СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Наш театр" 1 класс (социальное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена на основе авторской программы курса  «Театр»  для начальной школы, автор И.А.Генералова 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Наш театр" 1 класс (социальное направление)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Филиппово

Кирово-Чепецкого района Кировской области




Утверждаю.

Директор школы __________В. С. Солоницына

«___»_____________2016г

Приказ №_________

Приказ №________ «Согласовано

на заседании методического совета

«___»_________2016г

протокол № ___


с заместителем директора по УВР


_____________Л.Н.Кожевниковой


Рабочая программа

внеурочной деятельности

Курс «Наш театр»

Социальное направление



Возраст – 7-8лет

Срок реализации –1 год




Разработана Козьминых Н.В..

учителем начальных классов

первой квалификационной категорией







с. Филиппово

2016





Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Наш театр» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- авторской программы курса «Театр» для начальной школы/ И.А.Генералова (Образовательная система «Школа 2100»). Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- основной образовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2016-2017 учебный год;

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2016-2017 учебный год


Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.


Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.

Задачи:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

В основу программы вошли принципы:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе .

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников.

Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

Принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

- ценность зрительской культуры в театре;

- развитие художественного вкуса;

- развитие воображения, выразительности речи;

- расширение словарного запаса за счёт усвоения театральной терминологии, образного строя речи;

- ценность диалога;


Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра

  • беседа

  • иллюстрирование

  • изучение основ сценического мастерства

  • мастерская костюма, декораций

  • инсценирование прочитанного произведения

  • постановка спектакля

  • посещение спектакля

  • актёрский тренинг

  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

Формы контроля

Для реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

  • промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

  • итоговый – открытые занятия, спектакли

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».


Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.


Предполагаемые воспитательные результаты реализации программы

В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (35 часов)

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Культура поведения в театре.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Мы на сцене. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.




Ожидаемые воспитательные результаты

п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

игра

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценического мастерства

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Просмотр спектаклей в театрах города

просмотр спектакля

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

иллюстрирование

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Мы на сцене

мастерская образа

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


мастерская костюма, декораций

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсценировка, постановка спектакля

III уровень

получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

выступление

III уровень

получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (35 часов)

№ п/п

Раздел программы


Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

6


6

2

Раздел «Театр»

3

3

-

3

Раздел «Основы актёрского мастерства»

5

5

4

Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

3

3

5

Раздел «Мы на сцене»

18

18


Итого

35

35


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов)


№ п/п

Тема


Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практика

План

Факт


Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

6


6



1

Вводное занятие. Что такое театр. Входная диагностическая работа


1


1



2

Игры и упражнения. «Картинки из спичек»


1


1



3

Игры и упражнения. Нарисую у тебя на спине…


1


1



4

Игры и упражнения. «Рисунки на заборе»


1


1



5

Игры и упражнения. «Цирковая афиша»


1


1



6

Игры и упражнения. «Афиша», «Роботы»


1


1




Раздел «Театр»

3

3

-



7

Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Музыкальное сопровождение.

1

1




8

В театре. Культура поведения в театре. Театральные профессии

1

1




9

Виды театров. Театральные жанры.

1

1





Раздел «Основы актёрского мастерства»

5


5



10

Театральный этюд.

1


1



11

Мимика

1


1



12

Пантонима

1


1



13

Искусство декламации. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм.

1


1



14

Импровизация. Диалог. Монолог.

1


1




Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города»

3

3



15,

16

Просмотр спектакля в театре

2

2



17

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование произведения.

1

1




Раздел «Мы на сцене»

18

18



18

Изготовление бумажных кукол и декораций. Сказка «Колобок».

1


1



19

Работа с куклой на ширме. Репетиция сказки «Колобок» с декорациями и музыкальным сопровождением.

1


1



20

Постановка спектакля по сказке «Колобок»

1


1




21

Изготовление бумажных кукол и декораций. Сказка «Заюшкина избушка».

