Ростовская область, Матвеево-Курганский район, село Латоново
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Латоновская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО начальных классов ________________________ Е.А.Федоренко подпись руководителя ШМО Ф.И.О. Протокол № ____ «____»________ 201-г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Е.С.Кузнецова подпись Ф.И.О. «___» _____201- г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Латоновской сош ______________ Н.В.Щербина подпись Приказ от «____» _____201 - г. №____ Печать |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПЕСНИ И СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА»
(указать учебный курс)
Уровень общего образования (класс)
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ, 2 класс________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 68
Учитель ФЕДОРЕНКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
(ФИО)
с.Латоново
I. Пояснительная записка
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В новом ФГОС воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в МБОУ-Латоновской сош используется план внеурочной деятельности - нормативный документ, который обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам (годам обучения).
В своей деятельности МБОУ ориентируется, прежде всего на стратегические цели развития образования в Российской Федерации, на реализацию приоритетного национального проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», направленной на модернизацию и развитие системы общего образования страны. План внеурочной деятельности составлен согласно требованиям нормативных документов:
- Закона РФ «Об образовании» от 17.07.2009г. №148-ФЗ;
- Типового положения об ООУ от 18.08.2008г. № 617;
- СанПинов 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте России
03.03.2011г. рег.№ 19993;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом МО РФ от 09.03.2004г. №1312;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010
- ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373);
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Устав МБОУ Латоновской сош
- Программы внеурочной деятельности МБОУ Латоновской сош
II. Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.
План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
1) расширение общекультурного кругозора;
2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного
освоения его содержания;
3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
5) участие в общественно значимых делах;
6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.);
7) создание пространства для межличностного общения.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.
Внеурочная деятельность организована по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел программы | Общее количество часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
1. | Символика | 11 | 11 | |
2. | Казачьи потешки, небывальщины, загадки, сказки | 22 | 2 | 20 |
3. | Быт, обряды и праздники донских казаков | 21 | 2 | 19 |
4. | Экскурсия | 8 | | 8 |
5. | «Делу время, потехе - час» | 6 | | 6 |
6. | Родословная | 4 | 1 | 3 |
| Итого: | 72 | 16 | 56 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятий | Учебные задачи | Дата | Общее количество часов | В том числе теоретических | В том числе практических |
1. | Вводное занятие. Правила поведения на занятиях; правила дорожного движения; правила техники безопасности во время практических занятий в аудитории. | Знакомство с содержанием и темати- кой занятий. Обеспечение активности детей, самостоятельного творчества, развития индивидуальности | 01.09 | 1 | 1 | |
2. | Наследники земли. Символы Донского края. | 01.09 | 1 | 1 | |
3. | Заветная шкатулка. | 08.09 | 1 | 1 | |
4. 5. | Главная песня казаков | Формировать русский менталитет на основе образа малой родины. Воспитывать патриотизм | 08.09 15.09 | 2 | 1 | 1 |
6. | Когда Дона еще не было… | 15.09 | 1 | 1 | |
7. 8. | Почему Дон Ивановичем зовут? | 22.09 22.09 | 2 | 2 | |
9. | Демонстрация фильма «Дон –Батюшка». | 29.09 | 1 | 1 | |
10. | Экскурсия в музей. | Формировать чувство преемственности поколений, уважения мудрости предков, воспитывать наследников культуры и истории прошедших поколений. Донести до сознания учащихся силу нравственного потенциала, заложенного в сказках. Расширять словарный запас за счет диалектизмов. | 29.09 | 1 | | 1 |
11. | Про городище Кудеярово. | Обогащать знания учащихся о фольклоре Донского края. Расширять пантомимические умения детей, их логическое мышление. Формировать коммуникативную компетентность, позитивную самооценку. Воспитывать целеустремленность | 06.10 | 1 | 1 | |
12. | Делу время - потехе час. | Расширять знания детей о растительном мире родного края. Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. Содействовать воспитанию этих черт личности у детей. | 06.10 | 1 | | 1 |
13. | Казачья песня. «Трава, моя трава». | Стимулировать интерес учащихся к изучению природы Донского края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края | 13.10 | 1 | 1 | |
14. | Что ели на Дону? Кухонная утварь. | Стимулировать интерес учащихся к изучению истории Донского края. | 13.10 | 1 | | 1 |
15. | Экскурсия в музей. | | 20.10 | 1 | | 1 |
16. | Сказ «На поле было Куликовом. | Поднять уровень музыкальной культуры учащихся, развивать сознательное отношение к творческому процессу пения | 20.10 | 1 | 1 | |
17. 18. 19. | Народные сказки Донского края. Занятие проект. | На примере казачьих игр и забав формировать понимание, что игра - это подготовка к взрослой жизни. Содействовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории прошедших поколений | 27.10 | 3 | 2 | 1 |
20. 21. | Сказка - «складка, а уму учит. | Раскрыть своеобразие народных сказок и легенд, показать, чем они интересны и поучительны. Познакомить с ролью женщины-казачки в жизни станицы и в семье. Воспитывать уважение к женщине | 27.10 | 2 | 2 | |
22. 23. | Пословица недаром мол вица. | Стимулировать интерес детей к народному творчеству. Учить детей чувствовать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка | 10.11 | 2 | 2 | |
24. | Про анютины глазки и цветок бессмертник. | Показать связь сегодняшнего дня с историческим прошлым жителей многонационального Тихого Дона. Воспитывать уважение к прошлому своей семьи, толерантность к людям других национальностей и религий | 10.11 | 1 | 1 | |
25. | Экскурсия по городу. | Дать учащимся общие понятия о своеобразии казачьего костюма. Развивать творческие способности, фантазию детей, умение использовать полученные знания и умения в проектной деятельности. Учить детей общаться со взрослыми | 17.11 | 1 | | 1 |
26. | Про Галичью гору. | Познакомить учащихся с особенностями народных праздников. Показать связь праздников с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей Тихого Дона. Воспитывать уважение к традициям своего народа | 17.11 | 1 | 1 | |
27. | Храмы и монастыри Дона. | Дать понятие о легендах и преданиях Тихого Дона. Показать их близость к былинам и историческим песням. Воспитывать уважение к воинской службе | 24.11 | 1 | 1 | |
28. | Экскурсия в городской храм. | Формировать у детей экологическую культуру. Развивать интерес к природе родного края. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельность | 24.11 | 1 | | 1 |
29. 30. | Неповторимый язык казачьей песни. | На основе знакомства учащихся с богатством культуры Донского края формировать патриотов своей малой родины. Развивать интерес к краеведческой работе | 01.12 01.12 | 2 | 2 | |
31. 32. | Творческая мастерская. Проба пера. | Расширять и углублять знания о культурных традициях и духовном наследии донского казачества. Учить выполнять творческий проект, используя различные дополнительные источники информации. Воспитывать уважение к ручному труду и народному творчеству | 08.12 08.12 | 2 | 2 | |
33. | Казачьи потешки, небывальщины, загадки. | Закрепить полученные знания. Развивать воображение, сообразительность, смекалку | 15.12 | 1 | 1 | |
34. 35. | Создание книжки - малышки. | Познакомить детей с принципами оформления книги. Формировать умение работать в группе, распределять обязанности и четко их выполнять | 15.12 22.12 | 2 | 2 | |
36. | Экскурсия в музей (п. М-Курган). | Содействовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории прошедших поколений | 22.12 | 1 | | 1 |
37. | Казачья песня «Посею лебеду на берегу». | Расширять и углублять знания учащихся о своеобразии казачьей песни, ее роли в жизни казака. Формировать ценностное отношение к русской национальной культуре | 29.12 | 1 | 1 | |
38. | Казачьи игры и забавы. | На примере казачьих игр и забав формировать понимание, что игра - это подготовка к взрослой жизни. Содействовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории прошедших поколений | 29.12 | 1 | 1 | |
39. | Зимние праздники и святочные забавы. | Содействовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории прошедших поколений | 12.01 | 1 | 1 | |
40. | Женщина – казачка. Сказка « Аленкин брод». | Раскрыть своеобразие народных сказок и легенд, показать, чем они интересны и поучительны. Познакомить с ролью женщины-казачки в жизни станицы и в семье. Воспитывать уважение к женщине | 12.01 | 1 | 1 | |
41. | Посещение сторожил села. | Содействовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории прошедших поколений | 19.01 | 1 | | 1 |
42. | Казачьи песни «Ой, на горе калинка», «Ах, ты степь широкая». | Стимулировать интерес детей к народному творчеству. Учить детей чувствовать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка | 19.01 | 1 | 1 | |
43. | Откуда фамилии казачьи пошли. | Показать связь сегодняшнего дня с историческим прошлым жителей многонационального Тихого Дона | 26.01 | 1 | 1 | |
44. | «Что в имени моем». | Воспитывать уважение к прошлому своей семьи, толерантность к людям других национальностей и религий | 26.01 | 1 | | 1 |
45. 46. | Заглянем в бабушкин сундук, или о чем нам расскажет казачий костюм. | Дать понятие о легендах и преданиях Тихого Дона. Показать их близость к былинам и историческим песням. Воспитывать уважение к воинской службе | 02.02 02.02 | 2 | | 2 |
47. | Экскурсия в библиотеку | Содействовать воспитанию учащихся как наследников культуры и истории прошедших поколений | 09.02 | 1 | | 1 |
48. 49. 50. | Нарядный казачий костюм (проект). | Дать учащимся общие понятия о своеобразии казачьего костюма. Развивать творческие способности, фантазию детей, умение использовать полученные знания и умения в проектной деятельности. Учить детей общаться со взрослыми | 09.02 16.02 16.02 | 3 | 3 | |
51. 52. | Обычаи и праздники казаков. | Познакомить учащихся с особенностями народных праздников. Показать связь праздников с национальными традициями, образом жизни, историческим прошлым жителей Тихого Дона. Воспитывать уважение к традициям своего народа | 02.03 02.03 | 2 | 2 | |
53. | Легенда про золотых коней. | Дать понятие о легендах и преданиях Тихого Дона. Показать их близость к былинам и историческим песням. Воспитывать уважение к воинской службе | 09.03 | 1 | 1 | |
54. | Былины. | Дать понятие о былинах. Показать их близость к историческим песням. Воспитывать уважение к воинской службе | 09.03 | 1 | | |
55. | Богатство из богатств. | Формировать у детей экологическую культуру. Развивать интерес к природе родного края. Развивать чувство коллективизма, коммуникабельность | 16.03 | 1 | 1 | |
56. | Что мы Родиной зовем? | Расширять и углублять знания о культурных традициях и духовном наследии донского казачества | 16.03 | 1 | 1 | |
57. | Россия – Родина моя. | Расширять и углублять знания о культурных традициях и духовном наследии донского казачества | 30.03 | 1 | 1 | |
58. | Экскурсия по городу. | Расширять и углублять знания о культурных традициях и духовном наследии донского казачества | 30.03 | 1 | | 1 |
59. | Праздник «Люблю тебя мой край родной». | Расширять и углублять знания о культурных традициях и духовном наследии донского казачества | 06.04 | 1 | 1 | |
60. | Имя, станице нареченное. | На основе знакомства учащихся с богатством культуры Донского края формировать патриотов своей малой родины. Развивать интерес к краеведческой работе | 06.04 | 1 | 1 | |
61. 62. | Чем отличается курень от хаты? | Расширять и углублять знания о культурных традициях и духовном наследии донского казачества. Учить выполнять творческий проект, используя различные дополнительные источники информации. Воспитывать уважение к ручному труду и народному творчеству | 13.04 13.04 | 2 | 2 | |
63. 64. | Подготовка праздника «казачьи посиделки». | Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость; умение выбирать задания, соразмерные собственным способностям. | 20.04 20.04 | 2 | 2 | |
65. 66. | Праздник «казачьи посиделки». Праздник «казачьи посиделки». | Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора. Показать возможности использования полученных знаний б деятельности. Расширять кругозор детей. Развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость; умение выбирать задания, соразмерные собственным способностям. Формировать благоприятную среду воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей личности | 27.04 27.04 | 2 | 2 | |
67. | Тепло родного очага. | Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора. Показать возможности использования полученных знаний б деятельности. | 11.05 | 1 | 1 | |
68. | Писатели и поэты Дона. | Закрепить полученные знания. Развивать воображение, сообразительность, смекалку | 11.05 | 1 | 1 | |
69. | Викторина «Что, Где, Когда». | 18.05 | 1 | 1 | |
70. | Моя родословная. | Закрепить знания, полученные на занятиях. Воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма и гордости за свою родину, активную жизненную позицию гражданина совей страны. Формировать традиции семейных праздников | 18.05 | 1 | | 1 |
71. 72. | Подведение итогов учебного года. | 25.05 25.05 | 2 | 2 | |
| Итого: | | | 72 | 56 | 16 |
ЗАДАЧИ:
создать условия для значимого использования каникул в целях физического, интеллектуального, эмоционального, духовного и нравственного развития каждого члена коллектива;
предоставить возможность использования каникулярного времени в целях укрепления детского коллектива;
создать условия не только для облегченных занятий, но и для совместного отдыха ребят;
предоставить возможность воспитанникам по своему желанию и свободно выбрать форму отдыха в каникулярное время;
организовать занятость детей в различного рода развлекательных и познавательных поездках и мероприятиях;
проводить коллективные игры на свежем воздухе для восстановления и укрепления здоровья, хорошего настроения и бодрости духа ребят;
привлечь к каникулярным развлечениям и мероприятиям родителей воспитанников для лучшего понимания родителями увлечений ребенка, а, следовательно, создания взаимопонимания в семье.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами и пособиями.
Технические средства:
Телевизор;
Видеомагнитофон;
Диапроектор;
Магнитофон;
Проигрыватель.
Наглядные пособия:
CD программы для проведения занятий;
видеофильмы по истории Дона;
плакаты и открытки с видами разных эпох;
фотографии памятников истории, промышленных объектов и природных ландшафтов, расположенных на территории края;
необходимый набор слайдов по темам, указанным в программе;
диафильмы;
географические карты и схемы;
макеты жилищ и утвари казаков, а также современных жителей средней полосы России;
"лента времени" с набором необходимых видовых открыток.
Для разработки программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса с одаренными детьми, для создания и хранения банка архивных данных необходим персональный компьютер с принтером, сканером и лазерным СD приводом.
Компьютер может так же использоваться для ведения занятий на основе СD учебных программ по истории Дона.
Библиотека:
Литература, использованная при написании программы
Основополагающая литература.
Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции 1996 г.)
Каргина З.А. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, работающему над образовательной программой.- М.: Научно-методический центр. 1999.
Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.- М.: Просвещение, 1986.
Типовое положение об учреждениях дополнительного образования.
5. Типовые программы "Туризм и краеведение" для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Изд. 3-е, дополненное.- М., 1982.
Прогнозируемый результат
По окончании обучения ребята будут:
1. Краеведение.
в общих чертах знать историю края, и, в этой связи, основные этапы исторического и культурного развития Дона;
ориентироваться во времени, в ходе исторических событий;
ориентироваться в исторической последовательности изменений предметного мира казаков;
помнить названия и места расположения окрестных сел, усадеб и церквей; знать имена владельцев усадеб своего края;
уметь ориентироваться по карте;
знать устройство деревенской избы и назначение хозяйственной утвари;
уметь различать предметы быта по принадлежности к определенному сословию;
Музееведение.
иметь первоначальное представление об устройстве любого музея и о музеях различного профиля;
иметь четкое представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, подлинник, копия;
знать и отчетливо представлять типы источников и откуда они поступают.
Механизм оценки знаний
Для проверки знаний ребят на первом году обучения используются:
словарные диктанты,
кроссворды и ребусы,
небольшие сообщения, самостоятельно подготовленные дома по изучаемой теме.
Из опыта работы видно, что детям этого возраста больше нравятся задания игрового характера: различные лото и задания типа: "Расскажи биографию какого-либо предмета", "Разложи картинки по смыслу" или "Разложи иллюстрации предметов по времени их бытования", "Раскрась детали костюма и объясни, как они называются". Можно предложить рассказ по макету: "Объясни, какой момент жизни славянского поселения на нем изображен"
Организация каникулярного времени
Каникулы для ребят - это время, свободное от школьных занятий, от постоянного физического и нервного напряжения на уроках, от утомительного приготовления домашних заданий.
Особенностью программы по краеведению является непрерывность образовательного процесса, который не прекращается и в каникулярное время.
Учитывая то, что дети на занятиях коллектива довольно много времени проводят в неподвижности, свободные дни каникул должны максимально восполнить потребность ребенка в движении. Но в то же время расписание занятий коллектива строится таким образом, чтобы предоставить детям возможности для более продолжительного сна и восстановления израсходованных сил и укрепления здоровья.
Литература, рекомендованная для чтения ребятам
1. Аристова В.В. Икона.- М. : Росмэн, 2002 .
2. Богданов В.В., Попов С.Н. История обыкновенных вещей. - М.: Педагогика-Пресс, 1992 .3. Виноградова Н.Ф., Ворожейкина Н.И. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.
4. Еремина Т.С. Предания о русских иконах. - М., 1988.
5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.- М.,
6. Калашников В.И. Славянская мифология. - М.: Белый город, 2001.
7. Калашников В.И. Боги древних славян.- М.: Белый город, 2001.
8. Кейсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян.- Саратов, 1993.
9. Клиентов А.Е. Народные промыслы. - М.: Белый город, 2002.
10. Лупоядова Л.Ю., Лупоядов В.Н. В гостях у истории. - М. : Русич, 2000.
11. Нуждина Т.Д. Чудо – всюду: мир вещей и машин. - Ярославль: Академия развития, 1998.
12. Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре.- М., 1984.
13. Орлова Н. История вещей. Детская энциклопедия.
14. Осетров Е.И. Живая древняя Русь. - М., 1984.
15. Петрухин В.Я. Древняя Русь.- М.: Слово, 2001.
16. Рогов А. Как строили на Руси.- М.: Центр Детской книги, 1997.
17. Шуклин В. Мифы русского народа. - Екатеринбург, 1995.