СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа летнего лагеря "Большое летнее путешествие, или приключения на берегу реки Таз"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профильной краеведческой смены летнего лагеря

Просмотр содержимого документа
«Программа летнего лагеря "Большое летнее путешествие, или приключения на берегу реки Таз"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Газ-Салинский детско-юношеский центр»

мкр.Юбилейный, д.5. с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365 тел./факс (34940) 23541, moudod@mail.ru







Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МБОУ ДОД «Газ-Салинский ДЮЦ»

Протокол № 03 от 26.03. 2015г.


Утверждено

Приказом директора

МБОУ ДОД «Газ-Салинский ДЮЦ»

42 от 27 марта 2015г.







Игровая программа

краеведческой смены летнего лагеря

«Большое летнее путешествие, или приключения на берегу реки Таз»







Автор:

Е.Т. Ишмурзина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе,












с. Газ - Сале

2015год

Паспорт программы

Полное название Программы

Игровая программа летнего лагеря «Большое летнее путешествие, или приключения на берегу реки Таз»

Направление Программы

краеведческая смена

Цели и задачи

Цель игровой программы: обеспечить полноценный отдых детей, их оздоровление и гражданское воспитание.

Задачи:

  • Воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма через комплекс основных направлений воспитательной деятельности: Отечество, культура, труд, экология, творчество, здоровье, спорт, досуг.

  • Развитие   познавательных процессов у учащихся.

  • Вовлечение детей в совместную конструктивную деятельность

  • Разработка мероприятий, способствующих активизации творческого потенциала ребенка

Авторы Программы

Ишмурзина Елена Тимирхановна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе


Краткое содержание Программы

Запланированная деятельность продолжает намеченную на учебный год практику духовно-нравственного воспитания и поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем; познакомиться с историей, культурой района, с народными обычаями и традициями, ремеслами.

Наименование организации- заявителя

МБОУ ДОД «Газ-Салинский ДЮЦ»

Регион реализации Программы

с.Газ - Сале Тазовский район, п.Тазовский

Ожидаемые результаты

  • общее оздоровление учащихся, укрепление их здоровья;

  • воспитание гордости за свой край;

  • развитие лидерских и организаторских качеств,

  • развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

  • получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;

  • приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках, расширение кругозора детей;

  • повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Кадровое обеспечение

  1. Начальник лагеря

  2. Педагоги дополнительного образования - руководители кружков.

  3. Вожатые

Партнерские отношения

Районный краеведческий музей

Тазовский рыбозавод

Дата начала Программы

1 июня 2015 года

Дата окончания Программы

19 июня 2015 года

Расходы на Программу

Летний лагерь содержится за счет средств, предусмотренных в районном бюджете

Смета- см. Программу













I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России (Из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

Мы живем в северном селе. Его окружают красивая природа, река Таз, многочисленные речушки и озёра привораживают всех, кто побывает здесь хоть раз. И мы гордимся этим - ведь это наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи. И начинать эту работу лучше всего с изучения истории малой Родины.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию ( Из «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)

Особенно благоприятна для развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сфера дополнительного образования.

Все направления деятельности нашего детского центра как учреждения дополнительного образования пронизаны основами духовно-нравственного воспитания:

-образование - в каждой образовательной программе прописана цель духовно-нравственного воспитания.

-воспитание- традиционные мероприятия, посвященные памятным датам, государственным праздникам, праздникам нашего округа, семейным традициям, традициям детского центра.

В летний период образовательную и воспитательную деятельность по духовно-нравственное воспитанию возможно осуществить через деятельность профильного лагеря.

На основе этих подходов и разработана программа  оздоровительного лагеря дневного пребывания для детей 5-11 классов «Большое летнее путешествие, или приключения на берегу реки Таз».

Ведущей идеей программы является понимание того, что историческое, культурное, природно-экологическое своеобразие родного края - это огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности в дальнейшем творческом созидании. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами обратились к истории народов, проживающих на территории района (ненцы), произведениям литературы и искусства о родном крае, фольклору. общественно полезной и личностно значимой деятельности, познакомились с географией, животным и растительным миром тундры. Эти знания помогут воспитывать у учащихся любовь к родному краю и своей Родине, бережное отношение к природным богатствам, уважать труду и традициям народа. Знакомство со знаменитыми земляками помогает воспитывать чувство гордость за свою Родину, родной край.

Данная программа построена в русле изучения окружающей действительности, родного села и района посредством  включения детей в игровую ситуацию. Мероприятия различной направленности, объединенные принципом интегрированности, позволяют выстроить особую образовательно-воспитательную систему. Теория будет сочетаться с практикой, что позволит повысить творческую активность учащихся, сделать мероприятия максимально интересными.

Включение элементов национального творчества народов Севера в программный материал летнего лагеря предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ с культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине.

