Пояснительная записка
Рабочая программа «МИР ВОКРУГ НАС» по общекультурному направлению для учащихся 8-х классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ «ЛИЦЕЙ» г. о. Балашиха разработана на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования;
примерной программы внеурочной деятельности (под. ред. В.А. Горского.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-111 с.- (Стандарты второго поколения);
образовательной программы МАОУ «Лицей»;
учебного плана МАОУ «Лицей», по внеурочной деятельности;
Рабочая программа по общекультурному направлению для 8 класса составлена с учётом нормативных документов:
Проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
Приказ МОН РФ от 26.109.2010 №1241 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Приказом МОН РФ от 6.10.2009».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый приказом МОН от 6.10.2009 от 6.10.2009».
Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13)
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16).
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект) (Одобрена решением коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 № ПК-2).
«Воспитание в школе – это совместная деятельность взрослых и детей, в которой усваиваются детьми ценности общества. Оно должно и пронизывать собой все виды деятельности: учебную ( в границах образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовою и т.д.) деятельность» (из Федерального государственного стандарта общего образования)
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной. Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших подростков, объединенный темой «Вокруг тебя мир».
Главная цель программы – целесообразное решение задач воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность (35 часов в год) используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Предусмотренные программой занятия, мероприятия проводятся в классных и смешанных группах, состоящих из учащихся 8-х классов лицея. Программа предполагает как проведение внеурочных аудиторных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами»: фестивали, экскурсии, походы, огоньки, спектакли, просмотры кинофильмов, имеющих духовно-нравственное содержание.
Блоки программы объединены следующей тематикой: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность), трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая.
Программа рассчитана на 1и 2 уровень достижения результатов. Это приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни; формирование ценностного отношения к социальной реальности.
Задачи:
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
Развивать гражданское самосознание.
Приобщать детей к великому русскому искусству.
Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу.
Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.
Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация и т. д.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты отражены в портрете ученика.
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край, свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• понимать жизнь как главную ценность;
• бережно относиться к окружающей природе, к родному городу;
• понимать ценность моральных норм общества, оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения норм морали;
• стремиться соблюдать моральные нормы, правила этикета, правовые нормы, понимать связь между ними;
• знать о правах ребенка и способах их защиты;
• перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
• характеризовать основные правила гигиены;
• перечислять правила и традиции здорового образа жизни, особенности распределения обязанностей в семье;
• иметь представление о жизненных ценностях, о добре и зле, смысле жизни, отношении к труду;
• интересоваться историей и культурой своего города, России.
Реализация данной программы позволит:
• развивать познавательную активность;
• развить творческие способности личности учащегося;
• научить ребят делать самостоятельный выбор и нести за него ответственность;
• помочь каждому учащемуся осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений;
• осуществлять неразрывную связь с социальной средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями;
• развить общую и педагогическую культуру учащихся и родителей;
• сформировать у детей представления о здоровом образе жизни, создать мотивацию на выбор здоровых альтернатив жизни.
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Метапредметные результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
• овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
• проявление чувства гордости за свою Родину;
• представление о ценностях многонационального общества;
• доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей;
• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира;
• представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
• мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
• интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
• готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
• личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
• эстетические чувства, впечатления;
• понимание и сопереживание чувствам других людей;
• представление об этических нормах;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
• соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной деятельности;
• установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
• сохранять учебную задачу (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах занятия);
• выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
• планировать свои действия;
• фиксировать удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил.
Познавательные учебные действия:
Обучающийся научится:
• выделять существенную информацию из литературы разных типов (художественной, справочной и научно-познавательной);
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать, сравнивать, осуществлять синтез, устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности;
• моделировать различные ситуации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• высказывать мотивированное, аргументированное суждение;
• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
• признавать свои ошибки, озвучивать их;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
• готовить сообщения, проекты;
• составлять рассказ на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Прогнозируемые результаты.
Направления воспитания | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества | - учащиеся получают элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества; -сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям; -учащиеся получают опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской позиции; -учащиеся получают опыт социальной и межкультурной коммуникации; -учащиеся получают представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль , честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике | -учащиеся получают представление о национальных ценностях; -сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома; -сформировано представление об истории страны, религиях России; -у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому; -учащиеся имеют представления об отрицательном влиянии СМИ; -сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие | - у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям; -учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов; -умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий; -у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое | -у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; -учащиеся получают элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека; -получают личный опыт здоровьесберегающей деятельности; -имеют представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; -учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание | -у учащихся развит интерес к природе; -сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве | -учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека; -сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда; -имеют интерес к занятиям художественным творчеством. |
Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
Предметное содержание.
• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Календарно-тематическое планирование кружка «Мир вокруг нас»
8 класс, 35 чаов.
№ | Тема занятия | Дата | Количество часов | Форма занятия | Планируемые результаты (знать, уметь). | Универсальные учебные действия. |
1 | Здравствуй, школа! | 03.09. | 1 | Дискуссия. | Правила поведения в школе. Усвоение правил поведения на уроке, на перемене, в школьной столовой, в гардеробе, при входе и выходе из школы. Знание учениками своих прав и обязанностей. Представление о наличии прав и обязанностей у учителя, у директора школы. Уважение к учителям и руководству школы. Проявление знания этих правил. | 1.внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика; 2.понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; 3.проявлять индивидуальные творческие способности; 4. включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов. |
2 | Балашиха – моя малая Родина. | 10.09. | 1 | Беседа - диспут | Что значит быть горожанином. Знаем ли мы историю родного города. Красота города — результат труда и творчества многих поколений людей. Люди, прославившие наш город. Охрана законом памятников истории и культуры. Сохранение памятников истории и культуры — дело каждого. Охрана зеленого убранства города. Обязанность горожан соблюдать чистоту и порядок на улицах города, в транспорте, в общественных местах. Животные в городе: правила содержания и выгула собак. Правила поведения в своем доме. Кто они — разрушители и пачкуны. Чем могут дети помочь родному городу. | 1.проявление чувства гордости за свою Родину; 2. сохранять учебную задачу (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах занятия); 3. проявлять индивидуальные творческие способности; 4. понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; |
3 | Пикник совместно с родителями. | 17.09. | 2 | Пикник в лесу. | Развивать познавательную активность; владеть навыками правильного поведения в природе, готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям. | 1.потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; 2.готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; |
4 | Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона. | 01.10. | 1 | Дискуссия | Правила, установленные государством. Что такое закон. Кто принимает законы. Конституция России — Основной Закон нашей страны. | 1.личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России; 2. планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); 3. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами; 4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
5 | Чудо жизни на земле. | 08.10. | 1 | Беседа. | Природа, которая нас окружает. Связь человека с природой. Чудо жизни на Земле. Красота живой природы. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Закон на защите природы: запреты и ответственность за их нарушение. Как надо вести себя в лесу, в поле, в парке, на берегу реки, озера, моря. Что могут сделать дети для охраны природы. | 1.готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; 2.понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; 3.проявлять индивидуальные творческие способности; 4. включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов. |
6 | Жизнь человека — великий дар. | 15.10. | 1 | Дискуссия | Благодарность родителям за жизнь. В чем ценность жизни человека. Право каждого человека на жизнь. Что угрожает жизни человека. Кто защищает жизнь людей. Кто спасает жизни людей. Счастливая и ответственная пора детства. До какого возраста человек по закону ребенок. Право ребенка на выживание, что оно означает. Дети с трудными судьбами. Чем можно помочь этим детям. | 1.понимать жизнь как главную ценность; 2. планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); 3. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами; 4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
7 | О привычках полезных и вредных. | 22.10. | 1 | Диспут. | Хорошее здоровье — условие полноценной жизни. Как стать сильным и ловким. Простые правила гигиены. Вредные привычки — угроза здоровью. | 1.установка на здоровый образ жизни. 2. сохранять учебную задачу (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах занятия); 3. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами; 4. формулировать ответы на вопросы. |
8 | Осенний марафон. Праздник по окончании четверти. | 29.10 | 2 | Конкурсы, игры. | Самостоятельная подготовка сценария праздника, конкурсов и творческих номеров. | 1.развить творческие способности личности учащегося; 2. осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений; 3. эстетические чувства, впечатления; 4. потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; 5. проявлять индивидуальные творческие способности; |
9 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 19.11. | 1 | Дискуссия. | Наши друзья — домашние животные. Недопустимость жестокого обращения с животными. | 1.понимать жизнь как главную ценность; бережно относиться к окружающей природе; 2. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами; 3. формулировать ответы на вопросы. |
