СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по физической культуре в1 младшей группе 2-3 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

в программе представлены: цели, задачи, актуальность программы, темы занятий, использованниая литература, ну и конечно же диагностика.

Просмотр содержимого документа
«Программа по физической культуре в1 младшей группе 2-3 года»


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

п/п

Разделы программы

Стр.

I Целевой раздел


1.Пояснительная записка


1.1

Общие положения

3

1.2

Цели и задачи реализации программы

3

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4

Возрастные и индивидуальные особенности детей 1 младшей группы (от 2 до 3 лет)

6

1.5

Планируемые результаты освоения программы

6

II Содержательный раздел

2.1

Содержание образовательной деятельности с детьми

Физическое развитие в ДОУ.

Комплексно-тематическое планирование непосредственно- образовательной деятельности по физической культуре.

8



2.1.1.




2.1.2.


Виды интеграции образовательных областей.

38

2.1.3.


Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ

38


2.1.4.



Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников


43

III Организационный раздел

3.1

Организация образовательного процесса

48

3.2

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

50

3.2.1

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

50

3.2.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

55


Список литературы

56



I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

Программа формируется как программа развития детей дошкольного возраста по физической культуре и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Структура образовательной программы построена по трем разделам:

1) Целевой раздел. Целевой раздел включает в себя цели, задачи и планируемые результаты освоения программы; принципы и подходы к организации образовательной деятельности с детьми; характеристики особенностей современного ребенка дошкольного возраста.

2) Содержательный раздел представлен содержанием образования по физическому развитию, обозначенным в ФГОС ДО.

3) Организационный раздел включает в себя описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания по данной программе.

1.2 Цели и задачи реализации программы

Задачи по направлению «Физическая культура»:

1)    Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

2)    Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога.

3)    Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.

4)    Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

5)    Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

6)    Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке.

7)    Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание).

8)    Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята и т.п.).


Задачи по направлению «Здоровье»

1) Осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде.

2) Формировать представления о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки- смотреть, ушки- слышать, носик- нюхать, язычок- пробовать (определять) на вкус, ручки- хватать, держать, трогать; ножки- стоять, бегать, ходить; голова- думать, запоминать; туловище- наклоняться и поворачиваться в разные стороны.


1.3. Принципы и подходы к формированию Программы


Программа разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество ГБДОУ с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.


Принципы организации образовательного процесса:

  • принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

  • принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;

  • принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

  • принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности. Принцип индивидуализации предполагает предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность;

  • принцип позитивной социализацииребенка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

  • принцип свободной самостоятельной деятельности детей,где позиция которую занимает взрослый – это позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно;

  • принцип участия семьи в образовании ребенка, т.е. родители должны стать равноправными и равно ответственными партнёрами педагогов, принимающими решения во всех вопросах развития и образования, сохранений здоровья и безопасности их детей.

При разработке концепции и содержания образовательной программы использованы фундаментальные достижения отечественной науки в области педагогики и психологии:

- деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.);

- научно-прикладные закономерности развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков и др.);

- теория амплификации (А.В. Запорожец) и другие научные положения.

1.4.Возрастные и индивидуальные особенностей детей 1 младшей группы

На третьем году жизни дети становятся самостоятельными. Развивается предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется речь, восприятие, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. В ходе совместной со взрослым деятельности развиваются и совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, понимание речи, что позволяет детям выполнять ряд заданий педагога. В этом возрасте начинает складываться произвольность поведения, она проявляется в таких качествах как: чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Ребенок осознаёт себя, как отдельного человека, формируется образ Я.

1.5.Планируемые результаты освоения программы

К концу года дети первой младшей группы должны уметь:

Ходить и бегать в прямом направлении, по кругу, врассыпную, между двумя шнурами (линиями), в колонне по одному, с остановкой по сигналу; ходить по кругу, взявшись за руки, с изменением темпа, с изменением направления, с Кружится в медленном темпе с предметом в руках; ходить по прямой дорожке с перешагиванием через предметы, по гимнастической скамейке.

Метать мяч правой и левой рукой; катать мяч 2-мя руками стоя, сидя; метать набивные мешочки правой и левой рукой; бросать мяч через шнур (натянутый на уровне груди ребёнка); метать предметы в горизонтальную цель 2-мя руками (разными способами); прокатывать мяч одной рукой.

Ползать на четвереньках с опорой на ладони и колени; по доске; подлезать под дугу, воротца; ползать по наклонной доске; лазать по лестнице-стремянке вверх- вниз; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке.

II Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности с детьми


Задачи работы по формированию физических качеств детей решаются интегративно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.


Комплексно - тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по физической культуре

Сентябрь с 1-й по 4-ю неделю: Адаптационный период.

