СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Мы мастера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения. Эту программу можно использовать во внеурочной  деятельности.

. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим.

При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. 

Просмотр содержимого документа
«Программа " Мы мастера"»











Программа внеурочной деятельности

социального направления

«Наши добрые и полезные дела»

















Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 7-8 лет








Составитель:


Отаралиева Гульнур Оразмухаметовна

учитель начальных классов МКОУ CОШ №8 а. Куликовы Копани Туркменского района



Направление программы

социальное

тема

«Наши добрые и полезные дела»

цели

Воспитанники приобретут общественно – организаторские умения, чувства ответственности не только за свою, но и за общую работу; станут усидчивыми, терпеливыми, коммуникабельными, инициативными, будут уважительно относиться к людям и результатам труда.

задачи

         привлечь всех детей к активному участию в делах класса;

       учить детей навыкам общественной работы;

       воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;

       развивать организационные и коммуникативные компетенции;

       создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками;

       сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха

Технические средства

-интернет-ресурсы,

-мультимедийный блок.

-материалы для оформления и творчества детей,

-наличие канцелярских принадлежностей,

-аудиоматериалы и видеотехника,

-компьютеры,

-телевизор,

-проектор,

-экран

- садово-огородный инвентарь

-фотоаппарат

-инвентарь для ухода за комнатными растениями.





Воспитание - великое дело:

им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

Пояснительная записка

Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства.  Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой, учебный и общественно – полезный труд.  Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.

Внеучебная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о культуре труда, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

        Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

    На каждом занятии дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся общественно-полезная работа, в процессе которой дети приобретают первоначальные знания и умения, необходимые для успешной работы.   Приобретённые трудовые навыки помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.

Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.

В настоящее время актуальна проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями, которая по праву является основой воспитания. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим.

При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Цель программы: приобретение общественно – организаторских умений, чувства ответственности не только за свою, но и за общую работу; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

   Задачи: 

       привлечь всех детей к активному участию в делах класса;

       учить детей навыкам общественной работы;

       воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;

       развивать организационные и коммуникативные компетенции;

       создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками;

       сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.

Особенности программы

Нормативно-правовая и документальная основа:

- Закон Российской Федерации «Об образовании».

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

- Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.

- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

- Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

- Должностная инструкция зам. директора по учебно-воспитательной работе.

- Должностная инструкция классного руководителя.

- Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.

Ключевые понятия:

  • польза и добро

  • взаимовыручка, взаимоподдержка;

  • трудолюбие

  • милосердие

  • сознательность

  • уважение

  • ответственность

  • самостоятельность

  • организованность

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный этап

1.Разработка и утверждение программы.

2.Подбор литературы для детей и родителей.

3.Согласование запланированной работы с библиотекарем, воспитателем детского сада, руководителем зала Боевой Славы.

  1. Основной

1.Реализация программы.

  1. Заключительный

  1. Подведение итогов.

  2. Выводы.

Особенности возрастной группы детей:

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры имеют особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Программа первого года обучения, разработана для детей 7-8 лет. Занятия проводятся во внеурочное время, с нагрузкой на ребенка 1 час в неделю (продолжительность занятий 30 минут). Всего занятий в 1 классе 32.

Режим занятий

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

30 минут

1 раз в неделю

1 час

32 часа

Ожидаемые результаты

Программа будет способствовать:

  • формированию личности ребенка, способной действовать в коллективе и с коллективом;

  • выработке современного мировоззрения, способного разрешить личные и общественные проблемы.

  • укреплению связи школа-семья.

  • укреплению внутрисемейных отношений;

  • формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой;

  • расширению ботанических знаний о растениях;

  • развитию художественного вкуса, фантазии;

  • выявлению задатков гармонии, которые необходимы человеку для определения своего места в социуме.

Краткое описание основных способов и форм работы:

  • инструктажи,

  • трудовой десант,

  • помощь ветеранам войны и труда,

  • субботники по благоустройству школы, села,

  • посадка саженцев вокруг мемориала Памяти,

  • уход за цветами на клумбах,

  • акции Добра,

  • беседы, 

  • экскурсии в музей Боевой Славы.


Формы подведения итогов реализации программы

  • выставки,

  • праздники.

Краткое описание методов и технологий работы.

Методы и средства внеурочной деятельности - это методы и средства воспитания, выбор которых опреде­ляется содержанием, формой внеурочной деятельности:

  1. беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу,

  2. экскурсия,

  3. поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа),

  4. методы игры в различных вариантах,

  5. составление плана, 

  6. наблюдение

  7. презентации

  8. встреча с интересными людьми

  9. интеллектуально-познавательная игра.

Данные мероприятия всегда имеют положительное влияние, формируют позитивное общественное мнение о школе. Сложившаяся система работы с жителями села происходит в тесном сотрудничестве и с социальными партнёрами школы. Именно на ранней ступени следует обращать внимание детей на различные аспекты человеческой жизни, формировать такие чувства как милосердие, сострадание, умение понять и принять и др. Это факторы развития компетентности учащихся.

Технологии работы:

- технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- информационные технологии

- социально - воспитательные технологии; 

-технология саморазвития личности учащихся. 

Прогнозируемые результаты и критерии их замера.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа общественно-полезной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности полезной деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости общественно-полезной деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности полезной деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • владеть монологической и диалогической формой речи.

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;


Обучающийся получит возможность научиться:

  • использованию методов и приёмов общественно-полезной деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

  • Познакомиться с историей возникновения праздников, с профессиями, с правилами ухода и пересадки комнатных растений; с понятиями перелетные и оседлые птицы, с осенними и зимними изменениями в природе.

  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • Сформировать систему универсальных учебных действий;

  • Сформировать навыки работы с информацией.

Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях. У детей сформировались:
- бережное отношение  к окружающему миру, положительное отношение к труду, уважение к людям труда,
- умения применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе
- умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении, подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

- благоустройство школы и озеленение территории пришкольного участка,

- умение видеть результаты своего труда,

- развитие организаторских способностей у детей.

Формы контроля и оценки результатов:

Итоговый и промежуточный контроль включает:

а) выполнение домашних творческих заданий к определенным занятиям;

б) выполнение творческих заданий, участие в внеклассных мероприятиях.

Средства, необходимые для реализации программы

кадровые:

-педагог дополнительного образования,

-классный руководитель,

-заместитель директора по воспитательной работе.


учебно-методические:

-методические пособия,

-интернет-ресурсы,

-мультимедийный блок.

материально-технические условия:

-выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

-материалы для оформления и творчества детей,

-наличие канцелярских принадлежностей,

-аудиоматериалы и видеотехника,

-компьютеры,

-телевизор,

-проектор,

-экран и др.

Учебно-тематический план

1 класс

«Наши добрые и полезные дела»

п/п

Тема

Часы

теория

практика

I . «Учимся быть полезными» (8 часов)

1.

«Что мы можем сделать на пришкольном участке?»

0,5

0,5

2.

Заготовка природного материала и корма для птиц.

0,5

0,5

3.

Изготовление поделок из природного материала к Дню пожилых людей.

0,5

0,5

4.

Акция «Мы уважаем старших!»


1

5.

Операция «Посади дерево!»

0,5

0,5

6.

«Чем пахнут ремесла?»


1

7.

Выставка творческих работ «Дары осени»


1

8.

Праздник урожая «Осенины».


1

II . «Мастера на все руки» (7 часов)

1.

Операция «Каждой пичужке - кормушка».

1


2.

"Кто работы не боится, у того она и спорится".

0,5

0,5

3.

Развешивание кормушек для птиц на территории школы.

0,5

0,5

4.

"Сделай мир добрее".

0,5

0,5

5-6.

Операция «Мастерская деда Мороза». Изготовление елочных игрушек.

0,5

1,5

7.

Изготовление новогодних плакатов.

0,5

0,5

III . «Наши руки не знают скуки» (9 часов)

1.

Экскурсия в зимний парк.

0,5

0,5

2.-3.

Трудовой десант «Книжкина больница!»

0,5

1,5

4.

Правила ухода за комнатными растениями.

0,5

0,5

5.-6.

«День защитника Отечества».

1

1

7.-8.

Международный женский день 8 Марта.

0,5

1,5

9.

Акция «Сделай скворечник».

1


IV . «Мы без дела не сидим» (8 часов)

1.

«День птиц».


1

2.

Развешивание скворечников.

0,5

0,5

3.

"Школьный двор - лучший двор".

0,5

0,5

4.

Встреча с ветеранами войны.


1

5.

Мои домашние обязанности.

1


6.

Пересадка комнатных растений.

0,5

0,5

7.

Создание фотоальбома «Наши добрые дела».

0,5

0,5

8.

Итоговое занятие. «Шкатулка добрых и полезных дел».


1

ИТОГО:

12,5

19.5


Содержание программы

В программе было выделено 4 тематических блока, которые носили теоретическую и практическую направленность:

1. «Учимся быть полезными»

2. «Мастера на все руки»

3. «Наши руки не знают скуки»

4. «Мы без дела не сидим»

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.

Программа составлена на 1 год обучения.

По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:

-бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду, уважение к людям труда;

-умения применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе;

-умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении, подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.

1. «Учимся быть полезными» (8 часов)

1.1. «Что мы можем сделать на пришкольном участке?»

Теория. Вводный инструктаж. Правила поведения во время проведения экскурсии на пришкольном участке.

Практика. Экскурсия на пришкольный участок. Беседа с учащимися о том, какие виды работ можно выполнять на пришкольном участке и для чего.

1.2. Заготовка природного материала и корма для птиц.

Теория. Инструктаж. Правила поведения во время проведения экскурсии в парке. Правила сбора природного материала. Беседа об осенних изменениях в природе (приметы осени, загадки, пословицы).

Практика. Экскурсия в парковую зону с целью наблюдения за осенними изменениями в природе, сбора корма для птиц, заготовки природного материала.

1.3. Изготовление поделок из природного материала к Дню пожилых людей.

Теория. Инструктаж по правилам работы с ножницами, пластилином и клеем. Беседа об истории празднования «Дня пожилого человека».

Практика. Изготовление поделки из природного материала.

1.4. Акция «Мы уважаем старших!»

Практика. Поздравление пожилых людей (ветеранов труда, ВОВ) с праздником.

1.5.Операция «Посади дерево!»

Теория. Беседа о пользе деревьев. Инструктаж по технике безопасности при посадке деревьев.

Практика. Посадка саженцев деревьев на территории школы совместно с родителями.

1.6. «Чем пахнут ремесла?»

Практика. Встреча  с людьми сельскохозяйственного труда. Загадки, пословицы, поговорки, стихи, песни, рассказы.

1.7.Выставка творческих работ «Дары осени».

Практика. Оформление выставки. Защита творческих работ учащимися.

1.8. Праздник урожая «Осенины».

Практика. Конкурс стихов об осени, загадки, пословицы, приметы, сценки, ролевые игры.

2. «Мастера на все руки» (7 часов)

2.1. Операция «Каждой пичужке - кормушка».

Теория. Работа в группах «Птицы – наши друзья!».

2.2. "Кто работы не боится, у того она и спорится"

Теория. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Трудовой десант. Уборка территории школы.

2.3. Развешивание кормушек для птиц на территории школы.

Теория. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Развешивание кормушек для птиц на территории школы (с привлечением родителей).


2.4. "Сделай мир добрее"

Теория. Сюжетно-ролевые игры. Беседа с показом презентации о людях с ограниченными возможностями здоровья.

Практика. Выставка рисунков.


2.5-2.6. Операция «Мастерская деда Мороза». Изготовление елочных игрушек.

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Встреча с Дедом Морозом. История возникновения праздника.

Практика. Изготовление елочных игрушек.


2.7. Изготовление новогодних плакатов.

Теория. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Работа в группах с готовыми шаблонами – изготовление плакатов.

3. «Наши руки не знают скуки» (9 часов)

3.1. Экскурсия в зимний парк.

Теория. Инструктаж. Правила поведения во время проведения экскурсии в парке. Беседа о зимних изменениях в природе (приметы зимы, загадки, пословицы).

Практика. Наблюдения за птицами, которые прилетают к кормушкам.


3.2.-3.3. Трудовой десант «Книжкина больница!»

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Беседа о пользе книг.

Практика. Ремонт книг в школьной библиотеке


3.4. Правила ухода за комнатными растениями.

Теория. Беседа о комнатных растениях. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Работа в парах. Уход за комнатными растениями.


3.5.-3.6. «День защитника Отечества»

Теория. История праздника. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Встреча с защитниками Отечества. Изготовление поделок.


3.7.-3.8. Международный женский день 8 Марта.

Теория. Просмотр видеоролика «Праздник бабушек и мам».

Практика.

3.9. Акция «Сделай скворечник».

Теория. Работа в группах. Ознакомление детей с видами скворечников. Роль птиц в борьбе с вредителями.


    1. «Мы без дела не сидим» (8 часов)


4.1. «День птиц».

Практика. Викторина «Что? Где? Когда?»

4.2. Развешивание скворечников.

Теория. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Развешивание скворечников совместно с родителями.

4.3. "Школьный двор - лучший двор".

Теория. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Уборка территории школы.

4.4. Встреча с ветеранами войны.

Практика. Вопросно-ответная беседа с использованием мультимедийного оборудования. Стихи о войне. Исполнение песни.


4.5. Мои домашние обязанности.

Практика. Групповая работа. Инсценирование стихотворений А.Л. Барто «Помощница», Э. Успенского «Разгром».

4.6. Пересадка комнатных растений.

Теория. Правила пересадки комнатных растений. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Работа в парах - пересадка комнатных растений.

4.7. Создание фотоальбома «Наши добрые дела».

Теория. Что такое фотоальбом. Для чего он необходим. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Создание фотоальбома.

4.8. «Шкатулка добрых и полезных дел».

Практика. Итоговое занятие с приглашением гостей. Инсценировки, стихи, песни.

Перечень оборудования

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

  • материалы для оформления и творчества детей,

  • наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютер,

  • проектор,

  • экран

  • садово-огородный инвентарь

  • фотоаппарат

  • инвентарь для ухода за комнатными растениями.


Список рекомендуемой литературы для педагога

1. Программа по Технологии 1—4 классы Науч. рук. Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ, 2006 г.

2. Н.Я. Дмитриева Мы и окружающий мир, Учебная литература, 2004 г.

3. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия с детьми. Под ред. Греховой Л.И., Ставрополь, 1998

4. Малые формы работы С. Афанасьев, А Тимонин, Л. Тимонина «Вариант» 2000г.

5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996 г.

6. Т.А.Маркова Воспитание трудолюбия у дошкольников. Москва Просвещение, 1998 г.

7. С. Стейнберг Смастерим из бумаги, Таллин «Валгус» 1998г.

8. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.

9. Журнал «Начальная школа» №10 1995 г.

10. Газета «Начальная школа» 3 36 2005 г.

11. Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград, – Изд. Учитель, 2008.

12. Экологические сказки. Пособие для учителей. 1–6 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2007.

13. Экскурсии в природу по югу России. Осень 1-4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

14. Экскурсия в природу по югу России. Весна. 1–4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

15. Как человек исследует, изучает природу. 2–3 кл. (для проведения уроков, внеклассной и кружковой работы) – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

16. Энциклопедия комнатных растений авт. сост. С.Л. Быховец – М.: АСТ,2000.

17. Комнатные растения мини-энциклопедия: пер. с итал. - М.: АСТ, 2006.


Список рекомендуемой литературы для учащихся и родителей

1. Иванова С. Н. Всё о цветах - Волгоград, Изд. Учитель, 2008.

2. И.Бунин. Листопад.

3. С.Есенин. Поёт зима – аукает…

4.К. Чуковский. Федорино горе.

5.Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

6.С.Козлов. Зимняя сказка.

7.Г.-Х.Андерсен. Огниво.

8. Считалки. Скороговорки. Загадки.

9. Баратынский. Весна, весна! (в сокращении)

10.Ф.Тютчев. Зима недаром злится 

11.А.С.Пушкин. Сказки. Уж небо осенью дышало…

12.И.Бунин. Первый снег.

13.М.Волошин. Осенью.

14. В. Маяковский. Чем быть?

15. Д. Родари .Чем пахнут ремесла?

16. Хоровод- круглый год (инсценировки, песни, танцы; для д. /садов) – Волгоград, Изд. Учитель, 2006.

17. От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные праздники, народные обычаи и поверья для д. /садов) - М.: Просвещение, 1998.

18. В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2000.