СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по изучению безопасного поведения на воде для начальных классов коррекционной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка.

 

Общая характеристика программы.

На открытых водоёмах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения, неподготовленность детей к самостоя­тельному безопасному поведению на воде. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Всё это определяет необходимость введения данной Программы в начальной школе.

 

Особенности содержания.

Программа построена с учётом сле­дующих принципов:

— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;

— личностно ориентированная направленность курса — актуализа­ция знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных си­туаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, ко­торое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой дея­тельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

 

 

Место программы в учебном плане.            

Занятия по изучению правил безопасного поведения на воде проводить с 1 по 4 классы 7 раз в учебном году, включая темы по безопасности на воде в разное время года.

         При этом учебная программа по правилам безопасного поведения на воде в 1-4 классах должна проводиться за счет классных часов.

         Обучение Правилам безопасного поведения на воде осуществляется в общеобразовательных школах учителями начальных классов, классными руководителями.

Просмотр содержимого документа
«Программа по изучению безопасного поведения на воде для начальных классов коррекционной школы.»

Рассмотрено на заседании Согласовано зам. директора по УР Утверждено директором

МО классных руководителей школы - интернат № 3 школы- интернат № 3

школы-интернат № 3 « » ______________________ « » ____________________

Протокол №___ от____________ Зам. директора по УР Мальцева Л.В. Директор Сорокин П.В.

Руководитель МО Гуренко О.В. ______________________________ __________________________

__________________________







Программа по изучению правил безопасного поведения на воде

для обучающихся начальных классов.





Составитель: Левина Светлана Степановна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории






Волгоград.

2016 г.

Программа по изучению правил безопасного поведения на воде

для 1-4 классов школы – интернат № 3.


Пояснительная записка.


Общая характеристика программы.

На открытых водоёмах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения, неподготовленность детей к самостоя­тельному безопасному поведению на воде. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Всё это определяет необходимость введения данной Программы в начальной школе.


Особенности содержания.

Программа построена с учётом сле­дующих принципов:

  • доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учётом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;

  • личностно ориентированная направленность курса — актуализа­ция знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных си­туаций с точки зрения реальных потребностей ребёнка данного возраста;

  • линейно-концентрическое расположение учебного материала, ко­торое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

  • деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой дея­тельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.



Место программы в учебном плане.

Занятия по изучению правил безопасного поведения на воде проводить с 1 по 4 классы 7 раз в учебном году, включая темы по безопасности на воде в разное время года.

При этом учебная программа по правилам безопасного поведения на воде в 1-4 классах должна проводиться за счет классных часов.

Обучение Правилам безопасного поведения на воде осуществляется в общеобразовательных школах учителями начальных классов, классными руководителями.

В журнале заполняется отдельная страница, где записываются темы занятий, отмечается посещаемость учащихся. Как правило, занятия проводятся классными руководителями и контролируются ответственным за изучение Правил безопасного поведения на воде в школе и администрацией.

Занятия по Правилам безопасного поведения на воде с учащимися проводятся в классном кабинете с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования.

Для проведения занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. учитель (классный руководитель) может привлекать медицинского работника школы.

В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются короткометражные кинофильмы, видеофильмы, диафильмы, диапозитивы, организуются КВНы, викторины, соревнования по Правилам безопасного поведения на воде, которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного поведения на открытых и закрытых водоёмах, неукоснительного выполнения правил безопасного поведения на воде.

После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий необходимо проводить проверку того, как учащиеся усвоили Правила безопасного поведения на воде.









Цель программы: создание максимально благоприятных условий для изучения элементарных Правил безопасного поведения на воде, как средстве защиты и сохранения здоровья.


Задачи программы:

  1. Формировать систему знаний и практических умений, связанных с соблюдением правил безопасного поведения на воде.

  2. Формировать навык оценки уровня опасности и планирования действий в ситуации опасности.

