специальность 21.02.05. «Земельно-имущественные отношения».
Программа учебной дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) специальность 21.02.05. «Земельно-имущественные отношения».
Разработчик: Преподаватель Кисель Т.С.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО специальность 21.02.05. «Земельно-имущественные отношения».
Профессиональный цикл. Обще-профессиональные дисциплины.
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; в том числе 24 аудиторные, 12 практические
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Методические и организационно-правовые основы менеджмента. Тема 1.1. Организация, ее виды и структура.Управленческая структура организаций. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Основные признаки организации: количественная определенность; наличие общих целей; обособленность; управляющий, руководящий и координирующий центр. Внутренние переменные организации: цели и задачи; структура; кадры; техника и технология. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Виды организаций по формам собственности, по организационному признаку; по хозяйственному признаку. Классификация организаций, предприятий, фирм, объединений по организационно правовым формам. Цели и задачи управления. Традиционные структуры управления организациями, предприятиями, фирмами: линейная, функциональная. Недостатки традиционных структур управления. Современные структуры управления: проектная, матричная, программно-целевая. Преимущества современных структур управления. Взаимосвязь организационной и управленческой структур. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор учебной литературы. Подготовить реферат и сообщение по реферату. | 1 |
Тема 1.2. Выбор стиля управления. Полномочия субъектов управления | Содержание учебного материала |
2 | Общее понятие о стилях управления. «Одномерные» стили руководства: авторитарный(директивный); демократический и либеральный. «Многомерные» стили управления: ориентация на создании в коллективе благоприятного морально-психологического климата; ориентация на создание надлежащих организационных и технических условий. Основные концепции ситуационного менеджмента: отношения руководителя с подчиненным; структурированность работы; должностные позиции руководителя. Полномочия и их виды: линейные, аппаратные (штабные). Ограничение полномочий. Должностные права и обязанности руководителей высшего, среднего и низшего звена. Процесс делегирования, как классификация проблем, стоящих перед организацией. | 2 | 2 |
Выбор стиля управления Раздел 2. Психология менеджмента и этика делового общения Тема 2.1. Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия. | 3 | Практические занятия Система методов управления. Создать таблицу методов управления и дать им основные характеристики. Перечислить какими чертами должен обладать современный менеджер. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником и лекциями. Подготовить сообщение по теме и отчет по практической работе. | 2 |
Содержание учебного материала | 2 | 2 |
4 | Классификация должностей. Научный подход к классификации: сфера физического труда; сфера умственного труда. Роль менеджеров в организации труда персонала. Оценка работы персонала. Отбор и прием персонала. Коллектив и его виды. Стадии формирования трудового коллектива. Психологические характеристики трудового коллектива: морально-психологический климат; сплоченность работников; степень конформизма. Обучение кадров, как завершающий этап повышения эффективности производства и управления. |
Трудовой коллектив. | 5 | Практические занятия Коллектив и его виды. Стадии формирования трудового коллектива. Составить таблицу психологических характеристик коллектива на примере группы. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить тему по лекциям и учебнику и подготовить сообщение по теме. Подготовить отчет о выполнении практической работы. | 2 |
Тема 2.2. Роль руководителя в системе управления | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
6 | Руководитель как основной организатор коллектива. Стили руководства: общий, индивидуальный, директивный (авторитарный), демократический (коллегиальный), либеральный (разрешительный). Основные способности и качества личности руководителя: деловые, организаторские, практические, личностные. Авторитет руководителя. Профессиональная этика руководителя. Правила общения с подчиненными, виды и типы контроля подчиненных. Планирование индивидуальной работы руководителя. |
Культура общения как норма деловой и профессиональной этики | 7 | Практические занятия Культура общения как норма деловой и профессиональной этики. Составить ситуацию телефонного делового общения. Составить портрет деловой женщины и дать ему характеристику. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить тему по учебнику и лекциям и подготовить сообщение по теме. Подготовить отчет по практической работе | 1 |
Тема 2.3. Основы психологии личности. Конфликты и способы их разрешения | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
8 | Личность как субъект отношений и созидательной деятельности. Факторы, влияющие на формирование личности. Уровень развития личности. Мышление и способности личности. Основные типы темперамента личности. Ценностные ориентации и ролевое поведение личности. Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов. Внутренние и внешние конфликты. |
Стратегия и тактика разрешения конфликтов | 9 | Практические занятия Стратегия и тактика разрешения конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликта. Виды, основные стадии и методы ведения переговоров. Подготовить ситуацию проведения переговоров | 2 | 2 |
