СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по философии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для дополнительных занятий по философии в младших классах

В отличие от большинства существующих на сегодняшний день курсов, программа «Философия для учащихся младшего школьного возраста» прямо ориентирована на воспитание, социализацию, развитие основ мировоззрения и личности учащихся. 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа по философии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Философия для учащихся младшего школьного возраста» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе образовательной программы «Философия для детей», автора М.В. Телегина.

В отличие от большинства существующих на сегодняшний день курсов, программа «Философия для учащихся младшего школьного возраста» прямо ориентирована на воспитание, социализацию, развитие основ мировоззрения и личности учащихся. К числу важнейших задач программы относятся:

- формирование рефлексивного, творческого и логического компонента в мышлении детей, умения доказательно и последовательно излагать свою точку зрения;

- создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия учащимися норм этики и морали, присвоения высоких образцов духовной культуры человечества;

- выработка способности слушать и слышать другого, достигать взаимопонимания с партнерами по общению;

- развитие речи и коммуникативных навыков;

- освоение философствования, как способа разрешения сложных жизненных коллизий и проблем, деятельности по созиданию собственного мировоззрения и ценностей, позволяющих ориентироваться в социальном мире;

- помощь ребенку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом школьного обучения (кризиса 7 лет).

Занятия по программе «Философия для учащихся младшего школьного возраста» осуществляется в форме особых мировоззренческих, философских диалогов, бесед.


Целью программы является когнитивное, эмоциональное и нравственное развитие младших школьников, создающее фундамент всестороннего личностного развития, широкая пропаганда философских знаний.


Задачи программы:

Обучающие

  • Сформировать основы философской культуры, включающей: познавательную активность, гибкость мышления, мировоззренческий поиск.

  • Сформировать устойчивый интерес к осмыслению традиционных философских проблем: истины/лжи, знания/незнания, прекрасного/безобразного и др.

Развивающие

  • улучшить качество мышления,

  • повысить креативность;

  • активизировать развитие спонтанных философских представлений у детей;

  • сформировать навыки самостоятельного принятия решения;

  • стимулировать развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников.

Воспитательные

  • сформировать основы культуры диалога, толерантности, моральной ответственности;

  • стимулировать становление мировоззренческих ориентиров;

  • воспитать уважение к чужому мнению, умение выслушивать других.


Отличительные особенности данной программы.

«Философия для детей» – образовательная программа, направленная на воспитание, развитие мировоззренческих представлений детей, формирование основ логического, рефлексивного, творческого мышления. Каждый ребенок - стихийный философ, потребность в философствовании – его возрастная особенность. Программа включает в себя специально организованные уроки и самостоятельные творческие задания.


Сроки реализации программы

Образовательная программа рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 140 часов.

Возраст детей: 7 – 10 лет.


Формы и режим занятий

В данной образовательной программе используются следующие формы занятий:

• беседа

• игра

• самостоятельная индивидуальная работа

  • творческие задания


Структура занятия

Каждое занятие строится по принципу сочетания беседы и игры. Особое значение

имеют самостоятельная работа, которая проводится здесь же, но без непосредственного участия педагога, в функции которого входит индивидуальная помощь обучающимся во время проведения занятий.

Занятия проходят раз в неделю по 1 часу.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 класс.

раздела

Тема

Количество часов

  1. Беседы о красоте

ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА

2

ГАРМОНИЯ – ОСНОВА КРАСОТЫ И СОЗИДАНИЯ

1

УМЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ КРАСОТУ

1

ЛЮБОВЬ К КРАСОТЕ ТВОРИТ ЧУДЕСА

1

КРАСИВОЕ НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ

1

СЧАСТЬЕ ЧУВСТВОВАТЬ КРАСОТУ

1

КАК КРАСОТА СЕРДЦА ЗАЖИГАЕТ

2

О КРАСОТЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ

1

КРАСОТА НАСТОЯЩАЯ И ОБМАНЧИВАЯ

1

КУЛЬТУРА – КРАСОТА, СОЗДАВАЕМАЯ ЧЕЛОВЕКОМ

1

ВОЗВЫШЕННОЕ И НИЗМЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

2

КРАСОТА РАЗНООБРАЗИЯ И НЕПОВТОРИМОСТИ

2

МЕЧТЫ О ПРЕКРАСНОМ

1

КРАСОТА МЕЧТАНИЙ О БУДУЩЕМ И НОВОМ

1


Подведение итогов

1


Итого:

19

Беседы о сердце и любви

СЕРДЦЕ И УМ ЧЕЛОВЕКА


1


ГОЛОС ДУШИ, ИДУЩИЙ ИЗ СЕРДЦА

1


СОВЕСТЬ – УЧИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА

1


СВЕТЛЫЕ СЕРДЕЧНЫЕ ЧУВСТВА И ПЛАМЕННОСТЬ СЕРДЦА

1


БОГАТСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА

1


ЛЕД БЕССЕРДЕЧИЯ И БЕЗДУШИЯ

1


ЛЮБОВЬ – САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ЧУВСТВО ЧЕЛОВЕКА

2


ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ

2


БЛАГОРОДСТВО И ВЕЛИКОДУШИЕ – ШИРОТА И ВЕЛИЧИЕ ДУШИ

2


ЭГОИЗМ И СЕБЯЛЮБИЕ – ИСПОРЧЕННАЯ ЛЮБОВЬ

1


СИЛА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1


ДРУЖБА И УМЕНИЕ БЫТЬ ДРУГОМ

1


Подведение итогов

1


Итого:

16


2 класс.

раздела

Тема

Количество часов

  1. Беседы о нравственности

  1. ОТНОСИСЬ К ДРУГОМУ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ

1


  1. ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

1


  1. СТАРАТЬСЯ ВИДЕТЬ ХОРОШЕЕ В ДРУГИХ

1


  1. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ДРУЖЕЛЮБИЕ

1


  1. ВРЕД ОТ ЗЛОМЫСЛИЯ, ЗЛОСЛОВИЯ, РУГАНИ

1


  1. ЗЛОРАДСТВО, ЗЛОНАМЕРЕННОСТЬ, КОВАРСТВО

2


  1. О МИЛОСЕРДИИ И СОСТРАДАНИИ

1


  1. ДЕЙСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ И БЕЗДЕЙСТВЕННАЯ ЖАЛОСТЬ

1


  1. О СНИСХОЖДЕНИИ И ТЕРПИМОСТИ

1


  1. ОСУЖДЕНИЕ И НЕТЕРПИМОСТЬ

1


  1. О ПОЛЕЗНОСТИ ПРОЩЕНИЯ

1


  1. МЕСТЬ И НЕНАВИСТЬ

1


  1. ГРУБОСТЬ И ЖЕСТОКОСТЬ

1


  1. ЧЕЛОВЕК, ДАЮЩИЙ И ЧЕЛОВЕК БЕРУЩИЙ. РАДОСТЬ ПОМОЩИ И ОТДАЧИ

2


  1. ЖЕРТВА И САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ДЛЯ БЛАГА ДРУГИХ

1


  1. КРАСОТА САМООТВЕРЖЕННОСТИ В ПОДВИГЕ И ГЕРОИЗМЕ.

1


  1. ЗАБОТА О ДРУГИХ. ЧУВСТВО ДОЛГА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

2


  1. ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ

1


  1. ВЕЖЛИВОСТЬ – ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ПРИМИРЕНИЯ ЛЮДЕЙ

1


  1. ИСКРЕННОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПРЯМОТА

1


  1. ЛЖИВОСТЬ, ВРАНЬЕ, ОБМАН

1


  1. ЛИЦЕМЕРИЕ, ДВУЛИЧИЕ, НЕИСКРЕННОСТЬ

1


  1. ВЫСОКОМЕРИЕ, ЗАЗНАЙСТВО, ЧЕСТОЛЮБИЕ

1


  1. НАДЕЖНОСТЬ, ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ

2


  1. ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ – БЛАГОРОДСТВО ДУШИ

1


  1. БЕСКОРЫСТИЕ И КОРЫСТОЛЮБИЕ

1


  1. О ЩЕДРОСТИ И ЖАДНОСТИ

1


  1. О СПРАВЕДЛИВОСТИ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

1


  1. УПРЯМСТВО В ПЛОХОМ – САМОЕ ГЛУПОЕ КАЧЕСТВО

1


  1. ХВАСТОВСТВО И ЗАВИСТЬ – ДВА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОИЗМА

1


Подведение итогов

1


Итого:

35


3 класс

раздела

Тема

Количество часов

  1. Беседы о мышлении

  1. О ЗНАЧЕНИИ МЫСЛИ И КАЧЕСТВЕ МЫШЛЕНИЯ

1


  1. КОНТРОЛЬ НАД МЫШЛЕНИЕМ И ЕГО ОЧИЩЕНИЕ.

1


  1. УМЕТЬ ДУМАТЬ НАПЕРЁД. ПРИНЯТИЕ НЕОБДУМАННЫХ ПОСПЕШНЫХ РЕШЕНИЙ.

2


  1. НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ УГЛУБЛЯЮТ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА

1


  1. ВООБРАЖЕНИЕ – ВАЖНОЕ ТВОРЧЕСТВО УМА И ЕГО ДВИЖУЩАЯ СИЛА

1


Подведение итогов

1


Итого:

7

  1. Беседы о мудром

  1. УЧЕНИЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА

1


  1. БЛАГО ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ВРЕД НЕВЕЖЕСТВА

1


  1. ПРЕОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ, ЧЕЛОВЕК РАСТЕТ

1


  1. ТВОРЧЕСТВО В РАБОТЕ. УМЕНИЕ ПОЛЮБИТЬ РАБОТУ

1


  1. О ВРЕДЕ УНЫНИЯ, ОБИДЫ, ВОЛНЕНИЙ

1


  1. КАЖДЫЙ ВИДИТ СВОЁ. О ПРЕДВЗЯТОСТИ И ПРЕДУБЕЖДЕНИИ.

2


  1. УВАЖЕНИЕ К СВОБОДЕ МНЕНИЯ И ВЫБОРУ ДРУГИХ

2


  1. СВОБОДНЫЙ ВЫБОР МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ

1


  1. CУРOBOЕ И СПРАВЕДЛИВОЕ ДОБРО

1


  1. НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ. НЕ ОТВЕЧАТЬ НА ЗЛО НОВЫМ ЗЛОМ

1


  1. ЗНАЙ МЕРУ. ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА И КРАЙНОСТИ

2


  1. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ НАС МИРУ. ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ

1


  1. КОРОТКОЕ НАСТОЯЩЕЕ И ДОЛГОЕ БУДУЩЕЕ

1


  1. О ВОЗВРАТЕ К ПРОШЛОМУ И СТРЕМЛЕНИИ В БУДУЩЕЕ

1


  1. О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ И О БОРЬБЕ С НИМИ

1


  1. С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ ОТ ТОГО И НАБЕРЕШЬСЯ

1


  1. СИЛА ЕДИНЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВА И СПЛОЧЕННОСТИ

1


  1. СОБСТВЕННОСТЬ И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ

1


  1. ВРЕД ОТ ПОВЫШЕННЫХ ЗАПРОСОВ. ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ИМЕЕМ.

2


  1. О СТРАХАХ И О ТОМ, КАК ИХ ПОБЕДИТЬ

2


  1. МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ. ИХ РАЗНАЯ, НО РАВНОЗНАЧНАЯ РОЛЬ В ЖИЗНИ

2


Подведение итогов

1


Итого:

28


4 класс.

раздела

Тема

Количество часов

  1. Беседы о воле

  1. ВОЛЯ – ОСОБАЯ ВНУТРЕННЯЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА

1


  1. СЛАБОВОЛИЕ И БЕЗВОЛИЕ – ВНУТРЕННЯЯ СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

2


  1. ВОЛЯ, СЛУЖАЩАЯ ДОБРУ И ЗЛУ, ВОЗВЫШЕННОМУ И НИЗМЕННОМУ

1


  1. УСТРЕМЛЕНИЕ – УМЕНИЕ СОБРАТЬ ВОЛЮ ВОЕДИНО.

1


  1. ВЕРА В СЕБЯ УСИЛИВАЕТ ВОЛЮ. СИЛА ДУХА И РЕШИТЕЛЬНОСТЬ В ДЕЙСТВИЯХ

1


  1. СОБРАННОСТЬ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ И ТЕРПЕНИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЛЮ

1


  1. МУЖЕСТВО И БЕССТРАШИЕ. ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ

2


  1. СТОЙКОСТЬ, УПОРСТВО И НАСТОЙЧИВОСТЬ – ТВЕРДОСТЬ ВОЛИ

2


  1. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ, СДЕРЖАННОСТЬ.

1


  1. ТРУДОЛЮБИЕ И ПРАЗДНОСТЬ. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА И ВРЕД БЕЗДЕЛЬЯ

2


  1. ПОСТОЯННЫЙ ТРУД И ПОЗНАНИЕ. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТДЫХ

1


  1. ИНИЦИАТИВНОСТЬ И ЭНТУЗИАЗМ – ГОРЕНИЕ ДУШИ И АКТИВНОСТЬ ВОЛИ

2


Подведение итогов

1


Итого:

18

  1. Беседы о высшем

  1. ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ ВОКРУГ НАС

1


  1. НЕОБЫЧНОЕ И НЕПОНЯТНОЕ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

1


  1. О ДОВЕРИИ, ВЕРЕ И СОМНЕНИИ

2


  1. ДОПУЩЕНИЕ И ОТВЕРЖЕНИЕ НЕОБЫЧНОГО И НЕПОНЯТНОГО

1


  1. БОГ – ЛЮБОВЬ, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ И СОЗДАЮЩАЯ ЖИЗНЬ

2


  1. ДУША – ЧАСТИЦА БОГА. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША

2


  1. КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ

2


  1. МОЛИТВА ВОЗВЫШЕННОЕ ОБЩЕНИЕ, УЛУЧШАЮЩЕЕЧЕЛОВЕКА

1


  1. ЕДИНСТВО РЕЛИГИЙ – УЧЕНИЙ О ПУТЯХ, ВЕДУЩИХ К БОГУ

1


  1. ЖИЗНЬ ДУШИ И ТЕЛА

1


Подведение итогов

1


Итого:

15







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

1 класс.

1 раздел. Беседы о красоте (19 часов)

В этом разделе учащиеся узнают о понятии красоты и безобразия, научатся чувствовать красоту, поймут разницу красоты внутренней и внешней, научатся отличать настоящую красоту от обманчивой.

2 раздел. Беседы о сердце и любви (16 часов)

Учащиеся узнают о разных сторонах нашего сердца, на что оно способно, что такое душа, и какой разной бывает любовь и в чем она проявляется.


2 класс.

Беседы о нравственности (35 часов)

Нравственность – понятие не однозначное и в этом учащиеся смогут убедиться. Они поймут, что нравственность бывает разной, и у каждого это понятие означает что-то свое.


3 класс.

1 раздел. Беседы о мышлении (7 часов)

Учащиеся узнают, как контролировать свое мышление, научатся думать наперед, чтобы избежать необдуманных решений.

2 раздел. Беседы о мудром (28 часов)

Мудрость включает множество понятий и разделов. Таких как уважение, отношение людей к добру и злу, о преодолении трудностей и т.д. Именно об этом и многом другом узнают учащиеся.


4 класс.

Беседы о воле (18 часов)

Воля важная часть личности человека. И без нее мы не сможем верить в себя, достигать поставленных целей.

Беседы о высшем (15 часов)

Высшее это нечто непонятное до сих пор. Но попробовать разобраться в этом все равно стоит.


Способы проверки усвоенных знаний:

- устные опросы;

- викторины;

-беседы.


Планируемые результаты

По окончании курса дети будут знать:

  • Что такое красота, и как ее отличить;

  • О понятии нравственности и его особенностях;

  • О том, как правильно мыслить и делать соответствующие выводы;

Уметь:

  • Мыслить творчески;

  • Слушать и слышать чужое мнение;

  • Выстраивать аргументацию своей позиции;

  • Выбирать на основе разумного решения ценности и ориентиры;

  • Защищать свои взгляды;

  • Видеть жизненные и моральные ситуации с разных сторон;

  • Быть толерантным


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Выготский Л. С. Речь и мышление ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. – М., 1983.

  2. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.

  4. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006.

  5. Юлина Н.С. Философия для детей. – М. 1996. – 241 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!