СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по элективному курсу «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование для психологов и классных руководителей по элективному курсу "Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия"

Просмотр содержимого документа
«Программа по элективному курсу «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия»»

Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 имени А.С.Пушкина

станицы Кавказская Муниципального образования Кавказский район





УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №___

от_____________

Председатель педсовета

________________Колосова Г.И.

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По «Развитию навыков социального и межличностного взаимодействия»

Ступень обучения (класс) основное общее образование 11 класс

Количество часов 34 Уровень базовый



Учитель Репко Наталия Васильевна



Программа разработана на основе элективного курса профориентационной направленности для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля обучения Д.А.Ершова; под. ред. Т.В.Черниковой



Издательство М.: «Глобус», 2007г.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

Пояснительная записка

Рабочая программа 1-го вида составлена на основе авторской программы элективного курса профориентационной направленности для учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля обучения «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия» Д.А.Ершова; под ред. Т.В.Черниковой. – М.: Глобус, 2007г.


Таблица тематического распределения количества часов в 11 классе.

№ п/п

Модули

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1

«Познакомьтесь со своим «Я» (в начале учебного года)

2

2

2

«Давайте говорить друг другу…» (общение)

5

5

3

«Властелин или раб самому себе ?»

5

5

4

«Homo creator» (творчество).

4

4

5

«Был ли прав Шекспир?» (игры, направленные на развитие личностного потенциала школьников)

4

4

6

«О душевной архитектуре».

5

5

7

«Мир вокруг нас»

7

7

8

«Познакомьтесь со своим «Я», (в конце учебного года)

1

1

9

Итоговый урок (предназначен для подведения итогов обучения, группового и индивидуального самоанализа).

1

1



Тематический план курса «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия»

Название модуля и темы занятия

Общее количество часов

Теоретич. занятия (час)

Практич. занятия (час).

Примечания

Модуль 1. «Познакомьтесь со своим «Я»

2

1

1


Модуль 2. «Давайте говорить друг другу…»

5

1

4


Урок 1. Конфликт. Введение


1

-


Урок 2-3 «Разрешение конфликтов в школе»


-

2


Урок 4. Эмпатия


-

1


Урок 5. Театральная педагогика


-

1


Модуль 3. «Властелин или раб самому себе»

5

1

4


Урок 1. Саморегуляция


1

-


Урок 2. «Резервы нашего организма»


-

1


Урок 3-4.Умей владеть собой?


-

2


Урок 5. Саморегуляция в профессиональной и учебной деятельности


-

1


Модуль 4. «Homo creator»


4


-


4


Урок 1-4 . Творческие способности


-

4


Модуль 5. «Был ли прав Шекспир?»

4

2

2


Урок 1-2. Игра и школа


1

1


Урок 3-4. Игра и развитие личности


1

1


Модуль 6. «О душевной архитектуре»

5

2

3


Урок 1. Психология вокруг нас


1

1


Урок 2-3. Способности


1

1


Урок 4-5. Психология на каждый день


-

2


Модуль 7. «Мир вокруг нас»

7

3

4


Урок 1. Социальная сфера общества


1

-


Урок 5-7. Изменим мир к лучшему


1

2


Урок 4-5. Психология на каждый день





Модуль 8. «Познакомьтесь со своим «Я»

1

-

1


Итоговое занятие. Повторение и обобщение пройденного материала

1

-

1






Литература

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Сво­боды. - М., 1993.

2. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учись быть внимательным. - М., 1996.

3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания твор­ческой личности. Изд. Казанского у-та. 1988.

4. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекционные и разви­вающие игры для младших школьников. - М., 1993.

5. Арнаутов В. В., Саранов А. М., Сергеев Н. К. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационной обра­зовательной системы: Методологический аспект. - Волгоград: Пере­мена, 2001.

6. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 3978.

7. Байбаков М. А. Введение в педагогику толерантности: учеб-метод, пособие / Под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002.-12 с.

8. Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. - М., 1997. и др.

9. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худ. ли­тература, 1975. - 143.с.

10. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., 1968.

12. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4.

13. Борытко Н. М., Кузибецкий А. Н. Разработка и экспертиза ав­торских учебных программ / Науч. ред. проф. В. В. Сериков. - Волго- Перемена, 1996.-80 с.

14,Братченко С. Л. Диалоги и жизнетворчество // Интеллектуальные системы и творчество. - Ч. 2. - Новосибирск, 1990.

