СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа мониторинга эффективности деятельности классного руководителя

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мониторинг деятельности классного руководителя предназначен для заместителей директоров по воспитательной работе для оценки деятельности классных руководителей. Снабжен рядом таблиц, по которым координируется работа каждого классного руководителя

Просмотр содержимого документа
«Программа мониторинга эффективности деятельности классного руководителя»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОУ СПО

Бодайбинский горный техникум
















Мониторинг деятельности классных руководителей в ФГОУ СПО Бодайбинский горный техникум

На 2010- 2011 учебный год

( составлен в соответствии программой мониторинга деятельности классных руководителей 2009 г.)
































2011 г


Программа мониторинга деятельности

классных руководителей


Актуальность разработки программы мониторинга обусловлена сложившимися в последние годы неэффективными практиками деятельности классных руководителей, вызванными низким статусом студенческого воспитания в общественном сознании.


В последнее время педагоги бодайбинского горного техникума стали получать денежные надбавки за классное руководство. Данное обстоятельство порождает достаточно противоречивую ситуацию : с одной стороны, повышение оплаты труда вызывает необходимость определить эффективность расходования бюджетных денег, а с другой – размер повышения не может рассматриваться как существенный в сравнении с тем обьемом работы, который фактически выполняет классный руководитель. Возникает необходимость содействовать урегулированию возникающих противоречий и, с одной стороны, обеспечить эффективность государственных вложений в образование, а с другой мотивировать классных руководителей на повышение качества их профессиональной деятельности.


Нормативной базой программы мониторинга деятельности классного руководителя являются следующие документы:

*Федеральный закон РФ «Об образовании» (с изменениями);

*Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации» от 3 июля 1998г;

*Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.,утвержденная распоряжением правительства российской федерации №1756-р от 29 декабря 2001 г.;

*Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением правительства российской федерации от 23 декабря 2005 года №803;

*Приказ министерства образования и науки российской федерации от 3 февраля 2006 года №21 « Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений «


Назначение программы мониторинга. Программа призвана содействовать повышению эффективности работы классных руководителей путем нормирования их деятельности и формирования общественно-государственного механизма оценивания. Программа разработана на основе следующих принципов.


Принцип первый. «Не навреди». Не смотря на увеличение оплаты труда за классное руководство, предлагаемый мониторинг не должен прибавить работы, принести дополнительные сложности, отчетность, ухудшить ситуацию в повседневной практике классного руководителя.

Принцип второй. «Определение профессиональной ответственности». Классный руководитель не может один отвечать за результаты воспитания студентов вверенной ему группы. Поэтому он не несет единолично всю полноту ответственности за процесс воспитания студентов. Другими словами : как успехи в воспитании студентов, так и серьезные упущения лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя.


Принцип третий. Сочетание инвариантной и вариантивной частей в деятельности классного руководителя. В деятельности классного руководителя имеется инвариантный компонент, определенный минимум государственных требований к деятельности. Специфические социальные, социально-психологические, морально-нравственные и другие характеристики студенческой группы и студентов, его образующих, обуславливают вариативную часть работы классного руководителя. инвариантная часть определяется следующей цитатой из методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субьектов РФ и муниципальных образовательных учреждений: «Основными задачами воспитания являются: формирование у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»

Принцип четвертый. Оценка целесообразности и адекватности процесса деятельности классного руководителя. Особенности воспитания как явления (дополнительность, отсроченность результатов и т.п )обуславливают крайнюю сложность проведения мониторинга. Поэтому он может опираться на процессуальные характеристики работы классного руководителя


Принцип пятый. «Не проверяй, а помогай». Предлагаемый комплекс мер по проведению мониторинга деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь на контроль за деятельностью классного руководителя, а на содействие классному руководителю в решении возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности


Принцип шестой. «Вооружить новым инструментом». Предлагаемый мониторинг нацелен на нормирование деятельности классного руководителя путем выработки конкретных критериев и ориентиров в воспитании студентов.


Принцип седьмой. «Просто, быстро, эффективно». Мониторинг должен предлагать чрезвычайно простые, формальные процедуры диагностики деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время и в тоже время дадут исчерпывающую информацию о качестве работы педагога.


