СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа опытно-экспериментальной работы (образец)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец программы опытно-экспериментальной работы , составленной по теме: "Организация     исследовательской     деятельности    учащихся     при         обучении       английскому      языку     с      учетом      субъктности      всех       участников         образовательного      процесса".

Просмотр содержимого документа
«Программа опытно-экспериментальной работы (образец)»

ГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 11» г.Усть-Каменогорска



Программа опытно-экспериментальной работы

учителя английского языка

Кочергиной Натальи Степановны




Тема ОЭР образовательных учреждений г. Усть-Каменогорска: ” Совершенствование образования в современной школе как условие развития субъектов образовательного процесса”.


Тема ОЭР школы-гимназии №11: « Управление становлением субъектной позиции учащихся и педагогов в условиях совершенствования содержания образования».


Тема ОЭР кафедры английского языка школы-гимназии №11: « Формирование положительной мотивации к процессу обучения английскому языку в условиях построения субъектных отношений участников образовательного процесса».


Тема ОЭР учителя: « Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку с учетом субъктности всех участников образовательного процесса».


Актуализация проблемы: исходя из требований современного развития общества в целом, возросшего уровня образованности, усиления роли образования и требований, предъявляемых к качеству образовательных услуг в средней школе на современном этапе развития общества, конкурентоспособным ресурсом становится личность, являющаяся субъектом собственной деятельности, обладающая развитым творческим потенциалом и исследовательскими способностями, необходимыми для ее дальнейшего саморазвития .


Значение навыков исследовательской работы учащихся в современном быстроразвивающемся динамичном обществе трудно переоценить. На данном этапе система народного образования требует новых подходов к проблеме ранней диагностики и развития креативности учащихся, самостоятельности мышления, умения находить проблему, анализировать, планировать и разрабатывать способы ее решения.


Рассмотрение учащегося как субъекта собственной деятельности, обладающего некоторым творческим потенциалом и осознающего необходимость саморазвития предполагает поиск новых путей решения данной задачи, а именно : задачи воспитания и развития его творческого потенциала, исследовательских и аналитических способностей и умений, навыков самообразования и научно – практической работы .


Это обусловило выбор моей новой поисковой темы на 2008-2013 г.г:.

«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку с учетом субъктности всех участников образовательного процесса».


Объект исследования: процесс развития творческих и исследовательских способностей учащегося как субъекта педагогического процесса на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по предмету, как то: конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции.


Предмет исследования: исследовательская деятельность учащегося по предмету на уроках английского языка, и во внеурочной деятельности: в научно-практических конференциях учащихся, конкурсах « FLEX », “ SOROS”, “British Bulldog” , “ Кенгуру”, предметных олимпиадах.


Гипотеза исследования: Если сформирован мотивационный компонент развития учащегося как субъекта образовательного процесса на уроках английского языка и во внеурочной деятельности и мотивационный компонент исследовательской деятельности через систему современных технологий обучения и методов исследовательской работы по изучаемому предмету, разработана система тестирования креативности и тематика научно-практической деятельности учащихся, разработана программа исследовательской работы и подготовки к ней, проводится мониторинг результативности участников НОУ и НПК и мониторинг развития учащихся как субъектов образовательного процесса, им оказывается необходимая консультативная педагогическая помощь, то будут созданы оптимальные условия исследовательской деятельности, т.к. будут реализованы личностно-ориентированный и системный подход к данной проблеме , создана необходимая основа для саморазвития учащегося как субъекта процесса образования , и процесс развития учащегося в ходе занятий исследовательской деятельностью будет эффективен.


Цель исследования: определение наиболее оптимальных путей и методов развития учащегося как субъекта педагогического процесса через эффективную организацию его исследовательской деятельности на уроках английского языка, в самостоятельной работе и во внеурочной деятельности по изучаемому предмету: олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях.


Задачи ОЭР:

1. Выявить особенности развития учащегося как субъекта педагогического процесса, определить его творческие способности, уровень креативности, способности к исследовательской деятельности через систему тестирования креативности, мониторинга уровня знаний и развития учащегося как субъекта процесса образования.

2. Разработать и реализовать программу организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету. Составить план исследовательской работы секции «Успех» НОУ учащихся школы.

3. Обеспечить участие субъектов педагогического процесса во внеурочной исследовательской деятельности : олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Оказывать необходимую консультативную помощь в подготовке к конкурсам, предметным олимпиадам и НПК.


Этапы опытно – экспериментальной работы:

  1. 1-ый этап - аналитический, подготовительный – 2008-2009 г.г.

  2. 2-ой этап - основной, формирующий - 2009-2011 г.г.

  3. 3-ий этап – заключительный, обобщающий – 2012-2013 г.г.


Методологическая основа исследования : общие принципы теории познания, основные положения теории развития личности и деятельности ( Б.Г. Ананьева,

К.А .Абульханова-Славская, А.Н.Леонтьев, К.К Платонов, А.А. Бодалев, С.Л.Рубинштейн, Л.И. Божович, Л.С.Выгодский, П.Я.Гальперин);

концепция личностно-ориентированного подхода ( Н. А. Завалко, И.Я. Якиманская,

С.Б. Абибулаева, Л.К.Керимов, К.К.Жампеисова);

положения общей теории систем ( В.Г.Афанасьев, П.В.Беспалько, В.Н.Садовский);

теория интеграции и дифференциации образования ( Н.А.Завалко, Моргун В.Ф., И.Э.Унт);

теоретические аспекты развития профессионализма учителя на современном этапе (А.К Маркова, В.А. Сластенин, Л.Н.Митина);

теоретически е аспекты развития субъктности ( Е.Н Волкова );

принципы обучения и воспитания одаренных детей ( В.С. Юркевич, П.Торранс, Н.Г. Морозова, Н.А.Мензинская.


Источники исследования : нормативные документы в области образования ( Закон Республики Казахстан « Об образовании», Концепция развития среднего образования Республики Казахстан до 2015 года, Государственная программа развития образования на 2005-2010 годы), передовой инновационный педагогический опыт учителей –новаторов школ нового типа.


Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы, нормативных документов., педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, моделирование, педагогический эксперимент.


База исследования: учащиеся 8-11 гуманитарных классов школы-гимназии № 11

г. Усть-Каменогорска


Условия успешности экспериментальной работы: принятие идеи, четкое следование целям и задачам экспериментальной работы, последовательное и неуклонное выполнение этапов эксперимента;

определение критериев и показателей эффективности организации и оценки экспериментальной работы;

продуманное определение проектировочно-преобразовательной деятельности ( программа, планы, педагогические действия, рекомендации;

целенаправленный педагогический мониторинг эксперимента на основе самодиагностики и психолого-педагогической диагностики;

сотрудничество с психологическими службами и центрами педагогической работы с одаренными детьми ( Дарын);

объективная фиксация промежуточных и итоговых результатов эксперимента;

отсутствие снижения качества образования и уровня здоровья участников эксперимента.


Ожидаемые результаты экспериментальной работы:

1. Разработка и реализация целостной программы по организации исследовательской

деятельности учащихся на уроках английского языка и вне уроков.

2. Разработка и внедрение мониторинга результативности исследовательской

деятельности учащихся как субъектов образовательного процесса.

3. Повышение уровня субъектности участников образовательного процесса .

4. Развитие навыков исследовательской деятельности и самообразования учащихся

старших классов.

5. Формирование положительной мотивации к процессу изучения английского языка

и исследовательской деятельности в условиях субъектных отношений

участников образовательного процесса.



Формы представления результатов:

1. Письменные отчеты об итогах ОЭР.

2. Выступления на заседаниях кафедры английского языка, методсоветах и НПК .

3 Публикации в научно-педагогических журналах.

4. Обобщение передового педагогического опыта по проблеме опытно-

экспериментальной работы в виде портфолио, мастер-класса, печатных публикаций.


Первый этап ОЭР ( аналитический, подготовительный) 2008-2009 учебный год

Задачи:

1. Изучить литературу по теме « Развитие творческих и исследовательских

способностей учащегося как субъекта педагогического процесса».

2. Изучить возможности многопрофильной общеобразовательной гимназии по

реализации программы организации исследовательской деятельности учащихся

как субъектов педагогического процесса.

3. Разработать и внедрить программу мониторинга уровня развития учащегося

как субъекта процесса образования и программу тестирования его креативности.

Основной ожидаемый результат:

Создание программы организации исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку в условиях субъектности всех участников образовательного процесса.


Второй этап ОЭР ( основной, формирующий) – 2009-2011 учебные годы

Задачи:

1. Апробировать и внедрить программу организации исследовательской деятельности

учащихся при обучении английскому языку в условиях субъектности всех

участников педагогического процесса.

2. Провести констатирующий срез и мониторинг результативности .

3. Систематизировать передовой педагогический опыт по организации

исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку

в школах нового типа.

Основной ожидаемый результат:

Внедрение программы организации исследовательской деятельности учащихся при обучении английскому языку с учетом субъектности всех участников образовательного процесса.


Третий этап ОЭР ( заключительный, обобщающий) – 2012-2013 учебный год

Задачи:

1. Проанализировать полученные результаты и соотнести их с заявленными целью

и задачами эксперимента.

2. Провести рефлексию хода и результатов эксперимента.

3. Разработать методические рекомендации по итогам экспериментальной работы.

Основной ожидаемый результат:

Подведение итогов и выявление дальнейших перспектив ОЭР.






План работы над первым этапом поисковой темы:


Содержание деятельности

Сроки

Мои союзники

Результат

1

Изучение научно-педагогической литературы по теме исследования

Сентябрь-октябрь

Городская и школьная библиотеки, Интернет, ИПК, ВКГУ


2

Консультация научного руководителя, куратора школы, профессора ВКГУ

октябрь

ВКГУ


3

Посещение НПК , конкурсов и открытых уроков передовых учителей-новаторов школ нового типа

В течение года

Школы города, учителя-новаторы города


4

Консультации психолога по проблеме исследования

ноябрь

психолог


5

Консультации по формулировке научного аппарата исследования и составлению программы ОЭР

декабрь

Завуч школы по научной работе


6

Изучение возможностей школы, связанных с темой исследования

Сентябрь-январь

Директор, Учителя школы.


7

Изучение возможностей учащихся . принимающих участие в эксперименте

Ноябрь-февраль

Психолог, классные руководители, родители


8

Разработка научного аппарата исследования

Февраль-март

Завуч по науке


9

Оформление программы ОЭР

Март

Учителя кафедры, завуч


10

Создание программы организации исследовательской деятельности учащихся

Март-Апрель

Завуч, классные руководители, учителя кафедры


11

Разработка мониторинга результативности ОЭР

Апрель

Психолог, завуч



12

Проведение констатирующего эксперимента

Апрель-май

Психолог, учителя кафедры английского языка, завуч по научной работе