  3. Развивать связную речь обучающихся, коммуникативные навыки.

  4. Воспитывать культуру поведения на воде.

  5. Коррегировать внимание, память, творческое воображение.


Ожидаемые результаты:

  • Знание элементарных правил безопасного поведения на воде,

  • Осознанное владение приобретёнными знаниями.


Универсальные базовые действия:

  1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

  • сравнивать предметы по их положению в пространстве;

  • определять направление движения объекта и своё пространствен­ное положение по отношению к нему;

  • соотносить скорость движения с положением объекта в простран­стве (далеко — медленно; близко — быстро); различать скорости переме­щения разных объектов, отвечать на вопрос «Кто (что) быстрее (медленнее)?» по отношению к средствам передвижения на воде;

  • самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных си­туациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко — да­леко, ближе — дальше, рядом, около и пр.);

  • различать, сравнивать жизненные ситуации на воде в разное время года.

    1. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях нахождения вблизи открытого естественного и искусственного водоёма:

  • определять вид водоёма (естественный, искусственный);

  • ориентироваться в скорости приближающегося водного транспортного средства (быстро, медленно);

  • называть правила поведения на воде, объяснять назначение и соотносить с осо­бенностями своего поведения;

  • в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину её возникновения; выбирать безопасные правила выхода з затруднительной ситуации (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают её участники?»;

  • различать водный транспорт стоящий, двигающийся;

  • оценивать состояние льда в зимний период) и время, которое может быть затрачено на безопасный выход из затруднительного положения.




















1 КЛАСС


п/п

Темы занятий

Количество часов

Вода – добрый друг и помощник человека.

1

История возникновения Общества спасения на водах.

1

Кто такие спасатели.

1

Профессия водолаза.

1

Средства передвижения по воде (лодка, плот) и правила безопасного поведения.

1

Купание в ванне, бассейне. Правила безопасности.

1

Итоговое занятие.

1


  1. Вода – добрый друг и помощник человека.

Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишённые воды, быстро погибают. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода становится для человека врагом. Беседа: «Как вы думаете, в каких ситуациях это может случиться?».


  1. История возникновения Общества спасения на водах.

Первые правила поведения на воде появились еще в XIX веке, когда в 1872 году в России было организовано Общество спасения на водах. Просмотр видеоматериалов об ОСВОДе.


  1. Кто такие спасатели.

Спасатели. Это очень сложная и ответственная работа, поэтому старайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать вас из беды. И ещё запомните, что нельзя кричать: «Тону!» - если не происходит ничего серьёзного. Спасатели бросятся к вам на крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле нужна помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряли время. Чтение стихов и рассказов о спасателях.


  1. Профессия водолаза.

Водолаз. Каждый бывает хоть на несколько секунд водолазом, когда ныряет. Искусные ныряльщики ещё 4 тысячи лет назад умели добывать со дна морской жемчуг, веточки кораллов, драгоценные раковины. Трудное и опасное это дело.

Редкий ныряльщик может продержаться под водой больше двух минут: нырнул – и скорее поднимайся, чтобы вдохнуть воздух.

Водолазу воздух подают по резиновой трубке – шлангу. Теперь человек может работать под водой несколько часов. Чтобы не было холодно, он надевает шерстяное бельё, а сверху «рубаху» - резиновый костюм, к которому привёрнут металлический шлем со стеклянными окошками.

Чтобы человек находился под водой и не всплывал, на спину и грудь водолазу вешают свинцовые грузы, на ноги надевают металлические ботинки со свинцовыми подмётками. Опускают его на глубину на прочной верёвке.

Водолазов используют на строительных работах, при ремонте морских судов, для поднятия затонувших предметов.

С развитием науки люди придумали лёгкий костюм для водолазов. В нём нет шланга для воздуха. Воздух человек берёт с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. Презентация по теме «Работа водолаза».


