Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
Детская музыкальная школа №2 г.Тайшета
«Одобрено» Педагогическим советом МКУДО «ДМШ №2» г. Тайшета «____»________________2015г. | Утверждаю: Директор МКУДО «ДМШ №2» г. Тайшета ________________ В. В. Головизин «____»________________2015 г. |
РАБОЧАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Эстрадное пение»
5 класс
Возраст обучающихся: 14 - 17 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Преподаватель I квалификационной категории
Оксана Николаевна Винницкая
Тайшет
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.............................................................................3
Ожидаемые результаты и способы их проверки………........................5
Содержание изучаемого курса.................................................................6
Примерный репертуарный список……………………………………...8
Список литературы ……………………………………………………..11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предполагает обучение по предмету «Эстрадное пение. 5 класс» обучающихся в возрасте от четырнадцати до семнадцати лет, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные общеразвивающие программы в области музыкального искусства. Срок реализации программы - 1 год.
Программа создана с учётом учебных планов к минимуму содержания, структуре и условиям реализации общеобразовательной общеразвивающей программы «Эстрадное пение».
Программа «Эстрадное пение» носит художественно-эстетическую направленность.
Эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства. Певческий голос ребенка обладает неповторимым тембром и красотой звучания. Владение им, как уникальным природным живым музыкальным инструментом, требует длительного изучения под руководством педагога. Дети учатся петь, держаться на сцене, развивают свои артистические навыки как в сольном исполнении так и в дуэтах и трио.
Обучение детей и подростков эстрадному пению способствует приобщению их к основам мировой музыкальной культуры, развитию музыкально-эстетического вкуса, формированию исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечивает условия для дальнейшего профессионального роста.
Необходимость создания программы обусловлена отсутствием типовой образовательной программы по данному предмету и срокам обучения.
Данная программа дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы состоит в том, что эстрадно-джазовая музыкальная культура в ее лучших проявлениях сегодня является не только органической принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного музыкального искусства и пользуется огромным художественно-эстетическим спросом у современной российской молодежи.
Занятия эстрадным пением сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью, где каждый обучающийся на всех этапах обучения имеет возможность выступить перед зрительской аудиторией. С каждым выходом на сцену воспитанник получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт.
Отличительные особенности:
- Особое внимание уделяется развитию качеств детского голоса: мягкости, полетности звучания.
- Индивидуальный подбор вокального репертуара в соответствии с возрастными и индивидуальными характеристиками обучающегося.
- Обучение детей методам контроля и самоконтроля с применением звукозаписывающей аппаратуры.
- Воспитание патриотического самосознания с помощью музыкальных произведений, с целью пропаганды среди сверстников.
Цель программы – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области эстрадного вокального пения и музыкальной культуры, обучение вокально-техническим и музыкальным навыкам.
Задачи:
- формирование мотивации к получению будущей профессии и к самообразовнию, расширение музыкального кругозора;
- воспитание эстетического вкуса, потребности самостоятельного музицирования, как способа самовыражения личности;
- формирование у обучающегося комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Срок реализации программы – 1 год
Возраст детей – 14-17 лет
Режим корректировки – 1 раз в год
Формы и режим занятий
Программой предусмотрены занятия в индивидуальной форме.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 1 учебному часу. В рамках индивидуальных занятий, проводятся репетиции в дуэте или трио в соответствии с учебно-тематическим планом и с выбранным репертуаром.
Программой предусмотрены другие формы проведения занятий - посещение музыкальных спектаклей, проведение экскурсий в музеи с прослушиванием музыкальных произведений и т.п.
Учебный план образовательных программ
эстрадно-джазового искусства
Вокальное исполнительство
Срок обучения - 1 год
№ | Название предмета | Количество учебных часов в неделю | Экзамен |
V** | |
1. | Эстрадное пение | 2 | IV (V) |
2. | Музыкальный инструмент | 1 | - |
3. | Сольфеджио | 2 | IV (V) |
4. | Ансамбль | 2 | |
5. | Музыкальная литература | - | - |
6. | Современная музыка | 1 | - |
7. | Основы импровизации и сочинения | 1 | - |
8. | Предмет по выбору*** | 2 | - |
9. | Сценическое движение | 1 | |
| Всего | 12 | |
* Школа в пределах имеющихся средств может расширять перечень предметов и увеличивать количество часов указанных дисциплин учебного плана.
** Выпускники IV (V) класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.
*** Примерный перечень предметов по выбору: другой музыкальный инструмент, оркестр, ансамбль, импровизация (подбор по слуху), аранжировка, чтение с листа, аккомпанемент и др.
