Внеурочная деятельность
Рабочая программа по курсу «ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»
5 КЛАСС
Культура поведения является хорошим индикатором общей образованности и воспитанности человека. Именно частью культуры поведения является этикет, без знания правил которого в разных ситуациях практически невозможно комфортно влиться в современное общество. Культура общения и поведения – понятие неоднозначное. Этикет всегда может реализоваться в общении, но не все общение можно признать этикетом.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми. Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.
Цель программы: воспитание грамотной культурной личности.
ПРОГРАММА КУРСА. ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ.
32 часа.
Тема 1. Роль правил хорошего тона в жизни человеческого общества. (3ч.)
Понятие «эстетика поведения» и «этикет». Связь этикета с культурой человека. Хорошие манеры и жеманство. Этикетные особенности народов разных стран. Этикет в историческом развитии России. Светский человек. Вырабатываемые столетиями традиции. Роль дамы и кавалера (мужчины и женщины). Равенство и халатность. Эволюция кавалера. Вежливость – язык дипломатов. Особенность международного этикета.
Тема 2. Как научиться общению. (7ч.)
Речевые штампы – выражения вежливости. Необходимость и важность приветствия 4 слова (здравствуйте, пожалуйста, извините, спасибо) – кодекс бытовой социальной гигиены. Приветствия других народов. История русских национальных приветствий. Требования этикета в часто встречающихся ситуациях: знакомство, прощание, благодарность, извинение, отказ, утешение, сочувствие, комплимент. Разговоры и беседы. Требования этикета к участвующим в беседе. Роль жестов и мимики в общении. Особенности письменного общения (как писать и читать письма, поздравления). Доброжелательность, улыбка, внимательность – залог успеха общения.
Тема 3. Основные правила общения. (7ч.)
Вежливость и невежливость. Основные правила культуры поведения в повседневной жизни. Причины проявления грубости. Правила поведения на улице, в общественных местах, транспорте. Что надо знать, собираясь в театр, на концерт, в кино. О цветах и подарках. Уверенность человека владеющего элементарными этикетными нормами. Служебный (учебный) этикет.
Тема 4. Праздники и торжества. (10ч)
Особенности (эстетические и этикетные) праздников и торжеств. Памятка гостю и заповеди хозяевам. Основы сервировки стола. Порядок подачи блюд. Столовый прибор. Как рассаживать гостей. Салфетка сегодня и вчера. Нож, вилка, ложка. Редкие и потому трудные случаи. Как достойно выйти из затруднительной ситуации. Ответные приглашения. Церковные праздники. «Юности чистое зерцало»
Тема 5. Культура быта. (5ч.)
Понятие «культура быта». Домашний уют. Об изысканности и элегантности. Значение цвета. Личная гигиена и спорт. Национальные черты в русском костюме.
ПОУРОЧНАЯ РАЗРАБОТКА КУРСА.
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Результаты обучения | ИКТ ресурсы | Виды контроля |
Тема 1. Роль правил хорошего тона в жизни человеческого общества. (5ч.) |
1 | Эстетика поведения и этикет. | 1 | | | |
2 | «Чем богаты, тем и рады» (этикет народов разных стран) | 1 | | | |
3 | «О правилах приличия и домах города N» (экскурс в историю русского этикета) | 1 | | | |
4 | «Кавалеры прежде и теперь». | 1 | | | |
5 | Международная вежливость. (дипломатический протокол). | 1 | | | |
Тема 2. Как научиться общению. (7ч.) |
1 | Вы сказали: «Здравствуйте!». | 1 | | | |
2 | «Давайте говорить друг другу комплименты». | 1 | | | |
3 | О том, как поддержать беседу. | 1 | | | |
4 | | 1 | | | |
5 | «Я Вам пишу…». | 1 | | | |
6 | Жесты и мимика – также средства общения. | 1 | | | |
7 | Искусство быть другим. (Советы Карнеги). | 1 | | | |
Тема 3. Основные правила общения. (7ч.) |
1 | Урок вежливости. | 1 | | | практический |
2 | Как вести себя на улице. | 1 | | | |
3 | Знаки внимания. | 1 | | | |
4 | Идем в театр. | 1 | | | |
5 | В государственных учреждениях свои правила поведения. | 1 | | | |
6 | Отправляясь в путешествие. | 1 | | | |
7 | «Много шума из ничего?» («Я пою и танцую») | 1 | | | |
Тема 4. Праздники и торжества. (8ч.) |
1 | Дурной тон – недостаток воспитанности. | 1 | | | |
2 | Как вести себя в гостях. | 1 | | | |
3 | Прием гостей – экзамен хозяев. | 1 | | | |
4 | Талантливо съеденный ужин. | 1 | | | |
5 | «Прошу к столу» | 1 | | | |
6 | «Столик, накройся». | 1 | | | |
7 | Со всяким может случиться. | 1 | | | |
8 | «День рождения» | 1 | | | импровизированный урок-игра. |
Тема 5. Культура быта. (5ч.) |
1 | «По одежке встречают» | 1 | | | |
2 | «Мне абсолютно нечего надеть»… | 1 | | | |
3 | Когда дома только свои. | 1 | | | |
4 | Культура быта и обстановка в квартире (твоя комната). | 1 | | | |
5 | «Гораздо лучше всех пилюль, нашей воли твердый руль». | 1 | | | |
Используемая литература:
К. Смолка «Правила хорошего тона» М, «Прогресс», 1980г.
В. Брожик «Эстетика на каждый день» М, «Знание», 1990г.
Н.И. Формановская «Вы сказали: "Здравствуйте!"» М, «Знание», 1982г.
В Андрианов «Правила этикета»
Д. Карнеги
В. Матвеев, А. Панов «В мире вежливых»
В. Сухомлинский «Потребность человека в человеке»
А. Акишина «Этикет русского письма» М, Издательство: Русский язык, 1981г.
Материалы периодической печати.