  1. Средства передвижения по воде (лодка, плот) и правила безопасного поведения.

На чём ещё кроме лодок и плотов можно кататься и плавать по реке?

Какая опасность подстерегает вас при катании на надувных предметах?

Плыть на лодке, кажется, надёжнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Но и здесь существуют определённые правила безопасности.

1. Кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.

2. Прежде, чем сесть в лодку, надо проверить, исправна ли она, нет ли течи, в порядке ли вёсла.

3. На борту должны быть спасательные средства и черпак для вычерпывания воды.

4. Нельзя раскачивать лодку, вставать, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.

5. Нельзя подплывать близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.

6. Нельзя заплывать на лодке в места массового купания.

Изучение правил и обсуждение.


  1. Купание в ванне, бассейне. Правила безопасности.

Правила безопасного поведения на воде:

  1. Когда ты купаешься, рядом должны быть взрослые.

  2. Не стой и не играй в тех местах, откуда можно упасть в воду (на краю бассейна).

  3. Не затевай шумных игр в ванне и в бассейне.

  4. Не заходи на глубокое место в бассейне, если не умеешь плавать.

  5. Нельзя, играя на воде, тянуть друг друга под воду, топить.

Изучение правил и обсуждение.


  1. Итоговое занятие.

Просмотр диафильмов, видеофильмов, слайдов по правилам безопасного поведения на воде. Подведение итогов (тестирование).















2 КЛАСС


п/п

Темы занятий

Количество часов

Вода – добрый друг и помощник человека.

1

Правила для отдыха на воде.

1

Если Вы захлебнулись водой.

1

Правила поведения на льду.

1

Как перемещаться по льду.

1

Как избежать переохлаждения в воде.

1

Итоговое занятие.

1



  1. Вода – добрый друг и помощник человека.

Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций, безжалостный убийца. С древних времен наводнения воспринимались людьми как самое страшное стихийное бедствие. По всей вероятности, то связано тем, что поверхность Земли на 2/3 покрыта водой. Мировой океан занимает площадь 361 миллион км 2, общий объем воды составляет на нашей планете 1380 миллионов км 2.Практически любой водный объект: море, озеро, водохранилище, река несет в себе потенциальную опасность. На нашей планете всегда есть возможность оказаться в воде: она покрывает 71 процент земной поверхности. Поэтому древние греки умение плавать считали таким же обязательным, как умение читать. Впрочем, тысячелетние наблюдения показывают, что тонут в основном те, кто умеет плавать. И это не странно: как бы ни умел человек бегать, прыгать, плавать и даже летать, жизнь его не станет защищённее без правильного управления своими возможностям.


  1. Правила для отдыха на воде.

Правила для отдыха на воде:

— купаться и нырять можно только в разрешенных, хорошо известных местах. Если место реки вам незнакомо, взрослые должны убедиться в том, что на дне нет пней, коряг, острых камней, ям, водоворотов, а также водорослей;

— при купании детей обязательно должны присутствовать взрослые;

— при катании на лодках, плотах и байдарках обязательно использовать спасательные жилеты;

— нельзя купаться вблизи водосбросов, шлюзов, пристаней, мостов, водоворотов, стремнин, в судоходном фарватере, вблизи плавательных средств;

— нельзя резко входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце, сразу после приема пищи, в состоянии утомления;

— нельзя входить в воду при большой волне;

— нельзя не умея плавать, находиться в воде на надувном матрасе или камере;

— нельзя долго находиться в воде, особенно холодной. Длительное пребывание в воде может привести к переохлаждению тела и вызвать судороги;

— нельзя купаться в штормовую погоду и во время грозы.

Изучение правил и обсуждение.


  1. Если Вы захлебнулись водой.

Если Вы захлебнулись водой, то:

1. Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне;

2. Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками;

3. Затем очистите от воды нос и сделайте несколько глотательных движений;

4. Восстановив дыхание, ложитесь на живот и двигайтесь к берегу;

5. При необходимости позовите людей на помощь.

