СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга" для студентов колледжа по специальности 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа предназначена для обучения студентов 2 курса колледжа по специальности 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения".

Просмотр содержимого документа
«Программа по дисциплине "Основы менеджмента и маркетинга" для студентов колледжа по специальности 21.02.05 "Земельно-имущественные отношения".»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»














ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы менеджмента и маркетинга

для специальностей среднего профессионального образования

основной профессиональной образовательной программы СПО –

специальность 21.02.05. «Земельно-имущественные отношения».





























Талица,2016 год

Согласовано
на заседании цикловой комиссии
протокол № 1 от 30.08.2016г.
___________ О.В.Добышева.


Утверждаю
заместитель директора по УВР
__________И.В.Накладнова

«___»____________2016г.



Программа учебной дисциплины «Основы менеджмента и маркетинга» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) специальность 21.02.05. «Земельно-имущественные отношения».




Разработчик: Преподаватель Кисель Т.С.



































СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Основы менеджмента и маркетинга


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО специальность 21.02.05. «Земельно-имущественные отношения».



1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл. Обще-профессиональные дисциплины.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять современные технологии управления организацией;

  • оформлять основные документы по регистрации организаций;

  • вести документооборот организации.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основы организации и планирования деятельности организации;

  • основы управления организацией;

  • современные технологии управления организацией;

  • принципы делового общения в коллективе.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; в том числе 24 аудиторные, 12 практические

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.


















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


Аудиторные занятия

24

лабораторные занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы менеджмента и маркетинга

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Методические и организационно-правовые основы менеджмента.

Тема 1.1.

Организация, ее виды и структура.Управленческая структура организаций.

Содержание учебного материала


2












2













1

Основные признаки организации: количественная определенность; нали­чие общих целей; обособленность; управляющий, руководящий и координи­рующий центр. Внутренние переменные организации: цели и задачи; структура; кадры; техника и технология.

Внешняя среда прямого и косвенного воздействия. Виды организаций по формам собственности, по организационному признаку; по хозяйственному признаку.

Классификация организаций, предприятий, фирм, объединений по организационно правовым формам. Цели и задачи управления. Традиционные структуры управления органи­зациями, предприятиями, фирмами: линейная, функциональная. Недостатки традиционных структур управления. Современные структуры управления: проектная, матричная, программно-целевая. Преимущества современных структур управления. Взаимосвязь организационной и управленческой структур.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подбор учебной литературы. Подготовить реферат и сообщение по реферату.

1

Тема 1.2.

Выбор стиля управления. Полномо­чия субъектов управления












Содержание учебного материала

2









Общее понятие о стилях управления. «Одномерные» стили руководства: авторитарный(директивный); демократический и либеральный.

«Многомерные» стили управления: ориентация на создании в коллективе благоприятного морально-психологического климата; ориентация на создание надлежащих организационных и технических условий. Основные концепции ситуационного менеджмента: отношения руководи­теля с подчиненным;

структурированность работы; должностные позиции руко­водителя.

Полномочия и их виды: линейные, аппаратные (штабные). Ограничение полномочий. Должностные права и обязанности руководителей высшего, среднего и низшего звена. Процесс делегирования, как классификация проблем, стоящих перед организацией.

2











2


Выбор стиля управления









Раздел 2.

Психология менеджмента и этика делового общения

Тема 2.1. Трудовой коллектив и кадровый потенциал предприятия.



3




Практические занятия

Система методов управления. Создать таблицу методов управления и дать им основные

характеристики. Перечислить какими чертами должен обладать современный менеджер.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебником и лекциями. Подготовить сообщение по теме и отчет по практической работе.

2

Содержание учебного материала



2









2








4

Классификация должностей. Научный подход к классификации: сфера физического труда; сфера умственного труда. Роль менеджеров в организации труда персонала. Оценка работы персонала. Отбор и прием персонала.

Коллектив и его виды. Стадии формирования трудового коллектива. Психологические характеристики трудового коллектива: морально-психологический климат; сплоченность работников; степень конформизма. Обучение кадров, как завершающий этап повышения эффективности производства и управления.

Трудовой коллектив.


5

Практические занятия

Коллектив и его виды. Стадии формирования трудового коллектива. Составить таблицу психологических характеристик коллектива на примере группы.



2



2

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучить тему по лекциям и учебнику и подготовить сообщение по теме. Подготовить отчет о выполнении практической работы.

2

Тема 2.2.

Роль руководителя в системе управления






Содержание учебного материала


2







2







6

Руководитель как основной организатор коллектива. Стили руководства: общий, индивидуальный, директивный (авторитарный), демократический (коллегиальный), либеральный (разрешительный). Основные способности и качества личности руководителя: деловые, организаторские, практические, личностные. Авторитет руководителя. Профессиональная этика руководителя. Правила общения с подчиненными, виды и типы контроля подчиненных. Планирование индивидуальной работы руководителя.

Культура общения как норма деловой и профессиональной этики

7

Практические занятия

Культура общения как норма деловой и профессиональной этики. Составить ситуацию телефонного делового общения. Составить портрет деловой женщины и дать ему характеристику.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучить тему по учебнику и лекциям и подготовить сообщение по теме. Подготовить отчет по практической работе

1

Тема 2.3.

Основы психологии личности. Конфликты и способы их разрешения








Содержание учебного материала


2










2









8

Личность как субъект отношений и созидательной деятельности. Факторы, влияющие на формирование личности. Уровень развития личности. Мышление и способности личности. Основные типы темперамента личности. Ценностные ориентации и ролевое поведение личности.

Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов. Внутренние и внешние конфликты.

Стратегия и тактика разрешения конфликтов

9

Практические занятия

Стратегия и тактика разрешения конфликтов. Переговоры как способ разрешения конфликта. Виды, основные стадии и методы ведения переговоров. Подготовить ситуацию проведения переговоров

2

2



Самостоятельная работа обучающихся:

Изучить тему по учебнику и лекциям и подготовить сообщение по теме. Подготовить отчет по практической работе.

2


Раздел 3.

Процесс управления организацией

Тема 3.1.

Информация в сфере управления производством

Содержание учебного материала



2








2

10

Понятие «информация». Управленческая информация и ее классификация: по содержанию; по назначению; по степени конфиденциальности; по степени достоверности; по степени готовности. Источники управленческой информации: вышестоящее руководство, СМИ, информационные системы, периодическая печать, техническая документация, справочники, бизнес - документы и т.д. Восприятие информации человеком. Отбор информации, систематизация информации, слухи, дезинформация.

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучить данную тему по учебнику и лекции. Подготовить реферат по теме и сообщение по реферату.

2


Тема 3.2.

Управленческие проблемы и их решение








Содержание учебного материала


2










2









11

Основные причины возникновения управленческих проблем: ошибочные цели организации; неверные принципы и методы деятельности работников; ошибочные критерии оценки возможностей предприятия и сотрудников; умышленное нарушение финансовой, технологической деятельности.

Решение стратегических, тактических, текущих проблем. Классификация признаков разрешения проблем: научный, экономический.

Основные этапы принятия решений и пути их реализации. Особенности нестандартных решений в работе менеджеров.

Принятие решений при разрешении проблем и пути их реализации




12








Практические занятия

Принятие решений при разрешении проблем и пути их реализации. По предлагаемому списку решений произвести классификацию каждого. Представить описание 2-3 примеров из жизни, когда вы наблюдали принятие решений руководителем или старшими коллегами.

2







2

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучить данную тему по учебнику и лекциям. Подготовить сообщение по теме и отчет по практической работе.


2


Тема 3.3.

Система мотивации труда









Содержание учебного материала


2










2









13

Мотивация как стимулирование к деятельности. Мотивы труда: матери­альные блага; власть и слава; знания и творчество; духовное совершенствова­ние.