10 | Родина — Россия. | 26.11. | 1 | Диспут. | Наше государство — Россия. Символы государства: флаг, герб. Москва — столица России. Мы — граждане России. Россияне — люди разных национальностей. Высокое чувство любви к Родине. Они защищали Родину. Сила Родины — в труде ее граждан. Как государство защищает права своих граждан. | 1.проявление чувства гордости за свою Родину; 2. сохранять учебную задачу (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах занятия); 3. проявлять индивидуальные творческие способности; 4. понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; |
11 | Экскурсия. | 03.12 | 3 | Экскурсия. | Развивать познавательную активность; владеть навыками правильного поведения в транспорте, в городе, в общественных местах, готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям. | 1.развивать эстетические чувства, впечатления; 2.развивать творческие способности личности учащегося; 3. осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. |
12 | Я и мое здоровье | 24.12 | 1 | Час познания. | Хорошее здоровье — условие полноценной жизни. Как стать сильным и ловким. Простые правила гигиены. Вредные привычки — угроза здоровью. Право детей на особую заботу о здоровье. Какие правила личной безопасности следует соблюдать в городе. Как не стать жертвой преступления. Как самому не причинить вред здоровью других людей. | 1.характеризовать основные правила гигиены; 2. планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); 3. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами; 4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
13 | Новогодний праздник. | 29.12. | 2 | Праздник совместно с родителями. | Самостоятельная подготовка сценария праздника, конкурсов и творческих номеров. | 1.развить творческие способности личности учащегося; 2. осознать и проявить себя, найти свое место в системе внутришкольных отношений; 3. эстетические чувства, впечатления; 4. потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; 5. проявлять индивидуальные творческие способности; |
14 | Все мы разные | 21.01 | 1 | Занятие-размышление. | Индивидуальность человека, его честь и достоинство. Знаем ли мы себя? Право человека быть самим собой. Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас. В чем состоит достоинство человека. Самоуважение — важное свойство человека. Как ребенку защитить свое достоинство. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Право ребенка на собственное мнение. Как сделать, чтобы вас поняли. | 1.представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира; 2. выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения. 3. анализировать объекты окружающего мира 4 строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм) |
15 | Человек в мире правил. | 28.01. | 1 | Дискуссия. | Роль правил в жизни человека и общества. Что такое общественный порядок. Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кино, театре, музее). Кто охраняет общественный порядок. Что запрещено. | 1.личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России; 2. планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); 3. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами; 4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
16 | Права человека и способы их защиты. | 04.02. | 1 | Час познания. | Что значит «иметь права». Естественное право человека на жизнь, свободу и достоинство. Всеобщая декларация прав человека: права, делающие мир человечнее, жестокость и насилие под запретом. Кто и как защищает права человека. Уважение к правам другого человека — наша обязанность. | 1.понимать ценность моральных норм общества, оценивать свои поступки и поступки других с точки зрения норм морали; 2. стремиться соблюдать моральные нормы, правила этикета, правовые нормы, понимать связь между ними; 3.понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; 4. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастнымнормами; |
17 | Мои права | 11.02. | 1 | Дискуссия. | Особая забота о правах детей. Конвенция о правах ребенка: важные для детей права. Кто должен защищать права ребенка. | 1.знать о правах ребенка и способах их защиты; 2.понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; 3. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами; |
18 | Человек среди людей. | 18.02. | 1 | Беседа. | Мы живем среди людей. Радость добрых отношений между людьми. Необходимость взаимопонимания, терпимости, миролюбия в отношениях между людьми. Как смирять свой гнев и обиду. Если человек вам неприятен — как поступить? Осторожно: жестокость! Радость добрых дел. | 1.представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье); 2.планировать свои действия; 3. моделировать различные ситуации. 4. высказывать мотивированное, аргументированное суждение. |
19 | Любовь, дружба, милосердие | 25.02. | 1 | Дискуссия. | Что такое «милосердие». Семья, любовь между близкими и родными людьми. Как ребенок может проявить свою любовь к родителям и другим членам семьи. Взаимопомощь в семье. Радость дружбы. Умеете ли вы дружить? Как сохранить дружбу. | 1. понимание и сопереживание чувствам других людей; 2.планировать свои действия; 3. моделировать различные ситуации. 4. высказывать мотивированное, аргументированное суждение. |
20 | Экскурсия. | 04.03. | 3 | Экскурсия. | Развивать познавательную активность; владеть навыками правильного поведения в транспорте, в городе, в общественных местах, готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям. | 1.развивать эстетические чувства, впечатления; 2.развивать творческие способности личности учащегося; 3. осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. |