Изучение правил и обсуждение. Беседа врача.


  1. Правила поведения на льду.

Правила поведения на льду:

Чтобы не произошла трагедия очень важно приучить себя не расслабляться на льду, все время помнить, что вы находитесь не твердой земле, и что лед может подвести вас в самый неожиданный момент, особенно в начале и в конце зимнего сезона, ибо самый опасный лед- именно осенью и весной. Осенний лед в период ледостава с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним и ночным холодом, он еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым. Для того, чтобы лед стал крепким, морозы должны продержаться непрерывно более двух недель. Относительно безопасная толщина льда составляет 10 - 15 сантиметров.

Первый лед очень опасен. Немудрено оказаться в воде, поэтому надо ждать пока он не приобретет необходимую прочность. Тонкий лед похрустывает под ногами. Если поверхность льда не покрыта снегом, можно наблюдать, как под ногами образуются расходящиеся во все стороны радиальные трещины. Если на льду видны еще и кольцевые трещины, значит прочность его на пределе, и он может проломиться в любой момент. В случае проявления типичных признаков непрочности льда: треск, прогиб, вода на поверхности льда, - ни в коем случае не останавливайтесь! - немедленно возвращайтесь на берег старым, проверенным путем: идите с широко расставленными ногами, не отрывая их от поверхности льда, в крайнем случае - ползите.

Молочно - белого цвета лед вдвое слабее прозрачного. Он образуется во время морозной погоды со снегопадами и представляет собой смерзшиеся снежинки, такой лед ломается без предостерегающего потрескивания. участки такого льда надо непременно обходить.

Изучение правил и обсуждение.


  1. Как перемещаться по льду.

Как перемещаться по льду:

1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

2. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.

3. Прежде чем ступить на лед, еще раз осмотрите местность: нет ли поблизости уже проложенной тропы или лыжни. Если их нет, то прикиньте примерный ваш маршрут:

- особенно осторожно спускайтесь с берега, где лед может непрочно соединяться с сушей, заранее посмотрите, нет ли подозрительных мест: промоин, некрепко затянувшихся лунок или трещин на льду, вмерзших в лед кустов;

- лед может быть непрочным около стока вод (например, с фермы или фабрики);

- тонкий и рыхлый лед бывает вблизи кустов камыша, под сугробами, в местах, где водоросли вмерзли в лед;

- нужно обходить площадки, покрытые толстым слоем снега, под снегом лед всегда тоньше;

- тонкий лед и там, где есть родник или бьют ключи, где быстрое течение или в реку впадает ручей.

4. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по-своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

5. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

6. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).

7. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

8. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.

9. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.

10. Если лед начал трещать - немедленно возвращайтесь на то место, с которого пришли. не бегите, а выходите медленно, не отрывая подошвы ото льда. Ни в коем случае не проверяй прочность льда ударом ноги!

11. Замершую реку(озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

12. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.

Изучение правил и обсуждение.


  1. Как избежать переохлаждения в воде.

Одной из опасностей для жизни человека, находящегося в воде, является переохлаждение организма, в результате чего в нем возникают необратимые процессы, и человек погибает даже на мелководье. Купаться рекомендуется при температуре воды не ниже +18 градусов по шкале Цельсия, а воздуха +20 градусов. купаться можно не более 3-5 раз подряд по 10-15 минут. не рекомендуется купаться раньше, чем через 1,5 - 2 часа после еды.

Купание детей должно происходить только под контролем взрослых!

В воде случились судороги, свело руки или ноги? Не теряйтесь, старайтесь держаться на поверхности воды, плывя на спине. энергично разотрите сведенную мышцу. если на берегу есть люди, не стесняйтесь позвать на помощь. Следует дышать глубже и как можно дольше удерживать воздух в легких, это создает большую плавучесть. Можно задерживать воздух в легких более чем на 30 секунд.

