Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Социально-технологический техникум
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор СТТ ГГТУ
______________Т.К. Тимофеева
«____» ___________2016 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
название дисциплины
Специальность среднего профессионального образования
35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
код и наименование специальности
базовой подготовки
базовой или углубленной (для ППССЗ)
Форма обучения
очная
очная, очно-заочная, заочная
г.о. Орехово-Зуево
20___ г.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
код наименование специальности
Автор программы: Голубева Наталья Борисовна, преподаватель_____________
Новикова Татьяна Юрьевна, преподаватель_____________
Фамилия И.О., должность, подпись
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии профессионального цикла
Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель цикловой методической комиссии Печенникова Т.А. , _____________
Ф.И.О., подпись
СОГЛАСОВАНО
Рецензент:
Представитель работодателя
_____________________________________/________________________/
Ф.И.О., должность Подпись
«____» _________ 20___ г.
МП
Содержание
Паспорт рабочей программы дисциплины | 4 |
Область применения программы | 4 |
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы | 4 |
Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины | 4 |
Количество часов на освоение программы дисциплины | 6 |
Структура и содержание дисциплины | 7 |
Объем дисциплины и виды учебных занятий | 7 |
Тематический план и содержание дисциплины | 8 |
Условия реализации рабочей программы дисциплины | 15 |
Образовательные технологии | 15 |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению | 15 |
Информационное обеспечение обучения | 16 |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины | 18 |
Паспорт рабочей программы дисциплины
Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы Социально-технологического техникума ГГТУ по специальности среднего профессионального образования 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
код и наименование специальности
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП
Учебная дисциплина «Информатика» в учебном плане входит в общеобразовательные учебные дисциплины, в математический и общий естественнонаучный цикл (ЕН.02).
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен приобрести теоретические знания, практические умения и навыки применения современных информационных технологий и математического аппарата в профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины:
Способствовать освоению и систематизации знаний по выбору типовых методов и способов выполнения профессионального решения задач, помочь в овладении умениями использовать базовые системные программные продукты и прикладное программное обеспечение общего назначения для обработки текстовой, графической, числовой информации, способствовать приобретению опыта поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, проектной деятельности, практической работы с типовыми программами и программами для служебного пользования.
Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ПК 1.1. Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству.
ПК 1.2. Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала.
ПК 1.3. Проектировать и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими.
ПК 1.4. Проектировать и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими.
ПК 1.5. Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней.
ПК 2.1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия.
ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров.
ПК 2.3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг с использованием современных информационных технологий.
ПК 2.4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими.
ПК 3.1. Проектировать и осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов.
ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими.
ПК 3.3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность.
ПК 4.1. Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений.
ПК 4.2. Осуществлять таксацию древесной и не древесной продукции леса.
ПК 4.3. Проводить лесоустроительные работы с использованием современных информационных технологий.
Обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Информатика» обучающийся должен
уметь:
использовать изученные прикладные программные средства;
свободно оперировать пакетом прикладных программ;
использовать графические программы для наглядного отображения статистических данных;
знать:
основные этапы решения задач с помощью персонального компьютера (далее - ПК);
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопленной информации;
программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ПК и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов; самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 20 |
лабораторные работы | |
практические занятия | 40 |
контрольные работы | |
проектная работа (если предусмотрена) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
Проработка конспектов занятий, материалов учебных пособий и специальной литературы. | 12 |
Подготовка сообщений по заданной теме | 9 |
Выполнение заданий по индивидуальным вариантам | 9 |
Форма промежуточной аттестации по дисциплине дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Понятие информация. Информационная культура. Содержание учебной дисциплины «Информатика» | | 1 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | | |
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технология | | |
Тема 1.1. Информация, информационные процессы и информационное общество | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Информационный обмен в обществе. Связь информационного обмена с научно-техническим прогрессом. | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |
| Подготовить сообщение о технических средствах общения в докомпьютерную эпоху. | | |
Тема 1.2. Технологии обработки информации, управления базами данных; компьютерные коммуникации | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Технологии обработки информации. База данных. Компьютерные коммуникации. Соединение пользователей и баз данных с помощью линий связи. | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практическое занятие. | 2 | |
1 | Компьютерные коммуникации. | 2 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |
| Проработать конспекты занятий, материалы учебных пособий и специальной литературы. | | |
Раздел 2. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем, их программное обеспечение | | |
Тема 2.1. Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем. Программное обеспечение вычислительной техники | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Архитектура персонального компьютера. Устройство персонального компьютера. Элементная база вычислительной техники. | | 2 |
2 | Структура программного обеспечения вычислительной техники. Виды прикладных программ. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 | |
1 | Виды прикладных программ | 1 | 3 |
2 | Установка и наладка периферийных устройств | 1 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |
| Проработать конспекты занятий, материалы учебных пособий и специальной литературы. Подготовить сообщение о возможностях использования одной из прикладных программ. | | |
Тема 2.2. Операционные системы и оболочки: операционная система Windows. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Основные элементы окна Windows. Управление окнами. Меню и запросы. Справочная система. Работа с пиктограммами программ. | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 | |
1 | Основные элементы окна Windows. | 1 | 3 |
2 | Справочная система. Работа с пиктограммами программ. | 1 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |
| Подготовить сообщение об альтернативных операционных системах. | | |
Тема 2.3. Прикладное программное обеспечение: файловые менеджеры, программы-архиваторы, утилиты | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Файловые менеджеры. Программы-архиваторы. Пакеты утилит для Windows. Общий обзор. Назначение и возможности. Порядок работы. | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 | |
1 | Использование программ-архиваторов. | 2 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |
| Проработать конспекты занятий, материалы учебной и специальной литературы, учебных пособий. | | |
Раздел 3. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации | | |
Тема 3.1. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Компьютер - устройство для накопления, обработки и передачи информации. Хранение информации и ее носители: гибкие, жесткие, компакт-диски. | | 2 |
2 | Защита информации от несанкционированного доступа. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 | |
1 | Запись информации на различные носители | 1 | 3 |
2 | Форматирование флеш –памяти. Тестирование съемных носителей на наличие компьютерного вируса. | 1 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |
| Проработать конспекты занятий, материалы учебной и специальной литературы, учебных пособий. Подготовить сообщение об антивирусных программах. | | |
Раздел 4. Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации | | |
Тема 4.1. Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы. | | 2 |
2 | Гипертекст. Сеть Internet: структура, адресация, протоколы передачи. Способы подключения. Браузеры. Информационные ресурсы. Поиск информации. | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 | |
1 | Основные услуги компьютерных сетей. | 2 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |
| Проработать конспекты занятий, материалы учебной и специальной литературы, учебных пособий. Подготовить сообщение об основных услугах компьютерных сетей. | | |
Раздел 5. Прикладные программные средства | | |
Тема 5.1. Текстовые процессоры | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Возможности текстового процессора. | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 6 | |
1 | Редактирование документов. Вставка таблиц и различных объектов | 2 | 3 |
2 | Автоматическое формирование оглавления | 2 | 3 |
3 | Создание документа по образцу | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. | 3 | |
| Подготовить на ПК документ с использованием вставки объектов и оглавления | | |
Тема 5.2. Электронные таблицы | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Возможности табличного редактора | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 6 | |
1 | Ввод данных в таблицу. Редактирование, копирование информации. | 2 | 3 |
2 | Расчеты с использованием формул и стандартных функций. | 2 | 3 |
3 | Построение диаграмм и графиков. Способы поиска информации в электронной таблице. | 2 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 3 | |
| Подготовить на ПК электронную таблицу по одному из заданных вариантов. | | |
Тема 5.3. Системы управления базами данных | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Основные элементы базы данных. | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 6 | |
1 | Основные элементы базы данных. | 2 | 3 |
2 | Создание формы и заполнение базы данных. | 2 | 3 |
3 | Организация поиска и выполнение запроса в базе данных. | 2 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 3 | |
| Организовать запрос в базе данных на ПК по одному из заданных вариантов. | | |
Тема 5.4. Графические редакторы | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Основные возможности графических редакторов | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 6 | |
