«История Российской армии»
(программа дополнительного образования)
два года обучения
(7-8 кл.)
Пояснительная записка
1. Место курса в образовательном процессе
Данная программа факультативного курса «История Российской армии» является составной частью образовательной программы школы. Программа построена с учётом профильного направления деятельности НРМОУ «Салымская СОШ № 2» - кадетский класс.
Программа соответствует требованиям:
- Конституции РФ;
- «Закона об образовании»;
- Примерным требованиям к программам дополнительного образования
детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. №06-18-44).
Программа кружка «История Российской армии» рассчитана на два года для учащихся кадетского класса (7 – 8 кл.) ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, носит пропедевтический характер для дальнейшего изучения курса в 10-11 профильных кадетских классах.
Курс «История Российской армии» является межпредметным: наряду со сведениями по истории Российской армии, в его содержание входят аспекты различных знаний из предметов гуманитарного цикла.
Курс ориентирован на создание у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, а также приобретение знаний по истории Вооруженных сил РФ.
Программа курса рассчитана на 36 учебных часов в год.
При изучении курса обучающиеся получают дополнительные знания, которые:
- необходимы учащимся для личностного восприятия исторического процесса, для адекватной оценки событий и явлений тех или иных исторических деятелей;
- востребованы в дальнейшем изучении курса «История России» в 10-11 классах;
- способствуют более полному освоению программы по истории и подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
2. Цели и задачи курса
Цель курса: пробудить интерес к военной службе и профессии защищать Родину через более детальное и расширенное изучение исторических материалов и сведений по истории Российской армии.
Основные задачи курса:
- военно-патриотическое воспитание молодёжи;
- подготовка обучающихся к продолжению обучения в 10-11 классах;
- расширение и углубление знаний, полученных учащимися в результате изучения основного курса истории России;
- совершенствование общеучебных умений и навыков (задания на уровне анализа, сопоставления, обобщения, позволяющие дать импульс работе мысли, творчеству, поиску, способствующие пробуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению тех или иных проблем, формулировка выводов, выполнение поисковой работы), которые необходимы учащимся в ходе дальнейшего обучения в 10-11 классах.
В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:
конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития и становления Вооруженных сил России;
историко-биографической информацией, касающейся выдающихся полководцев России;
историко-техническими и историко-теоретическими знаниями о развитии военной техники и военной мысли;
навыками работы с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических карточек, таблиц, схем, рефератов по избранной теме или проблеме);
- элементом исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории Российской армии.
3. Содержание курса
Структурно программа курса состоит из 9 разделов.
7 класс
Введение.
Вводный урок. Горжусь Российской армией. 1ч.
Раздел 1. Русская армия VIII-XI веков
8 часов
Военное воспитание древних славян. Вооружение славян. Игорь, Олег и их походы. Святослав и его походы. Структура военных формирований Киевской Руси. Тактика боевых действий славян.
Раздел 2. Русская армия XII-XV веков
8 часов
Вооружение русских войск этого периода. Борьба с монголо-татарскими захватчиками. Развитие военной мысли. Александр Невский и его борьба с Западом. Дмитрий Донской, Иван III в борьбе за свержение татарского ига. Развитие военной мысли и военной техники в XIV-XV веках. Тактика ведения боя.
Раздел 3. Русская армия XVI-XVII веков
8 часов
Развитие военной мысли и военной техники, вооружения этого периода.
Создание прообраза регулярной армии. Походы Ивана IV. Победа над
польскими интервентами. Создание военного флота. Первые шаги Петра I в
создании регулярной армии. Азовские походы Петра I.
Раздел 4. Русская армия XVIII века
9 часов
Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Военная реформа Петра I. Состав армии (пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные войска, флот). История создания гвардии. Северная война. Русско-турецкие войны. История казачества. Полководцы XVIII века: Шереметев, Репнин, Румянцев, Суворов, Кутузов. Флотоводец Ушаков.
Заключительный урок 2 часа
8 класс
Вводный урок. Горжусь Российской армией. 1 ч.
