СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по дополнительному образованию "Мое здоровье"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по доаолнительному образованию для ребят из детских домов

Просмотр содержимого документа
«Программа по дополнительному образованию "Мое здоровье"»

Краевое государственное казенное учреждение

« Центр содействия семейному устройству детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пгт. Преображение»




Утвержден: Утверждаю

Методическим Советом И.о. директора КГКУ

протокол №_________ от_________ «Центр содействия семейному у устройству пгт.Преображение»

--------------- Сорокина Е.С.




Программа дополнительного образования

«Мое здоровье»

(для воспитанников 13-15 лет)








Разработала Попова Татьяна Николаевна

Воспитатель высшей категории.


П. Преображение

2017-2018 г


-1-

Пояснительная записка.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе социально-культурно-политическая система, индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.

Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.

Из вышесказанного следует, что универсальным механизмом формирования навыков здорового образа жизни остается оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребенка обусловлены материальными возможностями его семьи.

Именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» воспитанники, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Для того чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (учителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

       Особенно остро проблема поведения стоит у воспитанников детских домов. Дети поступают к нам из социально – неблагополучных семей, где родители не уделяли их здоровью, поведению нужного внимания.

Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует распространению в детской  среде  различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании

         Низка общая  культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства.

Программа «Мое здоровье» составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника, медицинских и педагогических рекомендаций. Такая программа важна и значима в детском


-2-

доме. Она позволит сформировать активную жизненную позицию у воспитанника, убедить его в том, что от каждого человека зависит

выработка умений и навыков к сохранению и укреплению своего здоровья, помогает противостоять вредным наклонностям и привычкам. А так же будет способствовать воспитанию терпимости в отношениях, потребности жить в гармонии с самим собой и миром.

Учащиеся 10-16 лет вступают в возраст полового созревания, в связи с этим в здоровье подростков могут возникнуть проблемы. Одним из важнейших факторов риска здоровья воспитанников и остается образовательная среда, поэтому дети должны обладать знаниями и навыками рациональной организации своей учебной и досуговой деятельности.  

   Поэтому формирование у воспитанников потребности к сохранению и укреплению своего здоровья, обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения становится одной из актуально-важных задач социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 

Программное содержание:

Цель программы: формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Задачи

1. Ознакомиться с основными понятиями.

2. Прививать теоретические знания и практические навыки, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья;

3.Развивать негативное отношение к вредным привычкам

4. Сформировать ориентацию на здоровый образ жизни.

5.Ориентация учащихся на подготовку к вступлению в возраст полового созревания.

6 .Научить практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье,  стимулировать воспитанников к овладению индивидуальных способов ведения здорового образа жизни;

   Проблемная область программы:

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не менее, выпускники детского дома, чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, легче становятся алкоголиками и наркоманами. Большую негативную роль в формировании наркологической и алкоголической зависимости у воспитанников детского дома играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, высокая подверженность влиянию групповых норм, незнание правил здорового образа жизни.

-3-

Исходя из этого, возникла необходимость в создании программы, работа которой направлена на предоставление возможности каждому воспитаннику получить объективную информацию о правилах ведения здорового образа жизни,  необходимости и пользы воздержания от вредных привычек в плане сохранения здоровья и укрепления характера.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.

  -Гуманизм.

  -Демократизм.

  -Научность.

  -Преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом ее различных категорий.

 -Многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечени эффективности воспитания здорового образа жизни.



При реализации программы используются следующие методы


-педагогическое наблюдение,

-беседа,

-изучение предметной деятельности воспитанников,

- изучение и обобщение передового педагогического опыта в области здоровьесберегающих технологий,

-социальные методы (анкетирование, тестирование);



 Методы стимулирования деятельности и поведения

-Сотрудничество,  

-вовлечение в деятельность,

- доверие,

- соревнование,

-поощрение,

- самостоятельность,

- наказание,  

-взаимовыручка,

- создание ситуации успеха,

- анализ выполненной работы.




-4-

Программа «Мое здоровье» обладает широкими возможностями.  В ней я выделяю несколько компонентов, важных для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


 1Физическое здоровье – состояние организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

2 Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию воспитанника.


 3 Нравственное здоровье – система ценностей, установок и мотивов поведения воспитанника в обществе. Нравственное здоровье основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты.

       Воспитательно-образовательный процесс построен на развитие навыков поведения, позволяющих вести здоровый образ жизни, формирует устойчивые принципы отказа от вредных привычек, дает устойчивость к действию и противостоянию повреждающих факторов.


Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  - принцип индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;

  - принцип единого подхода к здоровьесберегающему воспитанию со стороны педагогов, медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость воспитания потребности к здоровому образу жизни.

    -принцип дифференцированного и поэтапного характера здоровьесберегающего воспитания, предполагающего учет возраста детей, их психологической и моральной подготовленности к будущей жизни.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 -Познавательная.

 -Игровая.

 -Досуго – развлекательная.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

    1 уровень – приобретение воспитанниками социальных знаний в области знаний о здоровом образе жизни;

      -осознание нравственных ценностей жизни.

   2 уровень – формирование способности к успешной социализации в обществе:

-5-

-приобретение навыков общей культуры поведения и формирования образа социально успешного молодого человека;

-отказ от вредных привычек.

