1. Пояснительная записка
В наши дни народное декоративное творчество переживает новый этап – словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающий многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда.
Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей.
Занятия декоративно-прикладным творчеством дают неиссякаемые возможности для разностороннего развития личности. Обучение видению прекрасного в жизни, творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир подрастающего поколения.
Актуальность данной программы заключается в том, что за счет развития креативного мышления обучающиеся могут приобрести практические навыки ручного труда, которые могут использоваться в повседневной жизни (для украшения одежды, быта и т.д.), выразить себя в творчестве, сориентироваться в получении различных творческих профессий (дизайнер, оформитель и др.).
Содержание программы дает более широкое представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую деятельность обучающегося, направленную на преображение окружающего мира.
Программа составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
? Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
? Федеральный Закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
? Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
? Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
? Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
? Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
? Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Цель программы: развитие творческого потенциала, индивидуальных качеств, познавательного интереса обучающегося посредством освоения различных техник декоративно – прикладного творчества и применения полученных знаний в повседневной жизни.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обучающие:
? овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками и опытом деятельности по технологии обработки используемого материала и применение полученных знаний в повседневной жизни;
? - расширение имеющихся знаний в какой-либо области рукоделия новыми предметами;
? - научить создавать образцы и композиции аксессуаров одежды и интерьера на базе полученных знаний .
воспитательные:
? - воспитание культурной личности, обладающей качествами, необходимыми для уверенного поведения в современном обществе;
? - приобщение обучающихся к истории и культуре своего края, России и народов стран мира;
? - формирование основ культуры производства;
? - воспитание ответственного отношения к своему здоровью и соблюдению норм безопасности;
? - воспитание качеств и ценностей человека культуры: трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь, усидчивость и др.
развивающие:
? развитие художественно-творческой активности обучающихся, их способностей к творческому самовыражению и саморазвитию;
? развитие художественного и эстетического вкуса, самостоятельности и творческого отношения к труду;
? развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания, глазомера и интеллектуальных способностей;
? развитие коммуникативных качеств, обеспечивающих совместную деятельность в группе.
2. Общая характеристика курса
Изучая факультативный курс, любой желающий может реализовать свои интересы, развить творческие способности, а так же получить необходимые знания и навыки в различных видах рукоделия и декоративно-прикладного творчества, которые пригодятся в будущей профессиональной деятельности. В наши дни народное декоративное творчество переживает новый этап – словно заново открывается нам красота произведений древнего традиционного искусства, воплощающий многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человека труда.
Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания детей.
Занятия декоративно-прикладным творчеством дают неиссякаемые возможности для разностороннего развития личности. Обучение видению прекрасного в жизни, творческая деятельность, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир подрастающего поколения.
Программа раскрывает основные организационные, методические параметры ее эффективного осуществления на практике и может быть использована для кружковой работы в общеобразовательных школах, домах культуры, центрах детского творчества.
На протяжении всего курса обучения обучающиеся учатся работать с разными материалами (бумага, ткань, нити, кожа), овладевают способами их обработки и различными понятиями (симметрия, композиция, контрастность), узнают особенности цвета, формы, узора, орнамента и т.д. Большое значение уделяется на занятиях вопросам краеведения, истории, культуре разных народов, этике, эстетике.