Раздел 5. Русская армия XIX века
8 часов
Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Состав армии (пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные войска, флот). Отечественная война 1812 года. Крымская война. Русско-турецкая война. Технический прогресс и вооружение армии во второй половине XIX века. Полководцы XIX века: Кутузов, Багратион, Ермолов, Корнилов, Нахимов.
Раздел 6. Русская армия XX века
8 часов
Развитие военной мысли и военной техники этого периода. Техническая революция в военном деле. Первая мировая война. Гражданская война. Советско-финская война. Великая Отечественная война. Полководцы XX века: Брусилов, Жуков, Рокоссовский, Антонов, Конев. Создание новых видов и родов вооруженных сил.
Раздел 7. Армия России на современном этапе
8 часов
Виды и рода войск ВС РФ. Вооружение Российской армии на современном этапе.
Раздел 8. Символы армии
5 часов
История военной формы одежды. История военных наград. Боевое знамя.
Раздел 4. Кадетское движение в России.
6 часов
История возникновения кадетского движения в России.
4. Календарно-тематический план
(приложение 1)
5. Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Основные виды деятельности, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей:
- анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки)
- разработка проекта и его защита;
- составление хрестоматий и карт сражений;
- работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями, словарями);
- работа с дидактическим и раздаточным материалом (карточками, таблицами)
- практические работы (разработка проектов по темам), в том числе на компьютере.
При изучении курса используются следующие формы организации урока:
- проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссиями, в большинстве не предполагающие однозначных ответов;
- задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы;
- семинарские занятия.
Словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа наглядных пособий, презентаций, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
6. Ожидаемый результат изучения курса
В результате изучения курса «История Российской армии» обучающийся должен знать:
- историю создания и развития Российской армии;
- историю развития военной мысли на протяжении периода российской государственности;
- историю развития военной техники и родов войск;
- памятные даты крупнейших военных сражений;
- биографии видных российских полководцев.
Программа обеспечивает воспитательный эффект, что особенно четко просматривается при изучении тем «Гражданская война в России и её особенности», «Великая Отечественная война», «Полководцы ХХ века». У учащихся воспитывается чувство патриотизма и гордости за свою Родину, что так необходимо в наше время, когда молодые ребята отказываются идти в армию.
7. Система формы контроля
уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Образовательные результаты изучения данного факультативного курса могут быть выделены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседы с учащимися по изученным темам, во время семинарских занятий или на зачётах);
- тематический контроль (выполнение тестовых заданий);
- итоговый контроль в форме практических заданий (по разделам практики, выполнение заданий по анализу исторического источника, текста с развернутым ответом, где необходимо выбрать нужную информацию из текста, раскрыть его отдельные положения, соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, высказывать и обосновывать собственное мнение).
Итогом работы по данному курсу может быть самостоятельное написание реферата, научно-исследовательской работы; выполнение проекта под руководством учителя или самостоятельно.
Оптимальными условиями реализации данного курса являются:
- проведение итогового тестирования на компьютере;
- накопление банка материалов, хрестоматий, карт сражений (и т. д.);
- использование сведений информационных банков городских, областных, российских и международных библиотек через интернет.
8. Литература
Для учителя:
1. Н. В. Шаронова. Методические рекомендации по разработке авторской программы учебного курса, журнал «Завуч» №4, 2000.
2. Е.Е.Шестернинов, М.Н.Арцев. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ, журнал «Практика административной работы в школе», №5, 2003.
3. А.Г. Каспраж, Л.Ф.Иванова. Схема разработки программы авторского курса по выбору, журнал «Практика административной работы в школе», №6, 2003.
4. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории, Москва, 1996.
5. Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. Истории и современность, Москва, 2003.
6. Кадневский В.М. История России до начала ХХв. в тестах, в двух частях, Москва, 1997г.
7. Платонов С.Ф. Русская история, Санкт-Петербург, 1994.
Для учащихся:
Военная форма. - М.: Терра, 2003.
Военная энциклопедия. - М: Воениздат, 1987.
История второй мировой войны. - М.: Воениздат, 1974.
Награды России. - М.: Воениздат, 1996.
300 великих битв. - М.: 2002.
Энциклопедия для детей. История. - М.: Терра, 2000.
Энциклопедия для детей. История России. Т. 1. - М.: Терра, 1998.
