МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №11 г. ХИМКИ
Утверждено приказом директора по МБОУ Лицей №11 от «___» ______ 201_г. № ____ ______________Е.А. Орлова | Согласовано Зам. директора по УВР «___» ___________201_ г. _________Т.Н. Овсянникова | Рассмотрено на заседании кафедры ________________ протокол от «__» ___ 201_г. № ___ ___________ Т.В.Фомичева |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ информатике НА 2017 – 2018 уч. год
( расширенное изучение)
Программа составлена
Учителем информатики
Учановой Л.Ю. ВКК(6А,6Б,6В,6Г)
2017 г
Программа разработана на основе авторской программы основного общего образования по информатике Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой. «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета информатика
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями ≪объект≫, ≪система≫, ≪модель≫, ≪алгоритм≫, ≪исполнитель≫ и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение ≪читать≫ таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях, таких как информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты обучения курса информатики в 6 классе
Раздел 1. Информационное моделирование
Ученик научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность научиться:
сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
Раздел 2. Алгоритмика
Ученик научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
Основное содержание учебного курса
Раздел 1. Информационное моделирование (22 часа)
Тема 1.1 Объекты и системы (13 часов)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Практическая деятельность
изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
изменять свойства панели задач;
узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
упорядочивать информацию в личной папке.
Тема 1.2 Информационные модели (9 часов)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Практическая деятельность
создавать словесные модели (описания);
создавать многоуровневые списки;
создавать табличные модели;
создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
создавать диаграммы и графики;
создавать схемы, графы, деревья;
создавать графические модели
Раздел 2. Алгоритмика (10 часов)
Тема 2.1 Алгоритмика (10 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Практическая деятельность
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.
Раздел 3. Итоговое повторение (3 часа)
Учебно-методический комплекс
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Количество часов |
общее | теория | практика |
1 | Раздел 1. Информационное моделирование | 22 | 8 | 14 |
1.1 | Объекты и системы | 13 | 6 | 7 |
1.2 | Информационные модели | 9 | 2 | 7 |
2 | Раздел 2. Алгоритмика | 10 | 7 | 3 |
2.1 | Алгоритмика | 10 | 7 | 3 |
| Итоговое повторение | 3 | 0 | 3 |
| Итого: | 35 | 15 | 20 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Тема урока | Дата проведения |
план | факт |
1. | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | 01.09.2017 - 08.09.2017 | |
2. | Объекты операционной системы. Практическая работа №1 | 08.09.2017 - 15.09.2017 | |
3. | Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №2 | 15.09.2017 - 22.09.2017 | |
4. | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 | 22.09.2017 - 29.09.2017 | |
5. | Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 | 29.09.2017 - 06.10.2017 | |
6. | Разновидности объекта и их классификация. | 06.10.2017 - 13.10.2017 | |
7. | Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 | 13.10.2017 - 20.10.2017 | |
8. | Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 | 20.10.2017 - 27.10.2017 | |
9. | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 | 03.11.2017 - 10.11.2017 | |
10. | Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 | 10.11.2017 - 17.11.2017 | |
11. | Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 | 17.11.2017 - 24.11.2017 | |
12. | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 | 24.11.2017 - 01.12.2017 | |
13. | Определение понятия. Практическая работа №7 | 01.12.2017 - 08.12.2017 | |
14. | Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 | 08.12.2017 - 15.12.2017 | |
15. | Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 | 15.12.2017 - 22.12.2017 | |
16. | Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 | 22.12.2017 - 29.12.2017 | |
17. | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 | 05.01.2018 - 12.01.2018 | |
18. | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Практическая работа №12 | 12.01.2018 - 19.01.2018 | |
19. | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №13 | 19.01.2018 - 26.01.2018 | |
20. | Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» | 26.01.2018 - 02.02.2018 | |
21. | Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №14 | 02.02.2018 - 09.02.2018 | |
22. | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 | 09.02.2018 - 16.02.2018 | |
23. | Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 16.02.2018 - 23.02.2018 | |
24. | Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик | 23.02.2018 - 02.03.2018 | |
25. | Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей | 02.03.2018 - 09.03.2018 | |
26. | Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 | 09.03.2018 - 16.03.2018 | |
27. | Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 | 16.03.2018 - 23.03.2018 | |
28. | Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №17 | 30.03.2018 - 06.04.2018 | |
29. | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 06.04.2018 - 13.04.2018 | |
30. | Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертёжник | 13.04.2018 - 20.04.2018 | |
31. | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. | 20.04.2018 - 27.04.2018 | |
32. | Работа в среде исполнителя Чертёжник | 27.04.2018 - 04.05.2018 | |
33. | Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика» | 04.05.2018 - 11.05.2018 | |
34. | Итоговое повторение. Выполнение итогового проекта. | 11.05.2018 - 18.05.2018 | |
35. | Итоговое повторение. Выполнение итогового проекта. | 18.05.2018 - 25.05.2018 | |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
9