При введении в учебный план того или иного предмета по выбору приоритет отдаётся желанию учащихся заниматься данной дисциплиной. Учащийся вправе отказаться от занятий по этому предмету.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
Пятый год обучения
В конце пятого года обучения обучающиеся
будут знать:
- технические навыки и освоения эстрадного вокального репертуара, формирование умения читать ноты. На этой основе происходит обучение осмысленному, выразительному, художественному вокальному исполнительству;
- работу над иностранным текстом произведения;
будут уметь:
- благодаря наличию инструментов, учебных и профессиональных программ и обладая определенными способностями, должны научиться самостоятельно работать над укреплением ряда технических приемов и музыкальными произведениями;
- формировать непринужденное, естественное, льющееся пение, гибкое владение голосом, грамотно формировать гласные и четко произносить согласные букв, формировать в себе потребность неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное в упражнениях на исполнение произведений;
- закрепить полученные ранее вокально-технические навыки. Соответственно способностям, обучающийся должен обладать красивым тембром голоса, овладеть подвижностью голоса, овладеть различными динамическими оттенками;
- применять эстрадно-джазовые форшлаги, группетто, пассажи, уметь работать с профессиональной фонограммой «минус», уметь самостоятельно работать с иностранным текстом произведения, уметь правильно работать с микрофоном.
будет развито:
- чувство грамотного и современного использования динамических оттенков;
- навык красивого и выразительного пения: дикции и артикуляции, «опертого» дыхания, развитие тембра, певучести голоса; навык работы с микрофоном; навык работы с фонограммой «минус»; навык работы с радиотехнической аппаратурой;
у них будет воспитано:
- умение самостоятельно работать над изучением вокального произведения, а также над изучением иностранного текста произведения.
В программу пятого года обучения входит:
разучивание 6-8 произведений различного характера и содержания,
пение отечественных популярных песен (современные хиты), песен советского периода, зарубежных популярных песен, вокальных эстрадно-джазовых композиций.
На выпускном концерте воспитанники демонстрируют владение голосом, артистичность, ощущение стиля исполняемых произведений, чувство ансамбля.
Произведения программы итоговой аттестации (отчетного концерта) подбираются так, чтобы обучающийся смог показать свои исполнительские возможности: диапазон голоса, тембр, динамику, умение двигаться, держаться на сцене. Вместе с тем подчеркивается умение выпускника ориентироваться в различных жанрах популярной и эстрадно-джазовой музыки.
Формы подведения итогов
Основным образовательным результатом осуществления программы является сформированная способность обучающихся к сценическому выступлению на концертах, проводимых по окончанию каждого года обучения и в течение учебного года. На этих концертах проверяются как знания, умения и навыки, полученные обучающимися по программе, так и воспитательные результаты: уровень творческой, индивидуальной и коллективной деятельности, трудолюбие, достигнутый в процессе прохождения программы, социальная адаптация обучающихся, приятие идей патриотизма и гуманистических ценностей.
Текущий и промежуточный контроль
пятого года обучения
На выпускной итоговой аттестации в конце второго полугодия обучающийся должен исполнить четыре произведения: отечественную популярную песню, отечественный современный хит, зарубежную популярную песню или джазовую композицию, произведение по выбору из пройденного (эстрадно-джазовую песню, романс, ретро, классическое произведение, произведение из мюзикла или спектакля).
На выпускном экзамене обучающийся должен продемонстрировать владение голосом, артистичность, ощущение стиля исполняемых произведений, чувство ансамбля.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Для проведения занятий необходим преподаватель не только владеющий знаниями методики преподавания вокала и знающий возрастную специфику голосового аппарата детей и подростков, но и обладающий хорошим голосом и опытом работы на эстрадной сцене.
При невозможности присутствия аккомпаниатора или концертмейстера на занятиях, преподаватель должен самостоятельно и качественно исполнить аккомпанемент изучаемых произведений
Материально-техническое обеспечение:
- санитарно-гигиенические условия процесса обучения - для проведения занятий необходимо учебное помещение, отвечающее всем требованиям САНПиНа по соблюдению температурного и световой режима, пожарной и электробезопасности.
Помещение должно иметь учебное оформление, создающее образовательную среду, адекватную потребностям развития обучающегося. К оформлению кабинета можно привлечь воспитанников объединения, их родителей, владеющих знаниями основ художественного дизайна.
Комплектность учебного оборудования – в помещении для занятий должно быть фортепиано (или электросинтезатор), музыкальный центр или компьютер, микрофоны, микшер, усилитель, колонки, фонотека, ноты.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Продолжается работа над закреплением технических навыков и освоением эстрадного вокального репертуара. Прежде всего имеются в виду навык красивого и выразительного пения: дикции и артикуляции, «опёртого» дыхания, развития тембра, певучести голоса; навык работы с микрофоном; навык работы с фонограммой «минус»; навык работы с вокальной радиотехнической аппаратурой; а также умение самостоятельно работать над изучением вокального произведения и над изучением иностранного текста произведения.
На данном этапе обучения должно произойти закрепление динамического стереотипа: вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма, стать приобретенным рефлексом. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением статистических особенностей произведения.
Развитие певческого диапазона и развитие голосового аппарата. Продолжается работа над закреплением всех пройденных вокально-технических навыков. В зависимости от особенностей обучающегося продолжается работа над подвижностью и гибкостью голоса, выявлением своеобразного тембра, выработкой различных динамических оттенков, исполнением эстрадно-джазовых форшлагов, группетто, пассажей.
Продолжается работа с упражнениями, построенными на аккордах, характерных для джазовой музыки (Чугунов Ю.Н. «Гармония в джазе». М., 1981; Ровнер В. «Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано». С-П., 2006), а также ритмические упражнения и упражнения для ознакомления обучающихся со специфическими приемами: опевание, субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, исполнение в энергичной манере с акцентировкой каждой доли, с динамической атакой звука (драйв).
В практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется пение отечественных популярных песен (современные хиты), зарубежных популярных песен, вокальных джазовых композиций.
Произведения выпускной программы должны быть подобраны так, чтобы обучающийся смог показать свои исполнительские возможности: диапазон голоса, тембр, динамику, умение двигаться, держаться на сцене. Вместе с тем, желательно показать умение выпускника ориентироваться, в различных жанрах популярной и джазовой музыки.
Программа пятого года обучения включает пение упражнений, содержащих мажорные и минорные гаммы вверх и вниз, движение по аккордовым звукам, опевания, прилегающие звуки, скачки на кварту, квинту, октаву вверх и вниз, арпеджио.
Пение вокальных упражнений с различными приемами: non legato, legato, staccato, опевания, субтон, вибрато, прямой звук, фруллато, с динамической атакой звука (драйв).
Кроме того, обучающийся должен уметь применять эстрадно-джазовые форшлаги, группетто, пассажи, уметь работать с профессиональной фонограммой «минус», уметь самостоятельно работать с иностранным текстом произведения, уметь грамотно работать с микрофоном.
Работа над произведением:
Разучивание музыкального и поэтического текстов.
Работа над вокальной партией.
Выразительность исполнения.
Работа с микрофоном.
Умение работать с профессиональной, без мелодии произведения, фонограммой, умеет петь с микрофоном.
Работа над сценическим воплощением.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие проводится государственной аттестации выпускника.
По итогам освоения содержания образовательной программы проводится аттестация обучающихся с вручением свидетельств, грамот и дипломов.
Примерный репертуарный список
Пятый год обучения
Ф.Абт Вокализы №№ 6, 8, 5, 9, 10
В.Ровнер Вокально-джазовые упражнения №№ 8-15
Ал.Макаревич «Осень»
«Туман, туман»
Р.Городец «До свидания»
И.Зубков «Солнце мое»
А.Мон «Алмаз»
«Синий дирижабль»
«Влюбленный самолет»
В.Зубков «Падают листья»
А.Губин «Ночь»
«Лиза»
О.Газманов «Я рожден в Советском Союзе»
«Москва! Звонят колокола»
«Офицеры»
«Мама»
О.Молчанов «Ясный мой свет»
«Электричка»
В.Добрынин «Ягода-малина»
Т.Снежина «Свеча»
«Позови меня с собой»
М.Леонидов «Девочка-виденье»
Ю.Варум «Зимняя вишня
«Ля-ля-фа»
«Мой сон»
В.Меладзе «Салют, Вера!»
«Самба белого мотылька»
«Ночь накануне Рождества»
«Девушки из высшего общества»
И.Матвиенко «Колечко»
А.Джобим «Девушка из Ипанемы»
Э.Гарнер «В тумане»
Дж.Мендел «Тень твоей улыбки»
Гл.Милляр «Лунная серенада»
Х.Кармайкл «Звездная пыль»
Г.Уоррен «Я знаю, почему»
Б.Бакарак «Грустные капельки дождя»
Ч.Фокс «Песней меня убивая»
Б.Голсон «Не шепчи»
А.Бабаджанян « Не спеши»
С. Фаин «Пусть вечно царствует любовь»
Г.Мансини «Лунная река»
«Дни вина и роз»
«Шарада»
«Дорогое сердце»
Р.Роджерс «Вновь весна»
«Мои любимые вещи»
Э.Бернет «Мария»
«Вестсайдская история»
Г.Херман «Hello, Dolly»
«Сегодня ночью»
Эл.Пресли «Люби меня нежно»
Б.Стрейзанд «Evergreen»
«Женщина, которая любит»
Дж.Кандер «Кабаре»
Ч.Чаплин «Это моя песня»
Б.Кемпферт «Странники в ночи»
Д.Модуньо «Любовь, любовь»
Б.Хебб «Sunny»
К.Франсуа и Ж.Рево «Мой путь»
Ст.Вантер «Я не решаюсь сказать»
«Я звоню тебе»
М.Манчестер «Войди с дождя»
С.Краевский «На дорогах жизни»
Э.Дмитров «Арлекино»
Б.Билан «На крыльях ветра»
Б.Джоел «Такая, как ты есть»
Дж.Дассен и Ж.Бодло «Тебе»
М.Юхансон «Романтика»
Дж.Бигацци и Р.Риффори «Теряю я себя»
Дж.Хорнер «My heart will go on»
Из репертуара М.Кери «Hero»
А.Алмазова «Что если?»
