СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа "Музыка" 4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Музыка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 года), примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной «Музыка». 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОО ПГО «Тимохинская начальная общеобразовательная школа».
При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник для учащихся 4 класса, М., Просвещение, 2012.
Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2010.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
хоровое, ансамблевое и сольное пение;
пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
игра на музыкальных инструментах;
инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности.
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально- творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средст выразительности различных искусств.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов ( в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю , 34 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
раздел
Раздел
| Название разделов | Количество часов |
1 | Россия-Родина моя. | 3 |
2 | «О России петь – что стремиться в храм». | 4 |
3 | День, полный событий. | 6 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
5 | В концертном зале. | 5 |
6 | В музыкальном театре. | 6 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 7 |
| Всего: | 34 |
Содержание тем учебного курса
Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 ч.)
Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»
Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?»
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…».
Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! Обобщение.
Патриотическая тема в русской классике. Образы защитников Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка).
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Святые земли Русской. Илья Муромец.
Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Родной обычай старины.
Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник.
Кирилл и Мефодий. Обобщение.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.
Раздел: «День, полный событий» (6 ч.)
В краю великих вдохновений.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Что за прелесть эти сказки! Три чуда.
Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Ярмарочное гулянье.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Святогорский монастырь.
Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Зимнее утро. Зимний вечер.
Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
Приют, сияньем муз одетый. Обобщение.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)
Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Оркестр русских народных инструментов.
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
Народные праздники. «Троица».
Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.
Народные музыкальные игры. Обобщение.
Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.
Раздел: «В концертном зале» (5 ч.)
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром)
Счастье в сирени живет…
Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов).
«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
«Патетическая» соната.
Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Царит гармония оркестра. Обобщение.
Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.)
Опера «Иван Сусанин».
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Исходила младешенька.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.
Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Основные средства музыкальной выразительности.
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Русский восток.
Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,
Балет «Петрушка».
Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Театр музыкальной комедии. Обобщеие.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.)
Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Исповедь души. Революционный этюд.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Мастерство исполнителя.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
В интонации спрятан человек.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Музыкальные инструменты- гитара.
Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Музыкальный сказочник.
Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
«Рассвет на Москве-реке» Обобщение.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года.
Методы и формы обучения
Для реализации рабочей программы на уроках музыки могут используются различные формы обучения: творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и индивидуальный опрос знаний, умений обучающихся. Применяются различные средства обучения для повышения грамотности и оказанию помощи - карточки, таблицы, словари, опорные схемы.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
В качестве форм контроля используются творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.
Формы организации учебного процесса:
групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды контроля:
вводный, текущий, итоговый
фронтальный, устный
Формы (приемы) контроля:
самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся 4 класса начальной школы в форме самостоятельных работ 2 раза в год: в конце первого полугодия на уроке: №16 «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок» и в конце второго полугодия на уроке №34 – «Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок».
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные УУД
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
2. Уважение к своему народу, к своей родине.
3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | дата | Тема урока | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Деятельность учащихся | ||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||
Раздел 1: «Россия – Родина моя» (3 ч.) | ||||||||
1 |
| Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | Реализация твор ческого потенциа ла, готовности вы ражать своё отно шение к искусст ву. Отклик на звучащую на уроке музыку,
| ПУУД: формирование целостной художественной картины мира; КУУД: формирование умения слушать, РУУД: Участие в коллективной работе. | Научится: понимать что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Получит возможность научиться: получать общие представления о музыкальной жизни современного социума. | Продемонстрировать лич ностно-окрашенное эмоциона льно-образное восприятие му зыки, увлеченность музыкаль ными занятиями и музыкаль но-творческой деятельност ью; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении. | ||
2 |
| Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | Понимание смысла духовного праздника. Освоить детский фольклор. | ПУУД: формирование целостной художественной картины мира; КУУД: формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека. РУУД: участие в коллективной работе. | Научится: понимать наз вания изученных произ ведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты Получит возможность на учиться: передавать нас троение музыки в пении; выделять отдельные при знаки предмета и объеди нять по общему призна ку; давать определения общего характера музыки. | Продемонстрировать лично стно-окрашенное эмоциона льно-образное восприятие му зыки, увлеченность музыкаль но-творческой деятельностью понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||
3 |
| Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | Формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований | ПУУД: формирова ние целостной художественной картины мира; КУУД: формирова ние умения способно сти встать на позици другого человека, РУУД: участие в коллективной работе. | Научится: понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пении; | Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | ||
Раздел 2: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) | ||||||||
4 |
| Святые земли Русской. Илья Муромец. | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении, игре или пластике
| ПУУД: умение сравнивать музыку; Слышать настроение звучащей музыки КУУД: участвовать в коллективном обсуж дении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; РУУД: договаривать ся о распределении функций и ролей в совместной деятель ности; осуществлять взаимный контроль | Научится: понимать смысл понятий: «компо зитор», «исполнитель», названия изученных про изведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Получит возможность научиться: откликаться на характер музыки пла стикой рук, ритмически ми хлопками, определять и сравнивать характер, настроение в музыкаль ных произведениях | Охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. | ||
5 |
| Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | Проявлять чувства, отклик на звучащую на уроке музыку
| ПУУД: научатся вы делять характерные особенности марша, выполнять задания творческого характера. КУУД: опосредован но вступать в диалог с автором художест венного произведе ния посредством выявления авторских смыслов и оценок РУУД: осуществлять поиск наиболее эффе ктивных способов реализации целей с учетомусловий. | Научится: откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками, определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; Получит возможность научиться: осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, -составлять рассказ по рисунку; - умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли | Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. | ||
6 |
| Родной обычай старины. | Демонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью.
| ПУУД: определять на слух основные жа нры музыки, выде лять характерные особенности танца КУУД: приобрести опыт общения со слушателями РУУД: осуществлять поиск наиболее эффе ктивных способов до стижения результата в процессе участия в групповых работах. | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. Получит возможность научиться: определять основные жанры музыки (песня, танец, марш), наблюдать за использованием музыки в жизни человека. | Показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса; -выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование).
| ||
|
| Кирилл и Мефодий. | Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов
| ПУУД: определять своеобразие марше вой музыки.Отличать маршевую музыку от танцевальной музыки. КУУД: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения РУУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | Научится : понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), Получит возможность научиться: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи | Продемонстрировать понима ние интонационно-образной природы музыкального искус ства, взаимосвязи выразитель ности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью. | ||
Раздел 3: «День, полный событий» (6 ч.) | ||||||||
7 |
| В краю великих вдохновений. | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
| ПУУД: выбор харак терных движений для музыки. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского. КУУД: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи РУУД: осуществлять поиск наиболее эффе ктивных способов до стижения результата в процессе участия в групповых проектных работах. | Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов. Получит возможность научиться: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении | Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее. | ||
8 |
| Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | Отклик на звучащую на уроке музыку, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
| ПУУД: выбор харак терных движений для музыки. Найти слова для мелодии «Мамы» Чайковского. КУУД: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи РУУД: осуществлять поиск наиболее эффе ктивных способов до стижения результата в процессе участия в групповых проектных работах. | Научится: понимать названия изученных произведений и их авторов. Получит возможность научиться: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира; продемонстрировать знания о музыкальных инструментах. | ||
9 |
| Ярмарочное гулянье.
| Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир . | РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. ПУУД: читать простое схематическое изображение. КУД: аргументиро вать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | Научится: демонстриро вать понимание интона ционно-образной приро ды музыкального искус тва, взаимосвязи вырази тельности и изобразител ьности в музыке, многоз начности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Получит возможность на учиться: передавать соб ственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; - эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). | ||
10 |
| Святогорский монастырь. Обобщение. | Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
| РУУД: формулиро вать и удерживать учебную задачу, вы полнять учебные действия в качестве слушателя. ПУУД: самостоятель но выделять и форму лировать познаватель ную цель. КУУД: использовать речь для регуляции своего действия. | Научится: передавать с помощью пластики движений, разный характер колокольных звонов. Получит возможность научиться: распознавать, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.
| Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | ||
11 |
| Зимнее утро. Зимний вечер. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | РУУД: составлять план и последовательность действий. ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации. КУУД: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: понимать изу ченные музыкальные со чинения, называть их ав торов; образцы музыкаль ного фольклора, народ ные музыкальные тради цииродногокрая, религиозные традиции. Получит возможность на учиться: передавать наст роение музыки в пласти ческом движении, пении, давать определения об щего характера музыки. | Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование); высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах. | ||
12 |
| Приют, сияньем муз одетый. | Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. | РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу. ПУУД: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. КУУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника. | Научится: участвовать в коллективной творчес кой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Получит возможность научиться:исполнять рождественские песни на уроке и дома; интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. | ||
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.) | ||||||||
13 |
| Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
| Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. КУУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научится: определять на звания изученных жан ров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариа ции). Смысл понятий: ко мпозитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив. Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. | Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||
14 |
| Оркестр русских народных инструментов. |
| РУУД: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. ПУУД: ориентирова ться в разнообразии способов решения учебной задачи. КУУД: обращаться за помощью к учите лю, одноклассникам; формулировать свои затруднения | Исполнять выразитель но, интонационно осмы сленно народные песни, танцы, инструменталь ные наигрыши на тради ционных народных праз дниках. Узнавать народ ные мелодии в сочинени ях русских композито ров. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности | Показать определенный уро вень развития образного и ас социативного мышления и во ображения, музыкальной па мяти и слуха, певческого го лоса; передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой дея тельности, выступать в роли слушателей, критиков, оцени вать собственную исполните льскую деятельность и корректировать ее. | ||
15 |
| Народные праздники. «Троица». | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | РУУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную. ПУУД: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. КУУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Научится: понимать названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки. Получит возможность научиться эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств; показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения. | ||
Раздел 5: «В концертном зале» (5 ч.) | ||||||||
16 |
| Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | РУУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. КУУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научится: понимать наз вания изученных произ ведений и их авторов; смысл понятий: компози тор, исполнитель, слуша тель, дирижер, определя ть и сравнивать характер настроение, выразитель ные средства музыки.По лучит возможность нау читься воплощать выра зительные и изобразите льные особенности музы ки в исполнительской деятельности, участвова ть в ролевых играх. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | ||
17 |
| Счастье в сирени живет… | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | РУУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную. ПУУД: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. КУУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | Научится:понимать смысл понятий – солист, хор, определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музы кальных фрагментах. Получит возможность научиться: воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения. | ||
18 |
| «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | РУУД: выбирать действия в соответ ствии с поставленной задачей. ПУУД: выбирать наиболее эффектив ные способы решения задач. КУУД: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научится понимать смысл понятий – солист, хор, увертюра,узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться : воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Продемонстрировать понима ние интонационно-образной природы музыкального иску сства, взаимосвязи выразите льности и изобразительности в музыке, многозначности му зыкальной речи в ситуации сравнения произведений раз ных видов искусств; опреде лять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народно го и профессионального музыкального творчества. | ||
19 |
| «Патетическая» соната. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования | РУУД: выбирать дей ствия в соответствии с поставленной задачей. ПУУД: выбирать наи более эффективные способы решения задач. КУУД: договаривать ся о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Научится понимать смысл понятий – солист, хор, увертюра, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться : воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств | ||
20 |
| Царит гармония оркестра. | Уметь определять по характеру музыки героев. 2. Знать тембровое звучание инструментов. 3. Знать состав симфонического оркестра | РУУД: моделиро вать, выделять, обоб щенно фиксировать группы существен ных признаков объек тов с целью решения конкретных задач. ПУУД: выделять и формулировать познавательную цель. КУУД: задавать воп росы, формулировать свои затруднения | Научится : узнавать му зыкальные инструменты симфонического оркест ра, смысл понятий: сим фоническая сказка, музы кальная тема, взаимодей ствие тем. Получит возможность на учиться: узнавать темб ры инструментов симфо нического оркестра и со поставлятьихс музыкальными образами симфонической сказки | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||
Раздел 6: «В музыкальном театре» (6 ч.) | ||||||||
21 |
| Опера «Иван Сусанин». | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | РУУД: использовать общие приемы решения задач. ПУУД: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. КУУД: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научиться: понимать наз вания изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изоб разительность музыкаль ной интонации, опреде лять и сравнивать харак тер, настроение,средства музыкальной выразите льности в музыкальных произведениях. Получит возможность научиться: узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов. | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | ||
22 |
| Опера «Иван Сусанин». | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | РУУД: использовать общие приемы решения задач. ПУУД: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. КУУД: задавать воп росы, формулировать собственное мнение и позицию | Научиться: понимать наз вания изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изоб разительность музыкаль ной интонации, опреде лять и сравнивать харак тер, настроение, средст ва музыкальной вырази тельности в музыкаль ных произведениях. Получит возможность научиться: узнавать изученные музыкальные произведения. | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). | ||
23 |
