СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Начальное судомоделирование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа "Начальное судомоделирование"

Просмотр содержимого документа
«Программа "Начальное судомоделирование"»

Программа творческого объединения

«Начальное судомоделирование»


Пояснительная записка.


Настоящая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», нормативных документов по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.

Программа составлена на основе типовой программы «Судомоделист», («Техническое творчество учащихся» - Москва, Просвещение, 1995г.); изучения методической литературы и собственного многолетнего опыта.

Программа является модифицированной и адаптированной. Выбор тем для программы обусловлен материально-техническим состоянием образовательного процесса объединения с одной стороны, и желанием максимально удовлетворить потребности учащихся в технических знаниях, используя индивидуальный подход, с другой стороны.

Данная программа рассчитана на один год обучения школьников 2-4 классов. Она служит развитию индивидуальных творческих способностей детей и популяризации технического творчества.

В сферу деятельности творческого объединения входят элементы школьных дисциплин, но, не повторяя, а, дополняя и расширяя те знания, которые учащиеся получают в школе.

Занятия строятся по принципу от простого к сложному. Предыдущие занятия создают предпосылку для последующей работы. Многие темы отрабатываются параллельно, на одном занятии учащиеся могут заниматься разными видами работ.

Для практической работы подобран ряд изделий, которые различаются не только по сложности изготовления, но и относятся к различным классам судов. Каждая модель изготавливается из определенного набора материалов, которые расширяются с продвижением от одной модели к другой.

Теоретические сведения сообщаются учащимся в объеме, который позволил бы школьнику правильно понять значение тех или иных технических требований, помог бы более осознанно выполнять работу.

К концу обучения учащиеся изготавливают несколько различных по сложности моделей судов, получают определенный запас теоретических знаний и практических навыков.

Вариативность программы позволяет усложнять или упрощать изготавливаемые модели, учитывая психологические особенности учащихся и их темперамент. Создание атмосферы творческого поиска, развитие творческой активности и способности самостоятельно решать поставленные перед собой задачи является основой представленной программы.


Программа может быть использована в учреждениях дополнительного образования (СЮТ), отдельные ее разделы могут быть использованы в работе летних профильных лагерей.


Цель программы: дать первоначальные, элементарные сведения о водном транспорте и его значении, заинтересовать учащихся судомоделированием, подготовить ребенка к осознанному выбору будущей профессии.

Программа направлена на развитие творческих способностей в области техники и позволяет успешно решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Образовательные задачи: помочь учащимся овладеть минимумом научно-технических сведений, нужных для активной познавательной деятельности и решения практических задач; закреплять и расширять знания, полученные в школе, способствовать их систематизации; удовлетворить интерес учащихся к судостроению.

Развивающие задачи: развивать технические представления и расширять технический кругозор учащихся; развивать интерес к технике, общие и творческие способности; формировать образное техническое мышление; развивать такие качества, как целеустремленность, внимательность, усидчивость.

Воспитательные задачи: прививать учащимся умения и навыки в организации рабочего места, воспитывать культуру труда, такие качества, как организованность, самостоятельность, аккуратность, настойчивость в достижении конечного результата.



















































Учебно-тематический план.


Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

2.







3.

4


5.

6.

Вводное занятие

Модели судов из бумаги и картона.

  1. Модель катамарана

  2. Модель русской ладьи

  3. Модель яхты

  4. Модель катера (речного парохода или бронекатера)

  5. Модель бригантины

Простейшая модель тримарана

Простейшая модель парусной яхты (2-мачтовой марсельной шхуны)

Простейшая модель речного буксира

Итоговое занятие


2

54







16

30


40

2

2

4







2

2


2

2

-

50







14

28


38

-



Итого

144

14

130
































Содержание занятий.


1.Вводное занятие.

Беседа «От Петра I до наших дней».

Судомоделизм как вид технического спорта. Становление и развитие моделизма в

нашей стране. Ознакомление с планом и порядком работы объединения. Организационные вопросы.

2. Модели судов из бумаги и картона.

Понятие о судах и кораблях, их классификация. Из истории русского флота. Словарь морских терминов. Знакомство с линиями чертежа. Понятие о шаблонах. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами. Основные рабочие операции в процессе работы с бумагой и картоном (сгибание, складывание, резание, склеивание и др.). Способы обработки фанеры, правила выпиливания.

Практическая работа.

Изготовление модели катамарана (корпус, банка, мачта, парус, окраска модели). Изготовление русской ладьи (корпус, палуба, степс мачты, носовая (кормовая) фигуры, весла, рулевое весло, парус).

Модель яхты. Изготовление корпуса, фальшкиля, палубы, рубки, парусов, мачты. Сборка модели. Изготовление подставки из фанеры. Окраска и окончательная отделка модели.

Катер, речной пароход, бронекатер (из трех моделей выполняется одна или две на выбор). Катер. Изготовление корпуса, палубы, надстройки, сиденья, спойлера, ограждения. Сборка модели. Изготовление подставки из фанеры. Окончательная отделка модели. Речной пароход. Изготовление корпуса, палубы, надстройки, ограждения, рулевой рубки, трубы, гребного колеса, кожуха, оси. Сборка модели. Бронекатер. Изготовление корпуса, палубы, ходовой рубки, орудийной башни, пулемета, кронштейна, винта, руля. Окончательная отделка модели.

Модель бригантины. Изготовление корпуса, палубы (носовой, кормовой и средней части), форштевня, ахтерштевня, руля, надстроек, бушприта, парусов. Выпиливание подставки. Подвязка парусов, сборка модели.

Выставка моделей.

3. Простейшая модель тримарана.

Понятие о многокорпусных судах.

Масштаб. Технология изготовления отдельных деталей (инструменты и материалы). Правила обработки пенопласта.

Практическая работа.

Постройка простейшей модели тримарана. Изготовление палубы, корпусов из пенопласта, надстроек, мачты, парусов. Сборка модели, опробование модели на воде.

4. Простейшая модель парусной яхты.

Яхты, маломерные суда. Ботик Петра 1. Основные элементы яхты и ее парусное вооружение (паруса, рангоут, такелаж). Понятие о качествах ветра (скорость, направление, характер), действующего на паруса. Классификация парусных судов. Словарь морских терминов.

Порядок изготовления модели яхты. Разработка парусного вооружения для разных по классу судов.

Способы переноса чертежей деталей модели на фанеру. Технология изготовления отдельных деталей. Инструменты для обработки деталей. Правила техники безопасности.

Практическая работа.

Постройка простейшей модели яхты из фанеры.

Выпиливание палубы и киля из фанеры по шаблонам. Обработка и подгонка деталей. Изготовление подставки для яхты по шаблонам, сборка подставки. Раскрой парусов. Крепление парусов на мачте. Окончательная сборка яхты. Опробование модели на воде, регулировка балласта.

Выставка моделей яхт.

5. Простейшая модель речного буксира.

Назначение буксира. Эксплуатационные и мореходные качества судна. Надстройки и рубки. Краткие сведения о двигателях и движителях.

Технические требования к моделям. Материалы, используемые при постройке самоходных моделей. Техника изготовления из них корпусов, надстроек и деталей. Правила работы с жестью.

Двигатели, устанавливаемые на моделях. Способы изготовления и установки резинового двигателя, гребного винта, гребного вала, руля. Порядок сборки, окраски модели и проверки ее на воде. Способы достижения наибольших скоростей, дальности плавания и устойчивости модели на курсе.

Правила соревнований самоходных моделей.

Практическая работа.

Заготовка материалов. Выпиливание палубы и киля из фанеры по шаблонам. Обработка деталей напильником. Изготовление подставки по шаблонам. Изготовление фальшборта и дымовой трубы из картона.

Сборка модели, установка гребного вала, гребного винта, руля, резинового двигателя. Окраска модели и подставки.

Изготовление мачты, флажков, окон, дверей, табличек с названием корабля, ходовых огней. Окончательная сборка буксира.

Спуск модели на воду: проверка осадки, устранение крена и дифферента. Нанесение на корпус ватерлинии. Пробные запуски, доводка гребного винта. Регулировка устойчивости модели на курсе с помощью руля.

Проведение соревнований с моделями буксира на лучшее изготовление модели, на ходовые испытания и устойчивость на курсе.

6. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год. Выставка моделей. Поощрение лучших учащихся (грамоты, призы, свидетельства).

Рекомендации по работе в летние каникулы (самостоятельная постройка простейших плавающих моделей и работа с ними на воде). Перспективы дальнейшей работы в профильных творческих объединениях.

















Предполагаемые результаты.


По окончании курса обучения учащиеся должны усвоить следующие теоретические знания и практические умения.

Знания:

  • знать типы судов и их назначение;

  • знать основы морской терминологии;

  • знать основы теории плавания судов;

  • знать основы теории управления парусами и действие рулей;

  • знать правила по технике безопасности;

  • знать название и назначение инструментов.

Умения:

  • распределять труд по операциям;

  • отбирать нужные для конкретной работы материал и инструменты;

  • уметь работать с различными инструментами;

  • уметь работать с различными материалами;

  • уметь пользоваться простейшими чертежами;

  • соблюдать правила техники безопасности.


В конце каждого этапа обучения проводится итоговое занятие в форме выставки, соревнования, демонстрации лучших достижений отдельных учащихся, показательных выступлений т. п. Каждое итоговое занятие заканчивается выявлением лучших и поощрением их в какой либо форме.































Условия реализации программы.


Организационные условия

Программа рассчитана на один год обучения. Учебно-тематический план составлен из расчета на одну учебную группу (144 учебных часа в год). Группы формируются из учащихся 2-4 классов общеобразовательных школ. Наполняемость группы 15 человек.



7