3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия;

 -осознание всех положительных сторон здорового образа жизни без вредных привычек;

  -уметь пользоваться этими знаниями.

                      Условия реализации программы.

      Содержание программы предполагает активное использование ТСО: видеофильмов, мульти-медийных проектов, наглядный и дидактический материал в соответствии с тематикой программы, использование учебной и художественной литературы. В практической части реализации программы предполагается активное участие в спортивной жизни детского дома, спортивной школы.

       Программа предусматривает использование групповых и индивидуальных форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, общение между сверстниками, коллективная форма обеспечивает подачу материала всей группе, где каждый воспитанник получает определенный багаж знаний и может оценивать результаты своей работы, делать выводы и заключения, приобретая тем самым определенный жизненный опыт. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к каждому воспитаннику, и тем самым обеспечивает и создает благоприятные условия для развития способностей и возможностей детей в условиях детского дома.

       Для реализации программы привлекались все службы детского дома: медработники, психолог, администрация, социальный педагог.

        Оценка эффективности программы.

    Методами оценки результатов работы по программе является решение ситуативных задач.

        Продолжительность реализации программы:

   Продолжительность реализации программы 3 год. Общее количество часов–18. Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительностью – 1 час.

         

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

Мониторинг, презентация, буклеты, рефлексия результатов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

        -о вредных привычках и их последствиях;

        -о ценности жизни.

ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ОСОЗНАВАТЬ:

        -необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;

        -необходимость личностного контроля над ситуацией.

ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

         -применять свои знания в жизни;

         

-6-

-относиться к своему здоровью как к величайшей ценности;

         -уметь говорить «нет»;

         -вести активный здоровый образ жизни;

        -рационально проводить свой досуг.


ВОСПИТАННИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

          - отрицательные последствия вредных привычек;

          - способы отказа и противостояния вредным привычкам;

          -пути избавления от вредных для здоровья привычек.

В результате реализации программы возможно снижение численности воспитанников, совершивших правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.



























-7-

Календарно-тематический план по реализации

программы «Мое здоровье»

(3-й год обучения)



N п/п

Тема занятия



Кол-во часов

Форма проведения


рекомендации

Сроки

Т

П

1

Вводное занятие.




1


Рассказ, беседа.





1неделя сентяб.

2

Дыхание и здоровье. Мастера дыхания.





1

Беседа – демонстрация.







4 неделя сентяб.

3

Анкета по изучению отношения к своему здоровью.



1

Анкетиро-вание.





1 неделя октября

4

Режим дня. Режим питания.




1

Рассказ.





4 неделя октября

5

Первая помощь при солнечном ударе. Сумей предотвра-тить солнечный удар.


1

Диалог.



Совместно с медицинским работником.

1 неделя ноября

6

Курение – одна из вредных привычек. Анкета по изучению отношений школьников к курению.





1

Исследова-ние.






Совместно с социальным педагогом.

4 неделя ноября

7

Твое здоровье и гигиена.




1


Устный журнал.






1 неделя декабря

8

Утомление и переутомление.




1

Демонстра-ция.






4 неделя декабря

9

Тренинг здорового образа жизни.


1

Диалог, рисунок «Музей восковых фигур».




1

неделя января

10

Рабочее место, правила посадки, правильная осанка.





1

Информа-ционный семинар с игровыми элементами.






4 неделя января

11

Первая помощь при обморожении.




1

Рассказ с использо-ванием иллюстра-ций и нагляд-ностей.





Совместно с медицинским работником.

1 неделя февраля

12

Реклама табака и алкоголя.




1

Диспут.





Пригласить психолога.


4 неделя февраля

13

Сон – лучшее лекарство.



1


Устный журнал.





3 неделя марта

14

Как овладеть своими чувствами и эмоциями.


1

Дискуссия.




1 неделя марта

15

Коварная сигарета.




1

Информа-ционно-исследова-тельское занятие.





Совместно с социальным педагогом.

4 неделя апреля

16

Гигиена питания.


1


Рассказ.



Совместно с медицинским работником.

1неделя апреля

17

Без света нет зрения. Цветоощуще-ние.




1


Беседа, диалог.







1неделя мая

18

Влияние алкоголя на организм человека.




1

Дискуссия.






4 неделя мая


-9-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Классные часы и беседы по профилактике наркомании / Под ред. В. Аршинова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  2. Маронов П. Наркомания. Обратный эффект профилактики. – М., 2011.

  3. Мой выбор под ред. П.В.Половожец.-М., 2006.

  4. Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М.: МПСИ, 2009.

  5. Пайвина Е.Ю. Профилактика аддиктивного поведения подростков: теория и практика. – Ижевск, 2010.

  6. Педагогика здоровья под ред.В.Н.Касаткиной.-М.,2003.

  7. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе под ред.В.Н.Касаткиной.- М.,2005.

  8. Программа предупреждения курения в школе по ред. В.Н.Касаткиной. М.,2005.

  9. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении. Система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Под ред. Ю. Науменко. – М.: Глобус, 2009.

  10. Профилактика наркомании и здоровый образ жизни. – М., 2011.

Титов В.А.Социальная педагогика. – М., 2010.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!