| Исходила младешенька. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | РУУД: использовать общие приемы решения задач. ПУУД: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. КУУД: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: определять и сравнивать характер, нас троение и средства выра зительности в музыкаль ныхпроизведениях, узнавать изученные музыкальные произведе ния и называть имена их авторов, исполнять в хо ре вокальные произведе ния с сопровождением и без сопровождения Получит возможность научиться: называть и объяснять основные термины. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения. | ||
24 |
| Русский восток. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | РУУД: использовать общие приемы решения задач. ПУУД: ставить, фор мулировать пробле му, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. КУУД: задавать воп росы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться: определять различные виды музыки отстаивать свою позицию. | Продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью; проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов | ||
25 |
| Балет «Петрушка» Обобщение. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | РУУД: использовать общие приемы решения задач. ПУУД: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. КУУД: задавать воп росы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. Получит возможность научиться: определять различные виды музыки
| Передавать собственные му зыкальные впечатления с по мощью различных видов му зыкально-творческой деяте льности, выступать в роли слушателей, критиков, оцени вать собственную исполните льскую деятельность и корре ктировать ее; исполнять музы кальные произведения отдель ных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инст рументальное музицирова ние, импровизация и др.). | ||
26 |
| Театр музыкальной комедии. | Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач | РУУД: использовать общие приемы решения задач. ПУУД: ставить, фор мулировать пробле му, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. КУУД: задавать воп росы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: определять и сравнивать характер, нас троение и средства выра зительности в музыка льныхпроизведениях узнавать изученные музы кальные произведения и называть имена их авторов. Получит возмо жность научиться: опре делять различные виды музыки (вокальной, инст рументальной; сольно хоровой, оркестровой). | Продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||
Раздел 7: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (7 ч.) | ||||||||
27 |
| Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | РУУД: применять установленные правила в планировании способа решения. ПУУД: ориентирова ться в разнообразии способов решения задач КУУД: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Научится: узнавать назва ниемузыкальных средств выразительности, пони мать и воспринимать ин тонацию как носителя об разного смысла музыки, смысл понятий: музыка льная речь, музыкаль ный язык. Получит воз можность на учиться: анализировать художест венно-образное содержа ние, музыкальный язык | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование). | ||
28 |
| Исповедь души. Революционный этюд. | Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека. | РУУД: применять установленные правила в планировании способа решения. ПУУД: ориентиро ваться в разнообра зии способов решения задач КУУД: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Научится: узнавать назва ниемузыкальных средств выразительности, пони мать и воспринимать ин тонацию как носителя об разного смысла музыки, смысл понятий: музыка льная речь, музыкаль ный язык. Получит воз можность научиться: анализировать художес твенно-образное содержа ние. | Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. | ||
29 |
| Мастерство исполнителя. | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | РУУД: составлять план и последовательность действий. ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации. КУУД: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Получит возможность научиться: передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. | Определять, оценивать, соот носить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессиональ ного музыкального творчест ва; продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. | ||
30 |
| Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание | Давать определения общего характера музыки, передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. | РУУД: составлять план и последователь ность действий. ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации. КУУД: ставить воп росы, формулировать собственное мнение и позицию. | ||||
31 |
| Музыкальные инструменты - гитара. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | РУУД: использовать общие приемы решения задач. ПУУД: ставить, фор мулировать пробле му, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. КУУД: задавать воп росы, формулировать собственное мнение | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров. | ||
32 33 |
| Музыкальный сказочник. «Рассвет на Москве-реке».
| Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | РУУД: использовать общие приемы решения задач. ПУУД: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. КУУД: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: определять и сравнивать характер, нас троение и средства выра зительности в музыкаль ныхпроизведениях, узнавать изученные музыка льные произведения и на зывать имена их авторов, исполнять в хоре вокаль ные произведения с соп ровождением и без соп ровождения Получит воз можность научиться: на зывать и объяснять осно вные термины и понятия музыкального искусства. | Узнавать изученные музыка льные произведения и назы вать имена их авторов; проде монстрировать понимание ин тонационно-образной приро ды музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музы ке, многозначности музыка льной речи в ситуации срав нения произведений разных видов искусств; показать опр еделенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха. | ||
34 |
| Обобщение по итогам 4 четверти- заключительный урок – концерт. | Эмоциональное отношение к искусству. Восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера | РУУД: использовать общие приемы решения задач. ПУУД: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации. КУУД: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | Научится: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения Получит возможность научиться: называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. | Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Пособия для учащихся
Учебники «Музыка. 4 класс» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.М.: Просвещение, 2014
Пособия и дополнительная литература для учителей
Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд., М.: Просвещение, 2011.
Музыка. 4 класс. Нестандартные уроки./ Сост. Н.Б.Улашенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование: (из опыта работы) / авт.-сост. Г.В.Стюхина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 239 с.
Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
Никитин Ю.З. Музыка. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: Русич, 2000. – 240 с. («Весёлый урок»)
Музыкальный словарь: Начальная школа / Сост. М.А.Давыдова. – М.: ВАКО, 2009. – 96 с. – (Школьный словарик).
Портреты композиторов.
Атлас музыкальных инструментов.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические средства обучения.
Компьютер
Интерактивная доска
Проектор
Принтер
Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
Сканер.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Мультимедийная энциклопедия. Образовательная коллекция « Sonata». Залесский Л.А., 2004, 2006. ООО «1 С – Паблишинг», 2006.
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/