месяц

№п/п

Тема

автор

сентябрь

«Прилетели птички»

С.Я. Лайзане с73

«Прилетели птички»

С.Я. Лайзане с73

«В гостях у мишки»

С.Я. Лайзане с74

«В гостях у мишки»

С.Я. Лайзане с74

«Кукла Маша»

С.Я. Лайзане с75

«Кукла Маша»

С.Я. Лайзане с75

«По лесной дорожке»

С.Я. Лайзане с76

«По лесной дорожке»

С.Я. Лайзане с76

октябрь

«В гостях у деток»

Н.А. Карпухина с. 215

«В гостях у деток»

Н.А. Карпухина с. 215

«Пройди по дорожке»

С.Я. Лайзане с. 77


«Ползанье на четвереньках»

С.Я. Лайзане с.78

«Бег в различных направлениях»

С.Я. Лайзане с. 79

«Наши ножки ходят по дорожке»

Н.А. Карпухина с. 216

«Бросание предметов правой и левой рукой»

С.Я. Лайзане с.79


«Бегите ко мне»

С.Я. Лайзане с.80

«Догоните мяч»

С.Я.Лайзане с.81

ноябрь

«Прыжки вперед на двух ногах»

С.Я. Лайзане с.81

«Ходьба по гимнастической скамейке»


С.Я. Лайзане с.82


«Прыжки в длину с места»

С.Я. Лайзане с.82

«Ходьба парами»


С.Я. Лайзане с.83

«Ходьба по наклонной доске»


С.Я. Лайзане с.84


«Игра в мяч»


С.Я. Лайзане с.85


«Преодоление препятствий»


С.Я. Лайзане с.84

«Ходьба по кругу»


С.Я. Лайзане с.85

декабрь

«Ходьба в разных направлениях»

С.Я. Лайзане с.82


«Подлезание под рейку»


С.Я. Лайзане с.87


«Броски в горизонтальную цель»

С.Я. Лайзане с.88

«Катание мяча под дугу»

С.Я. Лайзане с.89

«Ходьба по наклонной доске вверх и вниз»

С.Я. Лайзане с.90


«Ползание на четвереньках и подлезание»

С.Я. Лайзане с.90


«Ползать на четвереньках»

С.Я. Лайзане с.91


«Бросание и ловля мяча»

С.Я. Лайзане с.92

«Снежинки»

Н.А. Карпухина с. 203


январь

«Бросание на дальность»

С.Я. Лайзане с.94

Лазанье по гимнастической стенке»

С.Я. Лайзане с.95

«Ходьба в колонне по одному»

С.Я. Лайзане с.96

«Ползанье и подлезание»

С.Я. Лайзане с.97

«Прыжки в длину с места»

С.Я. Лайзане с.97

«Ползанье по гимнастической скамейке»

С.Я. Лайзане с.98

февраль

«Катание мяча»

С.Я. Лайзане с.99

«Бросание в горизонтальную цель»

С.Я. Лайзане с.100

«Ходьба и бег в колонне по одному»

С.Я. Лайзане с.101

«Подлезание под рейку»

С.Я. Лайзане с.102

«Ходьба по наклонной доске»

С.Я. Лайзане с.103

«Прыжки в длину с места»

С.Я. Лайзане с.104

«Прыжки с высоты»

С.Я. Лайзане с.105

«Катание мяча друг другу»

С.Я. Лайзане с.107

март

«Катание мяча в цель»

С.Я. Лайзане с. 108

«Прыжки в длину с места»

С.Я. Лайзане с. 109

«Ходьба по наклонной доске»

С.Я. Лайзане с. 109

«Ходьба по гимнастической скамейке»

С.Я. Лайзане с. 110

«Подпрыгивание»

С.Я. Лайзане с. 111

«Катание мяча»

С.Я. Лайзане с. 112

Ползание по гимнастической скамейке и спрыгивание с неё»

С.Я. Лайзане с. 113

«Прыжки в длину с места на двух ногах»

С.Я. Лайзане с. 114

«Зайка серенький сидит!»


Н.А. Карпухина с. 221

апрель

«Зайка серенький сидит!»

Н.А. Карпухина с.221

«Катание мяча в воротца»

С.Я. Лайзане с.114

«Ходьба парами»

С.Я. Лайзане с. 115

«Метание на дальность правой и левой рукой»

С.Я. Лайзане с.116

«Подлезание под рейку»

С.Я. Лайзане с. 117

«Метание на дальность одной рукой»

С.Я. Лайзане с.118

«Бросание и ловля мяча»

С.Я. Лайзане с. 119

«Ползание по гимнастической скамейке»

С.Я. Лайзане с. 119

май

«Прыжки с высоты»

С.Я. Лайзане с. 120

«Ловля и бросание мяча»

С.Я. Лайзане с. 121

«Броски в горизонтальную цель»

С.Я. Лайзане с. 122

«Броски на дальность из-за головы»

С.Я. Лайзане с. 123

«Бросание мяча вверх и вперед»

С.Я. Лайзане с. 124

«Бросание на дальность одной рукой»

С.Я. Лайзане с.125

«Прыжки с высоты»

С.Я. Лайзане с.126



Перспективное планирование.



№ занятия

тема

Содержание из программы

Методики и технологии

«В гостях у деток»

Цель: упражнять в ходьбе в прямом направлении, упражнять в ползании, развивать чувство равновесия.

Н.А. Карпухина с. 215

«В гостях у деток»

Цель: упражнять в ходьбе в прямом направлении, упражнять в ползании, развивать чувство равновесия.

Н.А. Карпухина с. 215

«Пройди по дорожке»

Учить детей начинать ходьбу по сигналу, разви­вать равновесие — учить ходить по ограниченной поверхности (между двух линий).

С.Я. Лайзане с. 79


«Ползанье на четвереньках»

Ходить и бегать, меняя направление на опреде­ленный сигнал, развивать умение ползать.

С.Я. Лайзане с.80

«Бег в различных направлениях»

Развивать умение соблюдать указанное направ­ление во время ходьбы и бега, приучать бегать в разных направ­лениях, не мешая друг другу, развивать внимание

С.Я. Лайзане с81


«Наши ножки ходят по дорожке»

Цель: упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности, познакомить с бросанием мяча, упражнять в ползании и подлезании, развивать внимание и умение реагировать на слово.

Н.А. Карпухина с. 216

«Бросание предметов правой и левой рукой»

Учить ходить по ограниченной поверхности, под­лезать под веревку и бросать предмет вдаль правой и левой рукой, развивать умение бегать в определенном направлении.


С.Я. Лайзане с.83


«Бегите ко мне»


Учить лазать по гимнастической стенке, развивать чувство равновесия, совершенствовать бег в определенном на­правлении, умение реагировать на сигнал.


С.Я. Лайзане с.85

«Догоните мяч»

Учить ходить по ограниченной поверхности, пол­зать и катать мяч, упражнять в ходьбе, сохраняя равновесие, помогать преодолеть робость, способствовать развитию умений действовать по сигналу.

С.Я.Лайзане с.86

«Прыжки вперед на двух ногах»


Ознакомить с выполнением прыжка вперед на двух ногах, бросать в горизонтальную цель, совершенствовать умение реагировать на сигнал, учить бросать предмет в опреде­ленном направлении.


С.Я. Лайзане с.78

«Ходьба по гимнастической скамейке»


Учить ходить по гимнастической скамамейке, бро­сать мяч вдаль из-за головы двумя руками, упражнять в полза­нии на четвереньках, развивать чувство равновесия, совершен­ствовать умение передвигаться в определенном направлении.


С.Я. Лайзане с.86


«Прыжки в длину с места»

. Учить прыгать в длину с места, закреплять мета­ние вдаль из-за головы, способствовать развитию чувства рав­новесия и координации движений.

С.Я. Лайзане с.89

«Ходьба парами»


. Учить ходить парами в определенном направле­нии, бросать мяч вдаль от груди, упражнять в катании мяча, приучать внимательно слушать и ждать сигнала для начала движений.


С.Я. Лайзане с.82

«Ходьба по наклонной доске»


. Учить ходить по наклонной доске, упражнять в метании вдаль от груди, приучать детей согласовывать движе­ния с движениями других детей, действовать по сигналу

С.Я. Лайзане с.83


«Игра в мяч»


Учить бросать и ловить мяч, упражнять в ходьбе по наклонной доске, развивать чувство равновесия, глазомер, воспитывать выдержку.

С.Я. Лайзане с.83


«Преодоление препятствий»


. Упражнять в прыжке в длину с места, бросать вдаль правой и левой рукой, переступать через препятствия, за­креплять умение реагировать на" сигнал, воспитывать умение действовать по сигналу.


С.Я. Лайзане с.84

«Ходьба по кругу»


Учить детей ходить по кругу, взявшись за руки. Упражнять в ползании на четвереньках, переступать через пре­пятствия, катать мяч, учить ходить на носочках, приучать со­блюдать определенное направление.

С.Я. Лайзане с.85

«Ходьба в разных направлениях»


Ходить в разных направлениях, не наталкиваясь, упражнять в ходьбе по наклонной доске, бросать мячи вдаль правой и левой рукой, воспитывать умение сдерживать себя.


С.Я. Лайзане с.82


«Подлезание под рейку»


. Развивать умение организованно перемещаться в определенном направлении, учить подлезать под рейку, совер­шенствовать прыжок в длину с места на двух ногах, упражнять в ползании; развивать ловкость и координацию движений.

С.Я. Лайзане с.87


«Броски в горизонтальную цель»

Учить бросать в горизонтальную цель, прыгать в длину с места, закреплять умение ходить по кругу, взявшись за руки.


С.Я. Лайзане с.88

«Катание мяча под дугу»

Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, катать мячи под дугу, закреплять умение не терять равновесие во время ходьбы по гимнастической скамейке.


С.Я. Лайзане с.89

«Ходьба по наклонной доске вверх и вниз»


Учить прыгать в длину с места, упражнять в ходь­бе по наклонной доске вверх и вниз, развивать ловкость, гла­зомер и чувство равновесия.

С.Я. Лайзане с.90


«Ползание на четвереньках и подлезание»


Упражнять детей в прыжках в длину с места на двух ногах, в ползании на четвереньках и подлезании, воспиты­вать умение слушать сигналы и реагировать на них.


С.Я. Лайзане с.90


«Ползать на четвереньках»

Учить бросать вдаль правой и левой рукой, пол­зать на четвереньках по гимнастической скамейке, развивать внимание и координацию движений

С.Я. Лайзане с.91


«Бросание и ловля мяча»

Упражнять в ходьбе по наклонной доске вверх и вниз, учить бросать и ловить мяч, быть внимательными, ста­раться выполнять упр-ажнения вместе с другими детьми

С.Я. Лайзане с.92

«Снежинки»


Н.А. Карпухина с. 203

«Бросание на дальность»

Закреплять умение бросать вдаль, совершенство­вать ходьбу по гимнастической скамейке, упражнять в ходьбе друг за другом со сменой направления, развивать чувство рав­новесиям ориентировку в пространстве.


С.Я. Лайзане с.93


Лазанье по гимнастической стенке»


. Учить лазать по гимнастической стенке, закреп­лять умение ходить по гимнастической скамейке, совершенст­вовать прыжок в длину с места, развивать чувство равновесия, воспитывать смелость, выдержку и внимание.


С.Я. Лайзане с.94


«Ходьба в колонне по одному»

Закреплять умение ходить в колонне по одному. Упражнять в бросании в горизонтальную цель правой и левойрукой, совершенствовать прыжки в длину с места, учить во вре­мя броска соблюдать указанное направление.


С.Я. Лайзане с.95

«Ползанье и подлезание»


Закреплять умение ползать и подлезать под ве­ревку, совершенствовать навык бросания вдаль из-за головы, выполнять бросок только по сигналу, учить согласовывать свои движения с движениями товарищей.


С.Я. Лайзане с.97


«Прыжки в длину с места»

. Совершенствовать прыжки в длину с места, уп­ражнять в ходьбе по наклонной доске, развивать чувство рав­новесия, глазомер, ловкость и координацию движений, воспи­тывать дружеские взаимоотношения между детьми.


С.Я. Лайзане с.97

«Ползанье по гимнастической скамейке»

Совершенствовать ползание по гимнастической скамейке и метание вдаль правой и левой рукой, учить быстро реагировать на сигнал.

С.Я. Лайзане с.99

«Катание мяча»

. Учить катать мяч, упражнять в лазанье по гимнас­тической стене, приучать соблюдать направление при катании мяча, учить дружно играть.


С.Я. Лайзане с.99

«Бросание в горизонтальную цель»

. Совершенствовать метание в горизонтальную цель правой и левой рукой, учить ползать по гимнастической скамейке, развивать чувство равновесия и координацию движе­ний, приучать детей выполнять задание самостоятельно.


С.Я. Лайзане с.100

«Ходьба и бег в колонне по одному»

Закреплять умение ходить и бегать в колонне по одному, совершенствовать прыжок в длину с места, упражнять в метании в горизонтальную цель правой и левой рукой, раз­вивать глазомер, стараться попадать в цель.


С.Я. Лайзане с.101

«Подлезание под рейку»

Упражнять детей1 в прыжках в длину с места, пол­зать на четвереньках и подлезать под рейку (веревку), закреп­лять умшие* ходьбьг по гимнастической; скамейке, способство­вать развитию, чувства равновесия- и ориентировки в простран­стве.


С.Я. Лайзане с.102

«Ходьба по наклонной доске»

Упражнять детей в метании вдаль тграваи и левой рукой, ходить по наклонной доске, следить, чтобы дети были внимательны, дружно играли.

С.Я. Лайзане с.103

«Прыжки в длину с места»

Упражнять детей выметании в горизонтальную цель, учить прыгать в длину с места, способствовать развитию глазомера, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, учить детей быть внимательными друг к другу и при необходимости оказывать помощь.


С.Я. Лайзане с.104

«Прыжки с высоты»

Учить прыгать в глубину, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, в ползании и подлезании, способство­вать развитию чувства равновесия, ориентировки в пространст­ве, учить быстро реагировать на сигнал.


С.Я. Лайзане с.105

«Катание мяча друг другу»

Учить катать, мяч друг другу, совершенствовать метание вдаль из-за головы, закреплять умение быстро реаги­ровать, на сигнал,, учить дружно действовать в коллективе.


С.Я. Лайзане с.107

«Катание мяча в цель»

. Учить катать мяч в цель, совершенствовать мета­ние вдаль из-за головы, учить согласовывать движения с дви­жениями товарищей, быстро реагировать на сигнал, воспиты­вать выдержку и внимание.


С.Я. Лайзане с. 108

«Прыжки в длину с места»

Упражнять в ползании и подлезании под рейку, прыгать в длину с места, учить детей быть дружными, помогать друг другу.


С.Я. Лайзане с. 109

«Ходьба по наклонной доске»

Упражнять в ходьбе по наклонной доске, бросать в цель, прыгать в длину с места, способствовать развитию гла­зомера, координации движений и чувства равновесия.

С.Я. Лайзане с. 109

«Ходьба по гимнастической скамейке»

Упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке, учить бросать и ловить мяч, способствовать воспи­танию сдержанности, ловкости и умению дружно играть.


С.Я. Лайзане с. 110

«Подпрыгивание»

. Упражнять в ползании по гимнастической ска­мейке, учить подпрыгивать, способствовать развитию координа­ции движений, развивать умение быстро реагировать на сигнал, дружно играть

С.Я. Лайзане с. 111

«Катание мяча»

Учить катать мяч, упражнять детей в ползании на четвереньках, способствовать развитию глазомера и коорди­нации движений, учить помогать друг другу.

С.Я. Лайзане с. 112

Ползание по гимнастической скамейке и спрыгивание с неё»

Учить ползать по гимнастической скамейке и спрыгивать с нее, упражнять в катании мяча в цель; способ­ствовать воспитанию выдержки, смелости, развитию чувства равновесия и глазомера.


С.Я. Лайзане с. 113

«Прыжки в длину с места на двух ногах»

Упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке и прыжках в длину с места на двух ногах, развивать умение быстро реагировать на сигнал, способствовать разви­тию равновесия и координации движений.


С.Я. Лайзане с. 114

«Зайка серенький сидит!»



Н.А. Карпухина с. 221

«Зайка серенький сидит!»


Н.А. Карпухина с.221

«Катание мяча в воротца»

Упражнять детей в метании вдаль двумя рука­ми из-за головы и катании мяча в воротики, приучать сохра­нять направление при метании и катании мячей.


С.Я. Лайзане с.114

«Ходьба парами»

. Упражнять в ходьбе по гимнастической скамей­ке, учить спрыгивать с нее, закреплять метание вдаль из-за го­ловы, учить ходить парами, способствовать' преодолению робо­сти, развитию чувства равновесия.

С.Я. Лайзане с. 115

«Метание на дальность правой и левой рукой»

Упражнять детей в ходьбе по наклонной доске, в метании вдаль правой и левой рукой, способствовать разви­тию ловкости, преодолению робости, учить дружно играть.


С.Я. Лайзане с.116

«Подлезание под рейку»

Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, в ползании на четвереньках и подлезании под веревку (рейку J, учить становиться в круг, взявшись за руки, способствовать развитию чувства равновесия и координации движений, помо­гать преодолевать робость, действовать самостоятельно, уверен­но.

С.Я. Лайзане с. 117

«Метание на дальность одной рукой»

Упражнять детей в метании вдаль одной рукой, повторить прыжки в длину с места, развивать координацию движений, воспитывать внимание и умение сдерживать себя.


С.Я. Лайзане с.118

«Бросание и ловля мяча»

Учить бросать и ловить мяч, упражнять в ходь­бе по наклонной доске и ползании на четвереньках, учить друж­но играть, помогать друг другу.

С.Я. Лайзане с. 119

«Ползание по гимнастической скамейке»

. Упражнять в прыжках в длину с места, повторить полза­ние по гимнастической скамейке, учить быстро реагировать на сиг­нал.


С.Я. Лайзане с. 119

«Прыжки с высоты»

Упражнять в спрыгивании с высоты, метании в горизонтальную цель, повторить ходьбу на четвереньках, спо­собствовать развитию координации движений, умению сохра­нять определенное направление при метании предметов.


С.Я. Лайзане с. 120

«Ловля и бросание мяча»

. Закреплять умение ходить по гимнастической скамейке и прыгать в глубину, учить бросать и ловить мяч;

способствовать развитию чувства равновесия и координации движений.


С.Я. Лайзане с. 121

«Броски в горизонтальную цель»

. Совершенствовать прыжок в длину с места, ме­тание в горизонтальную цель и ползание с подлезанием, при­учать соразмерять бросок с расстоянием до цели, учить быстро "реагировать на сигнал.

С.Я. Лайзане с. 122

«Броски на дальность из-за головы»

Совершенствовать метание вдаль из-за головы и катание мяча друг другу, способствовать развитию глазоме­ра, координации движений и ловкости, учить дружно играть и быстро реагировать на сигнал.


С.Я. Лайзане с. 123

61.

«Бросание мяча вверх и вперед»

Учить бросать мяч вверх и вперед, совершенст­вовать ходьбу по наклонной доске, способствовать развитию чувства равновесия, ловкости и смелости.

С.Я. Лайзане с. 124

62.

«Бросание на дальность одной рукой»

. Совершенствовать метание вдаль одной рукой и прыжок в длину с места, способствовать развитию смелости, ловкости, умению по сигналу прекращать движение.


С.Я. Лайзане с.125

63.

«Прыжки с высоты»

Закреплять умение ходить по гимнастической скахмейке, упражнять в спрыгивании, учить бросать и ловить мяч, воспитывать умение ждать сиг-нал воспитателя и действо­вать по сигналу.


С.Я. Лайзане с.126

64.

«Метание в даль»

Совершенствовать ползание по гимнастической скамейке и метание вдаль от груди, способствовать развитию чувства равновесия и координации движений.


С.Я. Лайзане


2.1.2. Виды интеграции образовательных областей


Здоровье: создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования ОВД; воспитывать бережное отношение к своему телу; познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы органов; приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде; осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки; формировать умение сообщать взрослым о своем самочувствии.

Социализация: способствовать участию детей в совместных играх, поощрять игры, в которых развиваются навыки лазания, ползания, игры с мячом; развивать двигательную активность детей, развивать умение соблюдать в ходе игры правила.

Безопасность: продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в ДОУ, учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении и осторожно спускаться по лестнице, держась за перила, не разговаривать с посторонним на улице и сообщать о появлении постороннего на площадке; развивать диалогическую речь.

Коммуникация: помогать детям доброжелательно общаться друг с другом; развивать инициативную речь при общении со взрослыми и другими детьми; формировать умение слушать и понимать просьбу взрослого или другого ребенка; на основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активировать словарный запас детей.


2.1.3.Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ


Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре

  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.

Стремление к комплексности понятно и оправдано, т.к. здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма, требующего индивидуально-дифференцированного подхода.

Принципы, лежащие в формировании единства:

  • принцип развития творческого воображения внутреннее условие оздоровительной работы, здесь ребенок условно предстает объектом тех или иных педагогических и медицинских воздействий. И, как показала статистика, благодаря включению ребенком воображения, можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний: ОРЗ, диатеза, ануреза, отдельных нарушений сердечнососудистой системы и ЖКТ;

  • принцип формирования осмысленной моторики – движение может стать произвольным и управляемым только тогда, когда оно будет осмысленным и ощущаемым. Ребенку предстоит научиться слушать, понимать, уважать и любить свое тело;

  • принцип создания и закрепления целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности, который реализуется благодаря многофункциональным развивающим формам здоровьесберегающей работы;

  • принцип формирования у детей способности к сопереживанию и содействию.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия

  • самостоятельная деятельность детей

  • подвижные игры

  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

  • двигательно-оздоровительные физкультминутки

  • физические упражнения после дневного сна

  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

  • физкультурные досуги

  • спортивные праздники

  • оздоровительные процедуры в водной среде.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

  • Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

1.Динамические паузы - во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

2.Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

3. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

4.Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

5.Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

6.Бодрящая гимнастика ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

7.Гимнастика корригирующая в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

8.Корректирующая гимнастика в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

9.Физкультурное занятие 2 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Младший возраст – 10мин..Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Коррекционные технологии

1.Технологии музыкального воздействия в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

  • закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

  • проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

  • проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

  • сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные:

1.Нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;

2.Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе летом;

3.Прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;

В старшем возрасте использование горячего обтирания проводимое при температуре воздуха в помещении не ниже 23 градусов мягкой варежкой, смоченной водой определенной температуры.

При карантинном режиме применение полоскания горла: водой комнатной температуры 3 раза в день

Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, приводит не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.



2.1.4. Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ и родителями воспитанников процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Поэтому главная задача педагогов и специалистов ДОУ знать состояние здоровья, физическое развитие, особенности поведения, характер, интересы, эмоциональные проявления воспитанников, т. е. провести диагностику (мониторинг).

Комплекс диагностических мероприятий в нашем дошкольном учреждении, осуществляется целым коллективом специалистов (воспитателями, медиками, узкими специалистами).

1.медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья);

2.инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности

3.музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей)

Взаимодействие с медицинским персоналом

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности являются:

1.Физическое состояние детей посещающих детский сад.

2.Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем.

3.Способствуем предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности

4.2 раза в год осуществляем медико-педагогический контроль над физкультурными занятиями.

5.Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ, привлекаем медиков к проведению интегрированных занятий по валеологии, развлечений, консультаций для педагогов и родителей.

Взаимодействие с воспитателями

За успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.

Инструктор по физической культуре:

1.планирует и организует образовательную деятельность по физическому воспитанию

2. планирует и организует физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня

3. оказывает методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам (проводит различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.). Кроме групповых форм взаимодействия я раз в неделю встречаюсь со специалистами и обсуждаю вопросы, требующие внимания.

4.разрабатывает и организует информационную работу с родителями.

Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводим обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей, что дает возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.

Одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия.

Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, использую разные формы их проведения (традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные).

Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. .

Воспитатель, как бы, является связующим звеном между мной и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). В свою очередь инструктор проводит консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях, оформляет наглядный материал. Вместе с воспитателями привлекаем родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение мы вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них подбираем произведения определенного строения. И самое главное сначала попробовать самой выполнить эти упражнения под музыку. При необходимости можно подбирать музыку и к ОВД

Чаще всего используем музыку, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений.

Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируем согласно годовому календарно-тематическому планированию.



Физкультурные праздники и досуги

Период

Тема

Итоговое мероприятие

1 неделя ноября

Подготовка к районным соревнованиям

«Мама, папа, я-спортивная семья»

1-3 неделя января

Зимние развлечение

Путешествие к Снежной Королеве

4 неделя января

Безопасность

Школа Аркадия Паровозова

4 неделя февраля

День защитника Отечества

Спортивное развлечение с родителями «Папа может все!»

2 неделя марта

Моя семья

«Моя мама лучше всех!»

1 неделя апреля

Здоровье

«Приключения Айболита и его друзей»

2 неделя апреля

Космос

Спортивно-музыкальный досуг «Поможем Звездочету»

3 неделя мая

Дорожная безопасность

«Приключение Светофорчика»

Физкультурный досуг 1 раз в месяц 15 минут

Совместная работа с родителями воспитанников ГБДОУ

Тема консультации

Дата проведения

Ответственный

1

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в новом учебном году

сентябрь

Инструктор ФИЗО

2

Общее родительское собрание

Групповые собрания


октябрь

Инструктор ФИЗО

3

Анкетирование «Место спорта в вашей семье».