1 | Работа с графическим редактором | 2 | 3 |
2 | Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры, работа с фрагментами, трансформация изображений; работа с текстом. | 2 | 3 |
3 | Создание рисунка в графическом редакторе по образцу | 2 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 | |
| Проработать конспекты занятий, учебной и специальной литературы, учебных пособий. Подготовить сообщение о системах цветов RGB, CMYK, HSB. | | |
Тема 5.5. Информационно-поисковые системы | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Назначение и возможности информационно-поисковых систем. Структура типовой системы. Информационно-поисковые системы, представленные на отечественном рынке и доступные в сети Internet. Порядок работы с типовой локальной и сетевой системой. | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | 2 | |
1 | Знакомство с типовой информационно – поисковой системой (Консультант +) | 2 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |
| Подготовить сообщение о возможностях информационно-поисковых систем. | | |
Раздел 6. Автоматизированные системы. Использование средств вычислительной техники в лесном хозяйстве. | | |
Тема 6.1. Автоматизированные системы. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Автоматизированное рабочее место специалиста. Виды автоматизированных систем. Назначение, состав и принципы организации типовых профессиональных автоматизированных систем, представленных на отечественном рынке. | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |
| Проработать конспекты занятий, материалы учебных пособий и специальной литературы. Подготовить сообщение о видах информационных систем. | | |
Тема 6.2. Использование прикладных программных средств в экономике. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Использование прикладных программных средств для обработки данных и проведения расчетов при курсовом и дипломном проектировании в экономике лесного хозяйства. | 1 | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |
| Проработать конспекты занятий, материалы учебной и специальной литературы, учебных пособий. | | |
Тема 6.3. Использование прикладных программных средств в лесоводстве и лесной таксации. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Использование прикладных программных средств в ходе выполнения практических работ, обработки отчетов и приобретения первичных профессиональных навыков в лесоводстве и лесной таксации. | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |
| Проработать конспекты занятий, материалы учебной и специальной литературы, учебных пособий. | | |
Тема 6.4. Использование прикладных программных средств в геодезии и охране леса. | Содержание учебного материала | 1 | |
1 | Использование прикладных программных средств для проведения расчетов в ходе выполнения практических работ и приобретения первичных профессиональных навыков в геодезии и охране леса. | | 2 |
Лабораторные работы | | |
Практические занятия | | |
1 | Дифференцированный зачѐт | 2 | 3 |
Контрольные работы | | |
Самостоятельная работа обучающихся. | 3 | |
| Проработать конспекты занятий, материалы учебной и специальной литературы, учебных пособий. Подготовиться к дифференцированному зачету | | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 | |
теоретическое обучение | 20 | |
практические занятия | 40 | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Условия реализации рабочей программы дисциплины
Образовательные технологии
Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебных занятий и дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины: проблемное обучение (по П.Я. Гальперину), разноуровневое обучение, проектные методы обучения (Дж. Дьюи), технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр (Ж.Ж.Руссо С.А.Шмакова.), обучение в сотрудничестве (по В.К. Дьяченко) (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии (Г.К. Селевко), здоровье сберегающие технологии (Н.К.Смирнов).
3.1.2. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий.
Активные и интерактивные формы проведения занятий, используемые в учебном процессе
Семестр | Вид занятия* | Используемые активные и интерактивные формы проведения занятий | |
|
| | |
3 | ТО | Лекции, групповые дискуссии, средства наглядности, проблемные задания. | |
| ПЗ | Практические работы, проблемные задания, консультации. | |
| ЛР | - | |
4 | ТО | Лекции, групповые дискуссии, средства наглядности, проблемные задания. | |
ПЗ | Практические работы, проблемные задания, консультации. | |
ЛР | - | |
*) ТО – теоретическое обучение, ПЗ – практические занятия, ЛР – лабораторные занятия
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины ЕН.02. Информатика осуществляется в учебном кабинете 42.
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя
Посадочные места для обучающихся (по количеству обучающихся в группе)
Стеллажи для наглядного материала
Стенды
Технические средства обучения:
Компьютер преподавателя с лицензионным программным обеспечением
Компьютеры обучающихся с лицензионным программным обеспечением
Проектор
Интерактивная доска
принтер и сканер
Программное обеспечение дисциплины:
Операционная система Windows 8, приложения
Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности Интернет и мультимедиа технологий
Офисные программы Microsoft: Word, Excel , Power Point, Publisher, Access
Программные средства автоматизации создания учебно-методических пособий, тестовые оболочки, пособий для самостоятельной работы, сборников упражнений
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Михеева Е.В. Информатика: Учебник для студ. учрежд. сред. проф. образования / Е.В.Михеева, О.И.Титова. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 352с.
