Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Уваровщинская средняя общеобразовательная школа
«Утверждена»
приказ МБОУ Уваровщинской сош
От года №
Программа по кружковой работе
«Этикет: уроки нравственности»
на 2011-2016 уч. год
Составитель: Гурова Л.П.
учитель начальных классов
Календарно-тематический план по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2012-2013 учебный год (приложение к рабочей программе по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2012-2013 уч.год, утвержденная приказом от №
Учитель начальных классов: Гурова Л.П.
Календарно-тематический план по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2013-2014 учебный год (приложение к рабочей программе по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2013-2014 уч.год, утвержденная приказом от №
Учитель начальных классов: Гурова Л.П.
Пояснительная записка
Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех периодов развития общества были и остаются предметом рассмотрения в философии, педагогике, психологии. Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в кризисном обществе.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с четырьмя положениями:
1. Наше общество нуждается в подготовке широко высоконравственных,
образованных, людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. В современном мире младший подросток живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. По мнению К. Д. Ушинского: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
4. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения,
утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Причин существующих проблем духовно-нравственного образования достаточно много и одна из них- абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Особенности программы
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России» с учетом методических разработок издательства «Просвещение
Но, ввиду новых социальных проблем и изменившихся требований к образованию и воспитанию, возникла необходимость создания новой программы по духовно-нравственному воспитанию.
Данная Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников МОУ «Уваровщинская сош».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
- патриотические чувства гражданина России;
- гражданская идентификация;
- общечеловеческие ценности;
- поликультурный мир;
- личное нравственное самосовершенствование.
Программа «Азбука нравственности » будет реализована в течение 4 лет по годам(модулям) :
1 класс – «Истоки нравственности и этики»
2 класс – «Законы морали»
3 класс – «Мораль: сознание и поведение»
4 класс – «Здоровье души»
Цель: воспитание этических норм поведения посредством обеспечения условий этического переживания; духовно-нравственное и гражданское становление обучающихся, их ценностно-смысловое самоопределение.
Задачи:
1. Признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния;
2.Формирование национальной идентичности личности;
3.Формирование основ толерантного сознания обучающихся;
4.Формирование у школьников чувств собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека
5. Развитие готовности к нравственному поведению, культуре и этике взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом)
6. Развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива (семейного, школьного и др.); сочувствия, сопереживания;
7. Активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
8. Создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
9. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики.
Программа реализует поставленные задачи с учетом следующих принципов:
1. Личностно-ориентированная система влияний на младшего школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
2. Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям: признание демократического стиля общения обучающихся и учителя; раскрытие перед учащимися роли культуры в развитии общества.
3. Нравственная ценность отбора содержания. Тематика уроков литературного чтения и внеурочной деятельности касается проблем культуры поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков героев художественных произведений. Работа с фольклорными формами призвана зарождать чувство гордости перед историей и культурой народа, осознание вклада национальных культур народов России в создание и развитие общей культуры российского общества как поликультурного явления. Уроки по предмету «Окружающий мир» призваны раскрыть многообразие культурных ценностей (традиций, верований, обрядов, трудовой деятельности и пр.) разных народов, проживающих в нашей стране; воспитывать толерантность, уважительное отношение к другой культуре и религии.
4. Принцип учета потребности обучающихся данной социальной группы, их социальные роли: освоение социальных ролей, с которыми впервые сталкиваются в школьной жизни: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности».
Программа работы по духовно-нравственному воспитанию опирается на особенности контингента учащихся, их уровень познавательных интересов.
Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования – это интеграции урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии).
Содержание внеурочной и внешкольной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера.
Сроки реализации- 2011- 2015гг
Общие сроки исполнения программы: 2011-2015 гг.
1-й этап – организационно-подготовительный- 2011 г.
2-й этап – внедренческий – 2011гг.-2014гг.
3-й этап – обобщающий - 2015-2016 г.
Программа адресована детям младшего школьного возраста 1- 4 классов. Программа будет реализовываться через внеурочную деятельность.
Планируемые результаты воспитания и развития младших школьников
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
– проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
– соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,
– использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
– краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
– объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия
нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
– способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
– сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;
способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Каждое занятие содержит в себе интеграцию различных форм деятельности: беседа, диалог, речевая игра, викторина, составление ребусов и кроссвордов, словаря этики, анализ поведенческих ситуаций, занятия-утренники. В большинстве своем они содержат элементы тренинга. Заключительные занятия по разделам переходят в дела класса. При переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.
Активно и обильно используется наглядность. В качестве домашнего задания детям рекомендуется завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не следует (так же, как и ставить двойки), главное — отметить тех, кто домашнюю работу выполнил. На занятиях по воспитанию нравственности важна активность школьника, его включенность в занятие. Это уроки-разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Занятие, проводимое в рамках «Азбуки нравственности», является дополнительным средством решения задач образовательного, нравственного и воспитательного характера.
Воспитательный процесс на занятии строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Поведенческие ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.
В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности во время занятий, учитывая возраст школьников.
На занятиях происходит постоянное общение учителя и ученика, через это формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не только так называемые воспитательные моменты.
В процессе этических бесед ребята активно участвуют в обсуждении нравственных проблем, сами подходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждают своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Этическая беседа проводится двумя путями - индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам.
Особенностью проведения этических бесед в начальных классах является и то, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю.
Учитель, проводя наблюдения за поведением своих воспитанников, оценивает проявление ими правил поведения и отражает это в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.),
характеристики ученика составляют содержание его портфолио.
Обучающиеся 1 класса должны иметь представление о:
-правилах поведения в школе (на перемене, в столовой, библиотеке, школьном дворе);
-о добром отношении к людям (о добре и зле; волшебных (добрых) словах; добрых и недобрых делах; друзьях; уважении к другим);
- трудолюбии и добросовестности; прилежности и старательности в труде в классе, школе и дома;
-правилах аккуратности (культуре внешнего и вида; аккуратности дома; умении держать данное обещание; ценности своего и чужого времени);
-правилах поведения на улице и дома;
- этикете школьника (правилах знакомства со взрослыми и сверстниками; правилах общения с окружающими; правилах поведения за столом (в гостях и дома)
Обучающиеся должны уметь:
- пользоваться простыми правилами нравственности (правилами товарищества; правилами дружной работы; правилами честной игры и состязаний; правилами вежливости);
-уважительно относиться к родителям, учителям, друзьям, людям;
- играть и работать, соблюдая правила поведения в школе, дома, на улице;
- соблюдать правила поведения за столом (в столовой школы, дома и в гостях)
- знакомиться со взрослыми и сверстниками, общаться и поддерживать беседу с собеседником;
-следить за своим внешним видом и поддерживать его в надлежащем виде
Формы реализации содержания
• Классные часы
• Родительские собрания
• Разработка и реализация проектов по внеурочной деятельности
• Собеседования с учащимися и родителями
• Участие в общешкольных мероприятиях
• Подготовка органами классных самоуправлений, классных и общешкольных мероприятий
• Экскурсии
• Праздники, фестивали
• Исследовательская работа
• Разработка и пополнение портфолио учащихся и класса
• Участие в общешкольных мероприятиях «Класс года», «Семья года» и т.д.
Методы
Наблюдения и фиксация наблюдений;
Выявление нравственных представлений детей ;
Выявление поведения учащихся в деятельности;
Отношения в семье , с одноклассниками, в группе, коллективе
Информационные источники:
1. Азбука нравственности. 1 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.
2. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 1 класса/ под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001.Электронная книга.
3. Азбука нравственности. 2 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов.- М.: ИОСО РАО« Филология», 2001.Электронная книга.
4. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 2 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2001. Электронная книга.
5. Азбука нравственности. 3 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов .- М.: ИОСО РАО« Филология» , 2008.Электронная книга.
6. Азбука нравственности. Методические указания учителям/ Э. В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова. Журнал «Сельская школа» №1, 2002, стр. 51.
7. Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям начальной школы по проведению уроков этики (основ морали). 1-4 классы. Пособие для учителя.- М.: ИОСО РАО « Филология» , 2007. Электронная книга.
8. Азбука нравственности. Методические указания учителю по поведению уроков./ В. Петрова. Т. Стульник, И. Хомякова.М.: Журнал «Сельская школа» №2, 2002, стр. 51.
9. Диагностика ценностных ориентаций школьников: комплект методик. Изучение норм и ценностей учащихся 1-4 классов/ Е.Н. Белова.- М.: Классный руководитель, № 8, 2007, стр.29.
10. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное пособие для учащихся 3 класса /под ред. Э.П. Козлова. М.: ИОСО РАО « Филология» , 2008.Электронная книга.
11. Азбука нравственности. 4 класс. Учебное пособие для учащихся. Н.Д.Никандров, Э.П. Козлов - М.: Российская академия образования - М.: ИОСО РАО« Филология» , 2008.Электронная книга.
12. Рабочая тетрадь. Азбука нравственности в картинках. Учебное посо ИОСО РАО ИОСО РАО « Филология» , 2008. Электронная книга.
13. А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся 1-2-х классов (методическое пособие): Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.
14. А.И.Шемшурина. Этическая грамматика для учащихся (3-ий год обучения). Методическое пособие для учителей начальной шкколы: Фонд социальных инициатив «Образование», Ленинград, 1991.
15. Российское гуманистическое общество. Журнал «Здравый смысл» http://razumru.ru/humanism/journal/53/nik_koz.htm
16. Сайт журнала «Этическое воспитание»
http://www.etika.narod.ru/liter.htm
17. В помощь психологу http://www.psiholognew.com/mlad016.html
Календарно-тематический план по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2012-2013 учебный год (приложение к рабочей программе по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2012-2013 уч.год, утвержденная приказом от №
Учитель начальных классов: Гурова Л.П.
№ урока | Название темы | Дата проведения |
Раздел I. Правила поведения в школе | | |
Урок 1. | Правила поведения дома | |
Урок 2. | Правила поведения на уроке | |
Урок 3. | Правила поведения на перемене | |
Урок 4. | Правила поведения в гардеробе | |
Урок 5. | Правила поведения в столовой | |
Урок 6. | Правила поведения в библиотеке | |
| | |
Урок 7. | Правила поведения на школьном дворе | |
Урок 8. | Мы на улице (Правила поведения на улице). | |
Урок 9. | Обобщающий урок. Культура поведения | |
Раздел II. Школьный этикет | | |
Урок 10. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | |
Урок 13. | Ты и твои друзья | |
Урок 14. | Добрые слова | |
Раздел III. Об аккуратности | | |
Урок 15. | Культура внешнего вида (в школе) | |
Урок 16. | Культура внешнего вида (в свободное время) | |
Урок 17. | Каждой вещи — свое место (в школе) | |
Урок 18. | Каждой вещи — свое место (дома) | |
Урок 19. | Дорогое время — свое и чужое | |
Урок 20. | Обобщающий урок. Культурный человек | |
Раздел IV. О трудолюбии в учении | | |
Урок 21. | «Ученье — свет, а неученье — тьма» (о добросовестном отношении к учебе) | |
Урок 22. | Старание и прилежание | |
Урок 23. | Как быть прилежным и старательным | |
Урок 24. | Наш учебный труд | |
Урок 25. | Ученье и труд | |
Урок 26. | Домашние помощники | |
Урок 27. | Наши домашние обязанности | |
Урок 28. | Быть полезным | |
Раздел V. О законе добра для людей | | |
Урок 29. | «Добро» и «зло» в сказках и рассказах | |
Урок 30. | «Добро» и «зло» в жизни | |
Урок 31. | Мы среди людей | |
Урок 32. | Уважение других | |
Урок 33. | Самоуважение | |
Уроки 32-34. Уроки 35-36 | Чему нас научили уроки нравственности (Обобщающие). Практические занятия | |
Календарно-тематический план по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2013-2014 учебный год (приложение к рабочей программе по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2013-2014 уч.год, утвержденная приказом от №
Учитель начальных классов: Гурова Л.П.
№ урока | Название темы | Дата проведения |
Урок 1. | Повторение | |
Раздел I. Культура поведения в школе | | |
Урок 2. | Правила школьной дисциплины | |
Урок 3. | Как заботиться о своем классе и школе | |
Раздел II. Чистота и аккуратность | | |
Урок 4. | Правила гигиены (дома) | |
Урок 5. | Правила гигиены (в школе) | |
Урок 6. | Опрятность и аккуратность в одежде | |
Урок 7. | Как быть бережливым | |
Раздел III. Правила вежливости | | |
Урок 8. | Уважай свое время и время других | |
Урок 9. | Как быть предупредительным | |
Урок 10. | Когда говорят «извините» | |
Урок 11. | Когда говорят «извините» | |
Раздел IV. О трудолюбии | | |
Урок 12. | О самостоятельности | |
Урок 13. | Дисциплина труда | |
Урок 14. | Культура труда | |
Раздел V. О настоящем человеке | | |
Урок 15. | Честь и правда. Честность и правдивость. | |
Урок 16. | О настоящей доброте. | |
Урок 17. | О доброжелательности. | |
Раздел VI. Мы живем среди людей (Правила общения) | | |
Урок 22. | Общение с друзьями | |
Урок 23 | Обращение к людям с просьбой | |
Урок 24. | Извещение о новостях | |
Урок 25. | Правила поведения в театре и кино | |
Раздел VIII. Культура отношений с миром природы | | |
Урок 26. | Мир прекрасен и неповторим | |
Урок 27. | Человек в живой природе | |
Уроки 28-31. | Живая природа села и города | |
Уроки 32-34. Уроки 35-36 | Обобщающие уроки Практические занятия | |
Календарно-тематический план по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2014-2015 учебный год (приложение к рабочей программе по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2014-2015 уч.год, утвержденная приказом от №
Учитель начальных классов: Гурова Л.П.
№ урока | Название темы | Дата проведения |
Урок 1. | Повторение | |
Раздел I. Моя семья | | |
Урок 2. | Люди, которыми мы дорожим | |
Урок 3. | Бережность в семье | |
Урок 4. | Помощь и забота | |
Урок 5. | Мы нужны своим близким | |
Раздел II. «Быть опрятным – быть приятным» | | |
Урок 7. | Бережность к книгам и школе. | |
Урок 8. | Правила опрятности и точности | |
Урок 9. | Правила обязательности и ответственности | |
Раздел III «Труд кормит, а лень портит» | | |
Урок 10. | О трудолюбии | |
Урок 11. | О созидании и разрушении | |
Раздел IV. Мы живем среди людей (Правила общения) | | |
Уроки 12-13. | Правила для всех | |
Урок 14-15 | Что такое правило «Нельзя»? | |
Урок 16. | Щедрость (бескорыстие) | |
Урок 17-18. | Уважение к людям | |
Урок 19. | Внимательность и предупредительность | |
Урок 20-21. | Отношения с близкими и незнакомыми людьми | |
Раздел V Этикет в нашей жизни | | |
Урок 22-23. | Правила поведения в гостях | |
Урок 24. | Разговор по телефону | |
Раздел VI. Культура отношений с людьми | | |
Урок 26. | Сила слова. Слово лечит | |
Урок 27. | Слово и ранит | |
Уроки 29-34. Уроки 35-36 | Обобщающие и итоговые уроки Практические занятия | |
Календарно-тематический план по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2015-2016 учебный год (приложение к рабочей программе по кружковой работе «Этикет: уроки нравственности»
на 2015-2016 уч.год, утвержденная приказом от №
Учитель начальных классов: Гурова Л.П.
№ урока | Название урока | Дата проведения |
Урок 1. | Повторение | |
Раздел I. Наша жизнь в школе | | |
Урок 2. | Школьный этикет. | |
Урок 3. | Мы пришли на урок | |
Уроки 4. | Зачем нужны перемены | |
Урок 5. | Мы в школьной столовой | |
Урок 6. | Основные правила общения | |
Раздел II. Аккуратность и культура | | |
Урок 7. | Зачем нужны вежливые слова | |
Урок 8. | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | |
Урок 9. | Мой учитель | |
Урок10. | Думай о других. | |
Урок 11. | Практическое занятие | |
Урок 12 | Моя семья | |
Урок 13 | О трудолюбии | |
Урок 14. | Что помогает учиться лучше. | |
Урок 15 | Как мы трудимся. | |
Урок 16. | Бережливость. | |
Урок 17. | Практическое занятие. | |
Урок 18. | Культура внешнего вида. | |
Урок 19. | Основные правила Мойдодыра | |
Урок 20. | Практическое занятие | |
Урок 21 | Внешкольный этикет. | |
Урок 22 | Правила поведения на улице | |
Урок 23 | Правила поведения в транспорте. | |
Урок 24. | Правила поведения в гостях. | |
Урок 25 | Правила поведения в общественных местах | |
Урок 26 | Практическое занятие. | |
Урок 27 | «Спасибо» и «пожалуйста» | |
Урок 28 | Праздник «Ежели вы вежливы». | |
Урок 29 | От улыбки станет мир добрей. | |
Урок 30 | От улыбки станет мир добрей. | |
Урок 31 | Беседа о дружбе. | |
Урок 32-33 | Обобщающие уроки | |
Урок 34-36 | Практические занятия | |