Теория мотивации как потребность в самовыражении.

Основные этапы потребностей человека.

Экономические методы мотивации труда в условиях рынка. Современ­ные системы мотивации труда: продвижение по службе; публичная оценка за­слуг работника; повышение морального духа, делового настроя и создание комфортного климата в коллективе; материальные и моральные стимулы.

Мотивация труда.

14

Практические занятия

Мотивация и потребности. По представленной ситуации назовите по 5 наиболее важных мотиваторов. Заполните «лист желаний»

2

2



Самостоятельная работа обучающихся:

Изучить данную тему по учебнику и лекциям и подготовить сообщение по теме. Подготовить отчет по практической работе.

1


Тема 3.4.

Стратегический менеджмент

Содержание учебного материала


2












2










15

Основные объекты стратегического менеджмента: подразделения хозяй­ствующего субъекта; системы и технологии, обеспечивающие реализацию стратегии организации в целом. Субъект стратегического менеджмента - персонал предприятия.Стратегия организации, ее цели и альтернативы.

Формирование стратегических альтернатив деятельности организации. Стратегический прогноз. Стратегическое управление организацией. Основные факторы, влияю­щие на стратегию управления. Стратегическое планирование целевой дея­тельности организации. Технология и система стратегического планирования.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить реферат по теме и сообщение по реферату.

1


Тема 3.5.

Управление рисками









Содержание учебного материала


2











2

16









Понятие риска. Двойственный характер риска. Источник риска как неопределенность хозяйственной деятельности. Функции риска: инновационная; регулирующая; защитная; аналитическая. Классификация рисков: технические, отраслевые, инфляционные, валютные, инвестиционные, процентные.

Основные подходы к управлению рисками. Разделение рисков. Передача рисков.

Финансовые риски. Зависимость финансовых рисков от ликвидности баланса предприятия и платежеспособности. Защита от финансовых рисков - страхование. Хеджирование как инструмент управления рисками.


Самостоятельная работа обучающихся:

Изучить данную тему по учебнику и лекциям. Подготовить реферат по теме и отчет по реферату.

2


Тема 3.6.

Особенности менеджмента в облас­ти профессиональной деятельности

Содержание учебного материала


2



2




2



2

17



18

Общие концепции планирования маркетинга. Определение целей маркетинговой деятельности и выбор стратегии. ранжирование стратегических задач, последовательность разработки плана и организация планирования.

Основные пункты программы по маркетингу, особенности финансового планирования в маркетинге. Типичные ошибки в планировании маркетинговой деятельности и возможности их предупреждения. Особенности маркетинга планирования на различных предприятиях.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить реферат по теме и сообщение по реферату.

2


Всего: 54ч. в том числе 36 аудиторных занятии: из них 24 аудиторных и 12 практических. 18 ч. самостоятельной работы.



3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета; «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, менеджмента, правового обеспечения профессиональной деятельности» мастерские и лаборатории не требуются.

Технические средства обучения в кабинете отсутствуют.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  • Вачуганов Д.Д- Основы менеджмента. - М.: Высшая школа, 2010.

  • Страхова О.А. Менеджмент. - С-Петербург, 2011.

  • Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - Москва, 2013.

  • Драчева Е.Л. Менеджмент – М.: «Мастерство», 2012.

Дополнительные источники:

  • Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. – М.: «Финансы и статистика», 2013.


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

  • применять современные технологии управления организацией;

  • оформлять основные документы по регистрации организаций;

  • вести документооборот организации.


усвоенные знания:

  • основы организации и планирования деятельности организации;

  • основы управления организацией;

  • современные технологии управления организацией;

  • принципы делового общения в коллективе.



Формы контроля обучения:

– домашние задания по подготовке сообщений по пройденным темам для полного освоения изученного учебного материала;

– практические задания по работе с учебником для подготовки ответов на поставленные вопросы;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

– мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка по результатам прохождения полного курса обучения ;


5