Энциклопедия для детей. История России. Т. 2 - М.: Терра, 1998.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
занятий факультативного курса
«История Российской армии»
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготов-ленности обучающихся | Дата прове-дения |
план | факт |
1 2-3 4 - 5 6-7 8-9 | Вводный урок. Горжусь Российской армией. | 1 | Вводный урок | Видеофильм о российской армии | | | |
Русская армия VIII-XI веков |
Армия славян | 2 | Изучение нового материала | Военное воспитание древних славян. Вооружение славян. Тактика боевых действий славян | Знать о военном воспитании славян, вооружении и боевой тактике | | |
Походы Игоря и Олега | 2 | Изучение нового материала | Игорь, Олег и их походы. Походы на Константи-нополь. Военные приёмы | Знать о войнах Игоря и Олега | | |
Святослав и его войны | 2 | Изучение нового материала | Святослав и его походы. Война с хазарами. Война с булгарами. Борьба с печенегами. Византийские походы. Военное искусство Святослава | Знать о войнах Святослава и его военном искусстве | | |
Армия Киевской Руси | 2 | Изучение нового материала | Структура военных формирова-ний Киевской Руси. Тактика боевых действий | Знать о структуре и военной тактике армии Киевской Руси | | |
Русская армия XII-XV веков |
10 - 11 12- 13 14 -15 16 | Вооружение Русской армии | 2 | Изучение нового материала | Вооружение пехоты, конницы, ополченца. Появление огнестрельного оружия | Знать о вооружении армии этой эпохи | | |
Борьба с шведско-немецкой экспансией | 2 | Комби-нирован-ный | Борьба русского народа с шведско-немецкими захватчиками. Александр Невский. Невская битва. Ледовое побоище | Знать о борьбе с шведско-немецкой экспансией | | |
Борьба с татаро-монгола-ми | 2 | Изучение нового материала | Борьба русского народа с монголо-татарскими захватчиками. Битва на реке Калке. Е. Коловрат. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Свержение татаро-монгольского ига | Знать о борьбе русского народа с татаро-монголами | | |
Развитие военной мысли в XIV-XV веках | 1 | Комби-нирован-ный | Военное искусство А. Невского, Дмитрия Донского. Тактика боя в XIV-XV веках | Знать о развитии военной мысли в XIV-XV веках | | |
Русская армия XVI-XVII веков |
17 -18 19 -20 21 -22 23 -24 | Вооружение русской армии | 2 | Изучение нового материала | Вооружение пехоты, конницы, ополченца, Развитие огнестрельного оружия. Стрельцы. Казаки | Знать о вооружении армии этой эпохи | | |
Армия при Иване Грозном | 2 | Комби-нирован-ный | Реформа армии. Казанский поход. Ливонская война. Походы Ермака. Борьба с польскими интервентами. Минин и Пожарский | Знать о реформе в армии и войнах Ивана Грозного | | |
Прообраз-е регулярной армии | 2 | Комби-нирован-ный | Пётр I. Потешные войска. Азовские походы | Знать о создании прообраза регулярной армии | | |
Развитие военной мысли в XVI-XVII веках | 2 | Комби-нирован-ный | Военное искусство в XVI-XVII веках. Тактика ведения боя | Знать о развитии военной мысли в XVI-XVII веках | | |
Русская армия XVI-XVII веков |
25 - 26 27 -28 29 -30 31 – 33 34 | Петровская эпоха | 2 | Изучение нового матери-ала | Северная война. Реформа армии. Полтавская битва. Гангут. История создания гвардии | Знать о Северной войне и армейской реформе | | |
Русская армия во второй половине XVIII века | 2 | Комби-нирован-ный | Семилетняя война. Русско-турецкие войны. Взятие Очакова, Измаила. Сражения при Кунесдорфе, Рымнике. Итальянские походы Суворова | Знать о военных действиях во второй половине XVIII века | | |
Полководцы XVIII века | 2 | Комби-нирован-ный | Полководческий талант Петра I, Суворова, Румянцева, Ушакова. «Наука побеждать» Суворова | Знать биогра-фии выдаю-щихся полководцев | | |
Вооружение русской армии | 2 | Комби-нирован-ный | Вооружение пехоты, артиллерии, конницы, флота. Тактика ведения сухопутного и морского боя. Казачество | Знать о вооружении армии этой эпохи, тактике ведения боевых действий | | |