«Неприлично»
«Будешь рядом»
«Текила»
«Барышни северной столицы»
«Амстердам»
«Незнакомец»
Примерные переводные программы
При переходе на пятый год обучения
1) Е.Хавтан «Ленинградский рок-энд-ролл»
«Блюз голубой луны»
2) А.Алмазова «Что если?»
«Осень»
3) А.Мон «Алмаз»
К.Меладзе «Прощай, Вера»
4) Б.Билан «На крыльях ветра»
Б.Хебб «Sunny»
5) А.Джобим «Девушка из Ипанемы»
Ю.Саульский «Желаю тебе, земля моя»
6) Б.Стрейзанд «Evergreen»
А.Пахмутова «Нежность»
Примерные выпускные программы
1) Из реп. Валерии «Маленький принц»
Р. Горобец «До свидания»
Из реп. М. Кэрри «Hero»
А. Рыбников Ария звезды из спектакля «Жизнь и смерть Хоакина
Мурьеты»
2) А. Мон «Алмаз»
В. Кузьмин «Надо же»
Г. Уоррен «Я знаю почему»
А. Морозов «Маменька»
3) В. Чайка «Ты не ангел»
О. Газманов «Офицеры»
Б. Джоел «Такая, как ты есть»
П. Чайковский «Легенда»
4) Б.Хебб «Sunny»
А.Джобим «Девушка из Ипанемы»
5) Дж.Гершвин «Summertime»
А.Алмазова «На берегу»
6) Дж.Керн «All the things you are»
Дж.Ширинг «Lullaby of birdland»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагогов
1. Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в школьном хоре. Из книги «Музыкальное воспитание в школе», вып.4. - М., 1965.
2. Апраскина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. - М., 1987.
3. Бандина А. Методика преподавания пения в школе - М., 1952.
4. Ветлугииа Н. Музыкальное развитие ребенка – М., 1968.
5. Гембицкая Е. Обучение мальчиков пению в хоре начальной школы. - М., 1950.
6. Голубовский Б.Г. Наблюдения. Этюд. Образ. - Уч. пособие для студентов театральных вузов. - М. 1990 г.
7. Горбунов Н. Зонная природа звуковысотного слуха - М.-Л., 1948.
8. Добровольская Н. Вокальные упражнения в хоре подростков. - М.,1950.
9. Добровольская Н. Распевание в детском хоре начальной школы. - М., 1964.
10. Емельянов В.В. Развитие голоса. –М., 1996.
11. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. - Ярославль, 1997.
12. Переверзъев Н. Проблемы музыкального интонирования - М., 1966.
13. Соколова О. Двухголосное пение в младшем хоре – М., 1987
14. Станиславский К.С. Работа актёра над собой, ч. 1, т. 3. Работа актёра над собой, ч. 2. - М., 1954.
15. Система дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н.. Под редакцией Щербакова М.В., М., 1998
16. Гонтаренко Н. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007
для обучающихся и родителей
1. Клипп О.Я. Постановка голоса эстрадного певца/ О.Я. Клипп : учебно-методическое пособие.- М.: МПГУ, 2003.-18 с.
2. Клипп О.Я. Теоретические и методические основы эстрадной вокальной и инструментальной музыки/ О.Я.Клипп, О.И. Полякова: учебное пособие.- М.: МПГУ, 2003.- 46 с.
3. Менабени А.Г. Вокально - педагогические знания и умения/ А.Г.Менабени .-М.: Музыка, 1995.
4. И. Гликман «Теория и методика воспитания» «Владос» М..2002г.
5. Баталина- Корнева Е.В. Видеообраз и молодежная субкультура / Е.В.Баталина-Корнева // Музыка в школе. – 2001. - №5.- С. 54-56.
11