Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Изыхская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании методического совета МБОУ Изыхская СОШ протокол № ___ от «__»____2014г. | Рассмотрено на заседании педагогического совета МБОУ Изыхская СОШ протокол № ___ от «__»____2014г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы: Т.А.Бурова приказ № ___ от «__»____2014г. |
Программа работы
Музея боевой и трудовой славы
«Патриотическое воспитание школьников через музейную педагогику».
Руководитель музея: Мокрецова З.Х.
2014г.
П. Изыхские Копи
Пояснительная записка
На базе нашей школы организована муниципальная экспериментальная площадка, осуществляющая опытно-экспериментальную деятельность по программе: «Патриотическое воспитание школьников через музейную педагогику»
Программа имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе п. Изыхские Копи и направлена на развитие гражданско-патриотического воспитания. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Цель Программы:
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Основные задачи программы:
формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
создание модели гражданско-патриотического воспитания учащихся на основе деятельности школьного музея;
привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, пополнение экспозиций музея;
создание модели гражданско-патриотического и духовно нравственного воспитания учащихся на основе деятельности театральной студии «Штар».
Объектом экспериментально-исследовательской работы – являются организационно-педагогические условия патриотического и гражданского воспитания.
Предметом – педагогическая деятельность, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, направленная на формирование гражданско-патриотической компетентности и активной социальной позиции учащихся.
Основные этапы реализации программы.
1 этап проектный - 1 полугодие 2014-2015 учебный год
2 этап практический - 2014-2016 учебные годы
3 этап аналитический - 2015-2016 учебный год
Основные направления реализации программы:
Военно – патриотическое воспитание;
Героико – патриотическое воспитание;
Национально – патриотическое воспитание;
Гражданское воспитание;
Семейная культура воспитания.
Участники Программы:
Заместитель директора по воспитательной работе Турусова Л.Г.
Мониторинговая группа: заместитель директора по УВР Гребенюк А.А.., заместитель директора по ВР Турусова Л.Г.
Руководитель школьного музея Боевой и трудовой славы Мокрецова З.Х..
Руководитель театральной студии «Штар»Перечесова Н.В.
Классные руководители
Ответственный за работу Интернет- сайта –Гаврилов А.В.
Нормативные документы:
1. Письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002г. №13-51-28/13
2. «Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
3. Федеральный закон от 13 марта 1995г. №32-Ф3 «О днях воинской славы (победных днях) России».
4. Национальная доктрина образования Российской Федерации.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (Приложение к приказу Министерства образования России от 11.02.2002 №393.
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». (Президент РФ Д.Медведев от 4.02.2010г Пр-271).
7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010г №795)
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), Вестник образования.-№17- сентябрь 2009.Официальное справочно-информационное издание Минестерства образования и науки РФ).
9. Устав МБОУ Изыхская СОШ п. Изыхские Копи.
10.Приказ МБОУ Изыхская СОШ об открытии опытно-экспериментальной площадки.
I этап: проектный - 2014-2015 учебный год.