1


1



22

Работа с куклой на ширме. Репетиция сказки «Заюшкина избушка» с декорациями и музыкальным сопровождением.


1




1



23

Постановка спектакля для бумажных кукол по сказке «Заюшкина избушка»

1


1



24,

25

Изготовление пальчиковых кукол и декораций. Сказка «Теремок»

2


2



26

Работа с куклой на ширме. Репетиция сказки «Колобок» с декорациями и музыкальным сопровождением.

1


1



27

Постановка спектакля для пальчиковых кукол по сказке «Теремок»

1


1



28,

29

Изготовление куклы – варежки (образ животного) и декораций. Стихи о животных

2


2



30

31

Работа с куклой на ширме. Репетиция стихов о животных с декорациями и музыкальным сопровождением.

2


2



32

Постановка спектакля по стихотворениям о животных

1


1



33

Инсценирование стихотворения К.Чуковского «Телефон»

1


1



34

Отчётный спектакль по сказкам и стихотворениям раздела «Мы на сцене».

1


1



35

Итоговая диагностическая работа. Заключительное занятие по курсу «Наш театр»

1


1




Итого

35

3

32




Учебно – методические пособия


1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

4. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

6. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

8. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/




Приложение 1

Игры на развитие внимания и воображения к разделу

«Мы играем – мы мечтаем!»

(из программы обучения основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р.Ганелина)

  • Картинки из спичек

Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

  • Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

  • Рисунки на заборе

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

  • Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

  • Роботы

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности


Приложение 2


Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)

Тренинг гласных звуков

  • Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.


И Э А О У Ы И Э А О У Ы


И Э А О У Ы И Э А О У Ы


И Э А О У Ы И Э А О У Ы

  • С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.


Вопрос

Ответ


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


Тренинг согласных звуков

  • Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л] – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р] – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п] – хлопки в ладоши;

[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к] – щелчки;

[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

  • Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.


Приложение 3

Общие правила ведения кукол.

В театре кукол есть несколько правил управления куклами, которые стали почти законами. Основное положение куклы над ширмой следующее: кукла повернута в сторону зрителей с небольшим наклоном вперед-вниз. Этот наклон нужен, чтобы зрители, сидящие ниже сцены, смогли увидеть лицо (или мордочку) куклы. При таком наклоне кукла будет смотреть как бы в глаза зрителям. Будьте внимательны, не отклоняйте локоть своей руки в сторону. И главное: ни в коем случае не сгибайте руку в запястье так, чтобы кисть отклонялась назад. В этом случае кукла «запрокинется».

Правило 1.

Куклу показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Этим создается впечатление, что кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой чуть ниже грядки. Обычно куклу держат вплотную к краям ширмы, если же куклу отводят в глубину, ее немного поднимают, чтобы ее могли видеть передние зрители.

Правило 2.

Кукла должна смотреть на того, с кем она говорит в данный момент. Это обязательное требование (Впрочем, оно важное и для общения людей). Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить ее нос в эту сторону. Это же правило нужно соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят.

Правило 3.

Разговор кукол должен сопровождаться движениями Когда кукла говорит – она движется, когда молчит- она неподвижна Это правило не всегда может соблюдаться. Так, тростевая кукла, благодаря своим широким жестам, может поддерживать длительный диалог и даже произнести монолог. Исключением является и случай, когда одна кукла стремится догнать другую и обе они что-то кричат.

Однако даже тогда, когда кукла, замерев, молчит, она не должна выглядеть мертвой. Поэтому для молчаливой куклы находят позу (или движения и жесты во время пауз в словах), достаточно точно выражающую реакцию на слова партнера.

Управление куклами-фигурками не требует специальных навыков. Нужно только не бояться фантазировать, и поставить несложный спектакль будет очень легко.

II.Способы управления куклой-петрушкой.

Наденьте куклу на руку и посмотрите, правильно ли сидит голова куклы. Сведите ладошки куклы вместе, они должны быть обращены друг другу. Патронки не должны быть слишком узкими или широкими для ваших пальцев. Если они слишком свободны для вашей руки, вставьте внутрь широкой патронки еще одну, меньшего размера.

Осталось проверить, удобен ли для работы чехол куклы. Для этого кисть пуки отклоните вперед и посмотрите, совпадает ли сгиб руки с условной линией талии куклы. Если чехол не мешает движению, не стягивает руку и не слишком свободно болтается вокруг кисти руки, то все в порядке и можно продолжать работу с куклой. Если же возникли какие – либо затруднения, ещё раз хорошо проверьте устройство куклы.

Уже говорилось, что устройство куклы и возможность делать какие – либо движения зависят от того, как располагается рука актера внутри. Чаще всего актеры управляют перчаточной куклой двумя способами.





Первый способ

(самый простой). Головой куклы «руководит» указательный палец, а рукам – большой и средние пальцы. Мизинец и безымянный палец пригибают к ладони.

При таком расположении пальцев у куклы получается очень подвижная шея, что облегчает наклон головы. Но изменить положение голова кукла может, только повернувшись всем туловищем сразу.





Второй способ.

В этом случае голову надевают на указательный и средний пальцы, большим пальцем управляют одной рукой, безымянным и мизинцем – другой.

Шея в данном случае менее гибкая. Зато кукла может вертеть головой во все стороны. Для этого достаточно просто пошевелить пальцами, вложенными в голову.





Третий способ.

Голова посажена на указательный и средний палец, руки управляют большим пальцем и мизинцем. Безымянный палец подогнут.

В этом случае внешний вид куклы наиболее соответствует человеческой фигуре. Но небольшой недостаток этого способа заключается в том, что подогнутый безымянный палец часто мешает актеру, особенно, если рука мало тренирована.



Четвертый способ.

Рука актера менее скована, если безымянный палец прижат к ладони вместе со средним.











Пятый способ.

Можно сделать и так: надеть на средний голову куклы, а её руки – на большой палец и мизинец. Указательный и безымянный пальцы пригибаются к ладони.





Выбор того или иного способа управления куклой зависит от того, какие движения кукла должна будет делать, и кого она будет изображать. Например, если куклу, изображающую маленького Зайчика, надеть так: голову – на средний палец, а лапки – на безымянный и указательный – и научится быстро перебирать этими пальцами, то Зайчик сможет барабанить лапками.







Иногда управляют сразу несколькими куклами. Для этого на каждый палец надевают отдельную куколку или же всех персонажей прикрепляют к одной перчатке. Во втором случае перчатку с куклами можно быстрее надеть и управлять ими легче. Подобных кукол чаще всего используют в массовых сценах на заднем плане. Костюмы таким куклам делают при помощи аппликации или раскрашивании отдельных частей перчатки.

  1. Упражнение с куклой – Петрушкой.

Эти упражнения составляют так называемую зарядку для куклы. Эту зарядку полезно повторять перед каждым спектаклем хотя бы 2 – 3 минуты.

Перед тем как приступить к зарядке, вспомните, как вы сами ее делаете. Сначала каждое новое упражнение делаете под счет, затем, когда движение станут привычными, продолжайте выполнение по музыку. Так же следует выполнять и зарядку для кукол.

Для зарядки вам понадобится ширма. Если ее нет. Достаточно натянуть веревку (между двумя стойками или просто в дверях) на высоте, превышающей ваш рост на 3 – 5 см, и перекинуть через веревку любую ткань. Можно обойтись одной веревкой, без ткани.

Для первых тренировок необходим еще один предмет – зеркало. Укрепите его перед ширмой или ширму поставьте перед большим зеркалом. Зеркало нужно для того, чтобы контролировать правильность выполнения движений.

Актеры учатся управлять куклой как левой, так и правой.

Старайтесь делать каждое движение точно, не разделять его на несколько мелких: кукла не должна «трепыхаться». Когда простое движение перестанет вызывать затруднения, переходите к движениям более сложным.

  1. Разминка с куклой.

Начните разминку с самых простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности.

Итак, кукла в основном своем положении: на три четверти видна над ширмой, лицо (или мордочка) обращено к зрителям, руки слегка разведены в стороны. На счет «раз» кукла делает движение, на «два, три, четыре» задерживается в данной позиции и снова на «раз» - возвращается в основное положение.

Наклон головы. Согните указательный палец, на который надета голова куклы. Проделывая это упражнение, следите за тем, чтобы запястье, локоть, большой и указательный пальцы руки оставались в неизменном положении.

Сведение и разведение рук. По счету «раз» соедините большой и средний пальцы, задержите куклу в таком положении последующие три счета, а затем, на «раз», верните ее руки в первоначальное положение.

Наклон туловища. Сгибайте запястье руки вперед, назад, вправо и влево. Следите за тем, чтобы двигалась только верхняя часть туловища куклы, ее руки и голова должны оставаться в первоначальном соотношении.

Приседание. Положение локтя оставьте неизменным, запястье отведите назад, три счета продержите куклу в такой позе, затем верните в исходное положение.

Шаг. Это наиболее трудное движение. Чтобы кукла начала ходить, передвигайтесь за ширмой мелкими шажками сами. При этом слегка опускайте и поднимайте локоть (вверх-вниз и ни в коем случае не в сторону) своей руки, на которую надета кукла. Но главное здесь – движение рук. Вытяните руки вперед ладонями внутрь. По счету «раз» поднимите средний палец вверх до отказа, большой же опустите вниз. На счет «три», «четыре» повторите движения. Добиться правдоподобной походки у кукол – дело нелегкое. Поэтому отнеситесь к этому серьезно и хорошо потренируйтесь.

Игра с вещами. Перчаточные куклы легче других берут различные предметы. В спектаклях это особенность очень важна и полезна. Однако упражнение «игра с вещами» - самое трудное для любой куклы. Для начала научитесь брать легкий предмет, например кубик. Чтобы взять его, наклоните куклу в талии так, чтобы ладошки ее рук оказались за ширмой. Свободной рукой подайте кубик и зажмите его в ладошках куклы. Не забывайте об уровне и не прячьте куклу за ширму целиком. Попробуйте выполнить это упражнение двумя куклами, передавая кубик из рук одной в руки другой. Если в зарядке участвует несколько кукол, то попробуйте передавать кубик по цепочке. Выполняйте движения под счет, затем под музыку в ритме марша.

Приложение 4

Скороговорки

    • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел…

А вот белка не бела, белой даже не была…

  • Говорил попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю!»

Отвечает ему попугай:

«Попугай, попугай, попугай!»

  • Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

  • От топота копыт пыль по полю летит.

  • У елки иголки колки.

  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

  • Пришел Прокоп – кипит укроп.

Ушел Прокоп – кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

  • У нас гость унес трость



  • Мама Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.



  • Мама Милу мылом мыла.

Не жалела мама мыла.

Мила мыло не любила.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  • Шли шестнадцать мышей, нашли шесть грошей.

А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.



Приложение 5

Словарь театральных терминов



Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

Амфитеатр – места расположенные за партером.

Антракт – промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты – одобрительные хлопки.

Афиша – объявления о представлении.

Бельэтаж – 1-й этаж над партером и амфитеатром.

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория – предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, украшения).

Декорация (лат.) – украшение; художественное оформление действия на сцене.

Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

Жест – движение рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник – расписной или гладкий фон из ткани, подвешенный в глубине сцены.

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена – сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Монолог – речь одного лица, мысли вслух.

Партер – места для зрителей ниже уровня сцены.

Режиссер – лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит – вещи необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка – пояснение на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица.

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр – место для зрелищ.

Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.