| | Самостоятельная работа обучающихся: Изучить тему по учебнику и лекциям и подготовить сообщение по теме. Подготовить отчет по практической работе. | 2 | |
Раздел 3. Процесс управления организацией Тема 3.1. Информация в сфере управления производством | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
10 | Понятие «информация». Управленческая информация и ее классификация: по содержанию; по назначению; по степени конфиденциальности; по степени достоверности; по степени готовности. Источники управленческой информации: вышестоящее руководство, СМИ, информационные системы, периодическая печать, техническая документация, справочники, бизнес - документы и т.д. Восприятие информации человеком. Отбор информации, систематизация информации, слухи, дезинформация. |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить данную тему по учебнику и лекции. Подготовить реферат по теме и сообщение по реферату. | 2 | |
Тема 3.2. Управленческие проблемы и их решение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
11 | Основные причины возникновения управленческих проблем: ошибочные цели организации; неверные принципы и методы деятельности работников; ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников; умышленное нарушение финансовой, технологической деятельности. Решение стратегических, тактических, текущих проблем. Классификация признаков разрешения проблем: научный, экономический. Основные этапы принятия решений и пути их реализации. Особенности нестандартных решений в работе менеджеров. |
Принятие решений при разрешении проблем и пути их реализации | 12 | Практические занятия Принятие решений при разрешении проблем и пути их реализации. По предлагаемому списку решений произвести классификацию каждого. Представить описание 2-3 примеров из жизни, когда вы наблюдали принятие решений руководителем или старшими коллегами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить данную тему по учебнику и лекциям. Подготовить сообщение по теме и отчет по практической работе. | 2 | |
Тема 3.3. Система мотивации труда | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
13 | Мотивация как стимулирование к деятельности. Мотивы труда: материальные блага; власть и слава; знания и творчество; духовное совершенствование. Теория мотивации как потребность в самовыражении. Основные этапы потребностей человека. Экономические методы мотивации труда в условиях рынка. Современные системы мотивации труда: продвижение по службе; публичная оценка заслуг работника; повышение морального духа, делового настроя и создание комфортного климата в коллективе; материальные и моральные стимулы. |
Мотивация труда. | 14 | Практические занятия Мотивация и потребности. По представленной ситуации назовите по 5 наиболее важных мотиваторов. Заполните «лист желаний» | 2 | 2 |
| | Самостоятельная работа обучающихся: Изучить данную тему по учебнику и лекциям и подготовить сообщение по теме. Подготовить отчет по практической работе. | 1 | |
Тема 3.4. Стратегический менеджмент | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
15 | Основные объекты стратегического менеджмента: подразделения хозяйствующего субъекта; системы и технологии, обеспечивающие реализацию стратегии организации в целом. Субъект стратегического менеджмента - персонал предприятия.Стратегия организации, ее цели и альтернативы. Формирование стратегических альтернатив деятельности организации. Стратегический прогноз. Стратегическое управление организацией. Основные факторы, влияющие на стратегию управления. Стратегическое планирование целевой деятельности организации. Технология и система стратегического планирования. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат по теме и сообщение по реферату. | 1 | |
Тема 3.5. Управление рисками | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
16 | Понятие риска. Двойственный характер риска. Источник риска как неопределенность хозяйственной деятельности. Функции риска: инновационная; регулирующая; защитная; аналитическая. Классификация рисков: технические, отраслевые, инфляционные, валютные, инвестиционные, процентные. Основные подходы к управлению рисками. Разделение рисков. Передача рисков. Финансовые риски. Зависимость финансовых рисков от ликвидности баланса предприятия и платежеспособности. Защита от финансовых рисков - страхование. Хеджирование как инструмент управления рисками. |
| Самостоятельная работа обучающихся: Изучить данную тему по учебнику и лекциям. Подготовить реферат по теме и отчет по реферату. | 2 | |
Тема 3.6. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 2 | 2 2 |
17 18 | Общие концепции планирования маркетинга. Определение целей маркетинговой деятельности и выбор стратегии. ранжирование стратегических задач, последовательность разработки плана и организация планирования. Основные пункты программы по маркетингу, особенности финансового планирования в маркетинге. Типичные ошибки в планировании маркетинговой деятельности и возможности их предупреждения. Особенности маркетинга планирования на различных предприятиях. |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить реферат по теме и сообщение по реферату. | 2 | |
Всего: 54ч. в том числе 36 аудиторных занятии: из них 24 аудиторных и 12 практических. 18 ч. самостоятельной работы. | | |
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета; «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, менеджмента, правового обеспечения профессиональной деятельности» мастерские и лаборатории не требуются.
Технические средства обучения в кабинете отсутствуют.
результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.