Цель этапа: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы
содержание работы (задачи) | сроки | исполнители | формы представления |
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ |
уточнение состава группы учителей экспериментаторов | сентябрь | директор школы Т.А.Бурова | списки учителей экспериментаторов |
комплектование творческих групп учителей - экспериментаторов | сентябрь-октябрь | Зам. директора по УВР А.А.Гребенюк | приказ по итогам работы |
методическое обеспечение (методические разработки мероприятий) | сентябрь-октябрь | зам. директора по ВР Л.Г.Турусова, библиотекарь школы Долиненко Н.М. | методическая литература |
организация поддержки и сопровождения | сентябрь-октябрь, в течение года | директор школы Т.А.Бурова | установочные документы группы научно-методической поддержки. |
проектирование и организация работы по созданию информационного пространства школы, медиацентра | в течение года | зам. директора по ВР Л.Г.Турусова, учитель информатики Гаврилов А.В. | размещение на сайте школы информации о работе. |
формирование медиа- и информационного накопления медиатеки для информационной поддержки проектной деятельности учащихся и пед. коллектива | в течение года | учитель информатики Гаврилов А.В. | каталог |
участие в муниципальных и региональных семинарах руководителей и учителей | в течение года | зам. директора по ВР Л.Г.Турусова | материалы семинаров |
контроль анализ и регулирование хода работы | в течение года | зам. директора по УВР Гребенюк А.А. | мероприятия внутришкольного контроля |
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ |
планирование и организация научно-методического семинара | март | зам. директора по УВР Гребенюк А.А., учителя-экспериментаторы | план работы семинара |
организация работы педагогической творческой лаборатории совместно с работой методических объединений, формулирование целей и задач текущего года. | сентябрь | зам. директора по УВР Гребенюк А.А. | разработка программы |
консультирование учителей-экспериментаторов, корректировка работы | в течение года | зам. директора по УВР Гребенюк А.А. зам. директора по ВР Турусова Л.Г. | материалы групповых и индивидуальных консультаций |
подготовка отчета по работе за первое и второе полугодие 2014-2015 учебного года | декабрь, май | зам. директора по УВР Гребенюк А.А. | отчетные материалы |
проведение совещания для обсуждения хода итогов работы, выступление с отчетами | не реже 2-х раз в год | творческая лаборатория учителей-экспериментаторов. | материалы совещания |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЕЙ |
Индивидуальное планирование экспериментальной работы | сентябрь | учителя-экспериментаторы | планы воспитательной работы, планы кружковой работы |
разработка и осуществление учебных проектов для работы в урочной, внеурочной формах. | в течение года | творческая лаборатория учителей-экспериментаторов. | рабочие материалы |
методический анализ результатов и хода осуществления проектов | апрель-май | зам. директора по УВР Гребенюк А.А. зам. директора по ВР Турусова Л.Г. | рабочие материалы |
работа над созданием банка инновационных форм развития гражданско-патриотического воспитания | в течение года | зам. директора по ВР Турусова Л.Г., творческая лаборатория учителей-экспериментаторов. | формирование папок |
участие в конкурсах и семинарах по ЭП | в течение года | творческая группа учителей-экспериментаторов. | рабочие материалы |
подготовка индивидуальных отчетов по работе учителей - экспериментаторов | в течение полугодия | зам. директора по ВР Турусова Л.Г. | отчетные материалы |
Программа работы музея
Поскольку функционирование и развитие школы невозможно без патриотического воспитания, эта работа в школе ведется постоянно. Большую роль в ней играет школьный музей. Деятельность музея систематизирована, определены цели, задачи музея; сформулированы принципы и функции музея; используются различные формы и методы.
События последнего времени подтвердили, что смена традиционных устоев жизни общества оказала отрицательное влияние на сознание подрастающего поколения. В настоящее время в ученической среде происходят негативные явления и ситуации:
- наблюдается утрата чувства гордости за свое Отечество; происходит деформация ценностных ориентаций учащихся;
- коллективные и общественные интересы вытесняются индивидуальными;
- можно столкнуться с равнодушием, эгоизмом, цинизмом, агрессивностью, неуважением к старшим, друг к другу.
В этих условиях необходимо объединить усилия школы, семьи, общественных организаций. Немалую роль может сыграть и школьный музей.
Патриотическое воспитание включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к своему народу, к его свершениям, испытаниям, проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Вот основные направления программы патриотического воспитания посредством музея:
-активизация работы Совета музея школы, который координирует всю работу по патриотическому воспитанию учащихся;
-организация поисковой работы в музее;
-проведение мероприятий, посвященных Дням воинской славы в России;
- участие в районных и республиканских мероприятиях по данной проблеме;
-проведение мероприятий, направленных на воспитание у учащихся чувства любви и гордости за свою школу, свой поселок, свою страну;
- участие юношей в военно-полевых сборах.
Итоговые результаты работы:
- патриотическое воспитание позволит решить назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения;
- формирование и развитие у учащихся таких качеств, как: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям позволит им активно участвовать в решении важнейших проблем общества;
-высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся будут способствовать решению задач, связанных с возрождением России;
-патриотически-воспитанная молодежь возьмет на себя ответственность за будущее России.
Наш музей по профилю краеведческий.
Основные экспозиции музея:
Боевой путь односельчан;
история Изыхского разреза;
История школы;
История поселка Изыхские Копи;
Знаки доблести и мужества односельчан;
Предметы быта жителей поселка;
Алтайскому району 70 лет.
Цель работы школьного музея:
формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы.
