Утверждаю.
Директор школы__________
/Вавилина А.В./
Приказ № 10
от 07.09.14г
Программа «Одаренные дети»
МБОУ «Порошевская ООШ»
д.Порошево
2014 – 2016г.г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа «Одаренные дети» МБОУ «Порошевская ООШ» |
Разработчики программы | Учитель математики МБОУ «Порошевская ООШ» Останина Вера Степановна |
Участники программы | Обучающиеся и педколлектив МБОУ «Порошевская ООШ» |
Цели и задачи программы | создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный подъем их способностей. Задачи: обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК; -накопление библиотечного фонда по данному направлению, создание базы данных учащихся в рамках Программы; -Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности, внедрение в учебный и внеучебный процесс интерактивных технологий; -Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности, мышления, инициативности и творчества; -Организация совместной работы ОУ с СДК, спорткомплексом «Лидер», районным Домом культуры по поддержке одаренности; |
Сроки реализации программы | 2014-2016 |
Ожидаемые результаты от реализации программы | Реализация программы призвана способствовать: - созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся; - созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, классных руководителей, педагога – организатора для работы с одарёнными детьми; - созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей; - повышению качества образования и воспитания школьников; - формированию базы данных одаренных детей в течение каждого учебного года; - созданию банка, технологии и программ для диагностики способных и одаренных детей. |
ВВЕДЕНИЕ
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе.
Одаренные дети – это особый мир детства, поэтому задача педагогов – понять этот мир.
Исходя из этого, вопрос организации учебно-воспитательной работы с одаренными учащимися и создания оптимальных условий для их самореализации, раскрытия творческого потенциала педколлектив рассматривает как один из приоритетных.
Имея многолетний опыт работы с одаренными детьми, педагоги отмечают наличие определенных педагогических и психологических трудностей, обусловленных разнообразием видов одаренности, особенно наличием возрастной и скрытой одаренности, большим количеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно готовых к работе с одаренными детьми.
Согласно учебному плану школы на 2015-2016 учебный год организовано на базе школы два курса по выбору для учащихся 9-го класса, для учащихся 5-9 классов организовано 9 кружков по спортивно-оздоровительному, общекультурному, общеинтеллектуальному, духовно-нравственному направлениям, в этом же направлении работают учителя начальных классов и воспитатели ДОУ.
Ежегодно проводятся школьные, районные олимпиады, конкурсы, марафоны, турниры, спортивные мероприятия, при участии которых выявляются победители и призеры.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями: ФЗ от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», распоряжения Правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-17 г.г.» (от 1 июня 2012г №761), распоряжения Правительства РФ от 22.11.2012 г.№2148-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020г.г., постановления Правительства Пермского края от 14.08.2015г №536-п, учебного плана МБОУ «Порошевская ООШ», основной образовательной программы, устава школы.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
В дальнейшем будем опираться на следующее определение одаренных детей:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки(подростковый возраст).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада(чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель:
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный подъем их способностей.
Задачи:
Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование, КПК;
Накопление библиотечного фонда по данному направлению, создание базы данных учащихся в рамках Программы;
Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности, внедрение в учебный и внеучебный процесс интерактивных технологий;
Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности, мышления, инициативности и творчества;
Организация совместной работы ОУ с СДК, спорткомплексом «Лидер», районным Домом культуры по поддержке одаренности;
ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
«творческие мастерские»
групповые занятия с одаренными учащимися;
факультативы;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы, традиционные конкурсы «Ученик года», «Портфолио», «Юный краевед-экскурсовод»
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
интеллектуальные марафоны
Исследовательская и проектная деятельность;
Формирование портфолио
ПРИНЦИПЫ
педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы призвана способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, классных руководителей, педагога – организатора для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формированию базы данных одаренных детей в течение каждого учебного года;
- созданию банка, технологии и программ для диагностики способных и одаренных детей.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ
Педагогические советы, совещания по изучению вопросов по данному направлению, результатам мероприятий, диагностирования.
Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.
Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.
Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного образования (факультативы, кружки, индивидуальные занятия…) .
НАБЛЮДЕНИЕ, РЕЗУЛЬТАТ, КОНТРОЛЬ
за выполнением программы
Данная программа конкретизируется на каждый учебный год с приложением мероприятий, направленных на развитие