Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ «Новотроицкий строительный техникум»
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ «НСТ» ______________В.А. Труханов «____»_______________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ
ОГСЭ. 02. «ИСТОРИЯ»
Специальность:
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
2016 г.
Рассмотрено ПЦК по специальности СиЭЗиС
Протокол №_______от «____»____________ 2016 г.
Председатель__________Л.И. Балдина
Согласовано
Зам. директора по УР__________М.М. Хмырова
от «____»___________ 2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Новотроицкий строительный техникум»
Разработчик:
Атаманчук Ирина Викторовна, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6 |
- СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 8 |
- условия реализации программы учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 17 |
- КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
| 18 |
- ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ
| 20 |
- Матрица компетенций по дисциплине ОГСЭ. 02. «История»
| 22 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 02. «История»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности технического профиля 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина ОГСЭ 02. «История» принадлежит к техническому профилю.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших нормативных правовых актов мирового и регионального значения.
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 02. «История»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
семинар | 4 |
лекции | 4 |
уроки | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Презентация | 3 |
Схема | 4 |
Таблица | 1 |
Конспект | 1 |
Сообщение | 5 |
Эссе | 2 |
Курс изучения заканчивается дифференцированным зачетом |
2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы по семестрам
Вид учебной работы | Всего кол-во часов на изучение дисциплины | I курс | II курс | III курс | IV курс |
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | | | 64 | | | | | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 48 | | | 48 | | | | | |
Лабораторные занятия | - | | | - | | | | | |
Практические занятия | 24 | | | 24 | | | | | |
Контрольные работы (срез) | - | | | - | | | | | |
Курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - | | | - | | | | | |
Самостоятельная работа студента | 16 | | | 16 | | | | | |
Промежуточная аттестация | | | | ДЗ | | | | | |
Итоговая аттестация | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 02. «История»
№ п/п | Наименование разделов, тем | № занятия | Кол–во аудиторных часов | Вид учебного занятия | Наглядные пособия и оборудование | Домашнее задание | Внеаудиторная самостоятельная работа |
Вопросы для самостоятельного изучения | Кол–во часов | Форма отчета |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ-ХХI) (14 – аудиторных часов, 4 – внеаудиторных ) |
1 | Введение. Мир в современную эпоху. | 1 | 2 | Лекция | Политическая карта мира ХХI века | [4] Глава 23 23.5 | Основные проблемы, существующие в современном мире. | 1 | Схема |
2 | П/З № 1 Формирование многополюсного мира. | 2 | 2 | Практический | Политическая карта мира ХХI века | [1] § 33 | - | - | - |
3 | Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ-ХХI вв. | 3 | 2 | Урок | Политическая карта мира ХХI века | [1] § 35 | Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ-ХХI вв. | 1 | Сообщение |
4 | П/З № 2. Постсоветское пространство. | 4 | 2 | Практический | Видео-фрагмент о подписании Беловежского соглашения | [1] § 34 | - | - | - |
5 | Россия – США – Западная Европа | 5 | 2 | Урок | Видео-фрагмент о «новой холодной войне» | [5] §34,37,38,39,40,41,44 | Россия и мусульманский мир. | 1 | презентация |
6 | П/З № 3. Запад в новой конфигурации геополитических сил. | 6 | 2 | Практический | Фильм «Расширение НАТО» | [5] § 37, 45 | - | - | - |
7 | Отношения России и Китая. | 7 | 2 | Урок | Видеофрагмент | [4] Глава 24 24.4 | Американо-японский альянс. | 1 | конспект |
Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале ХХI века. (8 – аудиторных часов, 3 – внеаудиторных) |
8 | П/З № 4 Региональные конфликты с глобальными последствиями. | 8 | 2 | Практический | Политическая карта мира | [1] §38 | Итоги операции «Решительная сила» | 1 | Таблица |
9 | Операция «Несокрушимая свобода» в Афганистане. | 9 | 2 | Урок | Видеофрагмент | [4] Глава 27 27.2 | - | - | - |
10 | П/З № 5. Глобальная безопасность: кто, кому и чем угрожает в современном мире. | 10 | 2 | Практический | Видеофрагмент | [4] Глава 27 27.4 | Международная безопасность и суверенитет. | 1 | эссе |
11 | Исламский вызов. Рубежный срез | 11 | 2 | Урок | Видеофрагмент | [4] Глава 27 27.3 | Религия «Ислам» | 1 | сообщение |
Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. (6 – аудиторных часов, 2 – внеаудиторных) |
12 | Глобализация как основная характеристика современной жизни | 12 | 2 | Семинар | Видеофрагмент | [4] Глава 27 27.2 | Оценка последствий глобализации. | 1 | эссе |
13 | П/З № 6. Глобальные проблемы современности. | 13 | 2 | Практический | Видеофрагмент | [4] Глава 27 27.6 | Военно-террористические угрозы миру. | 1 | Презентация |
14 | Современные интеграционные объединения | 14 | 2 | Урок | Диаграмма | [4] Глава 27 27.7 | | | |
Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности (6 – аудиторных часов, 2 – внеаудиторных) |
15 | П/З № 7. Основные международные экономические и политические организации и союзы: ЕС, НАТО, ООН, ОПЕК. | 15 | 2 | Практический | Диаграмма | Подготовка к п/з | Структурные элементы НАТО | 1 | схема |
16 | Международные организации и специфика принятия в них решений. | 16 | 2 | Урок | Фильм | Подготовка к п/з | Миротворческие операции ООН. | 1 | сообщение |
17 | П/З № 8. Деятельность региональных международных организаций. | 17 | 2 | Практический | Фильм. | Подготовка к п/з | | | |
О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. (4 – аудиторных часа, 2 – внеаудиторных) |
18 | П/З № 9. Духовная сфера современного общества. | 18 | 2 | Практический | Фильм | [1] §40 | Виды современной культуры. | 1 | схема |
19 | П/З № 10. Роль культуры в воспроизводстве национального образа жизни. | 19 | 2 | Практический | Фильм | [1] §40 | «Национальный характер» культуры | 1 | презентация |
Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. (10 – аудиторных часов, 3 – внеаудиторных) |
20 | Международное право и международно-правовые конфликты. | 20 | 2 | Семинар | Нормативные акты | [1] §38-39 | Пути разрешения этносоциальных конфликтов | 1 | Сообщение |
21 | Договор о не распространении ядерного оружия. | 21 | 2 | Лекция | Нормативные акты | Работа со статьями договора | Атомные оружейные программы Ирака и КНДР | 1 | Сообщение |
22 | П/З №11. Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI вв. | 22 | 2 | Практический | | Подготовка к п/з | Законодательное отношение к разоружению на Западе и Востоке | 1 | схема |
23 | П/З № 12. Вопросы борьбы с международным терроризмом. | 23 | 2 | Практический | | Подготовка к д/з | | | |
24 | Дифференцированный зачет. | 24 | 2 | Урок | | | | | |
| Итого: | | 48 | | | | | 16 | |
Максимальная учебная нагрузка 64 часов Аудиторная учебная нагрузка 48 часов; Внеаудиторная самостоятельная учебная нагрузка 16 часов. |
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 02. «ИСтория»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» имеется учебный кабинет №204.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся -30;
рабочее место преподавателя - 1;
комплект учебно-наглядных пособий «История».
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
3.3. Рекомендуемая литература:
Основная
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н., История (для всех специальностей СПО). М.: Академия. 2015.
- Волобуев О.В., Карпачёв СП., Романов П.Н. История России начало XX - начало XXI века 10 класс, издательство ДРОФА. 2014
- Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., и др./ Под ред. Торкунова А.В.История России. 10 класс. В 3-х частях издательство «Просвещение». 2014
Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В., История. СПО. Москва ИНФРА-М. 2013
Сороко-Цюпа О.С., Смирнов В.П., Строганов А.И., Мир в ХХ веке. 11 класс. издательство «Просвещение». 2010
Дополнительная
- Артёмов В.В., Лубченков Ю.Ю. История ( для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей) в 2-х частях . М.: Академия. 2010.
- История России, 1945-2007гг.:11класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В.- М.: Просвещение, 2008.
- История современной России, 1991-2003.Учебное пособие/ В.И.Короткевич. СПб: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2004.
- Россия и мир в ХХ - начале ХХI вв. Учебник 11 класс./ Под ред. Алексашкиной Л.Н.- М.: Просвещение, 2007.
- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История» - учебник для студентов СПО. М. «Академия», 2011 г.
- Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ- начала ХХI в. М.: Мир книги, 2007.
- Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.:2004
- Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико- правовые и конституционные основы. М.: Юристъ, 2005
- Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. М.: Артстиль- полиграфия. 2009.
- Загладин Н.В. «Всеобщая история» - учебник для 11 класса М. «Русское слово» 2009 г.
- Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественной истории современного периода.1985-1997.М.: Аквариум.1977
- Ильин И. О русском национализме. М.: 2006.
- Ильин И. Почему мы верим в Россию. М.: 2006.
- Кузык Б.Н.Россия и мир в ХХI веке. М.: Институт экономических стратегий.2006.
- Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008.М.: 2008
- Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм.2009.
- Россия и страны мира.2008.Статистический сборник. М.: Росстат.2008.
- Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: Современный гуманитарный университет.2007.
- Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. М.: Европа. 2005
Интернет- ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru
- http://lesson-history.narod.ru
- http://www.istrodina.com
- http://www.hermitaje.ru
- http://www.history.yar.ru
- http://som.fio.ru
- http://www/nsu.ru/peoples/index/welcome/shtml
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 02. «ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе тематического тестирования, устного и письменного опроса, а также выполнения обучающимися самостоятельных работ и практических заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. |
выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
Знания: | |
-основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ-ХХI) | - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
-сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале ХХI века. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; |
-основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. |
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности | - беседа; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
-о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
-содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 02. «ИСТОРИЯ»
Результаты (освоенные общекультурные компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация интереса к будущей профессии. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | самостоятельность выполнения заданий; своевременность выполнения заданий. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | умение работать с электронной нормативно- правовой базой. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | организация самостоятельных занятий. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. | - беседа; - устный опрос; - оценка выполнения практического задания; -оценка выполнения домашней работы. -экспертная оценка выполнения самостоятельной работы |
6. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 02. «ИСТОРИЯ» 6.1. Форма промежуточной аттестации Дифференцированный зачёт в виде устного опроса по билетам
6.2. Перечень вопросов для проведения дифференцированного зачета
Мир в современную эпоху.
Процесс глобализации – его пути и направления. Общественные перемены, связанные с глобализацией.
Центры силы в глобальном мире. Место России в современном мире.
Формирование многополюсного мира.
Распад СССР: причины и геополитические последствия.
Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ-ХХI вв.
Ближний круг или ближнее зарубежье России.
Постсоветское пространство.
Формирование содружества независимых государств. Крупнейшая геополитическая катастрофа, изменившая всю систему международных отношений.
Россия – США – Западная Европа: партнерство или новая «холодная война».
Российско-китайские отношения: геополитический подход.
Россия и мусульманский мир.
Запад в новой конфигурации геополитических сил. Геостратегическая политика США.
Расширение НАТО. Европа как одна из «несущих конструкций» нового миропорядка.
Американо-японский альянс. Доктрина Монро и геополитические реальности на американском континенте.
Отношения России и Китая. Сосредоточение совместных условий для собственного экономического прорыва.
Россия и ее идеология многополярного мира.
Региональные конфликты с глобальными последствиями.
Операция «Несокрушимая свобода» в Афганистане.
Глобальная безопасность: кто, кому и чем угрожает в современном мире.
Исламский вызов. Цивилизационное противостояние или «возрождение» ислама. Глобализация и исламский мир.
Глобализация как основная характеристика современной жизни
Глобальные проблемы современности.
Современные интеграционные объединения Виды и сущность интеграционных объединений: таможенный союз, общий рынок, зона свободной торговли, экономический и валютный союз. Политический союз.
Основные международные экономические и политические организации и союзы: ЕС, НАТО, ООН, ОПЕК.
Международные организации и специфика принятия в них решений.
Миротворческие операции ООН. Основные направления деятельности ООН по предотвращению конфликт и воздействию на него: превентивная дипломатия, поддержание мира, миротворчество, миростроительство.
Деятельность региональных международных организаций.
Духовная сфера современного общества.
Роль культуры в воспроизводстве национального образа жизни.
Политическая культура и ее составляющие. «Национальный характер» культуры.
Международное право и международно-правовые конфликты.
Деятельность неправительственных организаций в условиях конфликта.
Договор о не распространении ядерного оружия.
Атомные оружейные программы Ирака и КНДР – новая угроза миру.
Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХI вв.
Вопросы борьбы с международным терроризмом.