Итоговое занятие по истории Русской армии VIII-XVIII веков | 1 | Обобща-ющий | | | | |
35 -36 | Заключительный урок | 2ч | Игра | «Что я знаю о Российской армии» | Обобщать материал за учебный год | | |
8 класс |
Русская армия XVIII века |
1. Вводный урок. Горжусь Российской армией. 1 ч. |
2-3 4-5 6-7 8-9 | Русская армия начала XIX века | 2 | Изучение нового материала | Отечествен-ная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны: Багратион, Раевский, Дохтуров, Давыдов. Полковод-ческий талант Кутузова | Знать о военных действиях начала XIX века | | |
Русская армия середины XIX века | 2 | Комби-нирован-ный | Реформы Армии. Крымская война. Адмирал Нахимов и его флотовод-ческий талант | Знать о военных действиях середины XIX века | | |
Русская армия конца XIX века | 2 | Комби-нирован-ный | Реформы армии. Русско-турецкие войны. Война за освобождение Болгарии. Походы в Среднюю Азию. Полководческий талант Скобелева | Знать о военных действиях середины XIX века | | |
Вооружение русской армии | 2 | Комби-нирован-ный | Вооружение пехоты, конницы, артиллерии, флота. Тактика ведения сухопутного и морского боя | Знать о вору-жении армии этой эпохи | | |
Русская армия XX века |
10 -11 12-13 14 15 16 -17 | Вооружение русской армии | 2 | Изучение нового материала | Техническая революция в армии. Эволюция вооружения в армии в течение века. Создание новых вооружений | Знать о вору-жении армии этой эпохи | | |
I Мировая война | 2 | Комби-нирован-ный | Ход войны. Тактика военных действий. Применение новых видов вооружений. Полководчес-кий талант Брусилова | Знать о I Мировой войне | | |
Гражданс-кая война | 2 | Комби-нирован-ный | Ход войны. Тактика военных действий. Крупные военные операции | Знать о Граждан-ской войне | | |
Советско-финская война | 1 | Комби-нирован-ный | Ход войны. Тактика военных действий. Крупные военные операции. Военная реформа накануне Великой Отечественной войны | Знать о советско-финской войне | | |
Великая Отечест-венная война | 2 | Изучение нового материала | Ход войны 1941-1943 гг. Тактика военных действий. Крупные военные операции | Знать ход войны 1941-1943 гг. | | |
Комби-нирован-ный | Ход войны 1944-1945 гг. Война с Японией. Тактика военных действий. Крупные военные операции. Полководческий талант Жукова, Рокоссовского, Конева, Ватутина, Антонова | Знать ход войны 1944-1945 гг., биографии выдающихся полководцев | | |
Армия России на современном этапе |
18 -20 21- 23 24 - 25 | Реформы | 3 | Изучение нового материала | Реформы армии в период с 1950 года | Знать о военных реформах | | |
ВС РФ на современ-ном этапе | 3 | Изучение нового материала | Структура ВС РФ. Основные тактические действия сухопутных сил (войсковые операции, тактика боя) | Знать о военной структуре ВС РФ. Знать тактичес-кие действия сухопут-ных сил. | | |
Комби-нирован-ный | Основные тактические ВМФ и ВВС (войсковые операции, тактика боя) | Знать тактичес-кие действия ВВС и ВМФ | | |
Военная доктрина | 2 | Изучение нового материала | Значение и содержание военной доктрины. Связь военной доктрины с военной наукой | Знать о военной доктрине РФ | | |
Символы армии |
26 27 – 28 29 - 30 | Военная форма | 1 | Изучение нового материала | История создания и эволюция военной формы | Знать о военной форме | | |
Ордена | 2 | Комби-нирован-ный | История создания. Наградные системы Российской империи, СССР и РФ | Знать о наградных системах | | |
Традиции армии | 2 | Обобща-ющий | Боевые традиции армии | Знать о боевых традициях | | |
Кадетское движение в России. |
31 -35 | История возникновения кадетского движения в России. | 5 | Изучение нового материала | История возникновения кадетского движения в России(первые корпуса, навигационные школы, современные корпуса и военные училища) | Знать историю возникновения Кадетского движения в России | | |
36 | Обобщающее занятие по изученному курсу | 1 | Обобща-ющий | | | | |
Приложение №2
Словарь основных понятий курса:
Аннексия – захват, насильственное присоединение территории чужого государства.
Агрессия – незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, политической независимости другого государства.
Авангард – часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил.
Арьергард – часть войск (или флота),находящаяся позади главных сил.
Аншлюс – насильственное присоединение территорий.
Воевода – должностное лицо, возглавлявшее в 17в. военную управу.
Война – вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства.
Войско – вооруженные силы государства или часть их.
Восстание – массовое вооруженное выступление против существующей власти.
Геноцид – действия, совершаемые с целью уничтожения полностью или частично, какой-либо национальной, расовой группы населения.
Гвардия – отборная, лучшая часть войска.
Гриди – младшие, рядовые дружинники.
Декрет – постановление верховной власти.
Декларация – официальное или торжественное программное заявление.
Демобилизация – перевод армии с военного положения на мирное.
Диктатура – государство, обеспечивающее полное политическое господство определенного класса или партии.
Засечная черта – укрепленная линия из лесных завалов, защищала от набегов
Интервенция – вмешательство во внутреннюю политику страны иностранных государств.
Капитуляция – прекращение военных действий и сдача победителю на продиктованных им условиях.
Караул – вооруженные люди, назначенные для охраны военных объектов.
Контрибуция – послевоенные принудительные платежи с побежденного государства в пользу государства-победителя.
Лига наций – международная организация для поддержания и сохранения мира.
Милитаризм – политика усиления военной мощи, наращивание вооружения и активизация военных приготовлений.
Мятеж – стихийное восстание, вооруженное выступление против власти.
Набат – большой войсковой барабан.
Оборона – вид боевых действий, применяемых с целью сорвать или отразить наступление противника, удержать свои позиции.
Ополчение – освободительное движение.
Оккупация – временное отторжение, захват чужой территории военной силой.
Пакт – международный договор, соглашение.
Рапорт – служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику.
Реляция – письменное донесение о действиях войск.
Рекруты – воины, проходившие службу по найму или по повинности. В России набор рекрутов шел принудительно.
Революция – коренной переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации предшествующего общественного и политического строя и установление новой власти.
Репарации – возмещение причиненного ущерба противнику.
Сеча – битва, сражение.
Сотник – младший офицерский чин.
Соглашение – договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон.
Сражение – крупное восстание, вооруженное выступление против власти.
Стрельцы – постоянное войско, созданное Иваном грозным в 16в.
Стяг – боевое знамя.
Тоталитаризм – социально-политическое устройство общества, при котором устанавливается всеобъемлющий контроль государства над обществом, человеком.
Фальконет – артиллерийское орудие, состоящее на вооружении армии и флота.
Фашизм – массовое движение, для него характерно: насилие, преклонение перед силой.
Фиаско – неуспех, полная неудача.
Фузея – кремневое оружие, заменившее мушкет.
Царь-пушка – артиллерийское орудие (мортира) 16в.
Чадь – младшая дружина.
Щит – вид защитного оружия.
Холодная война – политика, заключающаяся в нагнетании напряженности, враждебности в отношениях между странами.
Приложение №3
Список тем рефератов:
1. Невская битва.
2. Ледовое побоище.
3. Александр Невский.
4. Дмитрий Донской.
5. Полководцы XVIII века.
6. Флотоводец Ушаков.
7. Вооружение русской армии в XVI-XVII веках.
8. Вооружение русской армии в ХХ веке.
9. Отечественная война 1812 года.
10. Полководцы XIX века.
11. Первая мировая война.
12. Гражданская война.
13. Советско-финская война.
14. Великая Отечественная война.
15. Полководцы ХХ века.
16. Награды отечества до 1917 года.
17. Награды 1930-1945 годов.
18. Наградная система России.
19. Истоки военной культуры.
20. Традиции русского военного этикета и воинские ритуалы.
21. История военной формы одежды.
18