Принцип восьмой «Общественно-административная экспертиза». Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, обьединяющей администрацию техникума, родительскую общественность, представителей различных служб.


Принцип девятый. Постепенное совершенствование методики мониторинга. Он исходит из убеждения о невозможности создать сразу достаточно качественный организационно-диагностический инструментарий, поэтому предполагается поэтапное внедрение данного средства в практику деятельности образовательных учреждений , оптимален будет режим опытно- экспериментальной работы.


Понимание роли классного руководителя. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами образовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания студентов вверенной ему группы.


Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:

Обеспечение жизни и здоровья студентов. Контроль за посещаемостью техникума студентами группы, ведение документации о заболеваемости студентов, работа с листком здоровья в классном журнале реализация комплекса мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение студентов в занятия физкультурной и спортивной деятельностью.

Обеспечение позитивных межличностных отношений между студентами и между студентами и преподавателями Информированность о межличностных взаимоотношений в группе, о характере взаимоотношений студентов группы и преподавателей, ведущих в группе учебные занятия, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в группе, выявление студентов, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений.

Содействие освоению студентами образовательных программ. Информированность об особенностях содержание образования, учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в студенческой группе, координация деятельности преподавателей-предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий обучения планирование и реализация работы с неуспевающими студентами

4 .Осуществление патриотического, гражданско – правового воспитания, формирование социальной компетентности студентов (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности,расширяющих правовую и социальную компетенцию студентов, содействие в формирование опыта гражданского поведения в процессе студенческого самоуправления, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и студентов)


Вариативный компонент деятельности классного руководителя включает:

1. Определение целей воспитания студентов группы на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуации в группе, планирование работы с группой (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании и обучении студентов группы, качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с группой, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия студентов в конкурсах и соревнованиях городского, областного и всероссийского уровня в соответствии с профильной- системообразующей деятельностью группы)

2. Определение зон риска для студентов группы, планирование профилактической деятельности (определение студентов, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с Заместителем директора по воспитательной работе и реализация комплекса профилактических мер, привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, использование возможностей различных организаций)

В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание студентов, могут рассматриваться:

*деятельность педагогов, педагогических коллективов, образовательных учреждений;

*программы воспитания, методики воспитания, методическое обеспечение воспитательной деятельности;

*сотрудничество с родителями студентов;

*сми, деятельность социальных организаций, учреждений культуры;

социально-значимая деятельность самих студентов, их общественная самоорганизация.


Мониторинг осуществляет Заместитель директора по воспитательной работе ,заполняя на каждого классного руководителя специальный бланк (см. бланк №1). При оценивании используется следующая шкала:

*высокий уровень-3балла,

*средний уровень-2 балла,

*низкий уровень-1балл.

















1.Обеспечение жизни и здоровья студентов


Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1.1

Классный руководитель подробно осведомлен о посещении техникума студентами группы, о причинах пропусков (уважительных и неуважительных)

Классный руководитель имеет неточные сведения о посещении техникума студентами группы о пропусках занятий (по уважительной и неуважительной причине)

Классный руководитель имеет недостаточные сведения о посещении техникума студентами группы

(пропусках,опозданиях)

1.2

Классный руководитель хорошо информирован о состоянии здоровья студентов группы (заболевание, ограничение по здоровью),обладает официальными документами, полученными от родителей и подтверждающие заболевания студентов

Классный руководитель недостаточно информирован о состоянии здоровья студентов, не в полной мере обладает официальными документами, полученные от родителей и подтверждающими заболевание студентов

Классный руководитель имеет неточные сведения о состоянии здоровья студентов группы

1.3

Разработан и реализуется согласованный с врачом комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечение студентов в занятия физкультурной и спортивной деятельностью

Разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечению студентов в занятия физкультурной и спортивной деятельностью

Проводятся мероприятия по охране и укреплению здоровья, вовлечению студентов в занятия физкультурной и спортивной деятельностью

