Программа объединения «Патриоты России» МБОУ Мечетинская СОШ Зерноградского района- Маркина Татьяна Васильевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования творческого объединения «Патриоты России» относится к программам гражданско-патриотической направленности и предназначена для углубленного изучения отечественной истории. В рамках данной программы предусмотрено освоение наиболее ярких страниц российской истории, изучение портретов политических и культурных деятелей России, роли личности в истории. Программа включает в себя исследовательскую деятельность о ветеранах Великой отечественной войны, проживающих в Зерноградском районе Ростовской области
Цель программы:
воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, сохранение исторической преемственности поколений.
Задачи:
Привлечение внимания учащихся к российской истории.
Ознакомление учащихся с биографиями знаменитых российских полководцев, изучение роли каждого из них в военной российской истории.
Воспитание у обучающихся патриотизма как высшего духовного идеала на примере подвигов героев-защитников Отечества, воспитание верности служения долгу.
Проведение ранней военно-профессиональной ориентации учащихся при выборе военной профессии, углубляя их знания по военной истории, используя проведение экскурсий в музей Боевой славы г. Ростова- на- Дону
Развитие у детей способностей к коллективной работе, развитие мотивации на творческую деятельность, развитие познавательных навыков
Программа предназначена для детей в возрасте 9-10 лет.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в год –34часов.
Общими принципами отбора содержания программы являются:
Во время занятий обучающиеся знакомятся с историей великих побед русской армии и флота, с ролью выдающихся полководцев и военачальников в этих победах, а также с развитием и укреплением Вооруженных Сил. Для детей создаются условия реализации приобретенных ими навыков и умений. Они участвуют в работе над проектами, презентациями по указанной тематике, с которыми выступают на занятиях творческого объединения, а также перед обучающимися 1-3 классов.
Основными формами реализации программы являются:
проведение внеучебных занятий,
организация КТД,
благотворительность,
пропаганда вопросов гражданско-патриотического, исторического направлений в рамках школы,
проведение открытых мероприятий, посвященных памятным датам;
исследовательская работа на основе сотрудничества с музеем Боевой славы в г. Ростове-на- Дону организация встреч с ветеранами ВОВ, сбор и оформление материала об участниках ВОВ;
организация переписки с выпускниками школы, проходящими службу в ВС РФ.
Способы проверки знаний учащихся: тесты, игры и викторины на исторические темы, семинары и коллоквиумы на заданные темы с обсуждением поставленных наиболее актуальных проблем эпохи.
В результате обучения обучающиеся
должны знать:
героические страницы российской истории;
личностные характеристики исторических и культурных деятелей России;
вклад саратовцев в историю страны.
должны уметь:
ориентироваться в исторических эпохах и исторических событиях;
изучать произведения искусства из художественного наследия России.
заниматься исследовательской деятельностью на основе местного материала.
На итоговом занятии проводится общее обсуждение пройденного материала и учащимися готовится презентация на наиболее понравившуюся тему из числа пройденных.
Содержание курса.
1.Организационное занятие.
- Инструктаж по ТБ.
- права и обязанности членов объединения.
2. 1. Оформление кабинета стенгазетами «Шаги истории» и их практическое использование в гражданско-патриотической деятельности «Патриоты России»:
- отбор, анализ тематических стенгазет
- оформление кабинета в рамках гражданско-патриотической деятельности
2.2. Основные вехи российской истории:
- основные события отечественной истории 20 века
- исторические личности 20 века
2.3. Экскурсии по школьному музею:
- посещение музея нашей школы
2.4. Реликвии военных лет:
- внутришкольные экскурсии в кабинете истории для 4 классов.
Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия:
- понятие «музей»;
- виды музее;
- роль школьных музеев и уголков Боевой Славы
3.2. Из истории Ростовской области:
- памятные даты из истории области;
- знакомство со школьными историческими экспонатами, книгами относящимися к истории Ростовской области;
3.3. История нашей школы в истории страны:
- памятные даты из истории школы;
- знакомство со школьными историческими экспонатами, книгами относящимися к истории школы;
- место школы в истории страны;
3.4. Герои Советского Союза -наши земляки
- доклады о Токареве- известном оружейнике, Сулиеве и др.
4.1. Дни блокадного Ленинграда:
- дорога жизни, блокада
4.2. Живые, пойте о нас!: о великих подвигах русского народа в годы войны:
- всё для фронта, всё для Победы!
- военные подвиги солдат;
4.3. Война в наших сердцах:
- экскурсии в школьный музей
4.4. Символы Российского государства:
- история российской символики;
- герб, флаг, гимн современной России;
5.1. Я - гражданин России: мои права:
- Конституция РФ;
5.2. Связь поколений. Часть 1:
- организация совместных бесед с ветеранами- тружениками тыла в годы ВОВ
5.3. Они сражались за Родину!
- просмотр видеофильма
5.4. Чтобы помнили:
- организация и проведение выставки;
6.1. Патриоты 20 века: о локальных конфликтах:
- локальные конфликты 20 века;
6.2. В память о земляках-героях Советского Союза в ВОВ:
- посещение музея Боевой Славы;
6.3. Связь поколений. Часть 2:
- организация совместных бесед с участниками локальных войн;
7.1. Дети военного времени:
- от Ленинграда до Беслана;
7.2. Дети герои. Дневник Тани Савичевой
7.3. России верные сыны:
- тематическая выставка фото, рисунков
7.4. У войны – не женское лицо:
- женщины-участники, труженики тыла ВОВ, герои войны
8.1. О победах российской армии в годы ВОВ:
- Московская битва, Сталинградская битва, Курская битва, Берлинская операция
8.2. Советский тыл в годы ВОВ
8.3. Зерноградский район в годы ВОВ:
- школы, заводы, больницы ст. Мечетинской, г.Зернограда, Ростовской области.
8.4. История моей семьи в истории войны:
- презентации учащихся, доклады
9.1. Мы этой памяти верны:
- об улицах, памятниках станицы Мечетинской, чьи названия носят имена героев ВОВ;
9.2. Никто не забыт, и ничто не забыто:
- экскурсия в музей Боевой Славы;
9.3. Патриотизм – духовный потенциал Великой Победы
10.1. Ветераны ВОВ ст. Мечетинской:
- организация встреч с ветеранами;
10.2. Книга Памяти
- знакомство с Книгой памяти Зерноградского района, оформление школьной Книги Памяти;
10.3. Слава твоя - это наша слава, Родина!
- защита проектов;
В рамках Учебно-тематического плана предполагается обращение к различным историческим эпохам Отечественной истории через портреты выдающихся людей в области военного искусства.
В рамках исследовательской деятельности предполагается сбор информации о ветеранах и детях ВОВ Зерноградского района