СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная образовательная программа разработана для изучения дисциплины "География".

Просмотр содержимого документа
«Программа по географии»



Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

Рабочая программа учебной дисциплины

09.02.02 Компьютерные сети

ОД.00 Общеобразовательныйучебный цикл

ОДБ.09География


УТВЕРЖДАЮ:


Зам директора по УМР


____________ А.И.Голозубов


«___» ______________ 20__ г.




Рабочая программа учебной дисциплины


ОДБ.09ГЕОГРАФИЯ


Версия 1.0

Дата введения: 01.09.2016 г.





СОГЛАСОВАНО:


Председатель П(Ц)К


___________ Е.В. Родина


«___» ______________ 20__ г.




Муравленко, 2016СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

5

4

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

11

7

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

17

8

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

21

9

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

22

10

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

24


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа общеобразовательной учебной дисциплины География предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) на базе основного общего образования.

Программа разработана для специальности 09.02.02 Компьютерные сети укрупнённой группы специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результа-там освоения учебной дисциплины География, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессио-нального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Содержание программы учебной дисциплины География направлено на достижение следующих целей:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;

• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.


2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ

Содержание учебной дисциплины География сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения, призвана сформировать у студентов целостное представление о современном мире, месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к другим народам и странам.

Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У студентов формируются знания о многообразии форм территориальной орга­низации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных ре­гионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Учебная дисциплина География обладает большим количеством междисципли­нарных связей, в частности широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа — население — хозяйство», создавая при этом качественно новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образо­вательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, изучение географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профес­сионального образования, специфики осваиваемых специальностей.

Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у студентов представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины География завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ с получением среднего общего образования.



3МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебная дисциплина География является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебная дисциплина Биология изучается в общеобразовательном цикле учебного плана.


4 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Освоение содержания учебной дисциплины География обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и спо­собность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современ­ному уровню развития географической науки и общественной практики;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов­ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель­ности;

  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социаль­но-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудни­честве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полез­ной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич­ной оценки получаемой информации;

  • креативность мышления, инициативность и находчивость;

  • метапредметных:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способ­ность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение ориентироваться в различных источниках географической информа­ции, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обоб­щения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргумен­тированные выводы;

  • представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития совре­менного мира;

  • понимание места и роли географии в системе наук; представление об обшир­ных междисциплинарных связях географии;

  • предметных:

  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

  • сформированность системы комплексных социально ориентированных гео­графических знаний о закономерностях развития природы, размещения на­селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природ­ных и антропогенных воздействий;

  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о при­родных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оцен­ки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

  • сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаи­модействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.



5 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении специальностей.

1 Источники географической информации

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

2 Политическое устройство мира

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Практические работы

Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения.

3 География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Геогра­фическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Практические работы

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основ­ными видами природных ресурсов.

4 География населения мира

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжитель­ности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболевае­мости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятель­ное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

Практические работы

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

5 Мировое хозяйство

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географи­ческое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно- технический прогресс и его современные особенности.Современные особенности развития мирового хозяйства. Основ­ные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.Отраслевая структура мирового хозяйства.

Сельское хозяйство и его экономические особенности. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Практические работы

Определение ведущих регионов и стран мира по уровню экономического развития.

Определение уровня развития черной и цветной металлургии в различных странах мира.

Определение уровня развития легкой промышленности в различных странах мира.

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

6 Регионы мира

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития.

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Территориальная структура хозяйства.

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона.

США. Условия их формирования и развития. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

Место и роль Латинской Америки в мире. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Практические работы

Изучение особенностей географического положения стран Зарубежной Европы.

Изучение особенностей политической системы стран Зарубежной Европы.

Изучение особенностей географического положения стран Зарубежной Азии.

Изучение территориальной структуры хозяйства стран Зарубежной Азии.

Изучение природно-ресурсного потенциала стран Зарубежной Азии.

Изучение отраслей международной специализации стран Африки.

Изучение особенностей политической системы стран Северной Америки.

Изучение территориальной структуры хозяйства стран Латинской Америки.

Условия формирования и развития стран Латинской Америки.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.

7 Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

Практические работы

Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.

Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.

8 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.


6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины География в пределах освоения ППССЗ на базе основного обще-го образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка студентов составляет 54 часа, из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка студентов, включая практические занятия, — 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов —18 часов.

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения


Введение. Раздел 1 Источники географической информации

2

Раздел 2 Политическое устройство мира

4

Раздел 3 География мировых природных ресурсов

2

Раздел 4 География населения мира

2

Раздел 5 Мировое хозяйство

10

Раздел 6 Регионы мира

12

Раздел 7 Россия в современном мире

-

Итого

36

Внеаудиторная самостоятельная работа

Презентация

4

Опорный конспект

6

Доклад

4

Сообщение

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета








Тематический план и содержание учебной дисциплины География


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

1

2

3

Введение.