Задачи:
- развивать патриотизм у подрастающего поколения;
-воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям школы, ее прошлому и настоящему;
- углублять знания учащихся в области истории своей малой родины;
- расширяя кругозор, формировать познавательные интересы и способности;
-способствовать развитию социальной ответственности учащихся;
-осваивать практические навыки поисковой, исследовательской работы.
В музее различаются следующие функции:
-научно-документальная (в основе экспозиций лежат подлинные предметы);
-исследовательская (музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для написания сочинений, докладов, рефератов, сообщений по учебным предметам используются материалы музея);
-образовательно-воспитательная (музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления. Музей – это место, где ученик воспринимает накопленный исторический опыт, т.е. получает эмоциональный импульс в причастности к прошлому страны, носелка, школы, усваивает этические ценности.)
Формы организации работы: индивидуальная и групповая.
При проведении мероприятий в музее применяются различные методы: рассказ, беседа, объяснение, прослушивание, просмотр, экскурсии, выполнение практических работ.
Виды деятельности учащихся, связанные с работой в музее: сбор и обработка материалов, переписка, встречи, архивная работа, поисковая творческая работа.
Работой музея руководит Совет музея, который планирует всю работу музея, составляет и предлагает задания по классам.
Экскурсоводы разрабатывают и организуют ознакомительные программы для младших классов, экскурсии для посетителей музея.
Корреспонденты выпускают газету музея «Истоки».
Главный хранитель фондов отвечает за учет и хранение музейного материала, ведет инвентарную книгу
План работы
музея Боевой и трудовой славы МБОУ Изыхская СОШ
2014-2015 учебный год
№ | Содержание работы | Ответственный | Сроки |
1 | Поисковая работа: - сбор материала о тружениках тыла, - сбор материала о кавалерах Ордена «Шахтерская слава», -сбор материала о репрессированных, - сбор материала о детях войны - сбор материала о лучших учащихся школы. | Руков-ль Учащиеся 7-8 кл. | В течение года |
2 | Оформительская работа: -продолжение составления каталога экспонатов музея, -оформление стенда о тружениках тыла, - оформление индивидуальных выставок и стендов, - оформление презентаций по материалам музея | Руков-ль Учащиеся 8-10 кл. | В течение года |
3 | Музейные уроки: - шахтерские династии, - дети Великой Отечественной войны, - труженики тыла, - защитники Отечества. -Алтайскому району 70 лет, -уроки мужества | Руков-ль Совет музея | В течение года |
4 | Служу Отечеству - встреча с работниками военкомата, - встреча с отслужившими в армии | Руков-ль Совет музея | февраль |
5 | Митинг | Руков-ль Совет музея | май |
6 | Экскурсии в музеи С. Белый Яр, Абакан | Руков-ль | В течение года |
7 | Индивидуальные проекты по музейной педагогике | Руков-ль 7-10 кл | В течение года |
8 | Работа экскурсоводов | Руков-ль | В течение года |
9 | Принять участие в конкурсе школьных музеев Хакасии | Руков-ль Совет музея | В течение года |
10 | Изучение и внедрение компьютерных технологий в работу школьного музея. | Руков-ль | В течение года |
11 | Организовать пресс-центр. В газете музея освещать жизнь школы, печатать стихи, сочинения, рисунки, статьи учащихся , летопись истории школы. | Совет музея | В течение года |
11 | Сотрудничать с Советом ветеранов поселения | Руков-ль | В течение года |
12 | Открытый музейный урок | Руков-ль | Апрель |
13 | Участие в муниципальных, региональных мероприятиях | Руков-ль | В течение года |
14 | Поддерживание порядка у памятника | Руков-ль | В течение года |
Состав совета музея:
Мокрецова З.Х. – руководитель музея.
Бурова Т.А. – директор школы.
Миллер Т.Н. – председатель совета ветеранов п. Изыхские Копи.
Струкова Е. – ученица 10 класса.
Стахеев М. – ученик 9 класса.
Список учащихся:
Абдина С.
Струкова Е.
Осипова Н.
Турусова К.
Киянец А.
Стахеев М.
Ельцов В.
Ружникова К.
Бызова Ю.
Киянец К.
Калинина В.
Клявдина Р.
Абдина К.
Ежова А.
Сергеева Д.