6
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАХОДКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
Находка, 2017
Программа учебной дисциплины ПД.03 Биология разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 22.02.06 Сварочное производство, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, 10.02.30 Информационная безопасность автоматизированных систем, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж»
Разработчик: Павлова Карина Юрьевна, преподаватель биологии КГБ ПОУ «НГГПК»
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии общеобразовательной подготовки
Протокол № ____ от «_____»_____________________ 2017 г.
Председатель /Никитина О.М. /
Утверждена
зам. директора по УПР / Войстрик Т.М. /
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 7 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 9 |
- Образовательные технологии
| 11 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 22.02.06 Сварочное производство, 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий, 10.02.30 Информационная безопасность автоматизированных систем
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина «Биология» принадлежит к общеобразовательному циклу в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Цель и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины, обучающийся должен: уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники
мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,
происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
знать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и
экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения
энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику
Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
- работа с учебником, конспектом - подготовка доклада - подготовка реферата - решение типовых задач - заполнение таблиц - Составление схем -подготовка к зачету | 4 3 4 4 1 1 1 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИИ Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся,; | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в биологию (3) | |
Тема 1.1 История биологии | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Объект изучения биологии — живая природа. Основные признаки живого. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии, значение биологии. История биологической науки. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования. |
| Самостоятельная работа: Подготовить доклад «Великие открытие в биологи». | 1 | 3 |
Раздел 2. Клетка – единица живого(12) |
Тема 2.1. Учение о клетке (химический состав клетки) | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
Клетка-элементарная живая система. Клеточная теория строения организмов. Краткая история изучения клетки. Химический состав клетки. Неорганические минеральные соединения. Вода. Строение, функции воды. Органические соединения: белки, липиды, углеводы. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. Основные виды РНК. Строение и функции белков. Уровни структурной организации белка. АТФ и другие органические соединения клетки |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Решение задач. | 1 | |
Тема 2.2. Структура и функции клетки | Структурно – функциональные части клетки. Органоиды клетки. Клеточные включения. Строение ядра. Прокариоты и эукариоты. Хромосомы: строение, функции. Ген кариотип. | 2 | 2 |
0беспечение клеток энергией .Фотосинтез. Ассимиляция (пластический обмен). Диссимиляция (энергетический обмен). Гликолиз. Цикл Кребса. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) | 2 | 2 |
Практические занятия № 1. Химический состав клетки | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Заполнить таблицу: «Вирусные заболевания». Решение задач «нуклеиновые кислоты». | 3 | 3 |
Раздел 3. Организм, размножение и индивидуальное развитие (9) |
Тема 3.1. Организм единое целое | Организм - единое целое. Многообразие организмов. Деление клетки. Митоз Половое и бесполое размножение. Партеногенез. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. | 2 | 1 |
Самостоятельная работа: составление схемы «деление клетки». | 1 | |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов | Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Периоды развития человека, начиная с зародыша и до рождения. Организм как единое целое | 2 | 2 |
Практическая работа: № 2 «Митоз и мейоз» | 2 | 3 |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Заполнить таблицу: «Периоды развития человека». | 2 | 3 |
Раздел 4. Основы генетики и селекции (21) |
Тема 4.1. Основные закономерности явлений наследственности | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель-основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. | 2 | 1 |
Генетика пола. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | 2 | 2 |
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика- теоретическая основа наследственности | 2 | 2 |
Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Этапы селекции. Методы современной селекции. Успехи селекции. | 2 | 2 |
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека). | 2 | 2 |
Практическая работа: № 3 Решение генетических задач № 4 Изучение изменчивости животных, построение вариационного ряда и кривой | 4 | 3 |
Самостоятельная работа: подготовка и написание конспектов: Центры многообразия и происхождения культурных растений; Центры многообразия и происхождения домашних животных. Подготовка доклада: Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. Решение задач по генетике | 7 | 3 |
Раздел 5. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение (9) |
Тема 5.1. Развития жизни на Земле | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. | 4 | 1 |
Значение работ К. Линнея, Ж. Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественно-научной картины мира. Тестовый контроль. |
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Составление опорного конспекта «Эволюция приматов». Написание реферата. Подготовка к зачету. | 3 | 3 |
Итоговый контроль | конференция | 2 | 3 |
Всего: | 54 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины проходит в учебном кабинете
«Биологии».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол;
- комплект учебно-методических пособий по биологии;
- лабораторное оборудование (микроскоп и микропрепараты, модель ДНК,
гербарий, лабораторная посуда и химические реактивы)
Технические средства обучения:
-интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
Мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень) 10 класс. —М., 2014.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др. Биология с основами экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. — М., 2014.
Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Биология: учебник для студ. Учреждений высш. образования (бакалавриат). — М., 2014.
Дополнительные источники
1. Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: пособие для педагогов. - М.:
Владос, 2008.
2. Федорова М.З., Кучменко Б.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура
Здоровья. - М.: Веншана граф, 2009.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения семинаров, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; - решать элементарные биологические задачи; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); | Защита докладов рефератов, тестирование, проверка письменных работ, Наблюдение и оценка участия в семинарских занятиях, оценка конспектов, решение задач, оценка устных ответов. Итоговый контроль: Дифференцированный зачет. |
знать: - основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; - строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; - сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику | Защита докладов рефератов, тестирование, проверка письменных работ, Наблюдение и оценка участия в семинарских занятиях, оценка конспектов, решение задач, оценка устных ответов. Итоговый контроль: Дифференцированный зачет. |
5. Образовательные технологии
При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются:
Лекция-объяснение, решение типовых задач, контрольная работа,
конспектирование, семинар;
(формы проведения занятий и организации самостоятельной работы)
Использование репродуктивных технологий обеспечивает усвоение обучающимися содержания обучения на репродуктивном уровне; систематизацию знаний полученных в процессе аудиторной и самостоятельной работы; ориентирование студента в потоке информации; развитие, закрепление и применение основных умений и навыков согласно инструкции в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях.
Подготовка доклада, подготовка и защита реферата;
(наименование используемых активных технологий)
Использование учебных презентаций, мозговой штурм, работа в малых группах, дискуссия, беседа, блиц-игры;
(наименование используемых интерактивных технологий)
Количество часов занятий, проводимых в активной и интерактивной форме по дисциплине, согласно учебному плану 12 часов.
Активные и интерактивные формы проведения занятий
Тема | Виды учебной работы | Используемые активные и интерактивные формы проведения занятий и организации самостоятельной работы | Количество часов |
Тема 2.1. Учение о клетке (химический состав клетки) | Теоретические занятия | Блиц игра | 1 |
Самостоятельная работа | | |
Тема 2.5. Вирусы – внеклеточная форма жизни | Теоретическое занятие | Использование учебных презентаций | 2 |
Самостоятельная работа | Подготовка доклада | 1 |
Тема 4.1. Основные закономерности явлений наследственности | Теоретическое занятие | Мозговой штурм | 1 |
Самостоятельная задание | блиц-игры; | 1 |
Тема 5.3. Возникновение и развитие жизни на земле | Теоретическое занятие | работа в малых группах | 2 |
Самостоятельная задание | дискуссия | 1 |
Тема 5.4. Происхождение человека | Теоретическое занятие | блиц-игры; | 1 |
Самостоятельная задание | конференция | 2 |
Итого: | 12 |
Использование активных и интерактивных образовательных технологий способствует активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала студентов, повышению интереса и мотивации обучающихся, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и ввести экстренную коррекцию знаний.
Данные технологии обеспечивают формирование общих компетенций через осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования.