СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии для 6 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по географии для 6 класса в рамках ФГОС,  расчитана на 1 час внеделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии для 6 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике,  утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089, с учетом авторской программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы - И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И Сиротин.
(Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С. В. Курчина. - М: Дрофа, 2015. - 409с.). Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: География. Начальный курс. 6 класс. Учебник (авторы Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова).

На изучение географии в 6 классе в учебном плане МБОУ СОШ №11 г. Брянска отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю.

Результаты освоения курса географии

Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение географии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их при­менения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важ­нейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-от­ветственного поведения в географической среде — среде оби­тания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметных результатов:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ори­ентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей по­знавательной деятельностью;

  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профес­сиональной траектории в соответствии с собственными инте­ресами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся уни­версальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных си­туациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые резуль­таты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и пре­зентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, со­циального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умение взаимодействовать с людьми, работать в кол­лективах с выполнением различных социальных ролей, пред­ставлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявле­ние и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметных результатов:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических зна­ниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования тер­риториального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических пара­метров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, са­мостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюде­ния мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• формирование представлений об особенностях экологи­ческих проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

  • части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа;

  • части Мирового океана;

  • виды вод суши;

  • причины изменения погоды;

  • типы климатов;

  • виды ветров, причины их образования;

  • виды движения воды в океане;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;

  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • строить простые планы местности;

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАСС

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • классифицировать информацию;

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

• сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

• создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

• оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • опытом участия в социально значимом труде;

  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • пониманием ценности здорового образа жизни;

  • основами экологической культуры.

Содержание учебного предмета

№ п/п

Название темы

Всего часов

В том числе

Практическая работа

Контрольная работа

1

Введение

1



2

Виды земной поверхности

1


3

Строение Земли. Земные оболочки.

21ч

2


4

Взаимосвязи компонентов природы


1

5

Население Земли


1



Содержание программы:

Введение.1ч

География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.

Виды изображений поверхности Земли.9ч

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности.

План местности. Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты.

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Строение Земли. Земные оболочки.21ч

Земля — как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с

глубиной. Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера. Гидросфера — водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Атмосфера. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Население Земли.2ч

Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек — часть биосферы.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека.1ч

Стихийные природные явления.















Список литературы

  1. Петрова Н.Н. - Темы школьного курса: Земля - планета Солнечной системы - М.: Дрофа, 2004

  2. Петрова Н.Н. - Темы школьного курса: План и карта - М.: Дрофа. 2004.

  3. Савельева Л.Е., Дронов В.П. - Землеведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Шинкарчук С.А. - Доклады, рефераты, сообщения - СПб.: Литера, 2006.

  5. Зотова A.M. - Игры на уроках географии. - М.: Дрофа, 2004.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2008.

  2. Лазаревич К.С, Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 класс. -М.: Дрофа, 1997.

Региональный компонент:

  1. Географическое краеведение: учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. \ Под общ. Ред. А.А. Баранова, Н.В. Лобиной. -Ульяновск: УИПКПРО, Корпорация технологий продвижения, 2002.

  2. Лобина Н.В., Фёдоров В.Н., Темаева Е.. Географическое краеведение Ульяновской области в тестах, схемах, таблицах, заданиях: Мет. Пособие. - Ульяновск., Корпорация технологий продвижения, 2004

  3. Ульяновская-Симбирская энциклопедия: - Ульяновск, 2000. Т.1, 2.

  4. Особо охраняемые природные территории Ульяновской области / Под.ред. В.В. Благовещенского. - Ульяновск: Дом печати, 1997.

  5. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебно-методическое пособие. В 2-х частях.
    / А.Ю. Тихонова, П.И. Волкова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2007




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!