ноябрь

Инструктор ФИЗО

4

Как провести выходные с детьми

декабрь

Инструктор ФИЗО

5

Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей

январь

Инструктор ФИЗО

6

Подвижные игры – одна из форм повышения двигательной активности дошкольников

февраль

Инструктор ФИЗО

7

Мама, папа, я –здоровая  семья

март

Инструктор ФИЗО

8

Упражнения для формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия ,виды коррекционных гимнастик (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз).

апрель

Инструктор ФИЗО

9

Спорт в жизни ребёнка

май

Инструктор ФИЗО

10

Плавать раньше чем ходить

Июнь

июль

август

Инструктор ФИЗО















III Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса

Ежедневная организация жизни и деятельности детей строится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Режим дня разработан на основе:

  • Основной общеобразовательной Программы дошкольного образования, разработанной коллективом детского сада.

  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.1.3049-13).

  • пятидневная рабочая неделя

  • длительность работы 1 младшей группы 12 часов;

  • выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие и праздничные дни.

Режим работы изменяется на летний оздоровительный период.

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:

  • время приёма пищи;

  • укладывание на дневной сон;

  • общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.



Режим двигательной активности детей 1 младшей группы

Дни недели

Формы организации двигательной активности

Время

Понедельник

Утренняя гимнастика

Физическая культура

Физкультминутка

Закаливающие мероприятия

Самостоятельная двигательная активность на прогулках

Бодрящая гимнастика

Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей в группе

Всего минут:

5

8

1-2

5

170

5

50


244-245

Вторник

Утренняя гимнастика

Музыка

Физкультминутка

Закаливающие мероприятия

Самостоятельная двигательная активность на прогулках

Бодрящая гимнастика

Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей в группе

Всего минут:

5

5

1-2

5

170

5

50


241-242

Среда

Утренняя гимнастика

Физическая культура

Физкультминутка

Закаливающие мероприятия

Самостоятельная двигательная активность на прогулках

Бодрящая гимнастика

Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей в группе

Всего минут:

5

8

1-2

5

170

5

50


244-245

Четверг

Утренняя гимнастика

Музыка

Физкультминутка

Закаливающие мероприятия

Самостоятельная двигательная активность на прогулках

Бодрящая гимнастика

Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей в группе

Всего минут:

5

5

1-2

5

170

5

50


241-242

Пятница

Утренняя гимнастика

Физическая культура

Физкультминутка

Закаливающие мероприятия

Самостоятельная двигательная активность на прогулках

Бодрящая гимнастика

Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей в группе

Всего минут:

5

8

1-2

5

170

5

50


244-245



Физкультурный досуг 1 раз в месяц 15 минут

3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в группе соответствует государственным и местным требованиям и нормам.

Образовательный процесс организуется в соответствии с:

- санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;

- правилами пожарной безопасности;

- требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);

- требованиями к оснащенности помещений, развивающей предметно-пространственной средой;

- требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).


3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организация предметно-развивающей среды является непременным элементом для осуществления педагогического процесса, носящего развивающий характер. Предметно-развивающая среда как организованное жизненное пространство, способна обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности его актуального и ближайшего развития.

В соответствии c ФГОС была проанализирована предметно- развивающая среда физкультурного зала ГБДОУ д/с 3.

  • Принцип педагогической целесоообразности, согласно которому в ДОУ предусмотрено необходимое и достаточное наполнение предметно-развивающей среды, а также обеспечена для каждого воспитанника возможность самовыражения с учетом их интересов, желаний, потребностей и особенностей, что обеспечивает индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Для этого в физкультурном зале имеется: модули, тренажеры, мячи, обручи, ракетки, нестандартное физкультурное оборудование.

  • Принцип полифункциональности реализуется за счет обеспечения всех составляющих общеобразовательного процесса и возможностью разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

В ДОУ учитывается этот принцип путем приобретения специфичных материалов для девочек и мальчиков, пример: мешочки для выполнения упражнений красного и синего цвета, гимнастические ленты, клюшки хоккея.

  • Принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность гибкого построения и периодического изменения предметно-развивающей среды, позволяет вывести на первый план ту или иную функцию пространства по ситуации, в зависимости от целей и задач взаимодействия с детьми педагог имеет возможность изменить пространство зала за счет установки мягких модулей,

  • Принцип информативности обеспечивается разнообразием тематического материала и оборудования и активизации воспитанников во взаимодействии с предметным окружением, проводимая в системе работа по физическому направлению развивает у детей умение пользоваться физкультурным оборудованием, знать его предназначение. Все оборудование ДОУ отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, а также санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Подбор оборудования осуществляется с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста и исходит из того, что при реализации ООП дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра. Таким образом, анализ предметно-развивающей среды ГБДОУ д/с 3 показал, что в учреждении выполняются требования ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания по общеобразовательной области «Физическая культура», а также требования к созданию здоровьесберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения.

