Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №1
г. Апшеронск
Проект.
Программа:
Смешанная модель экологического обучения и воспитания
в системе дополнительного образования
«Зеленый мир».
Выполнила:
учитель биологии
МАОУЛ № 1
г. Апшеронск
Васильева Н.В.
АННОТАЦИЯ.
Экологическое образование в системе обучения должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого сделать каждого человека экологически грамотным.
Наша школа уникальное учебное учреждение, т.к. в ней обучаются дети более 30 национальностей. Понятно, что в таком многоликом и разноязычном коллективе обучение и воспитание в духе толерантности, взаимопонимания и терпимости приобретает особое значение.
На первый план выходит приобщение школьников к основам
социально-экологических знаний, комплексу научных отраслей, изучающих связь общественных структур и человека с природой и социальной средой обитания. В результате экологическое образование и воспитание приобретает социальные аспекты, а не общепринятые природоохранные.
Исходя из этого, экологию природной среды можно рассматривать как проявление генезиса и становление межкультурных взаимоотношений.
Экологическое обучение имеет междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии, истории, обществознания, русского языка и литературы и т.д., а также опирается на работу школьного научного экологического общества « Галантус». Программа НЭО включает в себя курс занятий по экологическому обучению.
Эколого-валеологическое направление рассматривается с точки зрения соотношения таких дисциплин как валеология – гигиена – экология человека. Они являются смежными науками и у них общий «фундамент» - здоровье человека, что особо актуально в свете внедряемых в образование здоровье сберегающих технологий.
Таким образом, содержание экологического образования комплексно, оно включает:
научные,
нравственные,
эстетические,
правовые,
личностные,
мировоззренческие,
практические аспекты.
Программа по экологическому обучению и воспитанию школьников реализуется через работу научного экологического общества
« Галантус».
Программа по экологическому обучению и воспитанию школьников «Зеленый мир».
Цель:
Экологическое обучения через систему научных экологических знаний во внеурочное время и интеграцию с другими дисциплинами, научно – исследовательских и практических работ.
Экологическое воспитание через формирование толерантности
к человеку и природе.
Задачи:
-экологическое образование через систему научно-исследовательской и практической деятельности учащихся;
экологическое воспитание через формирование толерантного отношения к человеку и природе;
экологизация образования через введение вопросов экологии в школьные предметы;
экологическое обучение учащихся на занятиях – практикумах
во внеурочное время;
приобретение учащимися экологических и природоохранных навыков;
воспитание экологической культуры, этики, толерантности;
ориентация на профессии, связанные с изучением природы.
Направления работы
экологическое экологическое
образование воспитание
Формы работы по направлениям:
научно-исследовательская деятельность;
интеграционное экологическое обучение;
слеты, конференции;
олимпиадное движение;
конкурсная деятельность;
лектории;
экскурсии;
экологический мониторинг;
пропаганда и агитация;
открытые мероприятия;
тематические классные часы и родительские собрания;
разработка и внедрение экологических проектов.
Ожидаемый результат по каждому направлению:
Эколого-валеологическое
сохранить здоровье и психику ребенка, формирующегося в условиях роста
информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса;
Осуществить экологический мониторинг состояния учебного учреждения по выбранным критериям;
Проанализировать полученные результаты исследований и выработать ряд рекомендаций, на основе которых будут внедряться элементы здоровье сберегающих технологий;
Создать комфортные условия в общеобразовательном учреждении для максимальной реализации учащимися своих умственных, физических и творческих способностей;
Пропагандировать здоровый образ жизни под девизом «Быть здоровым – это модно!».
Социальная экология
На основе анкетирования учащихся школы и психолого-педагогических исследований выявить наиболее проблемные аспекты во взаимоотношениях школьников;
Разработать эффективные меры по снижению конфликтных ситуаций и правонарушений через воспитание определенного типа взаимоотношений – толерантность: межличностную, национальную, этническую
Природоохранное
Пропагандирование экологического образования и воспитания;
Развитие научного мышления и мировоззрения, навыков учащихся через систему исследовательских работ и проектов направленных на решение экономических, экологических и социальных проблем;
Формирование познавательного интереса учащихся, так как экология – это область знаний, возникшая на стыке многих дисциплин.
Этапы программы:
Учебный год | Этапы программы | Состояние программы |
2012-2013 | I | Разработка |
2013-2014 | II | Внедрение и корректировка |
2014-2015 2015-2016 | III | Реализация |
2016-2017 | IV | Подведение итогов и анализ |
- учитель биологии МАОУЛ №1 Васильева Н.В.
- учитель биологии МАОУЛ №1 Дроздова Л.И.
- зам.директора по УВР МАОУЛ № Иноземцева М.В.
- зам.директора по ВР МАОУЛ Лытня Н.Э.
- педагог-психолог МАОУЛ №1
- медицинский работник
- учитель физики и информатики
МАОУЛ №1 Русяева А.В.
2012-2013 год: в разработке программы « Зеленый мир»
принимали участие члены школьного экологического
научного общества «Галантус» и педагоги школы.
Система работы
по
экологическому образованию
и воспитанию учащихся
МАОУЛ № 1
Тема:
Экологическое обучение через систему занятий во внеурочное время и интеграцию экологии и школьных дисциплин,
научно – исследовательскую деятельность.
Экологическое воспитание через формирование экологического сознания, толерантности.
Цель:
Экологическое обучения через систему научных экологических знаний во внеурочное время и интеграцию с другими дисциплинами, научно – исследовательских и практических работ.
Экологическое воспитание через формирование толерантности
к человеку и природе.
Задачи:
-экологическое образование через систему научно-исследовательской и практической деятельности учащихся;
экологическое воспитание через формирование толерантного отношения к человеку и природе;
экологизация образования через введение вопросов экологии в школьные предметы;
экологическое обучение учащихся на занятиях – практикумах
во внеурочное время;
приобретение учащимися экологических и природоохранных навыков;
воспитание экологической культуры, этики, толерантности;
ориентация на профессии, связанные с изучением природы.
Ответственный за экологическую работу в школе – учитель биологии первой категории Васильева Н.В.