Направление деятельности Программы– краеведческое.

Актуальность данной программы:

  1. В летнее время много детей  находится в положении, когда после завершения учебы у них  много свободного времени.  В связи с этим,  организация данного оздоровительного  лагеря позволит  учащимся рационально организовать свой досуг, развить творческие способности, расширить круг общения и укрепить свое здоровье.

  2. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость  развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, природе, традициях, тем  более действенными окажутся они в воспитании  любви к Родине. Реализация данной программы позволит учащимся расширить  свои знания о ЯНАО, Тазовском районе, селе Газ-Сале в юбилейный для нашего округа и района год.

  3. Модернизацией старых форм работы и введением новых (проекты, исследовательская деятельность).


Новизна программы заключается в качественно новом подходе к вопросам духовно-нравственного воспитания. Данная программа построена в русле изучения окружающей действительности, родного села и района посредством  включения детей в игровую ситуацию.

Педагогическая целесообразность программы заключается в организации особого воспитательного пространства. Мероприятия различной направленности, объединенные принципом интегрированности, позволяют выстроить особую образовательно-воспитательную систему. Теория будет сочетаться с практикой, что позволит повысить творческую активность учащихся, сделать мероприятия максимально интересными.

Включение элементов национального творчества народов Севера в программный материал летнего лагеря предполагает повышение историко-культурного уровня учащихся, создает атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера.

Отличительные особенности программы состоят в том, что программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Основная цель программы –обеспечение полноценного отдыха детей, их оздоровление и гражданское воспитание.

Задачи:

  • Воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма через комплекс основных направлений воспитательной деятельности: Отечество, культуру, труд, экологию, творчество, здоровье, спорт, досуг.

  • Развитие   познавательных процессов у обучающихся.

  • Вовлечение детей в совместную конструктивную деятельность

  • Разработка мероприятий, способствующих активизации творческого потенциала ребенка.

II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Смена будет проходить  в форме экспедиции-путешествия по родному краю. На видном месте вывешивается карта путешествия, на которой будут отмечены маршрут следования и места, которые ребята откроют и посетят за время экспедиции. Пройденный путь отмечается флажком.  

Традиционно из участников лагеря  формируются два отряда, название и атрибутика которых выбирается самими учащимися; открытым голосованием избирается командир отряда, распределяются поручения  между членами отрядов.

Информация о жизнедеятельности лагерной смены,  план работы, итоги дня  будут отражаться на общем стенде.

В течение всей игры участники и организаторы программы живут согласно сложившимся законам и традициям лагеря.

Во главе всего путешествия стоят начальник экспедиции (начальник лагеря) и его помощники-  проводники (педагоги дополнительного образования, вожатые).

Каждое утро в лагере начинается с зарядки, которую ведет вожатый, в виде вожатских танцев. Затем – линейка, на которой  начальником экспедиции  объявляется план на день, оглашается необходимая  информация. После проведенного дня – заседание актива лагеря, на котором подводятся итоги дня, обязательно называются фамилии отличившихся ребят.  

Реализация Программы

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Программа разделена на 5 блоков:

-   краеведческое направление;

-   спортивно-оздоровительное направление;

-   творческая деятельность;

-   нравственно- экологическое направление.

- профилактическое направление.

Основные направления

Направление

Задачи

Формы

Краеведческое

Пробуждение интереса к  истории,  культуре и традициям родного края

  • Посещение районного музея;  

  • Беседы, викторины, народные игры, конкурсы

  • Сбор краеведческого материала

Спортивно-оздоровительное

 

1.Укрепление здоровье детей.

2. Формирование умений и навыков заботы о своем здоровье.

  • утренняя комплексная зарядка;

  • спортивные конкурсы, соревнования внутри лагерной смены;

  • походы, дни здоровья;

  • спортивные викторины,

  • беседы

Творческая деятельность

Создание условий для творческого развития детей  и их инициативе.

  • коллективно-творческая деятельность;

  • работа творческих мастерских;

  • конкурсы; викторины

Нравственно- экологическое

Создание условий для формирования  нравственных качеств  и основ экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе родного края

  • Экскурсии на природу

  • Беседы о нравственности

  • Викторины,  конкурсы  по

нравственно –     экологической тематике.

  • Выставки рисунков,     поделок.

  • Социально-значимая деятельность

Профилактическая деятельность

Профилактика вредных привычек, профилактика безнадзорности, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, профилактика нарушений поведения в быту, на улице

  • Инструктажи для детей по технике безопасности,

  • правилам поведения.

  • Беседы.  

  • Игры.


Сетка мероприятий

Дата

Название дня

Мероприятия

Ответственные

Кружки

1 .06

Приключения начинаются

Праздник солнечного лета

Ишмурзина Е.Т.

