Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 имени А.С.Пушкина
станицы Кавказская Муниципального образования Кавказский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №___
от_____________
Председатель педсовета
________________Колосова Г.И.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По «Развитию навыков социального и межличностного взаимодействия»
Ступень обучения (класс) основное общее образование 11 класс
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель Репко Наталия Васильевна
Программа разработана на основе элективного курса профориентационной направленности для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля обучения Д.А.Ершова; под. ред. Т.В.Черниковой
Издательство М.: «Глобус», 2007г.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа 1-го вида составлена на основе авторской программы элективного курса профориентационной направленности для учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля обучения «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия» Д.А.Ершова; под ред. Т.В.Черниковой. – М.: Глобус, 2007г.
Таблица тематического распределения количества часов в 11 классе.
№ п/п | Модули | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа |
1 | «Познакомьтесь со своим «Я» (в начале учебного года) | 2 | 2 |
2 | «Давайте говорить друг другу…» (общение) | 5 | 5 |
3 | «Властелин или раб самому себе ?» | 5 | 5 |
4 | «Homo creator» (творчество). | 4 | 4 |
5 | «Был ли прав Шекспир?» (игры, направленные на развитие личностного потенциала школьников) | 4 | 4 |
6 | «О душевной архитектуре». | 5 | 5 |
7 | «Мир вокруг нас» | 7 | 7 |
8 | «Познакомьтесь со своим «Я», (в конце учебного года) | 1 | 1 |
9 | Итоговый урок (предназначен для подведения итогов обучения, группового и индивидуального самоанализа). | 1 | 1 |
Тематический план курса «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия»
Название модуля и темы занятия | Общее количество часов | Теоретич. занятия (час) | Практич. занятия (час). | Примечания |
Модуль 1. «Познакомьтесь со своим «Я» | 2 | 1 | 1 | |
Модуль 2. «Давайте говорить друг другу…» | 5 | 1 | 4 | |
Урок 1. Конфликт. Введение | | 1 | - | |
Урок 2-3 «Разрешение конфликтов в школе» | | - | 2 | |
Урок 4. Эмпатия | | - | 1 | |
Урок 5. Театральная педагогика | | - | 1 | |
Модуль 3. «Властелин или раб самому себе» | 5 | 1 | 4 | |
Урок 1. Саморегуляция | | 1 | - | |
Урок 2. «Резервы нашего организма» | | - | 1 | |
Урок 3-4.Умей владеть собой? | | - | 2 | |
Урок 5. Саморегуляция в профессиональной и учебной деятельности | | - | 1 | |
Модуль 4. «Homo creator» | 4 | - | 4 | |
Урок 1-4 . Творческие способности | | - | 4 | |
Модуль 5. «Был ли прав Шекспир?» | 4 | 2 | 2 | |
Урок 1-2. Игра и школа | | 1 | 1 | |
Урок 3-4. Игра и развитие личности | | 1 | 1 | |
Модуль 6. «О душевной архитектуре» | 5 | 2 | 3 | |
Урок 1. Психология вокруг нас | | 1 | 1 | |
Урок 2-3. Способности | | 1 | 1 | |
Урок 4-5. Психология на каждый день | | - | 2 | |
Модуль 7. «Мир вокруг нас» | 7 | 3 | 4 | |
Урок 1. Социальная сфера общества | | 1 | - | |
Урок 5-7. Изменим мир к лучшему | | 1 | 2 | |
Урок 4-5. Психология на каждый день | | | | |
Модуль 8. «Познакомьтесь со своим «Я» | 1 | - | 1 | |
Итоговое занятие. Повторение и обобщение пройденного материала | 1 | - | 1 | |
Литература
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. - М., 1993.
2. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учись быть внимательным. - М., 1996.
3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд. Казанского у-та. 1988.
4. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. - М., 1993.
5. Арнаутов В. В., Саранов А. М., Сергеев Н. К. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационной образовательной системы: Методологический аспект. - Волгоград: Перемена, 2001.
6. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 3978.
7. Байбаков М. А. Введение в педагогику толерантности: учеб-метод, пособие / Под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002.-12 с.
8. Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. - М., 1997. и др.
9. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. литература, 1975. - 143.с.
10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.
11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., 1968.
12. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4.
13. Борытко Н. М., Кузибецкий А. Н. Разработка и экспертиза авторских учебных программ / Науч. ред. проф. В. В. Сериков. - Волго- Перемена, 1996.-80 с.
14,Братченко С. Л. Диалоги и жизнетворчество // Интеллектуальные системы и творчество. - Ч. 2. - Новосибирск, 1990.
