Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная
школа № 28
Рассмотрено на заседании МО естественно математического цикла МАОУ СОШ № 28 Протокол №___от __.08.2016г. | Утверждена на заседании МС МАОУ СОШ № 28 Протокол №__от __.08.2016г. | Разрешена к применению приказом директора МАОУ СОШ № 28 Приказ № ___от __ .08.2016г. |
| Директор МАОУ СОШ №28 Подпись | |
Программа модуля для 6-ого класса
«Математическая шкатулка»
Составитель: Г.А.Тягонюк – учитель
математики МАОУ СОШ № 28
Калининград 2016 г
Модуль «Математическая шкатулка» 6 класс. 2016 – 2017 г.г.
Пояснительная записка.
Программа модуля предназначена для 6 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (второго поколения). На основе локального акта УО в соответствии с объёмом времени, которое отводится на внеурочную деятельность по плану учебного заведения.
Данный модуль имеет познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для учащихся знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметах, предназначен для учащихся 6 классов.
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Материал модуля позволяет удовлетворить эту любознательность. Он углубляет изучение математики. развивает умения и навыки учащихся в решении различных задач, повышает интерес к предмету. В процессе работы активизируются мыслительная деятельность школьников. Учащиеся обучаются построению математических моделей реальных явлений, учатся логически рассуждать. В модуле содержатся задачи занимательного характера: задачи-шутки, ребусы, кроссворды, загадки. Занимательность развивает интерес и любовь к математике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, развивает их творческие способности, расширяет математический кругозор. Если ученик испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького открытия, а каждая задача в математике - это проблема,- тот будет стремиться познать ещё и использовать полученные знания в жизни.
Цель: трансформировать процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка в процесс саморазвития путем самосовершенствования его исследовательских способностей.
Задачи:
Развитие познавательных потребностей школьников;
Развитие творческих способностей школьников;
Формирование умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
Формирование умения решать творческие задачи.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Модуль предусматривает изучение теоретических основ с элементами практической деятельности, в ходе чего происходит целенаправленное формирование действий: фиксации основного материала по теме, выбор проблемы для более детального изучения, формулировка целей и задач, анализ литературы, исследовательская деятельность с последующим предоставлением результатов. Всё это должно способствовать раскрытию духовных, творческих способностей учащихся.
Ожидаемый результат модуля.
Данный проект призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности. У учащихся должны быть сформированы представления о взаимосвязях экологической, искусствоведческой, литературоведческой, социально и морально-нравственной сторонах науки и жизни.
учащиеся должны уметь:
- выполнять последовательность действий;
- делать логические выводы;
- уметь работать в группах, парах;
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- уметь работать с информацией.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- положительно относиться к школе, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
- проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;
- иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает
с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
Коммуникативные УУД:
- принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию,
- договариваться, приходить к общему решению,
- строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы,
- использовать речь для регуляции своего действия.
Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через:
практическую деятельность; самостоятельные работы; изготовление наглядных пособий; диагностику развития логического мышления, воображения, гибкости ума, пространственного представления.
Модуль «Математическая шкатулка» рассчитан на 10 часов и является дополнительным в системе школьного образования.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
А.В.Фарков Внеклассная работа по математике 5-11 классы М. Айрис- пресс 2007-288 с.
А.В.Фарков Математические кружки в школе 5-8 классы М. Айрис-пресс 2007-144 с.
М.Ю. Шуба Занимательные задачи в области математики М. Просвещение 1995-222 с.
Ю.В. Щербакова занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 классы М издательство «Глобус» 2010-240 с
Энциклопедии разных тематик
Ресурсы сети интернет
http://festival.1september.ru
http://ru.wikipedia.
Календарно-тематическое планирование модуля « Математическая шкатулка» 6 класс.
№ п/п | тема | Кол-во часов | Содержание темы | Обучение детей с ОВЗ | Вид контроля | оборудование | Планируемые результаты | дата |
1 | Математика вокруг нас. Практическое применение математики в жизни). | 1 | Измерительные работы, математика в строительстве, кулинарии, моде и т. д. | Знакомство с применением математики в быту, практические навыки измерениях. | Наблюдать за работой учеников, оказывать помощь при необходимости. | Презентация, литература. | Узнают о применении математики в разных профессиях, подготовка страницы журнала. | |
2 | Математика и прекрасное (математика в искусстве, архитектуре) | 1 | Симметрия, математика в живописи, архитектуре, золотое сечение, стихи. | Знакомство с применением математики в различных видах искусства. | Анализировать идеи, высказывать предположения. Наблюдать за работой учащихся. | Презентация, демонстрационный материал, викторина | Уметь отвечать на вопросы викторины, подготовка страницы журнала. | |
3 | Замечательные кривые (математическое вышивание, замечательные кривые своими руками) | 2 | Математическое вышивание, математический цветник, кривые. | Выполняют простые задания по теме. | Наблюдает, советует, помогает. | Раздаточный и демонстрационный материал. | Уметь выполнить практическое задание, подготовка страницы журнала. | |
4 | Математика в народном творчестве (орнамент, оригами, аппликация) | 2 | Орнамент. аппликация, оригами. | Выполняют практические задания. | Помощь и контроль учителя. | Раздаточный материал. | Придумать свой орнамент, выполнить аппликацию. | |
5 | Математические фокусы (головоломки с числами, шифры, математические софизмы) | 2 | Головоломки, шифры, ребусы, математические софизмы. | Выполняют практические задания. | Помощь и контроль учителя. | Демонстрационный материал. | Подготовка страницы журнала, Придумывают свои шифры, ребусы. Кроссворды. | |
4 | Как представить свою работу Выводы | 1 | Анализ информации. Формулирование выводов Оформление результатов проектов | Оформление своей работы | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) | | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | |
5 | Представление (защита) проекта и оценка его результатов | 1 | Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта | | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | |