СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа объединения дополнительного образования "Мастерская Самоделкина"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Просмотр содержимого документа
«Программа объединения дополнительного образования "Мастерская Самоделкина"»


Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»



«ПРИНЯТО»


Протокол № __

от «27» августа 2015 г

Председатель

________ _______________

ФИО


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

В.Л.Поляков


____________ ___


«29» августа 2015 г.




ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Мастерская Самоделкина

( адаптированная )



для учащихся 1-4 классов (7-11 лет)

на 2015 – 2016 учебный год


Всего часов по программе 76 ; часа в неделю 2 .



Программа составлена на основе:

1. Браницкий Г. А. Картины из цветных ниток и гвоздей.- Минск, 1992.

2.    Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.

3.    Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпром-бытиздат,  1993.

4.    Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2000.

5.    Леонова О.В. Рисуем нитью. Ажурные картинки.- СПб.: Литера, 2005.

6.    Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 1997.

7.    Сапрыкина Г.А. Современный электронный учебник//Школьные технологии, 2004, №6.

8.    Собещук Н. И.  Волшебная нитка (ниткография). - СПб.: СПбГУПМ,  1995.




Составитель:

Салтыкова Екатерина Андреевна,

учитель технологии,

Разряд (категория) – высшая квалификационная категория










Москва, 2015

Программа по дополнительному образованию «Мастерская Самоделкина» разработана на основе государственных программ «Изобразительное искусство и художественный труд» (Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2011) и «Изобразительное искусство и художественный труд: прогр. 1-4 кл.» (/ Т.Я Шпикалова и др.- М.: Просвещение, 2008.)

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях кружка. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе творчестве в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа. Она рассчитана на работу с детьми 7-11 лет.

Цель данной программы: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи:

  1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

  2. Знакомить детей с различными видами декоративно-прикладной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

  3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

  4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

  5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

  6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки на природу;

  7. Закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  8. Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

  9. Продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  10. Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

  11. Приобретать навыки учебно-исследовательской работы;

  12. Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

  13. Воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

  14. Добиваться максимальной самостоятельности детского творчества;

  15. Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  16. Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  17. Формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;

  18. Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  19. Развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Данная программа рассчитана на один год обучения. В группы принимаются все поступающие. Занятия в группе проходят 2 раз в неделю по одному часу - 72 часа в год.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Актуальность темы:

Различные виды рукоделия являются одними из старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из бумаги, ниток и других материалов искусно и художественно выполняется с помощью машин, многие предметы декора не теряют своей прелести, прочности и изящества, если они сделаны вручную.

Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно- техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Существуют целые династии, передающие своё мастерство и традиции из поколения в поколение. Декоративно-прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры.

Воспитание художественной и практической ценности изделий, созданных художниками-дизайнерами и просто любителями, доступно детям младшего школьного возраста. Они с раннего детства имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость различных рукодельных работ. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания детей.

Работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки школьников. Прежде всего, это относится к разметке материалов, а также к зарисовке эскизов изделий, составлению чертежей для изготовления выкройки. Измерительные навыки, получаемые детьми в работах с бумагой и картоном, с различными материалами, находят своё дальнейшее применение и совершенствуются в работах по рукоделию.

Занятия рукоделием привлекают детей результатами труда. Практические работы, связанные с обработкой бумаги и текстильных материалов, развивают глазомер, требует более кропотливого труда, чем обработка других материалов, что также значительно совершенствует общую трудовую подготовку. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам. Дети быстро убеждаются в необходимости таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания.

Рукоделие формирует у школьников чувство хозяина. Искусство создания оригинальных изделий и сувениров из оказавшихся под рукой материалов, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца.

Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с техникой и технологией изготовления сувениров из текстильных и поделочных материалов. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя. На её основе создаются современные изделия, которые делают наш дом и быт уютным и красивым.

Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному труду.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами прикладного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть, практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей.

Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы. Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество.

Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Ожидаемые результаты освоения программы. В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

  • познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

  • познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;

  • овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;

  • научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);

  • научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, папье-маше, объемное конструирование);

  • научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.

Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

  • расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение;

  • продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным искусством;

  • научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);

  • научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;

  • научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

  • расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;

  • овладеют основными техническими приемами макетирования;

  • изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;

  • познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта - композиционным моделированием;

  • научатся моделировать различные геометрические тела;

  • научатся делать макеты с использованием качественно различных элементов, объединенных в одной композиции, передавая в объемно-пространственных формах и цвете настроение, ощущения, создавая художественный образ пространства определенного назначения;

  • освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.

В конце обучения:

Ученик будет знать:

- отличительные особенности основных видов работы с бумагой;

- способы формообразования деталей из бумаги;

- об основах цветоведения, усвоить азы композиции.

Ученик будет уметь:

- выполнять изделия из бумаги в различных техниках с использованием различных дополнительных материалов;

- уметь сочетать различные материалы в одной работе, изделии;

- понимать, главное, второстепенное, композиционный центр;

- передавать геометрическую основу формы предметов;

- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;

- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;

- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним;

- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов;

- искать наилучшее композиционное решение в эскизах;

- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- владеть ножницами, иглами, использовать подручный материал;

Ученик способен проявлять следующие отношения:

- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

- творчески откликаться на события окружающей жизни;

- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.

- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;

- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;

- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Основные идеи программы:

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Отдельные занятия проводятся в классе с интерактивным обучением, привлекаются электронные наглядные материалы.

Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей.

Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут стать кому-нибудь грамотным, заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Тема занятий


Кол-во часов


Теория


Прак-тика

«Айрис фолдинг»

Айрис-фолдинг – радужное складывание. Инструктаж по ТБ.

Подготовка к работе. Нарезание бумаги.

Изготовление заготовки.

Заполнение внутреннего контура. Изготовление изделия.

Изготовление изделий (открыток).


«Квиллинг»

История бумажной филиграни. Инструктаж по ТБ.

Элементы квиллинга – технология выполнения.

Спираль (ролл), капля, глаз.

Треугольники, стрелки, полумесяцы.

Изготовление деталей, изготовление изделий.


«Изонить»

Техника «Изонити». Приемы работы.

Заполнение углов.

Заполнение овалов и кругов.

Заполнение спирали.

Изготовление изделий в технике «Изонити».

Проектирование и изготовление собственных изделий.



«Модульное оригами»

Особенности модульного оригами. Инструктаж по ТБ.

Технология изготовления модуля. Соединение модулей.

Изготовление изделий в технике «Модульное оригами»


Выставка «Бумажные фантазии»


Резерв


1

2

2

4

9



1

2

3

4

8



1

2

2

2

4

7




1

3

12


1


1


1

1

0

0

1



1

1

0

0

1



1

0

0

0

1

0




1

1

0


0


0


0

1

2

4

8



0

1

3

4

7



0

2

2

2

3

7




0

2

12


1


1



Всего



72


10


62




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


«Айрис фолдинг»

Айрис-фолдинг – радужное складывание. Инструктаж по ТБ. Применение техники айрис-фолдинг для изготовления открыток и декоративных панно-картин. Инструменты и материалы для работы. Техника безопасности при работе. Демонстрация образцов.

Подготовка к работе. Нарезание бумаги. Выбор образца для изготовления. Разметка листов бумаги по заданным параметрам. Нарезание размеченных листов бумаги на полосы.

Изготовление заготовки. Перенесение силуэтных линий с помощью шаблона на картонную заготовку. Вырезание внутреннего контура заготовки.

Заполнение внутреннего контура. Изготовление изделия. Поэтапное изготовление изделия по схеме. Соблюдение последовательности наложения полос бумаги. Способы закрепления (приклеивания) бумаги. Соединение с картонной основой.

Изготовление изделий (открыток). Выбор шаблона для изготовления открытки в технике айрис-фолдинг. Подготовка материалов, инструментов. Подготовка основы из картона. Поэтапное изготовление открытки. Дополнительное декорирование открытки.


«Квиллинг»

История бумажной филиграни. Инструктаж по ТБ. Исторические сведения о технике «квиллинг». Использование бумаги и картона для изготовления изделий в технике «квиллинг». Специальные инструменты для работы – готовые или сделанные самостоятельно. Материалы. Демонстрация образцов, выполненных в технике бумажной филиграни.

Элементы квиллинга – технология выполнения. Разметка бумаги, разрезание. Основные приёмы скручивания полосок бумаги.

Спираль (ролл), капля, глаз. Технология скручивания спирали. Закрепление спирали. Придание формы. Применение полученных элементов в создании различных композиций.

Треугольники, стрелки, полумесяцы. Придание формы. Применение полученных элементов в создании различных композиций.

Изготовление деталей, изготовление изделий. Изготовление плоско лежащих и объёмных композиций. Изготовление ёлочных игрушек в технике «квиллинг».


«Изонить»

Техника «Изонити». Приемы работы. Применение техники «Изонить» для создания декоративных панно и картин. Показ и анализ готовых изделий. Особенности и варианты изготовления. Материалы и инструменты. Схемы для работы. Демонстрация образцов. Демонстрация образцов.

Заполнение углов. Технология заполнения угловых элементов. Выполнение образца по схеме.

Заполнение овалов и кругов. Технология заполнения круглых и овальных элементов. Работа по схеме.

Заполнение спирали. Технология заполнения спиралевидных элементов. Выполнение образца по схеме.

Изготовление изделий в технике «Изонити». Поэтапное изготовление изделия по выбранной схеме.

Проектирование и изготовление собственных изделий. Самостоятельная разработка нового изображения на основе ранее изученных элементов. Деление рисунка на круги, овалы, углы, спирали. Прокалывание основы. Вышивка каждой части. Изготовление изделия по созданной схеме.


«Модульное оригами»

Особенности модульного оригами. Инструктаж по ТБ. Демонстрация образцов. Особенности модульного оригами. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе.

Технология изготовления модуля. Соединение модулей. Последовательность разметки листа для изготовления модулей. Складывание модуля. Подготовка модулей для работы.

Изготовление изделий в технике «Модульное оригами». Изготовление модулей. Сбор выбранного изделия из модулей.


Выставка «Бумажные фантазии»

Итоговое занятие. Демонстрация созданных в течение года изделий.



РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1.    Браницкий Г. А. Картины из цветных ниток и гвоздей.- Минск, 1992.

2.    Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.

3.    Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпром-бытиздат,  1993.

4.    Гусарова Н. Н. Техника изонити для дошкольников.- СПб.: Детство-Пресс, 2000.

5.    Леонова О.В. Рисуем нитью. Ажурные картинки.- СПб.: Литера, 2005.

6.    Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль: Академия развития, 1997.

7.    Сапрыкина Г.А. Современный электронный учебник//Школьные технологии, 2004, №6.

8.    Собещук Н. И.  Волшебная нитка (ниткография). - СПб.: СПбГУПМ,  1995.

9.    Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.


Internet ():

http://izonito4ka.ucoz.ru/index/istochniki/0-18

http://lisitsynblog.blogspot.com/2011/01/blog-post_26.html

http://festival.1september.ru/articles/581035/

http://uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm

http://umelica.ucoz.ru/







2