СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа организации кадетских классов в школе "История Вооруженных сил российской армии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа факультативного курса  «История Российской армии» является составной частью образовательной программы школы. Программа построена с учётом профильного  направления деятельности НРМОУ «Салымская СОШ № 2» - кадетский класс.

     Программа соответствует требованиям:

     -  Конституции РФ;

     -  «Закона об образовании»;

     - Примерным требованиям к программам дополнительного образования

детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. №06-18-44).

     Программа кружка «История Российской армии» рассчитана на два года для учащихся кадетского класса (7 – 8 кл.) ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, носит пропедевтический характер для дальнейшего изучения курса в 10-11 профильных кадетских классах.

Просмотр содержимого документа
«Программа организации кадетских классов в школе "История Вооруженных сил российской армии"»





«История Российской армии»

(программа дополнительного образования)

два года обучения

(7-8 кл.)







































Пояснительная записка


1. Место курса в образовательном процессе

Данная программа факультативного курса «История Российской армии» является составной частью образовательной программы школы. Программа построена с учётом профильного направления деятельности НРМОУ «Салымская СОШ № 2» - кадетский класс.

Программа соответствует требованиям:

- Конституции РФ;

- «Закона об образовании»;

- Примерным требованиям к программам дополнительного образования

детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. №06-18-44).

Программа кружка «История Российской армии» рассчитана на два года для учащихся кадетского класса (7 – 8 кл.) ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, носит пропедевтический характер для дальнейшего изучения курса в 10-11 профильных кадетских классах.

Курс «История Российской армии» является межпредметным: наряду со сведениями по истории Российской армии, в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов гуманитарного цикла.

Курс ориен­тирован на создание у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, а также приобретение знаний по истории Вооруженных сил РФ.

Программа курса рассчитана на 36 учебных часов в год.

При изучении курса обучающиеся получают дополнительные знания, которые:

- необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;

- востребованы в дальнейшем изучении курса «История России» в 10-11 классах;

- способствуют более полному освоению программы по истории и подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.


2. Цели и задачи курса

Цель курса: пробудить интерес к военной службе и профессии защищать Родину через более детальное и расширенное изучение исторических материалов и сведений по истории Российской армии.

Основные задачи курса:

- военно-патриотическое воспитание молодёжи;

- подготовка обучающихся к продолжению обучения в 10-11 классах;

- расширение и углубление знаний, полученных учащимися в результате изучения основного курса истории России;

- совершенствование общеучебных умений и навыков (задания на уровне анализа, сопоставления, обобщения, позволяющие дать импульс работе мысли, творчеству, поиску, способствующие пробуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению тех или иных проблем, формулировка выводов, выполнение поисковой работы), которые необходимы учащимся в ходе дальнейшего обучения в 10-11 классах.

В процессе работы по изучению данного курса ученики мо­гут овладеть:

  • конкретно-историческими сведениями, касающимися раз­личных аспектов развития и становления Вооруженных сил Рос­сии;

  • историко-биографической информацией, касающейся вы­дающихся полководцев России;

  • историко-техническими и историко-теоретическими зна­ниями о развитии военной техники и военной мысли;

  • навыками работы с научно-популярной и справочной ли­тературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);

- элементом исследовательских процедур, связанных с по­иском данных, их отбором, анализом, обобщением, представле­нием результатов самостоятельного (под руководством педаго­га) микроисследования.

Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории Рос­сийской армии.


3. Содержание курса

Структурно программа курса состоит из 9 разделов.


7 класс


Введение.


Вводный урок. Горжусь Российской армией. 1ч.


Раздел 1. Русская армия VIII-XI веков

8 часов

Военное воспитание древних славян. Вооружение славян. Игорь, Олег и их походы. Святослав и его походы. Структура военных формирований Киевской Руси. Тактика боевых дейст­вий славян.

Раздел 2. Русская армия XII-XV веков

8 часов

Вооружение русских войск этого периода. Борьба с монголо-татарскими захватчиками. Развитие военной мысли. Александр Невский и его борьба с Западом. Дмитрий Донской, Иван III в борьбе за свержение татарского ига. Развитие военной мысли и военной техники в XIV-XV веках. Тактика ведения боя.


Раздел 3. Русская армия XVI-XVII веков

8 часов

Развитие военной мысли и военной техники, вооружения этого периода.

Создание прообраза регулярной армии. Походы Ивана IV. Победа над

польскими интервентами. Создание военного флота. Первые шаги Петра I в

создании регулярной армии. Азовские походы Петра I.


Раздел 4. Русская армия XVIII века

9 часов

Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Военная реформа Петра I. Состав армии (пехота, кавалерия, ар­тиллерия, инженерные войска, флот). История создания гвар­дии. Северная война. Русско-турецкие войны. История казачест­ва. Полководцы XVIII века: Шереметев, Репнин, Румянцев, Су­воров, Кутузов. Флотоводец Ушаков.

Заключительный урок 2 часа

8 класс


Вводный урок. Горжусь Российской армией. 1 ч.


Раздел 5. Русская армия XIX века

8 часов

Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Состав армии (пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные вой­ска, флот). Отечественная война 1812 года. Крымская война. Русско-турецкая война. Технический прогресс и вооружение армии во второй половине XIX века. Полководцы XIX века: Ку­тузов, Багратион, Ермолов, Корнилов, Нахимов.

Раздел 6. Русская армия XX века

8 часов

Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Техническая революция в военном деле. Первая мировая война. Гражданская война. Советско-финская война. Великая Отечест­венная война. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокос­совский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов воо­руженных сил.

Раздел 7. Армия России на современном этапе

8 часов

Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе.

Раздел 8. Символы армии

5 часов

История военной формы одежды. История военных наград. Боевое знамя.

Раздел 4. Кадетское движение в России.

6 часов

История возникновения кадетского движения в России.


4. Календарно-тематический план

(приложение 1)


5. Методы и формы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и уче­ника. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы про­ведения этих занятий.

Основные виды деятельности, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:

- анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки)

- разработка проекта и его защита;

- составление хрестоматий и карт сражений;

- работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);

- работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами)

- практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.

При изучении курса используются следующие формы организации урока:

- проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не предполагающие однозначных ответов;

- задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;

- семинарские занятия.

Словесные методы создают у учащихся предвари­тельные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.

Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы по­могают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, груп­повая.


6. Ожидаемый результат изучения курса

В результате изучения курса «История Российской армии» обучающийся должен знать:

- историю создания и развития Российской армии;

- историю развития военной мысли на протяжении периода российской государственности;

- историю развития военной техники и родов войск;

- памятные даты крупнейших военных сражений;

- биографии видных российских полководцев.

Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «Гражданская война в России и её особенности», «Великая Отечественная война», «Полководцы ХХ века». У учащихся воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.


7. Система формы контроля

уровня достижений обучающихся и критерии оценки

Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:

- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);

- тематический контроль (выполнение тестовых заданий);

- итоговый контроль в форме практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).

Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.

Оптимальными условиями реализации данного курса являются:

- проведение итогового тестирования на компьютере;

- накопление банка материалов, хрестоматий, карт сражений (и т. д.);

- использование сведений информационных банков городских, областных, российских и международных библиотек через интернет.


8. Литература

Для учителя:

1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч» №4, 2000.

2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.

3. А.Г. Каспраж, Л.Ф.Иванова. Схема разработки программы авторского курса по выбору, журнал «Практика административной работы в школе», №6, 2003.

4. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории, Москва, 1996.

5. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. Истории и современность, Москва, 2003.

6. Кадневский В.М. История России до начала ХХв. в тестах, в двух частях, Москва, 1997г.

7. Платонов С.Ф. Русская история, Санкт-Петербург, 1994.

Для учащихся:

  1. Военная форма. - М.: Терра, 2003.

  2. Военная энциклопедия. - М: Воениздат, 1987.

  3. История второй мировой войны. - М.: Воениздат, 1974.

  4. Награды России. - М.: Воениздат, 1996.

  5. 300 великих битв. - М.: 2002.