Случайно хлебнули воды? Остановитесь, приподнимите голову над водой и откашляйтесь. Энергичные движения руками и ногами помогут держаться вертикально на воде, а потом приплыть к берегу.

Попав в водоворот, наберите побольше воздуха в легкие. Погрузитесь в воду и сделайте сильный рывок в сторону по течению, всплывайте на поверхность.

Запутавшись водорослях. не делайте резких движений и рывков. Лягте на спину, и постарайтесь мягкими, спокойными движениями всплыть в ту сторону, откуда приплыли. если это не поможет, нужно подтянуть ноги к животу и осторожно освободиться от водорослей руками.

Попав в сильное течение, не теряйтесь, не плывите против потока. Плывите по течению постепенно смещаясь к берегу.

Главное при самоспасании - не впасть в панику, владеть собой, спокойно предпринимать необходимые меры для выхода из создавшегося положения.

Основными причинами гибели людей на воде является грубое нарушение правил безопасного поведения на воде, купание в неустановленных местах, а также купание в нетрезвом состоянии.

Никогда не купайтесь в одиночку, рядом с вами всегда должен быть кто - нибудь, чтобы в случае необходимости оказать помощь.

Изучение правил и обсуждение.


  1. Итоговое занятие.

Просмотр диафильмов, видеофильмов, слайдов по правилам безопасного поведения на воде. Подведение итогов (тестирование).

3 КЛАСС


п/п

Темы занятий

Количество часов

Умение плавать – залог безопасности.

1

Открытые водоёмы – источник опасности.

1

Правила поведения на водных объектах.

1

Если вы увидели тонущего человека.

1

Оказание первой медицинской помощи.

1

Что запрещается на пляже.

1

Итоговое занятие.

1


  1. Умение плавать – залог безопасности.

Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде. Перед купанием следует отдохнуть. Не рекомендуется входить в воду разгоряченным. Не отплывайте далеко от берега, не заплывайте за предупредительные знаки. Купайтесь в специально отведенных и оборудованных для этого местах. Перед купанием в незнакомых местах обследуйте дно. Входите в воду осторожно, медленно, когда вода дойдет вам до пояса, остановитесь и быстро окунитесь. Никогда не плавайте в одиночестве, особенно, если не уверены в своих силах. Не подавайте ложных сигналов бедствия. Следите за играми детей даже на мелководье, потому что они могут во время игр упасть и захлебнуться. Не устраивайте в воде игр, связанных с захватами - в пылу азарта вы можете послужить причиной того, что партнер вместо воздуха вдохнет воду и потеряет сознание. Учиться плавать дети могут только под контролем взрослых. При преодолении водоёмов на лодках несовершеннолетние должны быть в спасательных средствах. Опасно прыгать (нырять) в воду в неизвестном месте - можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть. Уставший пловец должен помнить, что лучшим способом для отдыха на воде является положение "лежа на спине".

Попав в быстрое течение, не следует бороться против него, необходимо не нарушая дыхания плыть по течению к берегу. Оказавшись в водовороте, не следует поддаваться страху, терять чувство самообладания. Необходимо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность. Помните: купание в нетрезвом виде может привести к трагическому исходу!

  1. Открытые водоёмы – источник опасности.

Открытые водоемы, безусловно, источник опасности, и поэтому осторожность при купании и плавании вполне оправдана. Купание полезно только здоровым людям, поэтому проконсультируйтесь с врачом, можно ли вам купаться. Первый раз купаться следует в солнечную, безветренную погоду при температуре воздуха 20-23 градуса тепла, воды - 17-19 градусов. Лучшее время суток для купания - 8-10 часов утра и 17-19 часов вечера. Не следует купаться раньше, чем через час-полтора после приема пищи. Взрослые должны ознакомить детей с правилами безопасности на водных объектах, прежде чем дети отправятся в лагеря, туристические походы, пикники. Беседа «Открытые водоёмы».