15. Братченко С. Л. Верим ли мы в ребенка, или Что такое лич­ностный рост с позиции гуманистической психологии // Педагогика развития. - Красноярск, 1996.

16. Вайсбург А. А. Организация профориентационной работы, ПТУ, предприятия. - М., 1986.

17. Вообрази себе. Поиграем - Помечтаем. - М., 1994.

18. Воробьев Н. Е., Мизюрова Э. Ю. Развитие творческой актив­ен студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла (на гериале преподавания иностранного языка в неязыковом вузе): 'Нография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 184 с.



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ Рябчук Т. И



Элективный курс для учащихся 11 класса «Развитие навыков социального и межличностного взаимодействия» является логическим продолжением курса «Творческое развитие личности» для 10 класса, однако допускается его использование в качестве отдельного учебно­го предмета.

Программа для 11 класса по объему составляет 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу весь год или спаренны­ми часами в течение любого учебного полугодия.

Содержание про­граммы направлено на развитие коммуникативных, организаторских способностей, а также мотивации и навыков организации работы по самосовершенствованию. В целом данный элективный курс обладает социальной направленностью, затрагивает вопросы социального про­ектирования, управления, самоорганизации.

В основе курса также лежат общечеловеческие ценности: свобо­да, творчество, духовность, гуманность, индивидуальность и др.

В целом, программа направлена на развитие личностного по­тенциала школьников, в первую очередь творческого. Структура кур­са аналогична программе для 10 класса, однако модули «Давайте го­ворить друг другу...», «Был ли прав Шекспир», «Ноmо сгеаtог» на­правлены или на углубление подготовки по соответствующим темам (проблемы творчества, игры и т.п.), или рассматривают новые аспекты своей проблематики.

Модуль «Все выше, выше и выше...», направленный на самосо­вершенствование, заменен на модуль «Властелин или раб самому се­бе», ориентированный на формирование навыков психической само­регуляци, т.к эффективная деятельность саморегу­ляции, невозможна без опоры на самопознание.

Формирование способности владеть собой, управлять своими состояниями спо­собствует формированию мотивации к дальнейшей работе над собой с целью саморазвития. В целом, как первый, так и второй модули на­правлены на развитие личностного и волевого компонентов творче­ских способностей личности.

Модуль «Познакомьтесь со своим «Я» повторяет модуль за 10 класс. Его цель - предоставить диагностическую информацию пе­дагогу, отследить изменения в личности учащихся за период каникул. Диагностические методики могут быть оставлены без изменений, а могут быть заменены на другие по усмотрению преподавателя. Глав­ное требование - сохранение направленности диагностики. Соответ­ственно, продолжается работа с картой саморазвития личности.

В состав курса вошли два новых модуля: «О душевной архитек­туре» и «Мир вокруг нас». Первый направлен на знакомство с осно­вами психологии личности и предоставляет учащимся необходимый минимум информации по психологии. Второй связан с изучением со­циума, в котором живут учащиеся, формированием мотивации к его изменению в лучшую сторону.


Курс «Развитие навыков социального и межличностного взаи­модействия» в целом

способствует развитию компонентов творческих способностей личности.

К концу изучения курса учащиеся должны знать: круг явлений в обществе, охватываемых социальной и социально-педагогической деятельностью, знать свои личностные особенности, способности и способы их совершенствования (достижения), основы организации и управления совместной творческой деятельности. Основы психолого-педагогических знаний о воспитании и развитии человека, необходи­мые каждому гражданину общества и достаточные для профессио­нальной деятельности в социально-гуманитарной сфере

У школьников должны быть сформированы навыки: саморегу­ляции психических состояний, планирования и организации собствен­ной деятельности. Школьники должны владеть элементарными навы­ками социального проектирования, умениями организовать досуговую и социально значимую совместную деятельность.

В конце изучения курса у школьников должны произойти зна­чимые изменения в развитии личности, в частности, в уровне развития творческих и коммуникативных способностей, способности к самоор­ганизации, мотивационной сфере личности. В конце курса школьники должны, в основном, определиться с выбором будущей профессии либо определенной группы профессий.

Основные методы: беседы, лекции, дискуссии, круглый стол, ролевые игры, элементы тренинга, написание сочинений, докладов, разработка исследовательских проектов социальной направленности.


Содержание данного элективного курса состоит из следующих модулей:


1.....«Познакомьтесь со своим «Я» (самопознание, 3 часа).

2.. «Давайте говорить друг другу...» (конфликтология, 5 часов).

3. «Властелин или раб самому себе» (саморегуляция, 5 часов).

4. «Ноmо сгеаtог» (творчество, 4 часа).

5. «Был ли прав Шекспир?» (игры, направлены на развитие личностного потенциала школьников, 4 часа).

6. «О душевной архитектуре (основы психологических знаний, 5 часов).

7. «Мир вокруг нас» (социальное проектирование, 7 часов)

8. Итоговый урок предназначен для подведения итогов обучения, группового и индивидуального самоанализа (1 час).
























Согласовано

заместитель директора по УВР

_____________________

«____»___________20___года




Краснодарский край Кавказский район станица Кавказская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 имени А.С.Пушкина

станицы Кавказская Муниципального образования Кавказский район



Календарно - тематическое планирование

По «Развитию навыков социального и межличностного взаимодействия»

Класс 11

Учитель Репко Наталия Васильевна

Количество часов: всего 34 часа, в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

Репко Наталии Васильевны_

утвержденной, решение педсовета от 30.08.13г. протокол № 1

(указать Ф. И. О. учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)



п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Оборудова

ние

План

Факт


«Познакомьтесь со своим «Я»

2




1

Изучение структуры личности человека, структура личности учителя, понятие качеств личности.

1



Презентация

2

Понятие диагностики и методов, направленных на выявление творческих способностей личности.



1



Наглядный материал

«Давайте говорить друг другу…»

5





3

Конфликт. Понятие общения, взаимодействия, субъект-субъектные взаимоотношения, условия эффективного общения.

1



Наглядный материал,


4

«Разрешение конфликтов в школе».

1



Опросник

5

Посредничество как технология разрешения конфликтных ситуаций.

1



Презентация


6

Эмпатия. Роль эмпатии в организации продуктивного взаимодействия.

1



Опросник

7

«Театральная педагогика». Актерские способности и их роль в профессиях социальной направленности.

1



Наглядный материал

«Властелин или раб самому себе»

5




8

Саморегуляция.

1



Бумага, карандаши.

9

«Резервы нашего организма».

1



Бумага, карандаши.

10

Умей владеть собой? Способы саморегуляции психических и эмоциональных состояний человека.

1



Опросник

11

Саморегуляция в профессиональной и учебной деятельности.

1



Опросник

12

Освоение основных методов и приемов саморегуляции посредством психотехнических игр и упражнений мозговой гимнастики.

1



Диагностические методики

«Homo creator»

4




13

Творческие способности, их структура.

1



Наглядный материал

14

Основные средства и методы развития творческих способностей личности.

1



Карточки с заданиями

15

Основные пути и способы развития способностей.

1



Наглядный материал

16

Упражнения и игры направленные на развитие творческих педагогических способностей личности учащихся.

1



Карточки с заданиями

«Был ли прав Шекспир?»

4




17

Игра и школа. Значение игр для развития творческих способностей личности.

1



Карточки с заданиями

18

Игры, направленные на развитие творческих способностей личности.

1



Карточки с заданиями

19

Самопознание и самосовершенствование при помощи игровых методов.

1



Диагностические методики

20

Игра и развитие личности. Игра и самосовершенствование.

1



Карточки с заданиями

«О душевной архитектуре»

5



Карточки с заданиями

21

Психология вокруг нас. Психология как наука.

1



Карточки с заданиями

22

Способности. Понятие способностей в психологии.

1



Наглядный материал

23

Психология на каждый день. Психология личности, характер человека.

1



Наглядный материал

24

Роль психологических знаний в повседневной жизни.

1



Наглядный материал

25

Понятие индивид, индивидуальность, личность.

1



Наглядный материал

«Мир вокруг нас»

7



Наглядный материал,

26

Социальная сфера общества. Понятие социальной сферы общества, ее структура.

1



Наглядный материал

27

Понятие социума. Взаимовлияние человека и социума.

1



Карточки с заданиями

28

Мы и наше окружение.

1



Карточки с заданиями

29

Микросоциум и его влияние на личность. Необходимость изучения микросоциума.

1



Прзентация

30

Пути и способы повышения благоприятности микросоциума для личности школьника.

1



Карточки с заданиями

31

Изменим мир к лучшему. Понятие социального проектирования и программирования.

1



Карточки с заданиями

32

Особенности социальных проектов, их направленность.

1



Презентация

Познакомьтесь со своим «Я»

2




33

Проведение диагностических методик направленных на выявление творческих способностей.

1



Диагностики, бланки

34

Итоговое занятие, повторение и обобщение пройденного материала

1

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!