15. Братченко С. Л. Верим ли мы в ребенка, или Что такое личностный рост с позиции гуманистической психологии // Педагогика развития. - Красноярск, 1996.
16. Вайсбург А. А. Организация профориентационной работы, ПТУ, предприятия. - М., 1986.
17. Вообрази себе. Поиграем - Помечтаем. - М., 1994.
18. Воробьев Н. Е., Мизюрова Э. Ю. Развитие творческой активен студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла (на гериале преподавания иностранного языка в неязыковом вузе): 'Нография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 184 с.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________ Рябчук Т. И
Элективный курс для учащихся 11 класса «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия» является логическим продолжением курса «Творческое развитие личности» для 10 класса, однако допускается его использование в качестве отдельного учебного предмета.
Программа для 11 класса по объему составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу весь год или спаренными часами в течение любого учебного полугодия.
Содержание программы направлено на развитие коммуникативных, организаторских способностей, а также мотивации и навыков организации работы по самосовершенствованию. В целом данный элективный курс обладает социальной направленностью, затрагивает вопросы социального проектирования, управления, самоорганизации.
В основе курса также лежат общечеловеческие ценности: свобода, творчество, духовность, гуманность, индивидуальность и др.
В целом, программа направлена на развитие личностного потенциала школьников, в первую очередь творческого. Структура курса аналогична программе для 10 класса, однако модули «Давайте говорить друг другу...», «Был ли прав Шекспир», «Ноmо сгеаtог» направлены или на углубление подготовки по соответствующим темам (проблемы творчества, игры и т.п.), или рассматривают новые аспекты своей проблематики.
Модуль «Все выше, выше и выше...», направленный на самосовершенствование, заменен на модуль «Властелин или раб самому себе», ориентированный на формирование навыков психической саморегуляци, т.к эффективная деятельность саморегуляции, невозможна без опоры на самопознание.
Формирование способности владеть собой, управлять своими состояниями способствует формированию мотивации к дальнейшей работе над собой с целью саморазвития. В целом, как первый, так и второй модули направлены на развитие личностного и волевого компонентов творческих способностей личности.
Модуль «Познакомьтесь со своим «Я» повторяет модуль за 10 класс. Его цель - предоставить диагностическую информацию педагогу, отследить изменения в личности учащихся за период каникул. Диагностические методики могут быть оставлены без изменений, а могут быть заменены на другие по усмотрению преподавателя. Главное требование - сохранение направленности диагностики. Соответственно, продолжается работа с картой саморазвития личности.
В состав курса вошли два новых модуля: «О душевной архитектуре» и «Мир вокруг нас». Первый направлен на знакомство с основами психологии личности и предоставляет учащимся необходимый минимум информации по психологии. Второй связан с изучением социума, в котором живут учащиеся, формированием мотивации к его изменению в лучшую сторону.
Курс «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия» в целом
способствует развитию компонентов творческих способностей личности.
К концу изучения курса учащиеся должны знать: круг явлений в обществе, охватываемых социальной и социально-педагогической деятельностью, знать свои личностные особенности, способности и способы их совершенствования (достижения), основы организации и управления совместной творческой деятельности. Основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, необходимые каждому гражданину общества и достаточные для профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере
У школьников должны быть сформированы навыки: саморегуляции психических состояний, планирования и организации собственной деятельности. Школьники должны владеть элементарными навыками социального проектирования, умениями организовать досуговую и социально значимую совместную деятельность.
В конце изучения курса у школьников должны произойти значимые изменения в развитии личности, в частности, в уровне развития творческих и коммуникативных способностей, способности к самоорганизации, мотивационной сфере личности. В конце курса школьники должны, в основном, определиться с выбором будущей профессии либо определенной группы профессий.
Основные методы: беседы, лекции, дискуссии, круглый стол, ролевые игры, элементы тренинга, написание сочинений, докладов, разработка исследовательских проектов социальной направленности.
Содержание данного элективного курса состоит из следующих модулей:
1.....«Познакомьтесь со своим «Я» (самопознание, 3 часа).
2.. «Давайте говорить друг другу...» (конфликтология, 5 часов).
3. «Властелин или раб самому себе» (саморегуляция, 5 часов).
4. «Ноmо сгеаtог» (творчество, 4 часа).
5. «Был ли прав Шекспир?» (игры, направлены на развитие личностного потенциала школьников, 4 часа).
6. «О душевной архитектуре (основы психологических знаний, 5 часов).
7. «Мир вокруг нас» (социальное проектирование, 7 часов)
8. Итоговый урок предназначен для подведения итогов обучения, группового и индивидуального самоанализа (1 час).
