любили. Остались в городе его хранители – Феи цветов и Росинки.
Мы – взрослые коротышки - каждый месяц получали письма от Фей цветов и Росинок. Иногда они прилетали к нам в гости или мы приезжали к ним: в наш любимый Цветочный город. Время там мы проводили чудно! Высаживали новые сорта цветов, пололи клумбы, разбивали новые цветники! И все было бы хорошо, но все реже стали приезжать мы - коротышки в свой город. Вы же знаете как много забот у взрослых! Опечалились хранители города. Цветы стали гибнуть, цветники исчезать, и город опустел. Феи и Росинки без нашей помощи не смогли справиться, не смогли спасти город. Да еще злой колдун Суховей напустил на Цветочный город свои чары: засуху, саранчу и пыльные бури.. Росинки высохли, а Феи цветов стали чахнуть. Из последних сил Феи написали письма всем бывшим жителям города и спросили их: «Что же нам теперь делать?»
Много пришло писем, но самое интересное от Незнайки. Он предложил найти новое место для Цветочного города и пригласить на жительство новых малышей от семи до одиннадцати лет. Малыши вырастят новые цветы, будут заботиться о городе, а Феи цветов и Росинки будут внимательно смотреть за жизнью в городе. Они будут помогать малышам и малышкам возрождать Цветочный город и бороться с колдуном Суховеем. Ребята, мы же с вами знаем, что только дружба может победить все невзгоды, любовь и сердечная доброта разрушит злые чары, а творчество и задорный смех зажгут в небе разноцветную радугу! Сам же Незнайка уже передал для возрождения города подарок - саженец розового куста. Этот розовый куст не простой, а волшебный. Он расцветает лишь на клумбе того города, в котором царят мир, любовь и уважение, а цветы на нем зеркальные. Они отражают лишь те лица, которые излучают тепло любви!
Итак, малыши и малышки! Поможем Феям, Росинкам и взрослым малышам построить Цветочный город? Тогда в путь! Желаем удачи!
(Идет формирование домиков, определение вожатых, воспитателей.На итоговой линейке «высаживается» розовый куст – символ начала возрождения города.)
Приложение 3
РЕЖИМ ДНЯ
8-30 -9-00 –прием детей, зарядка, линейка
9-30 – 10-00 – завтрак
10-00 – 11-00 – кружки
11- 00 – 12-00 – отрядные дела
12-00- - 13-30 – общелагерное мероприятие
13-30 – 14-00 – обед
14-00 – 14-30 – игры и конкурсы на свежем воздухе
14-30 – уход домой
г. Биробиджан 2011
15