Раздел 1 Источники географической информации



Содержание учебного материала:

2

1

Источники географической информации

2

Самостоятельная работа

-

Раздел 2 Политическое устройство мира

Содержание учебного материала:

4

1

Политическая карта мира

2

Практические работы:

2

1

Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения

2

Самостоятельная работа

2

Раздел 3 География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала:

4

1

Взаимодействие человеческого общества и природной среды

2

Практические работы

-

Самостоятельная работа:

2

1

Подготовить сообщение на тему «Ресурсы Мирового океана»

2

Раздел 4 География населения мира

Содержание учебного материала:

2

1

Размещение и расселение людей

2

Практические работы

-

Самостоятельная работа

-

Раздел 5 Мировое хозяйство

16

Тема 5.1 Современные особенности развития мирового хозяйства

Содержание учебного материала:

4

1

Современные особенности развития мирового хозяйства

2

Практические работы

-

Самостоятельная работа:

2

2

Подготовить сообщение на тему ««Мировые» города»

2

Тема 5.2 География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала:

4

1

Сельское хозяйство и его экономические особенности

2

Практические работы


Самостоятельная работа:

2

3

Подготовить сравнительную таблицу на тему «Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство»

Тема 5.3 География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала:

4

1

Географические особенности мирового потребления минерального топлива

2

Практические работы

-

Самостоятельная работа:

2

4

Подготовить сравнительную таблицу на тему «Развитие черной и цветной металлургии в мире»

2

Тема 5.4 География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала:

4

1

Транспортный комплекс и его современная структура

2

Практические работы:

2

2

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства

2

Самостоятельная работа

-

Раздел 6 Регионы мира

22

Тема 6.1 География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Содержание учебного материала:

4

1

Место и роль Зарубежной Европы в мире

2

Практические работы

-

Самостоятельная работа:

2

5

Составить сравнительную таблицу на тему «Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы»

2

Тема 6.2 География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Содержание учебного материала:

4

1

Место и роль Зарубежной Азии в мире

2

Практические работы

-

Самостоятельная работа:

2

6

Подготовить доклад на тему «Особенности политической системы стран Зарубежной Азии»

2

Тема 6.3 География населения и хозяйства Африки

Содержание учебного материала:

4

1

Место и роль Африки в мире

2

Практические работы

-

Самостоятельная работа:

2

7

Подготовить сообщение на тему «Территориальная структура хозяйства Африки»

2

Тема 6.4 География населения и хозяйства Северной Америки

Содержание учебного материала:

2

1

США. Условия их формирования и развития

2

Практические работы

-

Самостоятельная работа

-

Тема 6.5 География населения и хозяйства Латинской Америки

Содержание учебного материала:

4

1

Место и роль Латинской Америки в мире

2

Практические работы

-

Самостоятельная работа:

2

8

Подготовить сообщение на тему «Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки»

2

Тема 6.6 География населения и хозяйства Австралии и Океании

Содержание учебного материала

4

Практические работы:

2

3

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира

2

Самостоятельная работа:

2

9

Подготовить презентацию на тему «Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии»

2

Раздел 7 Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала:

2

1

Глобальные проблемы человечества

2

Самостоятельная работа:

-


Дифференцированный зачет

2


Всего

54


7ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий

Введение


Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Источники географической информации

Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО МИРА

Политическая карта мира

Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

ГЕОГРАФИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Взаимодействие человеческого общества и природной среды

Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА

Размещение и расселение людей

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Современные особенности развития мирового хозяйства

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно- технической революции.

Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки. Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.

Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития.

География отраслей первичной сферы мировогохозяйства

Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.

Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.

Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.

Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.

Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.

Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами.

РЕГИОНЫ МИРА

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.

Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.

Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии.

География населения и хозяйства Африки

Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки.

География населения и хозяйства Северной Америки

Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США.

География населения и хозяйства Латинской Америки

Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.

Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.

Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.

Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.

Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Россия в современном мире

Умение объяснять современные особенности экономико - географического положения России.

Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.

Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Глобальные проблемы человечества

Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.



8УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Освоение программы учебной дисциплины География предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обес-печить свободный доступ в сеть Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности студентов. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено ти-повым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- презентации по всем темам программы.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- телевизор 50'' плазма.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины География, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования. Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по разным вопросам биологии. В процессе освоения программы учебной дисциплины Биология студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).

9. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Для студентов

1 География: учебник для студ. Образоват. Учрежд. Сред.проф.образования/ [Е.В.Баранчиков, С.А. Горохов, А.Е.Козаренко и др.]; под ред. Е.В. Баранчикова. – 9-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 2001.- 480 с.

Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.

Кузнецов А.П., Ким Э.В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Максаковский В.П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

Холина В.Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.


Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государ­ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверж­дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе­ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».

География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издатель­ский дом «Школа-Пресс 1».

Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.

Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.

Справочники, энциклопедии

Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.

Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д. Володихина. — М., 2003.

Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.

Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М.Д.Аксенова. — М., 2001.

Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н.А. Симония. — М., 2004.

Интернет-ресурсы:

www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энцикло¬педии).

www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).

www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США). www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»). www.simvolika.rsl.ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).


10 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Номер изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка

подписи

Дата

Дата

введения

изменения

замененных

новых

аннулированных






































































































Должность

Фамилия / Подпись

Дата

Разработал

преподаватель

Пишванова Н.В.


Провел экспертизу

старший методист

Каюмова Э.Р.





Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 31.08.2016, 07:27

КЭ: _________

Стр. 1 из 21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!