«Северный аграрий» Рук.

Скобенко С.Д.

2 .06

День открытий

Квест «Тайна старой карты»

Ишмурзина Е.Т,

Скобенко С.Д.

«Юный исследователь»

Рук. Каламис Т.В.

3 .06

Сказочный день

Игра «По следам сказок и преданий народов Севера»

Николаева Л.А.

«Сказочный остров» Рук. Святная Н.Ю.

4 .06

День муксуна

Игра «Посвящение в рыбаки»

Ишмурзина Е.Т.

Каламис Т.В,

«Экомастерская»

Рук. Горохов А.В.

5 .06

Обрядовый день

Праздники и обряды

Гаврюшина Т.С.

«Рампа» рук. Николаева Л.А.

8 .06

День мастеров

Изготовление поделок

Скобенко С.Д.

9 .06

Вкусный день

Кухня народов Севера

Скобенко С.Д.

10. 06

День славы

Конкурс агитбригад «Зеленый патруль»

Гаврюшина Т.С.

11.06

День добрых дел

Участие во Всероссийской акции «С любовью к России мы делами добрыми едины»

Каламис Т.В.

15 .06

День флоры

Игра «По зеленым страницам природы. Экскурсия в районный краеведческий музей

Каламис Т.В.

16 .06

День фауны

Игра «Остаться в живых, или один день в тундре»

Каламис Т.В.

.

17 .06

День знаний

Игра «Знаешь ли родной край»

Поход в библиотеку

Встреча с представителем ПЧ

Ишмурзина Е.Т,

Скобенко С.Д.

18. 06

День героев

Игра- квест «По следам Великой Отечественной…»

Ишмурзина Е.Т.

Каламис Т.В.

19 .06

До свидания, острова!

Проект «Семь чудес ЯНАО»

Экскурсия на рыбзавод

Скобенко С.Д.

Гаврюшина Т.С.



Основные формы реализации программы

Коллективно-творческие дела: линейки, беседы, игры («Праздник солнечного лета», Квест «Тайна старой карты», Игра «Остаться в живых, или один день в тундре», Концерт «По следам сказок и преданий», Квест «Тайны улиц Газ-Сале», «Игра-квест «По следам Великой Отечественной…»), игра «Посвящение в рыбаки» создание экологического уголка «Сказочный остров» на территории детского центра, походы, кружки .

Конкурсы: конкурс агитбригад «Зеленый патруль», конкурс композиций из природного материала «Как прекрасен этот мир».

Экскурсии: районный краеведческий музей, Тазовский рыбозавод.

Исследовательская деятельность: проект «Семь чудес Тазовского района», кружок «Юный исследователь»

Издательская деятельность: выпуск листовок, рисунков, оформление альбома «Записки юного краеведа»

Социально-значимая деятельность (акции): «С любовью к России делами добрыми едины».


Критерии эффективности Программы

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

- постановка реальных целей и планирование результатов программы;

- соответствие содержания мероприятий уровню подготовки и развития детей;

- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

- удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

- творческое сотрудничество взрослых и детей.


Показатели эффективности Программы

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива. Педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, а в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.

Руководители смены проводят собеседования с вожатыми отрядов, «фотографирование» рабочего дня, анализируют отрядные дела и мероприятия.

Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. К концу рабочего дня дети заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. После ухода детей домой педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.


Контроль за эффективностью Программы

Наименование

Сроки

Ответственный

Совещание при заместителе директора по УВР

2 раза в смену

Начальник лагеря

Оперативное совещание

Ежедневно

Руководитель смены, вожатые

Заседание совета детского самоуправления

Ежедневно

Вожатые, помощники вожатых

Линейка

Ежедневно

Руководитель смены, вожатые

Мониторинг результативности реализации программы.

критерий

метод

Срок проведения

Кто проводит

1

Приобретение детьми нового положительного социального опыта


Последние дни лагерной смены

Педагог-психолог, вожатые

2

Уровень сформированности временного детского коллектива


3, 13 дни смены

Педагог-психолог, вожатые

3

Создание условий для самореализации детей (создание ситуации успеха)


Последние дни смены

Педагог-психолог, вожатые

4

Межличностные отношения детей в коллективе

социометрия

7-8 день смены

Педагог-психолог, вожатые

6

Общее настроение детей

Анкета

смайлики

После проведения мероприятий и в последние дни смены

Педагог-психолог вожатые


III.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Методическое обеспечение:

- наличие программы лагеря, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;

-должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ ДОД «Газ-Салинский ДЮЦ»

-проведение установочного семинара для вожатых и воспитателей до начала смены;

-подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;

-подбор реквизита для проведения дел;

-разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности учащихся лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.

Кадровое обеспечение:

Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В реализации программы участвуют опытные педагоги детского центра.

  1. Начальник лагеря

  2. Воспитатели - педагоги дополнительного образования

  3. Руководители кружков - педагоги дополнительного образования

  4. Вожатые.


Материально-техническое обеспечение

Летняя смена будет организована на базе детского центра. Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

Палатки

Рюкзаки

Костровое оборудование

Видеокамера.

Фотоаппарат.

Музыкальное оборудование.

Компакт – диски.

Спортивно-игровой инвентарь.

Канцелярские товары.

Призовой фонд: сувенирная продукция, грамоты, дипломы.

Методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники.


Финансовое обеспечение

Лагерь содержится за счет средств муниципального образования Тазовский район.


IV.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для подготовки и проведения летней смены создаётся оргкомитет, в который входят представители Администрации МБОУ ДОД «Газ-Салинский ДЮЦ», методист, педагоги дополнительного образования.

1 Креативный этап. Включает в себя проведение совещаний при директоре по подготовке к летнему сезону, построение системы работы смены лагеря, разработка программы. Срок: март - май 2015 года.

2 Планировочный этап. Разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, подготовка методического материала, договоры с предприятиями и организациями по совместному проведению мероприятий. Срок: апрель - май 2015 года.

3 Организационный этап. Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, должностные обязанности, инструкции т.д.). Подбор кадров для реализации Программы, подготовка материальной базы, создание условий по реализации данной программы, издание приказа о проведении летней кампании. Проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей вожатых. Срок: апрель-май 2015 года.

4 Деятельностный этап. Включает в себя встречу детей, реализацию программы.

Срок: 2- 19 июня 2015 года.

5 Обобщающий этап. Подведение итогов смены; результатов деятельности лагеря; анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности летнего лагеря. Размещение информации на сайте учреждения. Выпуск фотодневника лагеря.

Срок: 19 - 20 июня 2015 года.


V.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • общее оздоровление учащихся, укрепление их здоровья;

  • развитие лидерских и организаторских качеств,

  • развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;

  • получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;

  • приобретение новых знаний и умений, расширение кругозора детей;

  • повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм;

  • пополнение фонда музейной комнаты.










VI. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ЗАТРАТЫ

Наименование

Кол-во

Цена

Сумма

1

Палатки (6-местные)

3

6000

18 000,00

2

Спальные мешки

11

600

6 600,00

3

Туристические коврики (в мешках)

18

220

3 960,00

4

Столики туристические (набор мебели)

2

2950

5 900,00

5

Рюкзаки

5

600

3000,00

6

Горелка

1

3900

3 900,00

7

Экран ветрозащитный

2

800

1 600,00

8

Сидушка для туриста

8

190

1 520,00

9

Костюм

15

780

11 700,00

10

Альбомы для рисования

3 штуки

75

225

11

Файлы

50 штук

2

100

12

Цветная бумага

10 пачек

575

5750

13

Гуашь

5 пачек

165

825

14

Кисточки

10 штук

90

900

15

Маркеры

4 штуки

196

784

16

Фломастеры

10 пачек

125

1250

17

Пластилин

1 пачка

61

61

18

Бумага А4


2 пачки

250

500

19

Бумага гофрированная


10 штук

70

700

20

Ватман А3


20 штук

20

400

21

Клей-карандаш

10 штук

45

450

22

Клей «Момент»

10 штук

93

930

23

Скотч

5 штук

70

350

24

Футболки

65

345

22.425

25

Банданы

51

125

6.375



VII.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Агапова И.А. Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. Москва: ВАКО, 2006.

  2. Видякин М.В. Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры. Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Гайдаенко Е.А. 100 идей для детей, родителей и классных руководителей. Ростов-на–Дону: Феникс, 2008.

  4. Городович А.М., Куратник Т.В., Планирование работы в летнем оздоровительном лагере. Мозырь: Белый ветер, 2014.

  5. Исполатов А.Н. 1000 лучших игр, конкурсов, забав. Москва: Астрель, Санкт-Петербург: Сова, 2009.

  6. Крутецкая В.А. Правила здоровья и оказания первой помощи. Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2008.

  7. Кулинич Г.Г.Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. Москва: «ВАКО», 2005.

  8. Лобачева С.И., Жиренко О.Е. Справочник вожатого .Москва: «ВАКО», 2007.

  9. Нескуба И.Б. 100 затей для детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

  10. Поляков О.В.Система работы по нравственному воспитанию учащихся 5-11 классов. Волгоград: Корифей, 2009.

  11. Филин Д.Ю. 20 дней из жизни вожатого. Москва: Айрис-пресс, 2010.

  12. Шорыгина Т.А.Беседы о здоровье. Методическое пособие. Москва: ТЦ сфера, 2010.

  13. Элькин Г.Н. правила безопасного поведения на дороге. Санкт-Петербург: Издательский дом «Литера», 2008.