  6. Энциклопедия для детей. История. - М.: Терра, 2000.

  1. Энциклопедия для детей. История России. Т. 1. - М.: Тер­ра, 1998.

  2. Энциклопедия для детей. История России. Т. 2 - М.: Тер­ра, 1998.





























Приложение №1


Календарно-тематическое планирование

занятий факультативного курса

«История Российской армии»


п/п

Тема урока

Кол-во

ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготов-ленности обучающихся

Дата прове-дения

план

факт


1





2-3









4 - 5





6-7













8-9

Вводный урок. Горжусь Российской армией.

1

Вводный урок

Видеофильм о российской армии




Русская армия VIII-XI веков

Армия славян

2

Изучение нового материала

Военное воспитание древних славян. Вооружение славян. Тактика боевых действий славян

Знать о военном воспитании славян, вооружении и боевой тактике



Походы Игоря и Олега

2

Изучение нового материала

Игорь, Олег и их походы. Походы на Константи-нополь. Военные приёмы

Знать о войнах Игоря и Олега



Святослав и его войны

2

Изучение нового материала

Святослав и его походы. Война с хазарами. Война с булгарами. Борьба с печенегами. Византийские походы. Военное искусство Святослава

Знать о войнах Святослава и его военном искусстве



Армия Киевской Руси

2

Изучение нового материала

Структура военных формирова-ний Киевской Руси. Тактика боевых действий

Знать о структуре и военной тактике армии Киевской Руси



Русская армия XII-XV веков

10 - 11






12- 13








14 -15













16

Вооружение Русской армии

2

Изучение нового материала

Вооружение пехоты, конницы, ополченца. Появление огнестрельного оружия

Знать о вооружении армии этой эпохи



Борьба с шведско-немецкой экспансией

2

Комби-нирован-ный

Борьба русского народа с шведско-немецкими захватчиками. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище

Знать о борьбе

с шведско-немецкой экспансией



Борьба с татаро-монгола-ми

2

Изучение нового материала

Борьба русского народа с монголо-татарскими захватчиками. Битва на реке Калке. Е. Коловрат. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Свержение татаро-монгольского ига

Знать о борьбе русского народа с татаро-монголами



Развитие военной мысли в XIV-XV веках

1

Комби-нирован-ный

Военное искусство

А. Невского, Дмитрия Донского. Тактика боя в XIV-XV веках

Знать о развитии военной мысли в XIV-XV веках



Русская армия XVI-XVII веков

17 -18







19 -20








21 -22




23 -24

Вооружение русской армии

2

Изучение нового материала

Вооружение пехоты, конницы, ополченца, Развитие огнестрельного оружия. Стрельцы. Казаки

Знать о вооружении армии этой эпохи



Армия при Иване Грозном

2

Комби-нирован-ный

Реформа армии. Казанский поход. Ливонская война. Походы Ермака. Борьба с польскими интервентами. Минин и Пожарский

Знать о реформе в армии и войнах Ивана Грозного




Прообраз-е регулярной армии

2

Комби-нирован-ный

Пётр I. Потешные войска. Азовские походы

Знать о создании прообраза регулярной армии



Развитие военной мысли в XVI-XVII веках

2

Комби-нирован-ный

Военное искусство в XVI-XVII веках. Тактика ведения боя

Знать о развитии военной мысли в XVI-XVII веках



Русская армия XVI-XVII веков

25 - 26




27 -28










29 -30






31 – 33






34

Петровская эпоха

2

Изучение нового матери-ала

Северная война. Реформа армии. Полтавская битва. Гангут. История создания гвардии

Знать о Северной войне и армейской реформе



Русская армия во второй половине XVIII века

2

Комби-нирован-ный

Семилетняя война. Русско-турецкие войны. Взятие Очакова, Измаила. Сражения при Кунесдорфе, Рымнике. Итальянские походы Суворова

Знать о военных действиях во второй половине XVIII века



Полководцы XVIII века

2

Комби-нирован-ный

Полководческий талант Петра I, Суворова, Румянцева, Ушакова. «Наука побеждать» Суворова

Знать биогра-фии выдаю-щихся полководцев



Вооружение русской армии

2

Комби-нирован-ный

Вооружение пехоты, артиллерии, конницы, флота. Тактика ведения сухопутного и морского боя. Казачество

Знать о вооружении армии этой эпохи, тактике ведения боевых действий



Итоговое занятие по истории Русской армии VIII-XVIII

веков

1

Обобща-ющий





35 -36

Заключительный урок

Игра


«Что я знаю о Российской армии»

Обобщать материал за учебный год



8 класс

Русская армия XVIII века

1. Вводный урок. Горжусь Российской армией. 1 ч.

2-3












4-5






6-7









8-9

Русская армия начала XIX века

2

Изучение нового материала

Отечествен-ная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны: Багратион, Раевский, Дохтуров, Давыдов. Полковод-ческий талант Кутузова

Знать о военных действиях начала XIX века



Русская армия середины XIX века

2

Комби-нирован-ный

Реформы Армии. Крымская война. Адмирал Нахимов и его флотовод-ческий талант

Знать о военных действиях середины XIX века



Русская армия конца XIX века

2

Комби-нирован-ный

Реформы армии. Русско-турецкие войны. Война за освобождение Болгарии. Походы в Среднюю Азию. Полководческий талант Скобелева

Знать о военных действиях середины XIX века



Вооружение русской армии

2

Комби-нирован-ный

Вооружение пехоты, конницы, артиллерии, флота. Тактика ведения сухопутного и морского боя

Знать о вору-жении армии этой эпохи



Русская армия XX века

10 -11







12-13







14






15










16 -17

Вооружение русской армии

2

Изучение нового материала

Техническая революция в армии. Эволюция вооружения в армии в течение века. Создание новых вооружений

Знать о вору-жении армии этой эпохи



I Мировая война

2

Комби-нирован-ный

Ход войны. Тактика военных действий. Применение новых видов вооружений. Полководчес-кий талант Брусилова

Знать о I Мировой войне



Гражданс-кая война

2

Комби-нирован-ный

Ход войны. Тактика военных действий. Крупные военные операции

Знать о Граждан-ской войне



Советско-финская война

1

Комби-нирован-ный

Ход войны. Тактика военных действий. Крупные военные операции. Военная реформа накануне Великой Отечественной войны

Знать о советско-финской войне



Великая Отечест-венная война

2

Изучение нового материала

Ход войны 1941-1943 гг. Тактика военных действий. Крупные военные операции

Знать ход войны 1941-1943 гг.



Комби-нирован-ный

Ход войны 1944-1945 гг. Война с Японией. Тактика военных действий. Крупные военные операции.

Полководческий талант Жукова, Рокоссовского, Конева, Ватутина, Антонова

Знать ход войны 1944-1945 гг., биографии выдающихся полководцев



Армия России на современном этапе

18 -20



21-

23












24 - 25

Реформы

3

Изучение нового материала

Реформы армии в период с 1950 года

Знать о военных реформах



ВС РФ на современ-ном этапе

3

Изучение нового материала

Структура ВС РФ. Основные тактические действия сухопутных сил (войсковые операции, тактика боя)

Знать о военной структуре ВС РФ. Знать тактичес-кие действия сухопут-ных сил.



Комби-нирован-ный

Основные тактические ВМФ и ВВС (войсковые операции, тактика боя)

Знать тактичес-кие действия ВВС и ВМФ



Военная доктрина

2

Изучение нового материала

Значение и содержание военной доктрины. Связь военной доктрины с военной наукой

Знать о военной доктрине РФ



Символы армии

26




27 – 28





29 - 30

Военная форма

1

Изучение нового материала

История создания и эволюция военной формы

Знать о военной форме



Ордена

2

Комби-нирован-ный

История создания. Наградные системы Российской империи, СССР и РФ

Знать о наградных системах



Традиции армии

2

Обобща-ющий

Боевые традиции армии

Знать о боевых традициях



Кадетское движение в России.

31 -35

История возникновения кадетского движения в России.

