ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Философия для учащихся младшего школьного возраста» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе образовательной программы «Философия для детей», автора М.В. Телегина.
В отличие от большинства существующих на сегодняшний день курсов, программа «Философия для учащихся младшего школьного возраста» прямо ориентирована на воспитание, социализацию, развитие основ мировоззрения и личности учащихся. К числу важнейших задач программы относятся:
- формирование рефлексивного, творческого и логического компонента в мышлении детей, умения доказательно и последовательно излагать свою точку зрения;
- создание психолого-педагогических условий для осознанного принятия учащимися норм этики и морали, присвоения высоких образцов духовной культуры человечества;
- выработка способности слушать и слышать другого, достигать взаимопонимания с партнерами по общению;
- развитие речи и коммуникативных навыков;
- освоение философствования, как способа разрешения сложных жизненных коллизий и проблем, деятельности по созиданию собственного мировоззрения и ценностей, позволяющих ориентироваться в социальном мире;
- помощь ребенку в преодолении возрастного кризиса, связанного с началом школьного обучения (кризиса 7 лет).
Занятия по программе «Философия для учащихся младшего школьного возраста» осуществляется в форме особых мировоззренческих, философских диалогов, бесед.
Целью программы является когнитивное, эмоциональное и нравственное развитие младших школьников, создающее фундамент всестороннего личностного развития, широкая пропаганда философских знаний.
Задачи программы:
Обучающие
Сформировать основы философской культуры, включающей: познавательную активность, гибкость мышления, мировоззренческий поиск.
Сформировать устойчивый интерес к осмыслению традиционных философских проблем: истины/лжи, знания/незнания, прекрасного/безобразного и др.
Развивающие
улучшить качество мышления,
повысить креативность;
активизировать развитие спонтанных философских представлений у детей;
сформировать навыки самостоятельного принятия решения;
стимулировать развитие речи и коммуникативных навыков у младших школьников.
Воспитательные
сформировать основы культуры диалога, толерантности, моральной ответственности;
стимулировать становление мировоззренческих ориентиров;
воспитать уважение к чужому мнению, умение выслушивать других.
Отличительные особенности данной программы.
«Философия для детей» – образовательная программа, направленная на воспитание, развитие мировоззренческих представлений детей, формирование основ логического, рефлексивного, творческого мышления. Каждый ребенок - стихийный философ, потребность в философствовании – его возрастная особенность. Программа включает в себя специально организованные уроки и самостоятельные творческие задания.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 4 года (с 1 по 4 класс). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа рассчитана на 140 часов.
Возраст детей: 7 – 10 лет.
Формы и режим занятий
В данной образовательной программе используются следующие формы занятий:
• беседа
• игра
• самостоятельная индивидуальная работа
Структура занятия
Каждое занятие строится по принципу сочетания беседы и игры. Особое значение
имеют самостоятельная работа, которая проводится здесь же, но без непосредственного участия педагога, в функции которого входит индивидуальная помощь обучающимся во время проведения занятий.
Занятия проходят раз в неделю по 1 часу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс.
№ раздела | Тема | Количество часов |
Беседы о красоте | ЧТО ТАКОЕ КРАСОТА И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА | 2 |
ГАРМОНИЯ – ОСНОВА КРАСОТЫ И СОЗИДАНИЯ | 1 |
УМЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ КРАСОТУ | 1 |
ЛЮБОВЬ К КРАСОТЕ ТВОРИТ ЧУДЕСА | 1 |
КРАСИВОЕ НАЧАЛО В ЧЕЛОВЕКЕ | 1 |
СЧАСТЬЕ ЧУВСТВОВАТЬ КРАСОТУ | 1 |
КАК КРАСОТА СЕРДЦА ЗАЖИГАЕТ | 2 |
О КРАСОТЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ | 1 |
КРАСОТА НАСТОЯЩАЯ И ОБМАНЧИВАЯ | 1 |
КУЛЬТУРА – КРАСОТА, СОЗДАВАЕМАЯ ЧЕЛОВЕКОМ | 1 |
ВОЗВЫШЕННОЕ И НИЗМЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ | 2 |
КРАСОТА РАЗНООБРАЗИЯ И НЕПОВТОРИМОСТИ | 2 |
МЕЧТЫ О ПРЕКРАСНОМ | 1 |
КРАСОТА МЕЧТАНИЙ О БУДУЩЕМ И НОВОМ | 1 |
| Подведение итогов | 1 |
| Итого: | 19 |
Беседы о сердце и любви | СЕРДЦЕ И УМ ЧЕЛОВЕКА | 1 |
| ГОЛОС ДУШИ, ИДУЩИЙ ИЗ СЕРДЦА | 1 |
| СОВЕСТЬ – УЧИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА | 1 |
| СВЕТЛЫЕ СЕРДЕЧНЫЕ ЧУВСТВА И ПЛАМЕННОСТЬ СЕРДЦА | 1 |
| БОГАТСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА | 1 |
| ЛЕД БЕССЕРДЕЧИЯ И БЕЗДУШИЯ | 1 |
| ЛЮБОВЬ – САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ ЧУВСТВО ЧЕЛОВЕКА | 2 |
| ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ | 2 |
| БЛАГОРОДСТВО И ВЕЛИКОДУШИЕ – ШИРОТА И ВЕЛИЧИЕ ДУШИ | 2 |
| ЭГОИЗМ И СЕБЯЛЮБИЕ – ИСПОРЧЕННАЯ ЛЮБОВЬ | 1 |
| СИЛА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ | 1 |
| ДРУЖБА И УМЕНИЕ БЫТЬ ДРУГОМ | 1 |
| Подведение итогов | 1 |
| Итого: | 16 |
2 класс.
№ раздела | Тема | Количество часов |
Беседы о нравственности | ОТНОСИСЬ К ДРУГОМУ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ | 1 |
| ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ | 1 |
| СТАРАТЬСЯ ВИДЕТЬ ХОРОШЕЕ В ДРУГИХ | 1 |
| ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ И ДРУЖЕЛЮБИЕ | 1 |
| ВРЕД ОТ ЗЛОМЫСЛИЯ, ЗЛОСЛОВИЯ, РУГАНИ | 1 |
| ЗЛОРАДСТВО, ЗЛОНАМЕРЕННОСТЬ, КОВАРСТВО | 2 |
| О МИЛОСЕРДИИ И СОСТРАДАНИИ | 1 |
| ДЕЙСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ И БЕЗДЕЙСТВЕННАЯ ЖАЛОСТЬ | 1 |
| О СНИСХОЖДЕНИИ И ТЕРПИМОСТИ | 1 |
| ОСУЖДЕНИЕ И НЕТЕРПИМОСТЬ | 1 |
| О ПОЛЕЗНОСТИ ПРОЩЕНИЯ | 1 |
| МЕСТЬ И НЕНАВИСТЬ | 1 |
| ГРУБОСТЬ И ЖЕСТОКОСТЬ | 1 |
| ЧЕЛОВЕК, ДАЮЩИЙ И ЧЕЛОВЕК БЕРУЩИЙ. РАДОСТЬ ПОМОЩИ И ОТДАЧИ | 2 |
| ЖЕРТВА И САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ ДЛЯ БЛАГА ДРУГИХ | 1 |
| КРАСОТА САМООТВЕРЖЕННОСТИ В ПОДВИГЕ И ГЕРОИЗМЕ. | 1 |
| ЗАБОТА О ДРУГИХ. ЧУВСТВО ДОЛГА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ | 2 |
| ЧУТКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ | 1 |
| ВЕЖЛИВОСТЬ – ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ПРИМИРЕНИЯ ЛЮДЕЙ | 1 |
| ИСКРЕННОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, ПРЯМОТА | 1 |
| ЛЖИВОСТЬ, ВРАНЬЕ, ОБМАН | 1 |
| ЛИЦЕМЕРИЕ, ДВУЛИЧИЕ, НЕИСКРЕННОСТЬ | 1 |
| ВЫСОКОМЕРИЕ, ЗАЗНАЙСТВО, ЧЕСТОЛЮБИЕ | 1 |
| НАДЕЖНОСТЬ, ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ | 2 |
| ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ – БЛАГОРОДСТВО ДУШИ | 1 |
| БЕСКОРЫСТИЕ И КОРЫСТОЛЮБИЕ | 1 |
| О ЩЕДРОСТИ И ЖАДНОСТИ | 1 |
| О СПРАВЕДЛИВОСТИ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ | 1 |
| УПРЯМСТВО В ПЛОХОМ – САМОЕ ГЛУПОЕ КАЧЕСТВО | 1 |
| ХВАСТОВСТВО И ЗАВИСТЬ – ДВА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОИЗМА | 1 |
| Подведение итогов | 1 |
| Итого: | 35 |
3 класс
№ раздела | Тема | Количество часов |
Беседы о мышлении | О ЗНАЧЕНИИ МЫСЛИ И КАЧЕСТВЕ МЫШЛЕНИЯ | 1 |
| КОНТРОЛЬ НАД МЫШЛЕНИЕМ И ЕГО ОЧИЩЕНИЕ. | 1 |
| УМЕТЬ ДУМАТЬ НАПЕРЁД. ПРИНЯТИЕ НЕОБДУМАННЫХ ПОСПЕШНЫХ РЕШЕНИЙ. | 2 |
| НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ УГЛУБЛЯЮТ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА | 1 |
| ВООБРАЖЕНИЕ – ВАЖНОЕ ТВОРЧЕСТВО УМА И ЕГО ДВИЖУЩАЯ СИЛА | 1 |
| Подведение итогов | 1 |
| Итого: | 7 |
Беседы о мудром | УЧЕНИЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА | 1 |
| БЛАГО ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ И ВРЕД НЕВЕЖЕСТВА | 1 |
| ПРЕОДОЛЕВАЯ ТРУДНОСТИ, ЧЕЛОВЕК РАСТЕТ | 1 |
| ТВОРЧЕСТВО В РАБОТЕ. УМЕНИЕ ПОЛЮБИТЬ РАБОТУ | 1 |
| О ВРЕДЕ УНЫНИЯ, ОБИДЫ, ВОЛНЕНИЙ | 1 |
| КАЖДЫЙ ВИДИТ СВОЁ. О ПРЕДВЗЯТОСТИ И ПРЕДУБЕЖДЕНИИ. | 2 |
| УВАЖЕНИЕ К СВОБОДЕ МНЕНИЯ И ВЫБОРУ ДРУГИХ | 2 |
| СВОБОДНЫЙ ВЫБОР МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ | 1 |
| CУРOBOЕ И СПРАВЕДЛИВОЕ ДОБРО | 1 |
| НЕПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ. НЕ ОТВЕЧАТЬ НА ЗЛО НОВЫМ ЗЛОМ | 1 |
| ЗНАЙ МЕРУ. ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА И КРАЙНОСТИ | 2 |
| ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ НАС МИРУ. ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ | 1 |
| КОРОТКОЕ НАСТОЯЩЕЕ И ДОЛГОЕ БУДУЩЕЕ | 1 |
| О ВОЗВРАТЕ К ПРОШЛОМУ И СТРЕМЛЕНИИ В БУДУЩЕЕ | 1 |
| О ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧКАХ И О БОРЬБЕ С НИМИ | 1 |
| С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ ОТ ТОГО И НАБЕРЕШЬСЯ | 1 |
| СИЛА ЕДИНЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВА И СПЛОЧЕННОСТИ | 1 |
| СОБСТВЕННОСТЬ И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ | 1 |
| ВРЕД ОТ ПОВЫШЕННЫХ ЗАПРОСОВ. ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ ТЕМ, ЧТО ИМЕЕМ. | 2 |
| О СТРАХАХ И О ТОМ, КАК ИХ ПОБЕДИТЬ | 2 |
| МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ. ИХ РАЗНАЯ, НО РАВНОЗНАЧНАЯ РОЛЬ В ЖИЗНИ | 2 |
| Подведение итогов | 1 |
| Итого: | 28 |
4 класс.
№ раздела | Тема | Количество часов |
Беседы о воле | ВОЛЯ – ОСОБАЯ ВНУТРЕННЯЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА | 1 |
| СЛАБОВОЛИЕ И БЕЗВОЛИЕ – ВНУТРЕННЯЯ СЛАБОСТЬ ЧЕЛОВЕКА | 2 |
| ВОЛЯ, СЛУЖАЩАЯ ДОБРУ И ЗЛУ, ВОЗВЫШЕННОМУ И НИЗМЕННОМУ | 1 |
| УСТРЕМЛЕНИЕ – УМЕНИЕ СОБРАТЬ ВОЛЮ ВОЕДИНО. | 1 |
| ВЕРА В СЕБЯ УСИЛИВАЕТ ВОЛЮ. СИЛА ДУХА И РЕШИТЕЛЬНОСТЬ В ДЕЙСТВИЯХ | 1 |
| СОБРАННОСТЬ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ И ТЕРПЕНИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЛЮ | 1 |
| МУЖЕСТВО И БЕССТРАШИЕ. ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ | 2 |
| СТОЙКОСТЬ, УПОРСТВО И НАСТОЙЧИВОСТЬ – ТВЕРДОСТЬ ВОЛИ | 2 |
| УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ, СДЕРЖАННОСТЬ. | 1 |
| ТРУДОЛЮБИЕ И ПРАЗДНОСТЬ. ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА И ВРЕД БЕЗДЕЛЬЯ | 2 |
| ПОСТОЯННЫЙ ТРУД И ПОЗНАНИЕ. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТДЫХ | 1 |
| ИНИЦИАТИВНОСТЬ И ЭНТУЗИАЗМ – ГОРЕНИЕ ДУШИ И АКТИВНОСТЬ ВОЛИ | 2 |
| Подведение итогов | 1 |
| Итого: | 18 |
Беседы о высшем | ВИДИМОЕ И НЕВИДИМОЕ ВОКРУГ НАС | 1 |
| НЕОБЫЧНОЕ И НЕПОНЯТНОЕ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ | 1 |
| О ДОВЕРИИ, ВЕРЕ И СОМНЕНИИ | 2 |
| ДОПУЩЕНИЕ И ОТВЕРЖЕНИЕ НЕОБЫЧНОГО И НЕПОНЯТНОГО | 1 |
| БОГ – ЛЮБОВЬ, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ И СОЗДАЮЩАЯ ЖИЗНЬ | 2 |
| ДУША – ЧАСТИЦА БОГА. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША | 2 |
| КТО ТАКИЕ АНГЕЛЫ | 2 |
| МОЛИТВА ВОЗВЫШЕННОЕ ОБЩЕНИЕ, УЛУЧШАЮЩЕЕЧЕЛОВЕКА | 1 |
| ЕДИНСТВО РЕЛИГИЙ – УЧЕНИЙ О ПУТЯХ, ВЕДУЩИХ К БОГУ | 1 |
| ЖИЗНЬ ДУШИ И ТЕЛА | 1 |
| Подведение итогов | 1 |
| Итого: | 15 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1 класс.
1 раздел. Беседы о красоте (19 часов)
В этом разделе учащиеся узнают о понятии красоты и безобразия, научатся чувствовать красоту, поймут разницу красоты внутренней и внешней, научатся отличать настоящую красоту от обманчивой.
2 раздел. Беседы о сердце и любви (16 часов)
Учащиеся узнают о разных сторонах нашего сердца, на что оно способно, что такое душа, и какой разной бывает любовь и в чем она проявляется.
2 класс.
Беседы о нравственности (35 часов)
Нравственность – понятие не однозначное и в этом учащиеся смогут убедиться. Они поймут, что нравственность бывает разной, и у каждого это понятие означает что-то свое.
3 класс.
1 раздел. Беседы о мышлении (7 часов)
Учащиеся узнают, как контролировать свое мышление, научатся думать наперед, чтобы избежать необдуманных решений.
2 раздел. Беседы о мудром (28 часов)
Мудрость включает множество понятий и разделов. Таких как уважение, отношение людей к добру и злу, о преодолении трудностей и т.д. Именно об этом и многом другом узнают учащиеся.
4 класс.
Беседы о воле (18 часов)
Воля важная часть личности человека. И без нее мы не сможем верить в себя, достигать поставленных целей.
Беседы о высшем (15 часов)
Высшее это нечто непонятное до сих пор. Но попробовать разобраться в этом все равно стоит.
Способы проверки усвоенных знаний:
- устные опросы;
- викторины;
-беседы.
Планируемые результаты
По окончании курса дети будут знать:
Что такое красота, и как ее отличить;
О понятии нравственности и его особенностях;
О том, как правильно мыслить и делать соответствующие выводы;
Уметь:
Мыслить творчески;
Слушать и слышать чужое мнение;
Выстраивать аргументацию своей позиции;
Выбирать на основе разумного решения ценности и ориентиры;
Защищать свои взгляды;
Видеть жизненные и моральные ситуации с разных сторон;
Быть толерантным
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Выготский Л. С. Речь и мышление ребенка // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. – М., 1983.
Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006.
Юлина Н.С. Философия для детей. – М. 1996. – 241 с.