1.4

Регулярно и систематически проводятся инструктажи по техники безопасности (вводные, целевые, повторные). Классные руководители своевременно оформляют документацию по тб при организации экскурсий, походов, своевременно информирует администрацию техникума о своей деятельности

Периодически проводятся инструктажи по технике безопасности, необходимая системность отсутствует, в журнале имеются замечания по ведению документации. Имеются претензии по своевременности инструктажа

Инструктажи по технике безопасности проводятся стихийно, у администрации имеются существенные претензии к классному руководителю по инструктажу студентов по тб и информирование администрации по принимаемым мерам













2.Обеспечение позитивных межличностных отношений между студентами и между студентами и преподавателями


2.1

Классный руководитель хорошо информирован о межличностных отношениях в группе (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, микрогруппы) ,строит свою работу на основе диагностики межличностных отношений

Классный руководитель информирован о межличностных отношениях в группе

Классный руководитель не имеет достаточных сведений о социально-психологической структуре группы

2.2

Классный руководитель хорошо информирован о характере взаимоотношений студентов группы и преподавателей, ведущих в группе. Классный руководитель периодически осуществляет сбор информации о характере взаимоотношений и регулирует возникающие противоречия

Классный руководитель информирован о взаимоотношениях студентов группы и преподавателей, ведущих в группе учебные занятия, однако не вмешивается в состояние дел

Классный руководитель слабо информирован о характере взаимоотношений студентов группы и преподавателей ,ведущих в группе учебные занятия

2.3

Определены точные цели оптимизации психологического климата в группе. Выявлены студенты имеющие проблемы, в сфере межличностных отношений.

Цели оптимизации психологического климата в работе с группой сформулированы нечетко.

Цели оптимизации психологического климата в работе с группой не определены. Студенты имеющие проблемы в сфере межличностных отношений, не выявлены



3.содействие освоению студентами учебных образовательных программ


3.1

Классный руководитель детально представляет особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладает подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы. Разработан и реализуется комплекс мер по координации деятельности преподавателей-предметников, работающих в группе, и родителей. Составлен прогноз успеваемости

Классный руководитель имеет представление о содержании образования, владеет информацией о проблемах реализации образовательной программы. Проводятся мероприятия по координации деятельности преподавателей –предметников, работающих в группе, и родителей студентов

Проблемы и перспективы реализации образовательной программы в студенческой группе не выявлены, деятельность преподавателей- предметников координируются слабо

3.2

Разработан и реализуется комплекс мер по мониторингу успеваемости студентов группы, согласованный с администрацией

Регулярно проводятся мероприятия по мониторингу успеваемости студентов группы

Мероприятия по мониторингу успеваемости студентов группы проводятся нерегулярно

3.3

Классный руководитель содействует разработке и реализации индивидуальных траекторий обучения студентов

Спланирована и осуществляется работа с неуспевающими студентами

Осуществляется работа с неуспевающими студентами

3.4

Разработан и реализуется комплекс мероприятий по формированию у студентов общеучебных умений, культуры умственных действий, обучению научной организации труда, в работу включены преподаватели-предметники и родители

Периодически проводятся мероприятия по обучению студентов научной организации труда

Мероприятия по обучению научной организации труда проводятся стихийно



4.Осуществление патриотического, гражданского-правового воспитания, формирование социальной компетентности студентов


4.1

Разработан годовой цикл мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности ,социальной и правовой компетентности студентов

В плане классного руководителя имеются классные часы и мероприятия, нацеленные на воспитание патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности студентов

Классные часы и мероприятия предусматривают воспитание патриотизма и гражданственности в незначительном обьеме. Мероприятия направленные на расширение правовой компетентности студентов, не проводятся

4.2

Разработка и осуществление комплекса социальных практик и общественно-полезной деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности студентов

Осуществление в группе социальных практик и общественно-полезной деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности студентов

Осуществление в группе социальных практик и общественно-полезной деятельности

4.3

Организация самоуправления обеспечивает формирование опыта гражданского поведения (ответственного, законопослушного поведения студентов). самоуправление выстроено на основе принципов демократии, гласности, плюрализма. самоуправление строится на основе периодически уточняемого договора между студентами и педагогом. определен возможный уровень общественной самоорганизации, разработан и реализуется поэтапный план развития самоуправления.

Самоуправление выполняет функцию самоорганизации, воспитательные и социозащитные функции-частично. самоуправление выстроено на основе принципов демократии, гласности, плюрализма. работа в сфере развития самоуправления студентов ведется несистемно

Самоуправление в группе существует лишь формально, не выполняя своей воспитательной роли, не обеспечивая самоорганизацию деятельности студентов, защиту их интересов. работа в сфере развития самоуправления студентами ведется эпизодически



5.Определение целей и разработка плана работы с группой


5.1

Имеется характеристика группы, позволяющая определить перспективы воспитания студентов, основные проблемы в становлении студентов

Характеристика группы не позволяет в полной мере определить перспективы воспитания студентов

Характеристика группы, позволяющая определить перспективы воспитания студентов, отсутствует

5.2

Цели воспитания студентов группы поставлены четко и диагностично, адекватны возрастным особенностям, социальной специфики контингента, согласованы с планом воспитательной работы техникума

Цели воспитания студентов группы поставлены четко, но недостаточно обоснованы

Цели воспитания студентов группы поставлены нечетко, диагностика их реализации затруднена

5.3

Разработана и реализуется программа работы с группой (цели, системообразующая деятельность, направления, этапы, мероприятия), согласована с администрацией техникума

Разработан и реализуется годовой план работы со студентами группы, определена системообразующая деятельность, мероприятия избраны в соответствии с целями

Реализуемый план работы с группой недостаточно целенаправленный, систематичный

5.4

Классный руководитель регулярно ведет наблюдения и отчетную документацию, отмечает наиболее существенные события в жизни группы, проведенные мероприятия. Анализ осуществляется самостоятельно и регулярно

Отчетность и наблюдения ведутся не регулярно. Анализ осуществляется по требованию администрации техникума

Отчетная документация оформляется только в период отчетности, проводится ежегодный анализ работы


5.5

Классным руководителем разработан и реализуется мониторинг эффективности собственной деятельности

Классный руководитель периодически проводят диагностику эффективности собственной деятельности

Отслеживание эффективности работы с группой не осуществляется

5.6

В соответствии с системообразующей деятельностью группы организуется участие студентов в конкурсах и соревнованиях городского, областного и всероссийского уровня

В соответствии с планом работы с группой организуется участие студентов в конкурсах и соревнованиях городского уровня

Участие студентов в конкурсах и соревнованиях организуется стихийно


6.Определение зон риска для студентов группы. планирование профилактической деятельности


6.1

Определен список студентов, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины. разработан и согласован с заместителем по вр комплекс профилактических мер

Студенты, вызывающие опасение как потенциальные нарушители дисциплины, выявлены, работа с ними ведется эпизодически

Классный руководитель имеет слабое представление о студентах, являющихся потенциальными нарушителями дисциплины

6.2

К профилактическим мероприятиям привлечен широкий круг участников, используются возможности различных организаций

Профилактические мероприятия осуществляет классный руководитель в одиночку

Профилактические мероприятия не осуществляются






























Ф.И.О классного руководителя


бланк №1


Таблица подведения итогов


Инвариантный компонент

Вариативный компонент



уровень





уровень



высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

низкий

(1 балл)

балл

высокий

(3 балла)

средний

(2 балла)

низкий

(1 балл)

балл

1.1





5.1





1.2





5.2





1.3





5.3





1.4





5.4





2.1





5.5





2.2





5.6





2.3





6.1





3.1





6.2





3.2










3.3










3.4










4.1










4.2










4.3














15-45





8-24



Деятельность классного руководителя может быть оценена следующим образом:


низкий уровень эффективности - 23-32 балла

уровень эффективности ниже среднего - 33-41 балла

средний уровень эффективности - 42-50 баллов

уровень эффективности выше среднего - 51-59 баллов

высокий уровень эффективности - 60-69 баллов












Заместитель директора по ВР М.В.Гнатюк


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!