21 | Сознательный труд и его результаты. | 25.03. | 1 | Диспут. | Что создано трудом людей. Трудом славен человек. Люди разных профессий. Радость труда. Труд школьника. Домашний труд. Что могут «умелые руки». Как приучить себя к труду. В каждой вещи — труд людей. Необходимость бережного отношения к вещам. Значение слов «мое», «наше». Если потеряна вещь. Как вести себя при находке. Кража и ее последствия. | 1.стремление к трудолюбию, уважительное отношение к людям разных профессий, личностное самоопределение с выбором профессии. 2.фиксироватьудовлетворённость\неудовлетворённость своей работой (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; 3проявлять индивидуальные творческие способности; 4. проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении. |
22 | Этика и этикет | 08.04. | 1 | Диспут. | Вежливость и речь. Слова, которые оскорбляют. Что такое хамство. Вежливость и культура. Человек воспитывает себя сам: знаю — хочу — умею — действую. Наш школьный этикет. | 1.представление об этических нормах; 2. контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил. 3. моделировать различные ситуации. 4. употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. |
23 | Дорогая цена вежливости. | 15.04. | 1 | Беседа. | Как и почему возникли правила вежливости. Кого называют вежливым человеком. Дорогая цена вежливости. Правила вежливости, которым нужно следовать (формы общения со взрослыми и со сверстниками в разных жизненных ситуациях). | 1.представление об этических нормах; 2. контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил. 3. моделировать различные ситуации. 4. употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. |
24 | Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона | 22.04 | 1 | Беседа, работа в парах | Роль правил в жизни человека и общества. Правила, установленные государством. Что такое закон. Кто принимает законы. Конституция России — Основной Закон нашей страны. Что такое общественный порядок. | 1.личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России 2.понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; 3. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами; 4. признавать свои ошибки, озвучивать их. |
25 | Человек в мире правил | 29.04. | 1 | Беседа, работа в парах | Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кино, театре, музее). Кто охраняет общественный порядок. Что запрещено. Ответственность за нарушение общественного порядка. Правила поведения в школе. Права иобязанности ученика. Права и обязанности учителя, директора школы. Ответственность учеников за порядок в школе. | 1.личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России 2.понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем; 3 строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами; 4. признавать свои ошибки, озвучивать их. |
26 | Мир на планете Земля. | 06.05. | 1 | Час познания. | Счастье мирной жизни. Ужасы войны. Дети — жертвы войны. Войны — угроза жизни на земле. Люди хотят мира. Кто защищает мир на земле. Дружба между народами. | 1.целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур; 2. планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); 3. строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) в соответствии с возрастными нормами; 4. продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников. |
27 | Краски лета. | 27.05. | 2 | Пикник в лесу совместно с родителями. | Развивать познавательную активность; владеть навыками правильного поведения в природе, готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям. | 1.потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; 2.готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; |
Список литературных источников.
Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979.
Богданов С.Г. Творческая работа сельских школьников // Открытая школа. 2002. - №3.
Бондаревская Е.В. Ценностно-смысловые ориентации стратегическое направление развития сельской школы // Педагогика. - 2002. - №5.
Буданцова А.А. Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся: Учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПУ, 2005.
Бушмелева Е.А. Концепция духовно-нравственного развития школьника // Классный руководитель. 1999. - №3.
Данилов А.П. Семья, школа, СМИ: единый подход к воспитанию: нравственное воспитание // Интегральная педагогика. 2001. - Спец. вып.
Зазыкин С.А., Громов П.Р. Методическое обеспечение воспитательного процесса в сельской школе. М.: Центр, 2000.
Курчина В. Воспитание эффективно, если оно системно: сельские школы // Народное образование. 2003. - №10.
Лопатина А. Книга для занятий по духовному воспитанию. Кн.1: Рассказы о мировых религиях, сказки, истории и притчи, игры, занятия и беседы. М.: Русский Раритет, 1996.
Лопатина А. Книга для занятий по духовному воспитанию. Кн.2: Природа глазами души; Беседы о высшем смысле жизни; Медиативные сказки; Вопросы и задания духовно-нравственного содержания. — М.: Сфера, 1999.
Пионтковский В. Нравственная культура как педагогическая проблема // Учитель. 2004. - №4.
Шевченко Л.Л. Проект программы «Основы православной культуры». М. -2002.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М. – 2009.