СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по коррекции звукопроизношения младших школьников

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система работы по коррекции звукопроизношения для младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Программа по коррекции звукопроизношения младших школьников»




Пояснительная записка


Программа коррекционной  работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, сенсомоторный.

         Программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.

         В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

При разработке рабочей программы использованы следующие системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:

1. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

2. Г.А. Каше. Исправление недостатков речи у дошкольников.

3. М.Ф. Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения.

У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуковнаблюдается отставание в разви­тии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выде­лять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пони­манию ребенка.

У части детей могут сохраняться проявления инфан­тильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.

Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). Это все обуславливает актуальность данной программы.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся групповые занятия и индивидуальные.

Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.


Цель программы - формирование у детей правильного звукопроизношения в устной речи.

 

Задачи:

1. Формировать правильное произношение фонем;

2. Учить различать оппозиционные фонемы;

3. Развивать связную речь;

4. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.

5. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

6. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и его закрепления.

Формы работы:

1. Обследование:

  • фронтальное;

  • индивидуальное.

2.Диагностика.

3. Коррекционные занятия:

  • групповые и индивидуальные занятия по закреплению и отработке изученного материала;

Формы контроля:

  • анализ устной и письменной речи в течение года, в конце года (фронтальный и индивидуальный).

 Направления работы:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

  2. Развитие связной речи.

  3. Обогащение словарного запаса.

Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

  • научиться правильно произносить звуки;

  • пользоваться этими звуками в речи;

  • различать оппозиционные фонемы;

  • овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;

  • овладеть навыками построения связного высказывания.

Содержание работы по программе:

Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательной организации и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

Наполняемость групп для занятий 4 – 6 обучающихся.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.

 Возрастной состав групп: 1 - 4 классы.

В структуру занятий входит:

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения для развития психических процессов;

 - дыхательная гимнастика;

 - формирование фонематических процессов;

 - работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

 - работа над предложением;

 - обогащение и активизация словарного запаса.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.


  Первый этап: диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Проводится обследование с 1по 15 сентября и 15 по 25 мая.

• Исследование нерече­вых психических функций;

•Сбор анамнестических данных;

•Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Второй этап: подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,  готовности к обучению.

• развитие органов артикуляции;

•развитие слухового внимания и слухового контроля;

•развитие звукового восприятия

Третий этап: постановка звука

Цель: постановка звука (изолировано).

•коррекция дефектов произношения;

• формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

•развитие психических функций;
•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи.

•коррекция дефектов произношения;

•развитие психических функций;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
•коррекция дефектов произношения;

•развитие психических функций;

•активизация и расширение словарного запаса;

•развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

 

Количество часов может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).

Периодичность – 2 раза в неделю – подгрупповая, 2 раза в неделю - индивидуальная.


Перспективное планирование работы с детьми страдающими

фонетико-фонематическим недоразвитием речи


Постановка произношения звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

I этап

Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение.

Диагностика по О.Б. Иншаковой

Формирование артикуляторной базы

II этап

Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности,  готовности к обучению.

Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.

Постановка звуков

III этап

Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.



 

Составляется из правильно произносимых звуков

Продолжение постановки звука, отработка звука

IV этап

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и письменный анализ и синтез слов.

Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они)

Дифференциация звуков сходных по звучанию

V этап

Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.



 

Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.


© 2017 1673 15