В физкультурном зале МБДОУ ДС «Радуга» имеется:

  • разнообразное спортивное оборудование для развития основных видов движений—ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания), предупреждения нарушений осанки и плоскостопия, формирования пространственной орентировки: шведская стенка, дуги, гимнастичекие скамейки, маты, бревна, дорожки, индивидуальные коврики, цели и

мешочки для метания, бруски, зрительные орентиры, канаты, веревки, ребристые и наклонные доски.

  • спортивный игровой инвентарь: кегли, мячи, гантели, скакалки, обручи, кубики

  • атрибуты и игрушки для подвижных игр

  • оборудование для спортивных игр: баскетбола, хоккея, бадминтона

  • пианино

  • магнитофон

  • подборка дисков с комплексами утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, музыкальные произведениями

  • подборка методической литературы и пособий

  • нестандартное физическое оборудование


Особенности организации физкультурного уголка в группе

Главная цель физкультурного уголка:

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка:

- развитие движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Задача воспитателя:

Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Требования к спортивному уголку

1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.

2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.

4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.

5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

6. Наличие символик физкультуры и спорта.

Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их. В младших группах целесообразно создавать специальный физкультурный уголок, который должен представлять единое двигательное пространство, на котором каждый ребенок может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно - игровыми пособиями.

Комплектация уголков:

1. Теоретический материал:


- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта;

- иллюстрированный материал по летним видам спорта

3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп.

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д. ;

- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

- мешочки с разной крупой для рук;

-


5. Для игр и упражнений с прыжками:

- скакалки;

- обручи;

- шнуры;

- бруски.


6. Для перешагивания, подъема и спуска:

- бруски деревянные.


7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- кольцеброс; мячи резиновые разных размеров;

- кегли;

- нестандартное оборудование.


8. Выносной материал :

- мячи резиновые;

- скакалки;

- обручи;

- лыжи;

- хоккейные клюшки;

- санки и т. д.


9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики

Примеры оформления спортивных уголков:

Игры с «тихим тренажером»

"ТИХИЙ ТРЕНАЖЕР" - это наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1, 5м, силуэты ножек от пола до 70см; разноцветные полоски (5-10 штук) длинной до 1м для подпрыгивания: "Достань ягодку"; "Пройди по стене"; "Допрыгни до полосочки" и т. д.




3.2.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания


Психолого-педагогическая работа по освоению детьми образовательных областей обеспечивается использованием следующих программ, технологий и методических пособий:


Направление «Физическое развитие»

Физическая культура

Цель – формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.


 1. Программа


Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ д/с №3



2. Дополнительная программа

Физическое воспитание в детском саду,

Э Я.Степаненкова. М., 2006

3. Технологии и методические пособия

Физкультура для всей семьи. Козлова Т.В., Рябухина Т.А.:изд-во «Физкультура и спорт», 1989

Подвижные игры для детей. Т.Н.Образцова «Гамма Пресс 2000», 2004

Творим здоровье души и тела . Л.Лахонина, Т.Андрус изд. «Пионер» 2000 Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Ноткина Н.А. –СПб.,1995.

Физкульт-Ура! Физическая культура дошкольников, Москва «Школьная Пресса» 2003

Творим здоровье души и тела. Л.И.Латохина- Спб., 1997

Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. В.Г.Фролова Москва «Просвещение» 1986

Физическое воспитание детей дошкольного возраста В.А.Андерсон.,-М.:Просвещение, 1991

Укрепляйте здоровье детей.Е.Н.Вавилова. Москва-Просвещение 1986

Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. В.Я.Лысова,Т.С.Яковлева Москва Аркти 1999



Здоровье

Цель – охрана здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков

- формирование начальных представление о здоровом образе жизни.


 1. Программа


Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБДОУ д/с №3



2. Дополнительная программа

-Здоровый малыш, под редакцией З.И.Бересневой. М., ТЦ Сфера, 2003

3. Технологии и методические пособия

-Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. Л.Ф. Тихомирова, Ярославль, 1997

-Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детских садов. Е.Н.Вавилова. М.,

Просвещение.

-Беседа о здоровье: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.

-Уроки Айболита. Г.Зайцев. СПб, Издательство Акцидент,1996

-Уроки Мойдодыра. Г.Зайцев. СПб, Издательство Акцидент, 1998.


Список литературы

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентировочный подход / Школа здоровья, 2000.

  2. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. От рождения до школы. М. «Мозаика-Синтез», 2014г.

  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. – 2002.

  4. Инструктор по физической культуре / Сфера, 2014.

  5. Маханева М.: С физкультурой дружить - здоровым быть! Методическое пособие / изд. «Сфера», 2009.

  6. Образцова Т. Н.: Подвижные игры для детей / изд. «Лада/Москва», 2005.

  7. Овчинникова Т. С. Организация здоровье - сберегающей деятельности в ДОУ. – СПб, 2006.

  8. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-7 лет. М., «Мозаика Синтез», 2009г.

  9. Степанкова Э.Я. Сборник подвижных игр (2-7 лет). М., «Мозаика Синтез», 2011г.

  10. Степанкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. М., «Мозаика Синтез», 2005г.

  11. Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности в ДОО: Младшаягруппа: Методическое пособие: Составлено в соответствии с ФГОС ДО / Центр педагогического образования. – М., 2014.

  12. Чупаха, И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе – М., 2003.


42




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс