средняя общеобразовательная школа № 2
Копейского городского округа
«Рассмотрено» на заседании МО __________/_____________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________/ Титова Е.С. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 2 ____________ М.Н. Погудина пр № 112/3–од от 31.08.2017г. |
Рабочая программа
Физика
7класс
2017 – 2018 учебный год
Составитель: учитель физики
Тимофеева Н.А.
Высшая квалификационная категории
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования
Личностными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений:
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал, задания учебника и задачи из сборников.
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного обучения.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах постоянного и сменного состава.
Предметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.
2-й уровень (программный)
собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
решать задачи на применение изученных законов;
приводить примеры практического использования физических законов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Учащиеся должны уметь:
- давать определение понятий: физика, тело, вещество, материя, величина, наблюдение, опыт, измерение, погрешность, единицы измерения, измерительные приборы, цена деления, экспериментальные и теоретические методы изучения природы, атом, молекула, капилляр, механическое движение, траектория, система отсчета, график движения, инертность, взаимодействие тел, простые механизмы; диффузия, смачивание, несмачивание, инерция, невесомость, перегрузки, свободное падение, плавание;
- давать определение физическим величинам: скорость, путь, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, коэффициент трения, коэффициент жесткости, давление, архимедова сила, работа, механическая энергия, потенциальная энергия, кинетическая энергия, мощность, КПД, момент силы;
- определять цену деления и погрешность прибора;
- правильно пользоваться мензуркой, линейкой;
- измерять объем тела с помощью мензурки;
- приводить примеры физических явлений, физического тела вещества;
- формулировать основные положения МКТ;
- решать качественные задачи по теме;
- по таблицам находить температуру перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое;
- приводить примеры смачивающих и несмачивающих жидкостей; использования капиллярности; вещества в различных агрегатных состояниях;
- экспериментально определять размеры малых тел.
- записывать формулы скорости, пути, времени движения, плотности, массы и объема тела; равнодействующей силы; закона Гука; веса тела, силы тяжести;
- правильно пользоваться весами, динамометром;
- измерять силу, массу;
- по числу раскрыть физический смысл скорости, плотности вещества, жесткости тела;
- приводить примеры материальной точки, поступательного движения; различных видов движения; практического использования инерции; видов трения; подшипников;
- формулировать законы Гука, Паскаля, Архимеда, «золотое правило» механики; условие равновесие рычага, закон сохранения энергии;
- решать простейшие задачи на определение цены деления прибора и погрешности измерения, качественные задачи на объяснение явлений с точки зрения строения вещества. на выяснение причин движения тела; расчетные задачи на закон Гука; задачи на расчет сил природы, расчетные задачи на закон Архимеда, плавание тел, на закон сообщающихся сосудов, на расчет работы, энергии, мощности, КПД, момента сил; задачи на применение условия равновесия рычага;
- правильно пользоваться приборами манометром, барометром;
- объяснять назначение, устройство и принцип действия барометров, манометров, гидравлических машин, насосов и их использование;
- измерять архимедову силу;
- собирать опытные установки для проведения эксперимента по выяснению условия равновесия рычага, КПД наклонной плоскости;
- приводить примеры практического применения простых механизмов.
Содержание программы
7 класс
(70 часов, 2 часа в неделю)
Учебник: А.В.Перышкин.
Введение (3 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Физика и техника.
Лабораторные работы:
Определение цены деления измерительного цилиндра.
Первоначальные сведения о строении вещества (7 ч)
Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно – кинетических представлений.
Лабораторные работы:
Измерение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (21 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость.
Инерция. Взаимодействие тел. Инерция. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес. Связь между силой тяжести и массой.
Упругая деформация тела. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Лабораторные работы:
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема тела.
Измерение плотности твердого тела.
Градуирование пружины и измерение силы с помощью динамометра.
Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)
Давление. Давление твердых тел.
Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно – кинетических представлений. Закон Паскаля.
Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. Насос.
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Лабораторные работы:
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тел в жидкости.
Работа и мощность. Энергия(13 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тел с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.
Равенство работ при использовании механизмов. Коэффициент полезного действия.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра.
Лабораторные работы:
Выяснение условия равновесия рычага.
Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Повторение (3ч)
Резервное время – (1ч).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | кол-во часов | дата проведения | примечание |
предпол. | фактич. |
| 1. Введение. Физика и физические методы изучения природы (3 часа). |
1 | Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика. Физика наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона. | 1 | | | |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц. | 1 | | | |
3 | Л. р. № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 | | | |
| Глава 2. Первоначальные сведения о строении вещества (7 часов) |
4 | Физика и техника. | 1 | | | |
5 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | | | |
6 | Л.р. № 2 «Измерение размеров малых тел» | | | | |
7 | Диффузия в газах, жидкостях, твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела. | 1 | | | |
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 1 | | | |
9 | Три состояния вещества | 1 | | | |
10 | Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | 1 | | | |
| Глава 3. Взаимодействие тел (21 час) |
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 1 | | | |
12 | Скорость тела. Единицы скорости | 1 | | | |
13 | Расчет пути и времени движения. | 1 | | | |
14 | Расчет пути и времени движения. | 1 | | | |
15 | Инерция. | 1 | | | |
16 | Взаимодействие тел | 1 | | | |
17 | Масса тела. Единицы массы. | 1 | | | |
18 | Л. Р. № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | | | |
19 | Плотность вещества | 1 | | | |
20 | Л.Р.№ 4 «Измерение объёма тела» | 1 | | | |
21 | Л.Р.№ 5 «Определение плотности вещества» | 1 | | | |
22 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | | | |
23 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | | | |
24 | Контрольная работа № 1 «Механическое движение» | 1 | | | |
25 | Сила. | 1 | | | |
26 | Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | | | |
27 | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | | | |
28 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | 1 | | | |
29 | Л.Р. № 6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Динамометр. | 1 | | | |
30 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | 1 | | | |
31 | Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике. | 1 | | | |
32 | Л.р.№7 "Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы" | 1 | | | |
| Глава 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (22 часа) |
33 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | 1 | | | |
34 | Давление. Единицы давления. | 1 | | | |
35 | Давление газа | 1 | | | |
36 | Передача давления жидкостями и газом. Закон Паскаля. | 1 | | | |
37 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | | | |
38 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | | | |
39 | Сообщающиеся сосуды | 1 | | | |
40 | Вес воздуха. Атмосферное давление | 1 | | | |
41 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | 1 | | | |
42 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | 1 | | | |
43 | Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | 1 | | | |
44 | Контрольная работа № 2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | | | |
45 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | | | |
46 | Архимедова сила | 1 | | | |
47 | Л.Р.№8 «Определение выталкивающей силы на погруженное в них тело» | 1 | | | |
48 | Плавание тел | 1 | | | |
49 | Л.Р.№ 9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости» | 1 | | | |
50 | Архимедова сила. Плавание тел. | 1 | | | |
51 | Плавание судов | 1 | | | |
52 | Воздухоплавание | 1 | | | |
53 | Контрольная работа № 3 «Архимедова сила» | 1 | | | |
| Глава 5. Работа и мощность. Энергия. |
54 | Механическая работа. Единицы работы | 1 | | | |
55 | Мощность. Единицы мощности. | 1 | | | |
56 | Механическая работа . Мощность. | 1 | | | |
57 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | | | |
58 | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | 1 | | | |
59 | Л.р. № 10 «Выяснение условий равновесия рычага» | 1 | | | |
60 | Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое» правило механики | 1 | | | |
61 | КПД механизма | 1 | | | |
62 | Л.Р.№ 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 1 | | | |
63 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 1 | | | |
64 | Превращение одного вида энергии в другой | 1 | | | |
65 | Механическая работа . Мощность. Простые механизмы. Энергия | 1 | | | |
66 | Контрольная работа № 4 «Работа и мощность. Энергия» | 1 | | | |
| Повторение (4 часа) |
67 | Строение вещества, их свойства | 1 | | | |
68 | Взаимодействие тел | 1 | | | |
69 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 1 | | | |
70 | Резерв | 1 | | | |