5

Изучение нового материала

История возникновения кадетского движения в России(первые корпуса, навигационные школы, современные корпуса и военные училища)

Знать историю возникновения

Кадетского движения в России



36

Обобщающее занятие по изученному курсу

1

Обобща-ющий







Приложение №2


Словарь основных понятий курса:

Аннексия – захват, насильственное присоединение территории чужого государства.

Агрессия – незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, политической независимости другого государства.

Авангард – часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил.

Арьергард – часть войск (или флота),находящаяся позади главных сил.

Аншлюс – насильственное присоединение территорий.

Воевода – должностное лицо, возглавлявшее в 17в. военную управу.

Война – вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.

Войско – вооруженные силы государства или часть их.

Восстание – массовое вооруженное выступление против существующей власти.

Геноцид – действия, совершаемые с целью уничтожения полностью или частично, какой-либо национальной, расовой группы населения.

Гвардия – отборная, лучшая часть войска.

Гриди – младшие, рядовые дружинники.

Декрет – постановление верховной власти.

Декларация – официальное или торжественное программное заявление.

Демобилизация – перевод армии с военного положения на мирное.

Диктатура – государство, обеспечивающее полное политическое господство определенного класса или партии.

Засечная черта – укрепленная линия из лесных завалов, защищала от набегов

Интервенция – вмешательство во внутреннюю политику страны иностранных государств.

Капитуляция – прекращение военных действий и сдача победителю на продиктованных им условиях.

Караул – вооруженные люди, назначенные для охраны военных объектов.

Контрибуция – послевоенные принудительные платежи с побежденного государства в пользу государства-победителя.

Лига наций – международная организация для поддержания и сохранения мира.

Милитаризм – политика усиления военной мощи, наращивание вооружения и активизация военных приготовлений.

Мятеж – стихийное восстание, вооруженное выступление против власти.

Набат – большой войсковой барабан.

Оборона – вид боевых действий, применяемых с целью сорвать или отразить наступление противника, удержать свои позиции.

Ополчение – освободительное движение.

Оккупация – временное отторжение, захват чужой территории военной силой.

Пакт – международный договор, соглашение.

Рапорт – служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику.

Реляция – письменное донесение о действиях войск.

Рекруты – воины, проходившие службу по найму или по повинности. В России набор рекрутов шел принудительно.

Революция – коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установление новой власти.

Репарации – возмещение причиненного ущерба противнику.

Сеча – битва, сражение.

Сотник – младший офицерский чин.

Соглашение – договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон.

Сражение – крупное восстание, вооруженное выступление против власти.

Стрельцы – постоянное войско, созданное Иваном грозным в 16в.

Стяг – боевое знамя.

Тоталитаризм – социально-политическое устройство общества, при котором устанавливается всеобъемлющий контроль государства над обществом, человеком.

Фальконет – артиллерийское орудие, состоящее на вооружении армии и флота.

Фашизм – массовое движение, для него характерно: насилие, преклонение перед силой.

Фиаско – неуспех, полная неудача.

Фузея – кремневое оружие, заменившее мушкет.

Царь-пушка – артиллерийское орудие (мортира) 16в.

Чадь – младшая дружина.

Щит – вид защитного оружия.

Холодная война – политика, заключающаяся в нагнетании напряженности, враждебности в отношениях между странами.



















Приложение №3


Список тем рефератов:

1. Невская битва.

2. Ледовое побоище.

3. Александр Невский.

4. Дмитрий Донской.

5. Полководцы XVIII века.

6. Флотоводец Ушаков.

7. Вооружение русской армии в XVI-XVII веках.

8. Вооружение русской армии в ХХ веке.

9. Отечественная война 1812 года.

10. Полководцы XIX века.

11. Первая мировая война.

12. Гражданская война.

13. Советско-финская война.

14. Великая Отечественная война.

15. Полководцы ХХ века.

16. Награды отечества до 1917 года.

17. Награды 1930-1945 годов.

18. Наградная система России.

19. Истоки военной культуры.

20. Традиции русского военного этикета и воинские ритуалы.

21. История военной формы одежды.























18