Согласовано
заместитель директора по УВР
_____________________
«____»___________20___года
Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 имени А.С.Пушкина
станицы Кавказская Муниципального образования Кавказский район
Календарно - тематическое планирование
По «Развитию навыков социального и межличностного взаимодействия»
Класс 11
Учитель Репко Наталия Васильевна
Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Репко Наталии Васильевны_
утвержденной, решение педсовета от 30.08.13г. протокол № 1
(указать Ф. И. О. учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Оборудова ние |
План | Факт |
«Познакомьтесь со своим «Я» | 2 | | | |
1 | Изучение структуры личности человека, структура личности учителя, понятие качеств личности. | 1 | | | Презентация |
2 | Понятие диагностики и методов, направленных на выявление творческих способностей личности. |
1 | | | Наглядный материал |
«Давайте говорить друг другу…» | 5 | | | |
3 | Конфликт. Понятие общения, взаимодействия, субъект-субъектные взаимоотношения, условия эффективного общения. | 1 | | | Наглядный материал, |
4 | «Разрешение конфликтов в школе». | 1 | | | Опросник |
5 | Посредничество как технология разрешения конфликтных ситуаций. | 1 | | | Презентация |
6 | Эмпатия. Роль эмпатии в организации продуктивного взаимодействия. | 1 | | | Опросник |
7 | «Театральная педагогика». Актерские способности и их роль в профессиях социальной направленности. | 1 | | | Наглядный материал |
«Властелин или раб самому себе» | 5 | | | |
8 | Саморегуляция. | 1 | | | Бумага, карандаши. |
9 | «Резервы нашего организма». | 1 | | | Бумага, карандаши. |
10 | Умей владеть собой? Способы саморегуляции психических и эмоциональных состояний человека. | 1 | | | Опросник |
11 | Саморегуляция в профессиональной и учебной деятельности. | 1 | | | Опросник |
12 | Освоение основных методов и приемов саморегуляции посредством психотехнических игр и упражнений мозговой гимнастики. | 1 | | | Диагностические методики |
«Homo creator» | 4 | | | |
13 | Творческие способности, их структура. | 1 | | | Наглядный материал |
14 | Основные средства и методы развития творческих способностей личности. | 1 | | | Карточки с заданиями |
15 | Основные пути и способы развития способностей. | 1 | | | Наглядный материал |
16 | Упражнения и игры направленные на развитие творческих педагогических способностей личности учащихся. | 1 | | | Карточки с заданиями |
«Был ли прав Шекспир?» | 4 | | | |
17 | Игра и школа. Значение игр для развития творческих способностей личности. | 1 | | | Карточки с заданиями |
18 | Игры, направленные на развитие творческих способностей личности. | 1 | | | Карточки с заданиями |
19 | Самопознание и самосовершенствование при помощи игровых методов. | 1 | | | Диагностические методики |
20 | Игра и развитие личности. Игра и самосовершенствование. | 1 | | | Карточки с заданиями |
«О душевной архитектуре» | 5 | | | Карточки с заданиями |
21 | Психология вокруг нас. Психология как наука. | 1 | | | Карточки с заданиями |
22 | Способности. Понятие способностей в психологии. | 1 | | | Наглядный материал |
23 | Психология на каждый день. Психология личности, характер человека. | 1 | | | Наглядный материал |
24 | Роль психологических знаний в повседневной жизни. | 1 | | | Наглядный материал |
25 | Понятие индивид, индивидуальность, личность. | 1 | | | Наглядный материал |
«Мир вокруг нас» | 7 | | | Наглядный материал, |
26 | Социальная сфера общества. Понятие социальной сферы общества, ее структура. | 1 | | | Наглядный материал |
27 | Понятие социума. Взаимовлияние человека и социума. | 1 | | | Карточки с заданиями |
28 | Мы и наше окружение. | 1 | | | Карточки с заданиями |
29 | Микросоциум и его влияние на личность. Необходимость изучения микросоциума. | 1 | | | Прзентация |
30 | Пути и способы повышения благоприятности микросоциума для личности школьника. | 1 | | | Карточки с заданиями |
31 | Изменим мир к лучшему. Понятие социального проектирования и программирования. | 1 | | | Карточки с заданиями |
32 | Особенности социальных проектов, их направленность. | 1 | | | Презентация |
Познакомьтесь со своим «Я» | 2 | | | |
33 | Проведение диагностических методик направленных на выявление творческих способностей. | 1 | | | Диагностики, бланки |
34 | Итоговое занятие, повторение и обобщение пройденного материала | 1 | | | |