«__»_______ «__»___________2016г.
Данная программа соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования и учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ пос.Жилино.
Форма организации: школьное научное сообщество.
Форма организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Программа литературного кружка «Литературная гостиная» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание.
В данную программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг и обогатят его читательский опыт.
- детально знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников;
- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными), а также читательскими умениями.
В кружке принимают участие учащиеся 3 класса. Набор в кружок – свободный. Занятия проходят раз в неделю, всего 34 часа в год.
Содержание программы «Литературная гостиная» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, которые включают в себя культуру понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности и гарантируют ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги.
1. Избыточная информация через телевидение и Интернет ослабила интерес детей к книге.
2. Художественная литература является средством нравственного, эстетического и социального воспитания учащихся, а также способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Акцентируется внимание учащихся к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
1)Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
2) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
3) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
4) Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5) Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Календарно-тематическое 3 класс планирование занятий по программе литературного кружка «Литературная гостиная» на 2016-2017 учебный год |
№ | Тема внеклассного чтения | Основное содержание работы | Формируемые УУД | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой | Формы организации занятий | Дата |
Раздел «Книги о природе и человеке»-4ч |
1 | М.Пришвин «Гаечки» | Деление произведения на смысловые части. | Предметные Формирование понятий о добре и зле, нравственности. Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Сформированность мотивации к обучению | Находить в произведении понравившиеся отрывки | Инсценирование понравившегося произведения | Инсценирование | |
2 | Р.Киплинг «Маугли» | Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. | Предметные Формирование потребности в систематическом чтении. Метапредметные Использование различных способов поиска информации в справочных источниках. Личностные Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Способность к самоорганизо-ванности. Способность преодолевать трудности. | Принести картинки, иллюстрации,фотографии с изображением птиц нашего города. | Выставка книг о животных. | Литературная игра | |
3 | Б.Житков «Мангуста» | Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. | Предметные Формирование понятий о добре и зле, нравственности. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления. Личностные Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Принести картинки, иллюстрации,фотографии с изображением птиц нашего города. | Подготовка к викторине | Викторина | |
4 | М.Пришвин «Рождение кастрюльки» | Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. | Предметные Овладение способностью преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. Метапредметные Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Личностные Наличие мотивации к работе на результат. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Пересказ по иллюстрациям. | Подготовка вопросов | КВН | |
Раздел «Веселые истории»-2ч |
5 | М.Зощенко «Глупая история» | Особенности произведений юмористического жанра. | Предметные Овладение способностью преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. Метапредметные Использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета. Личностные Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Мини рассказ «История из моего детства». Подготовка к защите проектов | Анализ прочитанного произведения (на выбор) | Занятие-диспут | |
6 | И.Сухин «Вот такой затейник» | Особенности произведений юмористического жанра. | Предметные Формирование потребности в систематическом чтении. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Мини рассказ «История из моего детства». Подготовка к защите проектов | Анализ прочитанного произведения | Литературная гостиная | |
Раздел «Произведения о приключениях»-2ч |
7 | И.Сигсгорд « Палле один на свете» | Литературное слушание. Анализ произведения. | Предметные Овладение способностью преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Метапредметные Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Личностные Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту | Составление кроссворда с использованием составленных вопросов | Конкурс –кроссворд | |
8 | А. Погорельский «Чёрная курица» | Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. | Предметные Овладение элементарными приемами анализа художественного текста. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Составление вопросов по произведению. | Дискуссия «Моё отношение к героям произведения» | Беседа-дискуссия | |
Раздел «Книжки с моей полки»-10ч |
9 | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» | Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. | Предметные Формирование понятий о добре и зле, нравствен-ности. Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Находить ответы на вопросы в произведении. | Викторина «все работы хороши» | Викторина | |
10 | А.Гайдар «Тимур и его команда» | Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование | Предметные Понимание роли чтения. Метапредметные Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные Умение использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Пересказ отрывка прочитанного произведения. Подготовка к защите проектов. | Выставка книг А.П.Гайдара. Проектная деятельность по произведению Гайдара «Тимур и его команда». | Проект «Я-помощник» | |
11 | И. Тургенев «Капля жизни» | Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям | Предметные Формирование понятий о добре и зле, нравственности. Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. | Выставка книг о долге и храбрости. Литературная игра по произведениям о долге и храбрости | Литературная игра | |
12 | А.Милн «Непослушная мама» | Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения | Предметные Формирование потребности в систематическом чтении. Метапредметные Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Выучить стихотворение о маме. | Конкурс чтецов. Стихотворения о маме | Читательская конференция | |
13 | В. Дуров «Наша Жучка» | Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. | Предметные Формирование потребности в систематическом чтении. Метапредметные Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». | Проект «Мои друзья –кошки, собаки» | Проект | |
14 | «Приключения Толи Клюквина» | Детальный анализ произведения. | Предметные Формирование успешности обучения по литературному чтению. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Анализ поведения героев | Подготовка к спектаклю | Урок-спектакль | |
15 | М.Цветаева стихи | Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие | Предметные Формирование понятий о добре и зле, нравственности. Метапредметные Умение соблюдать нормы информационной изобразительности, этики и этикета. Личностные Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Сочинение 11 – словия. | Создание классного сборника стихотворений «Мы творим!» | Викторина | |
16 | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома» | Анализ поступков героев | Предметные Умение участвовать в обсуждении различных текстов Метапредметные Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Личностные Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Подготовка к КВН | КВН « С героями Н.Носова». | КВН | |
17 | Мифы и легенды древней Греции. «Рождение героя», «Геракл в Фивах» | Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. | Предметные Формирование потребности в систематическом чтении. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Умение высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Пересказ выбранного мифа или легенды. | Составление кроссворда «О мифах и легендах» | Конкурс -кроссворд | |
18 | Детские энциклопедии о растениях, животных, географии, истории | Особенности энциклопедических публикаций. | Предметные Понимание роли чтения. Метапредметные Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Личностные Формирование ценностей многонационального российского общества. Заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний. | Находить в большом потоке информации интересующую информацию | Создание энциклопедии школьных принадлежностей. | Библиотечный урок | |
Раздел «Русская литература»-7ч |
19 | П. Бажов «Огневушка-поскакушка» | Выделение особенностей уральских сказаний. | Предметные Понимание роли чтения. Метапредметные Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. Личностные Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Мини-рассказ «Я умею, я могу» | Проект по сказке Бажова | Проект | |
20 | А. Волков «Волшебник изумрудного города» | Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. | Предметные Осознание значимости чтения для личного развития. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Высказывать собственные суждения и давать им обоснование. | Подготовка к конференции: рисунки, подготовка вопросов, инсценирование эпизода и т.д. | Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города» | Читательская конференция | |
21 | Стихотворные сказки В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее» | Особенности стихотворных сказок, Сравнение сказок разных авторов. | Предметные Умение преодолевать трудности доводить начатую работу до завершения. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Наличие мотивации к работе на результат. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. Самостоятельность мышления. | Выучить отрывок наизусть | Сравнительная характеристика героев | Путешествие по страницам книг | |
22 | Стихи о природе. Страницы русской классики. Ф.Тютчев, И.Суриков | Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн | Предметные Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу. Метапредметные Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные Формирование основ российской гражданской эдентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Сформированность мотивации к обучению. | Сочинить синквейн о друге | Сочинение синквейна о лете | Викторина | |
23 | Т.Лихоталь «Синяк» | Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. | Предметные Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу Метапредметные Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров соответствии с целями и задачами. Личностные Умение устанавливать, с какими учебными задачами может самостоятельно успешно справиться. | Сочинить свой рассказ «Что я люблю» | Сравнение себя с героями произведений В.Драгунского | Беседа-дискуссия с элементами инсценировки | |
24 | Волков А.М. «Огненный бог Марранов» | Чтение и рассматривание книги, выборочное чтение. | Предметные Самостоятельное нахождение нужной информации в худ.литературе Метапредметные Осваивание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Формирование уважительного отношения к иному мнению. | Самостоятельное чтение | Подготовка к литературной игре | Литературная игра | |
25 | Погодин Р.П. «Книжка про Гришку» | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. | Предметные Устанавливание причинно-следственные связи, умение делать обобщения, выводы. Метапредметные Изложение своего мнения, умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные Умение устанавливать, с какими учебными задачами может самостоятельно успешно справиться. | Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. | Подготовка вопросов | Викторина | |
Раздел «Зарубежная литература»-9ч |
26 | А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» | Особенности произведений зарубежных писателей, имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку произведения. | Предметные Формирование потребности в систематическом чтении. Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах. | Выразительное чтение отрывка с коротким комментированием общего сюжета. | Подготовка к проекту. | Проект «Мой друг» | |
27 | «Пеппи длинный чулок» | Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. | Предметные Формирование понятий о добре и зле, нравственности. Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Наличие мотивации к творческому труду. Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | Придумать своё оригинальное продолжение сказки. | Составление выставки книг Дж. Харриса | соревнование | |
28 | Э.Браун «Сипсик» | Умение находить в книгах общие признаки | Предметные Осознание значимости чтения для личного развития. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ | Литературная игра «Почемучка» | Литературная игра | |
29 | Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» | Слушание, чтение и рассматривание книги | Предметные Понимание роли чтения. Метапредметные Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Личностные Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Пересказ сказки от имени героя. | Составление «сказочного словаря». | Занятие-дискуссия | |
30 | Гауф В. Маленький Мук | Чтение и рассматривание книги | Предметные Овладение элементарными приемами анализа художественных текстов. Метапредметные Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ | Подготовка вопросов олимпиады | Олимпиада | |
31 | Янссон Т. «Мумми-Тролль и комета» | Чтение и рассматривание книги | Предметные Овладение элементарными приемами анализа художественных текстов. Метапредметные Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата. Личностные Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | Нарисовать иллюстрацию | Оформление выставки книг Янссона | КВН | |
32 | Джеймс Барри Питер Пэн | Умение находить в книгах общие признаки | Предметные Осознание значимости чтения для личного развития. Метапредметные Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. Личностные Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости. | Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ | Литературная игра «Почемучка» | Литературная игра | |
33 | Д.Родари «Приключения Чиполлино» | Темп чтения, передача настроения голосом | Предметные Формирование потребности в систематическом чтении. Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Владение коммуникативными умениями. | Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» | Литературная игра «Угадай произведение, зачитай отрывок» | Литературная игра | |
34 | Д.Родари «Приключения голубой стрелы» | Анализ произведения по вопросам учителя. | Предметные Преодоление трудностей, умение доводить начатую работу до ее завершения. Метапредметные Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Способность к самоорганизованности. Способность преодолевать трудности. | Иллюстрирование понравившегося эпизода. | Путешествие по страницам книг
| Интегрированное занятие | |