Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Аши Челябинской области
Рассмотренно | | Согласовано: | Утверждаю: |
на заседании | ППО, протокол № 1, | зам. директора по УВР | Директор МКОУ «СОШ № 4» |
рук.: | Беляева Г.Н. | Николаева Е.В. | г.Аши Челябинской области |
« » 201_г. «
» 201_г.
С.В.Соловьева
Приказ №
от
2015г.
Рабочая программа
курса «Обществознания 10 класс»
Составитель: Комаров А.Ю. Учитель обществознания
Аша 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по обществознанию в 10 классе составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию для основного общего образования.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами. Базисный учебный план по программе- 2 час в неделю, 68 часа в год. Курс обществознания ориентирован на учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений «Общесвознание 10 кл» под ред. Л.Н.Боголюбова. М
«Просвещение» 2012г. Учебник составлен в соответствии с современным уровнем . Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствует возрастным особенностям учащихся. Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и учебного плана образовательного учреждения. В соответствии с направлением школы реализуется школьный компонент. В целом программа и стандарты соответствуют учебнику.
Программа построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный( повышенной трудности) уровень подготовки учащихся
Цели и задачи учебного предмета «Обществознание»:
Цели
Изучение обществознания в старшей школе набазовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.
Задачи курса вносит существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
воспитание гражданственности и любви к Родине;
создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Основные задачи курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;- помочь выработать собственную жизненную позицию;
В основу содержания курса положены следующие принципы:
соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;
структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;
Место учебного предмета «Обществознание» в учебном плане. «Обществознание» изучается в качестве обязательного предмета в 10-11 классах. Общее количество времени на один год обучения составляет 68 часа. Общая недельная нагрузка составляет 2 час.
В 10 классе 68ч часа, 2 час в неделю.
Распределение учебного материала в 10 кл.
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Введение. Как работать с учебником | 1 |
2 | Человек в обществе | 14 |
3 | Общество как мир культуры | 14 |
4 | Правовое регулирование общественных отношений | 3 |
5 | Человек в 21 веке | 2 |
6 | Повторение | |
| Итого | 34 |
Глава1. Человек в обществе.
Характеристика основных тем
Основное содержание.
10 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе Структура общества. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация личности Единство свободы и ответственность личности.
Глава 2. Общество как мир культуры.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: массовая, народная и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура Искусство и духовная жизнь Искусство, его формы, Основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Систему судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России Современное российское законода- тельство. Основы государственного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения Правосознание. Правовая культура.
Заключение. Человек в 21 веке.
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;осуществлять поисксоциальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИИЮ 10 класс
№ | Тема | Кол. Ур. | Дата | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Дом. задание |
ПЛАН | ФАКТ |
1 | Что такое общество | 1 | 06.09 | | Характеризовать общество как жизнедеятельность людей. | §1 |
2 | Что такое общество | 1 | 06.09 | | Объяснять взаимодействие общества и природы. | §1 |
3 | Общество как сложная динамичная система | 1 | 13.09 | | Обосновывать взаимодействие культуры и общества. | §2 |
4 | Общество как сложная динамичная система | 1 | 13.09 | | Характеризовать структуру общества. | §2 |
5 | Динамика общественного развития | 1 | 20.09 | | Объяснять, почему общество сложная динамичная система. | §3 |
6 | Динамика общественного развития | 1 | 20.09 | | Решать познавательные и практические задачи по теме. | §3 |
7 | Социальная сущность человека | 1 | 27.09 | | Обосновывать природу человека. | §4 |
8 | Социальная сущность человека | 1 | 27.09 | | Характеризовать человека как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. | §4 |
9 | Деятельность- способ существования людей | 1 | 04.10 | | Характеризовать деятельность как способ существования людей. | §5 |
10 | Деятельность- способ существования людей | 1 | 04.10. | | Объяснять мотивацию деятельности. | §5 |
11-12 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 2 | 11.10 | | Обосновывать, что такое знание и познание. | §6 |
13 | Самостоятельная работа по теме «Человек» | 1 | 22.11 | | Решать познавательные и практические задачи по теме. | ТЕСТЫ |
14 | Повторение темы «Общество» | 1 | 22.11 | | Решать познавательные и практические задачи по теме. | ТЕСТЫ |
