Краевое государственное казенное учреждение
« Центр содействия семейному устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Преображение»
Утвержден: Утверждаю
Методическим Советом И.о. директора КГКУ
протокол №_________ от_________ «Центр содействия семейному у устройству пгт.Преображение»
--------------- Сорокина Е.С.
Программа дополнительного образования
«Мое здоровье»
(для воспитанников 13-15 лет)
Разработала Попова Татьяна Николаевна
Воспитатель высшей категории.
П. Преображение
2017-2018 г
-1-
Пояснительная записка.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.
Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.
Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.
Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» воспитанники, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.
Особенно остро проблема поведения стоит у воспитанников детских домов. Дети поступают к нам из социально – неблагополучных семей, где родители не уделяли их здоровью, поведению нужного внимания.
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании
Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства.
Программа «Мое здоровье» составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника, медицинских и педагогических рекомендаций. Такая программа важна и значима в детском
-2-
доме. Она позволит сформировать активную жизненную позицию у воспитанника, убедить его в том, что от каждого человека зависит
выработка умений и навыков к сохранению и укреплению своего здоровья, помогает противостоять вредным наклонностям и привычкам. А так же будет способствовать воспитанию терпимости в отношениях, потребности жить в гармонии с самим собой и миром.
Учащиеся 10-16 лет вступают в возраст полового созревания, в связи с этим в здоровье подростков могут возникнуть проблемы. Одним из важнейших факторов риска здоровья воспитанников и остается образовательная среда, поэтому дети должны обладать знаниями и навыками рациональной организации своей учебной и досуговой деятельности.
Поэтому формирование у воспитанников потребности к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения становится одной из актуально-важных задач социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Программное содержание:
Цель программы: формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
Задачи
1. Ознакомиться с основными понятиями.
2. Прививать теоретические знания и практические навыки, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья;
3.Развивать негативное отношение к вредным привычкам
4. Сформировать ориентацию на здоровый образ жизни.
5.Ориентация учащихся на подготовку к вступлению в возраст полового созревания.
6 .Научить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье, стимулировать воспитанников к овладению индивидуальных способов ведения здорового образа жизни;
Проблемная область программы:
Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не менее, выпускники детского дома, чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, легче становятся алкоголиками и наркоманами. Большую негативную роль в формировании наркологической и алкоголической зависимости у воспитанников детского дома играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, высокая подверженность влиянию групповых норм, незнание правил здорового образа жизни.
-3-
Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на предоставление возможности каждому воспитаннику получить объективную информацию о правилах ведения здорового образа жизни, необходимости и пользы воздержания от вредных привычек в плане сохранения здоровья и укрепления характера.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.
-Гуманизм.
-Демократизм.
-Научность.
-Преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом ее различных категорий.
-Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечени эффективности воспитания здорового образа жизни.
При реализации программы используются следующие методы
-педагогическое наблюдение,
-беседа,
-изучение предметной деятельности воспитанников,
- изучение и обобщение передового педагогического опыта в области здоровьесберегающих технологий,
-социальные методы (анкетирование, тестирование);
Методы стимулирования деятельности и поведения
-Сотрудничество,
-вовлечение в деятельность,
- доверие,
- соревнование,
-поощрение,
- самостоятельность,
- наказание,
-взаимовыручка,
- создание ситуации успеха,
- анализ выполненной работы.
-4-
Программа «Мое здоровье» обладает широкими возможностями. В ней я выделяю несколько компонентов, важных для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1Физическое здоровье – состояние организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
2 Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию воспитанника.
3 Нравственное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения воспитанника в обществе. Нравственное здоровье основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты.
Воспитательно-образовательный процесс построен на развитие навыков поведения, позволяющих вести здоровый образ жизни, формирует устойчивые принципы отказа от вредных привычек, дает устойчивость к действию и противостоянию повреждающих факторов.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип единого подхода к здоровьесберегающему воспитанию со стороны педагогов, медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость воспитания потребности к здоровому образу жизни.
-принцип дифференцированного и поэтапного характера здоровьесберегающего воспитания, предполагающего учет возраста детей, их психологической и моральной подготовленности к будущей жизни.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-Познавательная.
-Игровая.
-Досуго – развлекательная.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1 уровень – приобретение воспитанниками социальных знаний в области знаний о здоровом образе жизни;
-осознание нравственных ценностей жизни.
2 уровень – формирование способности к успешной социализации в обществе:
-5-
-приобретение навыков общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека;
-отказ от вредных привычек.
3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия;
-осознание всех положительных сторон здорового образа жизни без вредных привычек;
-уметь пользоваться этими знаниями.
Условия реализации программы.
Содержание программы предполагает активное использование ТСО: видеофильмов, мульти-медийных проектов, наглядный и дидактический материал в соответствии с тематикой программы, использование учебной и художественной литературы. В практической части реализации программы предполагается активное участие в спортивной жизни детского дома, спортивной школы.
Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и может оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику, и тем самым обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и возможностей детей в условиях детского дома.
Для реализации программы привлекались все службы детского дома: медработники, психолог, администрация, социальный педагог.
Оценка эффективности программы.
Методами оценки результатов работы по программе является решение ситуативных задач.
Продолжительность реализации программы:
Продолжительность реализации программы 3 год. Общее количество часов–18. Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью – 1 час.
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
Мониторинг, презентация, буклеты, рефлексия результатов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
-о вредных привычках и их последствиях;
-о ценности жизни.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ОСОЗНАВАТЬ:
-необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;
-необходимость личностного контроля над ситуацией.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
-применять свои знания в жизни;
-6-
-относиться к своему здоровью как к величайшей ценности;
-уметь говорить «нет»;
-вести активный здоровый образ жизни;
-рационально проводить свой досуг.
ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- отрицательные последствия вредных привычек;
- способы отказа и противостояния вредным привычкам;
-пути избавления от вредных для здоровья привычек.
В результате реализации программы возможно снижение численности воспитанников, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.
-7-
Календарно-тематический план по реализации
программы «Мое здоровье»
(3-й год обучения)
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | | рекомендации | Сроки |
Т | П |
1 | Вводное занятие. | | 1 | Рассказ, беседа. | | | 1неделя сентяб. |
2 | Дыхание и здоровье. Мастера дыхания. | | 1 | Беседа – демонстрация. | | | 4 неделя сентяб. |
3 | Анкета по изучению отношения к своему здоровью. | | 1 | Анкетиро-вание. | | | 1 неделя октября |
4 | Режим дня. Режим питания. | | 1 | Рассказ. | | | 4 неделя октября |
5 | Первая помощь при солнечном ударе. Сумей предотвра-тить солнечный удар. | | 1 | Диалог. | | Совместно с медицинским работником. | 1 неделя ноября |
6 | Курение – одна из вредных привычек. Анкета по изучению отношений школьников к курению. | | 1 | Исследова-ние. | | Совместно с социальным педагогом. | 4 неделя ноября |
7 | Твое здоровье и гигиена. | 1 | | Устный журнал. | | | 1 неделя декабря |
8 | Утомление и переутомление. | | 1 | Демонстра-ция. | | | 4 неделя декабря |
9 | Тренинг здорового образа жизни. | | 1 | Диалог, рисунок «Музей восковых фигур». | | | 1 неделя января |
10 | Рабочее место, правила посадки, правильная осанка. | | 1 | Информа-ционный семинар с игровыми элементами. | | | 4 неделя января |
11 | Первая помощь при обморожении. | | 1 | Рассказ с использо-ванием иллюстра-ций и нагляд-ностей. | | Совместно с медицинским работником. | 1 неделя февраля |
12 | Реклама табака и алкоголя. | | 1 | Диспут. | | Пригласить психолога. | 4 неделя февраля |
13 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | | Устный журнал. | | | 3 неделя марта |
14 | Как овладеть своими чувствами и эмоциями. | | 1 | Дискуссия. | | | 1 неделя марта |
15 | Коварная сигарета. | | 1 | Информа-ционно-исследова-тельское занятие. | | Совместно с социальным педагогом. | 4 неделя апреля |
16 | Гигиена питания. | 1 | | Рассказ. | | Совместно с медицинским работником. | 1неделя апреля |
17 | Без света нет зрения. Цветоощуще-ние. | 1 | | Беседа, диалог. | | | 1неделя мая |
18 | Влияние алкоголя на организм человека. | | 1 | Дискуссия. | | | 4 неделя мая |
-9-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Классные часы и беседы по профилактике наркомании / Под ред. В. Аршинова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Маронов П. Наркомания. Обратный эффект профилактики. – М., 2011.
Мой выбор под ред. П.В.Половожец.-М., 2006.
Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М.: МПСИ, 2009.
Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.
Педагогика здоровья под ред.В.Н.Касаткиной.-М.,2003.
Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе под ред.В.Н.Касаткиной.- М.,2005.
Программа предупреждения курения в школе по ред. В.Н.Касаткиной. М.,2005.
Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.
Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. – М., 2011.
Титов В.А.Социальная педагогика. – М., 2010.