  1. Правила поведения на водных объектах.

Правила безопасного поведения на воде:

1. Если что-то произошло в воде, никогда не пугайтесь и не кричите. Во время крика в легкие может попасть вода, а это как раз и есть самая большая опасность.

2. Не плавайте в одиночку: в случае опасности товарищ поможет тебе.

3. Не следует плавать сразу после еды.

4. Не плавайте в незнакомом месте без взрослых.

5. Не ныряйте в незнакомом месте.

6. Не плавайте в очень холодной воде.

7. Не плавайте в грязной воде.

Изучение правил и обсуждение.


  1. Если вы увидели тонущего человека.

Правила спасателей: «Если вы увидели тонущего человека»:

- привлеките внимание окружающих громким криком «Человек тонет!», вызовите «Скорую помощь» и, скинув одежду и обувь, доплывите до утопающего;

- спасательный круг, резиновую камеру или надувной матрас кидайте в воду по возможности ближе к утопающему;

- если человек находится в воде вертикально или лежит на животе, подплывите к нему сзади и за волосы (либо, просунув руку под подбородок) приподнимите ему голову, перевернув на спину, чтобы лицо находилось над водой;

- если человек лежит на спине, подплывайте со стороны головы;

- не давайте утопающему схватить вас за руку или за шею — поднырните под него и слегка ударьте снизу по подбородку, развернув спиной к себе;

- при погружении человека на дно оглянитесь вокруг, запомните ориентиры на берегу, чтобы течение не отнесло вас от места погружения, затем начинайте под водой искать утонувшего;

- при обнаружении тела возьмите его за волосы и, резко оттолкнувшись от дна, всплывайте на поверхность;

- если утонувший не дышит, прямо в воде сделайте ему несколько вдохов «изо рта в рот» и, подхватив его одной рукой за подбородок, плывите к берегу.

Изучение правил и обсуждение.


  1. Оказание первой медицинской помощи.

Правила спасателей: «При попадании жидкости в дыхательные пути»:

- положите пострадавшего животом на согнутое колено;

- проведите очистку от слизи, слюны носовой полости и носоглотки;

- путем сдавливания грудной клетки удалите воду, попавшую в дыхательные пути;

- после этого пострадавшего уложите на спину и при отсутствии дыхания или сердечной деятельности проведите искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Изучение правил и обсуждение. Беседа врача.


  1. Что запрещается на пляже.

Правила поведения на пляже:

1. Купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями.

2. Заплывать за буйки, обозначающие границы плавания.

3. Подплывать к моторным, парусным судам, весельным лодкам и другим плавсредствам, прыгать с не приспособленных для этих целей сооружений в воду.

4. Загрязнять и засорять водоёмы и берега.

5. Купаться в состоянии алкогольного опьянения.

6. Приводить с собой собак и других животных.

7. Играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также допускать шалости в воде, связанные с нырянием и захватом купающихся, подавать сигналы ложной тревоги.

8. Плавать на досках, брёвнах, лежаках, автомобильных камерах, надувных матрацах и других нестандартных плавательных средствах.

Изучение и обсуждение правил.


  1. Итоговое занятие.

Просмотр диафильмов, видеофильмов, слайдов по правилам безопасного поведения на воде. Подведение итогов (тестирование).














4 КЛАСС


п/п

Темы занятий

Количество часов

ЗОЖ –здоровый образ жизни. Вода – источник здоровья.

1

Закаливание с помощью воды.

1

Правила поведения на водных объектах осенью, весной и летом.

1

Правила поведения на водных объектах в зимний период.

1

Вода – добрый друг и помощник человека.

1

Если вы любите прогулки на лодках.

1

Итоговое занятие.

1


  1. ЗОЖ –здоровый образ жизни. Вода – источник здоровья.