15 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 1 | 18.10 | | Характеризовать понятия «свобода» и «необходимость» | §7 |
16 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 1 | 18.10 | | Объяснять выбор человека в его деятельности между интересами общества и своими интересами | §7 |
17 | Современное общество | 1 | 25.10 | | Объяснять взаимодействие человека в обществе. | §8 |
18 | Современное общество | 1 | 25.10 | | Обосновывать какие факторы влияют на становление современного общества. | §8 |
19-20 | Глобальная угроза международного терроризма | 2 | 15.11 | | Обосновывать почему терроризм представляет угрозу для всего мира | §9 |
21 | Культура и духовная жизнь общества | 1 | 29.11 | | Характеризовать духовную жизнь общества. | §10 |
22 | Культура и духовная жизнь общества | 1 | 06.12 | | Объяснять влияние культуры на духовную жизнь человека. | §10 |
23-24 | Духовный мир личности | 2 | 13.12 | | Объяснять как влияет духовный мир человека на развитие общества | §11 |
25 | Мораль. | 1 | 13.12 | | Объяснять влияние морали на духовную жизнь человека. | §12 |
26 | Мораль. | 1 | 20.12 | | Объяснять влияние морали на духовную жизнь человека. | §12 |
27 | Наука. | 1 | 20.12 | | Обосновывать влияние науки на духовную жизнь общества. | §13 |
28 | Образование. | 1 | | | Характеризовать роль образования в современном мире. | §13 |
29 | Практическая работа по теме «Человек и общество» | 1 | 29.11 | | Решать познавательные и практические задачи по теме. | ТЕСТЫ |
30 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовная культура» | 1 | | | Решать познавательные и практические задачи по теме. | ТЕСТЫ |
31-32 | Религия. | 2 | | | Называть религии мира и их влияние на жизнь общества. | §14 |
33 | Искусство и духовная жизнь. | 1 | | | Характеризовать влияние искусства на духовную жизнь общества. | §15 |
34 | Искусство и духовная жизнь. | 1 | | | Объяснять формы искусства и его основные направления. | §15 |
35 | Массовая культура | 1 | | | Объяснять, что такое социальное взаимодействие. | §16 |
36 | Массовая культура | 1 | | | Называть, что такое социальное отношение и взаимодействие. | §16 |
37 | Современные подходы к пониманию права | 1 | | | Характеризовать современные идеи по праву | §17 |
38 | Современные подходы к пониманию права | 1 | | | Характеризовать взаимосвязь естественного и позитивного права | §17 |
39 | Право в системе социальных норм | 1 | | | Характеризовать право как систему социальных норм. | §18 |
40 | Право в системе социальных норм | 1 | | | Называть основные отрасли, институты и отношения системы права. | §18 |
41 | Источники права | 1 | | | Объяснять значение понятия «источники права» | §19 |
42 | Источники права | 1 | | | Характеризовать правовые акты. | §19 |
43-44 | Правоотношения и правонарушения | 2 | | | Называть значение понятий «правоотношения» и «правонарушение». | §20 |
45-46 | Предпосылки правомерного поведения. | 2 | | | Характеризовать правомерное поведение | §21 |
47 | Гражданин РФ | 1 | | | Характеризовать права гражданина РФ. | §22 |
48 | Гражданин РФ | 1 | | | Объяснять обязанности гражданина РФ | §22 |
49-50 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Право как особая система норм» | 2 | | | Решать познавательные и практические задачи по теме. | ТЕСТЫ |
51-52 | Гражданское право | 2 | | | Называть гражданские правоотношения | §23 |
53 | Семейное право | 1 | | | Объяснять правовую связь членов семьи. | §24 |
54 | Семейное право | 1 | | | Называть права и обязанности детей и родителей | §24 |
55 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 | | | Характеризовать трудовые правоотношения. | §25 |
56 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 | | | Понимать важность профессионального образования. | §25 |
57-58 | Процессуальные отрасли права | 1 | | | Называть характерные особенности гражданского процесса | §27 |
59 | Конституционное производство | 1 | | | Называть функции и полномочия судей конституционного суда | §28 |
60 | Конституционное производство | 1 | | | Понимать основные стадии конституционного судопроизводства | §28 |
61 | Международная защита прав человека | 1 | | | Называть функции и полномочия ООН | §29 |
62 | Международная защита прав человека | 1 | | | Понимать перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека | §29 |
63 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 1 | | | Объяснять значение противодействию терроризму. | §30 |
64 | Экологическое право | 1 | | | Называть характерные особенности экологического права | §26 |
65 | Человек в 21 веке | 1 | | | Объяснять, почему общество находится в постоянном развитии. | |
66 | Проектные работа по теме «Человек и общество» | 1 | | | Решать познавательные и практические задачи по теме. | |
67-68 | Контрольная работа по всему курсу | 1 | | | Решать познавательные и практические задачи по теме. | ТЕСТЫ |
УМК
Учебник:. Обществознание (базовый уровень). Под редакцией Боголюбова Л. Н. _М.: «Просвещение», 2013
Программы общеобразовательных учреждений «История. Обществознание. 10-11 классы». Москва, «Просвещение», 2008.
3.П.А,Баранов. Тесты и задания по обществознанию. 10 класс. М, Астрель, Владимир, ВКТ, 2011.