Михеева Е.В. – Практикум по информатике: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Дополнительная литература:
Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики. Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Есипов А. С. Информатика и информационные технологии для учащихся школ и колледжей. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004
Игошин В.И. Задачи и упражнения по математической логике и теории алгоритмов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
Информатика: Задачник-практикум: 8-11 классы: В 2 тт: Т. 1 (под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К.) Изд. 4-е – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
Панин В.В. Основы теории информации – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Хохлов Г.И. Основы теории информации – М.: Академия, 2008
Дмитриев В.И. Прикладная теория информации. – М.: Высшая школа, 1989
Базлов Е.Ф. Основы теории информации: учебное пособие. – Казань, 1999
Основы теории информации: методическое пособие / Сост. Базлов Е.Ф. – Казань, 1999
Интернет-ресурсы:
Информатика онлайн http://ege.yandex.ru/informatics
Электронный журнал «Информатика и информационные технологии в образовании». Форма доступа:http://www.rusedu.info/
Информатика и ИКТ. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/w/index.php
Мир информатики. Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/
Виртуальный компьютерный музей. Форма доступа: http://www.сomputer-museum.ru/index.php
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа: http://www.klyaksa.net/
Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html
Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа:http://www.computer- profi.ru/
Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru
Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» http://inf.1september.ru
Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру) http://www.intuit.ru
Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского http://marklv.narod.ru/inf/
Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой http://infoschool.narod.ru
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой http://www.syrtsovasv.narod.ru
Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников http://www.phis.org.ru/informatika/
Информатика и информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info
Информатика и информационные технологии: лаборатории информатики МИОО http://iit.metodist.ru
Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой http://book.kbsu.ru
Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям http://school87.kubannet.ru/info/
Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина http://trushinov.chat.ru
История Интернета в России http://www.nethistory.ru
ИТ- образование в России: сайт открытого е-консорциума http://www.edu-it.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Текущий контроль успеваемости и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки |
Умения: | |
использовать изученные прикладные программные средства | Суммирующая оценка результатов выполнения практических работ |
свободно оперировать пакетом прикладных программ | Суммирующая оценка результатов выполнения практических работ |
использовать графические программы для наглядного отображения статистических данных | Суммирующая оценка результатов выполнения практических работ |
Знания: | |
основные этапы решения задач с помощью персонального компьютера (далее - ПК); | Оценка результатов выполнения заданий на дифференцированном зачете |
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопленной информации; | Оценка результатов выполнения заданий на дифференцированном зачете |
программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации; | Оценка результатов выполнения заданий на дифференцированном зачете |
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру ПК и вычислительных систем; | Оценка результатов выполнения заданий на дифференцированном зачете |
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; | Оценка результатов выполнения заданий на дифференцированном зачете |
Результаты обучения (освоенные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
| |
Общие компетенции (ОК): |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - проявление интереса к будущей профессии во время выполнения практических и теоретических заданий и самостоятельной работы учащихся - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов | - оценка наблюдения; - оценка в ходе конкурсов профессионального мастерства |
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - рациональное использование времени при выполнении задания; - самоконтроль при выполнении учебных заданий. | - оценка выполнения практического задания; - наблюдение и оценка на практических занятиях. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - выбор и подготовка соответствующих формул и определений; - самоконтроль в процессе выполнения работы; - оценка качества выполняемых и выполненных работ; - исправления устранимых ошибок; - использование нестандартного подхода при решении задач. | - оценка выполнения практического задания; - наблюдение и оценка на практических занятиях. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - умение работать с учебной, справочной и технической литературой; - подготовка презентаций; - выполнение докладов; - нахождение материалов для сдачи дифференцированного зачета. | - оценка представления презентаций; - заслушивание и обсуждение докладов; - оценка результатов дифференцированного зачета. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - создание презентаций; - владение поисковыми системами в сети интернет; - получение необходимой информации из электронных учебников и обучающих программ. | - оценка защиты презентаций; - оценка компьютерного тестирования. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - выполнение работ в малых группах; - формирование коммуникативных способностей (в общении с коллегами, руководством); - создание толерантного пространства в коллективе. | - наблюдение и оценка на практических занятиях. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | - выполнение работ в малых группах; - решение задач, в которых требуется разделение обязанностей; - участие в обучающих играх. | - наблюдение и оценка на практических занятиях |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы; - владение поисковыми системами в сети интернет; - получение необходимой информации из электронных учебников и обучающих программ. | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - оценка внеаудиторной самостоятельной работы. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - определение способов решения задач в зависимости от условий профессиональной деятельности; - планирование работы; - решение задач практической работы. | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - оценка устного опроса; - оценка решения ситуационных задач. |
Профессиональные компетенции(ПК): |
ПК 1.1. Планировать, осуществлять и контролировать работы по лесному семеноводству. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 1.2. Планировать, осуществлять и контролировать работы по выращиванию посадочного материала. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 1.3. Проектировать и контролировать работы по лесовосстановлению, лесоразведению и руководить ими. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет |
ПК 1.4. Проектировать и контролировать работы по уходу за лесами и руководить ими. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - устный опрос; - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 1.5. Осуществлять мероприятия по защите семян и посадочного материала от вредителей и болезней. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 2.1. Проводить предупредительные мероприятия по охране лесов от пожаров, загрязнений и иного негативного воздействия. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 2.2. Осуществлять тушение лесных пожаров. | - выполнение поиска информации по правилам тушения лесных пожаров | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 2.3. Проводить лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг с использованием современных информационных технологий. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 2.4. Проводить работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-оздоровительные мероприятия в лесных насаждениях и руководить ими. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 3.1. Проектировать и осуществлять отвод лесных участков для проведения мероприятий по использованию лесов. | - выполнение практических работ по использованию графических программ для наглядного отображения статистических данных | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 3.2. Планировать и контролировать работы по использованию лесов с целью заготовки древесины и других лесных ресурсов и руководить ими. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 3.3. Планировать, осуществлять и контролировать рекреационную деятельность. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 4.1. Проводить таксацию срубленных, отдельно растущих деревьев и лесных насаждений. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 4.2. Осуществлять таксацию древесной и не древесной продукции леса. | - выполнение практических заданий в изучаемых прикладных программных средствах | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
ПК 4.3. Проводить лесоустроительные работы с использованием современных информационных технологий. | - выполнение практических работ по использованию графических программ для наглядного отображения статистических данных | - наблюдение и оценка на практических занятиях; - дифференцированный зачет. |
Образцы оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости Практическая работа
Тема: Написание математических формул, работа с объектами WordArt, работа с объектами SmartArt
Цель – уметь работать с редактором формул в текстовом процессоре.
Оборудование – ПК.
ПО - MS Word 2007.
Ход выполнения работы.
Задание 1.
Создайте документ по предложенному образцу.
Метод Остроградского.
Всякая правильная рациональная дробь может быть представлена в виде суммы элементарных дробей. Первообразные элементарных дробей
являются трансцендентными функциями вида A arctg (а1х + а2) + В In (b1x + b2) +С. Первообразная элементарной дроби

является рациональной дробью.
А первообразная элементарной дроби

может быть представлена в виде суммы правильной рациональной дроби и трансцендентной функции вида Arctg(а1x + а2) + С.
Всякая первообразная любой рациональной дроби представима в виде суммы рациональной дроби и трансцендентной функции, являющейся первообразной от суммы дробей вида
Таким образом, если
— правильная рациональная дробь и
– разложение ее знаменателя, то
.
Сохраните файл в своей папке под именем «Формулы».
Задание 2.
Укажите порядок действий при вставке формулы в текст____________________________
Укажите, какие панели инструментов есть в конструкторе формул.___________________
Перечислите инструменты конструктора формул, с которыми вы сегодня работали.
______________________________________________________________________________________________
Краткая теория.
Программа WordArt позволяет применять к тексту разнообразные варианты оформления
Вставка – Текст - WordArt
Коллекция объектов WordArt. | Панель инструментов для работы с объектом WordArt. |

| 
|
Ход выполнения работы.
Задание 1.
Создайте документ по образцу.
Для расположения надписи «Оператор ЭВМ» используйте операции Копирования и Отразить (Работа с объектом WordArt-Упорядочить – Отразить)
Измените цвет исходного объекта WordArt, используя градиентную заливку
Измените контур исходного объекта WordArt на контур «круглые точки».

Сохраните документ в своей папке под именем Фигурный текст.
Задание 3.
Укажите группы инструментов панели инструментов Работа с объектом WordArt.
______________________________________________________________________________________________
Какие операции форматирования можно выполнять с объектом WordArt.
Задание 4.
Создайте схему по образцу. Цветовую гамму схемы найдите в сетевой папке «Приложение к работе 1»

Сохраните документ в своей папке под именем Схема 1.
Создайте файл Схема 2.
Выберите необходимый тип схемы.
Измените стиль схемы и заливку отдельных блоков. Цветовую гамму схемы найдите в сетевой папке «Приложение к работе 2»
Сохраните документ.

Задание 2.
Укажите инструмент с помощью которого создавали схемы_____________________________
Укажите порядок действий при добавлении в схему фигуры_____________________________
Как изменить стиль схемы?__________________________________________________________
Как изменить цвет отдельной фигуры в схеме?__________________________________________
Образцы оценочных средств для проведения промежуточной аттестации Вопросы для промежуточной аттестации Информация и данные.
Единицы измерения информации.
Представление информации в ЭВМ.
Кодирование.
Представление об информационном обществе, значение информационных революций, основные черты информационного общества.
Понятие информационной системы.
Структура информационной системы.
Классификация по степени автоматизации.
Информационная технология обработки данных.
Этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.
Автоматизированные системы: понятие, состав, виды.
Автоматизация управления.
Автоматизация офиса.
Вычислительная система: состав.
Основные блоки ПК и их назначение.
Функциональные характеристики ПК.
Типы микропроцессоров, их общая характеристика.
Запоминающие устройства ПК.
Основная память.
Внешняя память.
Внешние устройства ПК: клавиатура, видеотерминал, принтер.
Выбор оптимальной конфигурации компьютера для профессиональной деятельности.
Основные понятия программного обеспечения.
Классификация программных продуктов: системное программное обеспечение, пакеты прикладных программ, инструментарий программирования.
Файловая система.
Понятие файла.
Спецификация файла, имя файла, расширение имени, шаблон имен файлов.
Организация доступа к файлу.
Концепция WINDOWS .
Основные положения и мультизадачный режим Windows.
Структура интерфейса пользователя; панель задач, главное системное меню Windows.
Панель управления Windows, проводник, понятие приложений.
Классификация средств защиты информации.
Защита доступа к компьютеру.
Защита программ.
Защита информации в Интернете.
Характеристика компьютерных вирусов.
Программы обнаружения и защиты от вирусов.
Компьютерные сети, основные понятия и терминология.
Классификация компьютерных сетей.
Режимы передачи данных: симплексный и дуплексный режимы. Аппаратные средства. Характеристики сети.
Глобальная компьютерная сеть INTERNET. Структура, система адресации.
Способы организации передачи информации: электронная почта, WWW, телеконференции.
Файловые архивы в сети Internet.
Поисковые системы.
Основные понятия MS Word: структура интерфейса, окна, режимы работы.
Понятие фрагмента текста, его выделение, копирование, удаление, перемещение в MS Word.
Понятие абзаца, форматирование текста в MS Word.
Проверка орфографии в MS Word.
Создание документа, сохранение и открытие документа в MS Word.
Печать документа в MS Word.
Использование стилей и табуляции, создание колонок, нумерованных списков и таблиц в MS Word.
Создание почтовых отправлений в MS Word.
Вставка в документ графических объектов и рисунков в MS Word.
Назначение электронной таблицы.
Особенности интерфейса табличного процессора MS Excel.
Типы и форматы данных в MS Excel.
Понятие об абсолютных и относительных адресах в MS Excel.
Понятие о формулах и функциях в арифметических выражениях в MS Excel.
Операции копирования, сортировки и переноса данных в MS Excel.
Графические возможности табличного процессора MS Excel для представления данных.
Понятие и назначение базы данных (БД).
Структурные элементы базы данных.
Виды моделей данных.
Система управления базой данных.
Этапы технологии работы в СУБД: формирование таблицы, ввод и редактирование данных, обработка данных, вывод информации из базы.
Теоретические основы представления графической информации.
Пиксель.
Графические примитивы.
Способы хранения графической информации и форматы графических файлов.
Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные функции.
Работа с фрагментами изображения.
Полный комплект заданий и иных материалов для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине приводится в фонде оценочных средств.