Беседа: «ЗОЖ –здоровый образ жизни. Вода – источник здоровья». Раскрыть взаимосвязь ЗОЖ и воды. Беседа врача.


  1. Закаливание с помощью воды.

Презентация и видеоматериалы по теме «Закаливание». Обсуждение способов закаливания. Практическая работа: «Обтирание. Умывание.» Беседа врача.


  1. Правила поведения на водных объектах осенью, весной и летом.

Правила поведения на воде. Каждый год в водоемах России находят свою смерть от 10 до 15 тысяч человек! Причем по не зависящим от них причинам тонут, может быть, сотни. Остальные - по собственной глупости, легкомыслию, нарушая элементарные правила безопасности. Главное из правил гласит: не зная броду - не суйся в воду! В городских водоемах опасно купаться в непроверенных местах и особенно прыгать с обрывистых берегов и импровизированных вышек. Прыгнув в такую воду можно запросто напороться на кучу битых кирпичей, торчащий прут арматуры или запутаться в клубке проволоки, которого вчера еще не было. Постоянного рельефа дна в городских водоемах не бывает. Вчерашний обжитой пляж сегодня может представлять опасность. Собираясь купаться, не поленитесь лишний раз проверить состояние дна, которое может быть усеяно острыми осколками разбитых бутылок и банок. Общеизвестно, что реже всего тонут люди, которые хорошо плавают и которые плохо плавают. Больше всего - пловцы, которые считают, что хорошо плавают. Они чувствуют себя в воде довольно уверенно и из-за этой, не подтвержденной опытом уверенности, тонут. Никогда не считайте себя отличным пловцом, и тогда будете плавать до глубокой старости! Попав в водоворот, не паникуйте - наберите в легкие больше воздуха, погрузитесь глубже в воду и, резко выгребая руками и ногами, отплывайте в сторону от воронки. Впрочем, угроза водоворотов сильно преувеличена. Не купайтесь долго в холодной воде. Если вы не умеете плавать - не следует доверять себя надувным матрасам, автомобильным камерам и прочим подручным плавсредствам. Во-первых, в самый неподходящий момент они могут лопнуть. Во-вторых, течением и ветром вас может отнести далеко от берега. А в море - очень далеко!

Изучение и обсуждение правил.


  1. Правила поведения на водных объектах в зимний период.

Правила поведения на льду. Чтобы не произошла трагедия очень важно приучить себя не расслабляться на льду, все время помнить, что вы находитесь не твердой земле, и что лед может подвести вас в самый неожиданный момент, особенно в начале и в конце зимнего сезона, ибо самый опасный лед- именно осенью и весной. Осенний лед в период ледостава с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним и ночным холодом, он еще способен выдержать небольшую нагрузку, но днем быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым. Для того, чтобы лед стал крепким, морозы должны продержаться непрерывно более двух недель. Относительно безопасная толщина льда составляет 10 - 15 сантиметров.

Первый лед очень опасен. Немудрено оказаться в воде, поэтому надо ждать пока он не приобретет необходимую прочность. Тонкий лед похрустывает под ногами. Если поверхность льда не покрыта снегом, можно наблюдать, как под ногами образуются расходящиеся во все стороны радиальные трещины. Если на льду видны еще и кольцевые трещины, значит прочность его на пределе, и он может проломиться в любой момент. В случае проявления типичных признаков непрочности льда: треск, прогиб, вода на поверхности льда, - ни в коем случае не останавливайтесь! - немедленно возвращайтесь на берег старым, проверенным путем: идите с широко расставленными ногами, не отрывая их от поверхности льда, в крайнем случае - ползите. Молочно белого цвета лед вдвое слабее прозрачного. Он образуется во время морозной погоды со снегопадами и представляет собой смерзшиеся снежинки, такой лед ломается без предостерегающего потрескивания. Участки такого льда надо непременно обходить.

Как перемещаться по льду.

1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

2. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.

3. Прежде чем ступить на лед, еще раз осмотрите местность: нет ли поблизости уже проложенной тропы или лыжни. Если их нет, то прикиньте примерный ваш маршрут:

- особенно осторожно спускайтесь с берега, где лед может непрочно соединяться с сушей, заранее посмотрите, нет ли подозрительных мест: промоин, некрепко затянувшихся лунок или трещин на льду, вмерзших в лед кустов;

- лед может быть непрочным около стока вод (например, с фермы или фабрики);

- тонкий и рыхлый лед бывает вблизи кустов камыша, под сугробами, в местах, где водоросли вмерзли в лед;

- нужно обходить площадки, покрытые толстым слоем снега, под снегом лед всегда тоньше;

- тонкий лед и там, где есть родник или бьют ключи, где быстрое течение или в реку впадает ручей.

4. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по-своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

5. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

6. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).

7. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

8. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.

9. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее подмышки.

10. Если лед начал трещать - немедленно возвращайтесь на то место, с которого пришли. не бегите, а выходите медленно, не отрывая подошвы ото льда. Ни в коем случае не проверяй прочность льда ударом ноги!

11. Замершую реку(озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

12. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.

Изучение и обсуждение правил.


  1. Вода – добрый друг и помощник человека.

Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций, безжалостный убийца. С древних времен наводнения воспринимались людьми как самое страшное стихийное бедствие. По всей вероятности, то связано тем, что поверхность Земли на 2/3 покрыта водой. Мировой океан занимает площадь 361 миллион км 2, общий объем воды составляет на нашей планете 1380 миллионов км 2.Практически любой водный объект: море, озеро, водохранилище, река несет в себе потенциальную опасность. На нашей планете всегда есть возможность оказаться в воде: она покрывает 71 процент земной поверхности. Поэтому древние греки умение плавать считали таким же обязательным, как умение читать. Впрочем, тысячелетние наблюдения показывают, что тонут в основном те, кто умеет плавать. И это не странно: как бы ни умел человек бегать, прыгать, плавать и даже летать, жизнь его не станет защищённее без правильного управления своими возможностям. Презентация о наводнениях.


  1. Если вы любите прогулки на лодках.

Несколько правил для любителей гребли на прогулочных лодках.

• ОПАСНО перегружать лодку сверх установленной нормы.

• Купаться или нырять с лодки.

• Пересаживаться или пытаться сидеть на ее борту.

• Кататься возле шлюзов, плотин, дноуглубительных снарядов, посреди фарватера реки.

• Останавливать лодку под мостами и около мостов, где фарватер сильно сужается.

Ведь если лодка перевернется и затонет где-нибудь посредине реки, придется добираться до берега вплавь! А это уже совсем другие, чем до буйка, расстояния!

Прежде чем совершать дальние заплывы, нужно научиться отдыхать на воде. Лучше отдыхать, лежа на спине. Для чего набрать больше воздуха (при полном вдохе вы почувствуете, как ваше тело всплывает), расправить руки и ноги и, слегка подгребая ими, расслабиться. В таком положении можно находиться на плаву часами.

При сильном волнении, когда вода заливает нос и рот, можно использовать менее комфортный способ отдыха - плавание "поплавком". В этом случае следует вдохнуть больше воздуха, согнуться в поясе, обхватить руками колени и находиться в таком положении, пока хватит воздуха. До тех пор, пока у вас в легких есть воздух - утонуть вы не сможете. Потом надо, быстро подняв голову, набрать новую порцию воздуха. И снова всплыть спиной вверх.

Чередуя отдых и плавание, можно добраться до берега. Особенно хорош этот способ, когда у вас свело судорогой ногу и, чтобы помочь себе, надо высвободить руки.

Изучение и обсуждение правил.


  1. Итоговое занятие.

Просмотр диафильмов, видеофильмов, слайдов по правилам безопасного поведения на воде. Подведение итогов (тестирование).



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!