Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Красномаякская средняя общеобразовательная школа»
Соль-Илецкого городского округа Оренбургской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
8 класс (2 часа в неделю)
2017 – 2018 уч. год
Составил:
Учитель русского языка и литературы
Мироненко Светлана Николаевна
п. Маякское
2017 год
1.1. Пояснительная записка
Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
-приказ Минобразования России от 5 марта 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
-Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 №189;
-основная образовательная программа основного общего образования МОБУ «Красномаякская СОШ» 8 класс
1.2 Цели обучения:
Ведущие целевые установки в предмете (описание ценностных установок, формирование которых возможно осуществлять в рамках конкретного предмета)
Главная цель обучения литературе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение литературных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели обучения с учетом специфики предмета литературы
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержанию художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный)
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
1.3 Задачи обучения по предмету:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности;
коммуникативных: совершенствование речевой деятельности учащихся на русском литературном языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
1.4 Общая характеристика учебного предмета:
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
\
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
1.6 Описание места учебного предмета в учебном плане:
Предмет литература относится к образовательной области «Филология».
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования предмет «Литература» изучается с 5 по 9 класс и с10 по 11 класс.
На изучение литературы в 8 классе в основной школе отводится 2 часа в неделю: 2 часа из базисного учебного плана, всего 68 часов в год.
1.7 Результаты освоения конкретного учебного предмета:
Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в основной школе
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2. Содержание учебного предмета.
Введение
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных
преданий.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль»(сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория л и т е р а т у р ы . Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака».Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С.Пушкина и в романе. форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Историзм художественной литературы (начальные представления), Роман (начальные представления), Реализм (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к истории, исторической теме и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория л и т е р а т у р ы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель».Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежд,а согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе).
Рассказ «Певцы». Изображениерусской жизнии русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений».Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала».Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория л и т е р а т у р ы . Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX века
А. С. Пушкин. "Цветы последние милей...", М. Ю. Лермонтов. "Осень"; Ф. И.Тютчев. "Осенний вечер"; А. А. Фет. "Первый ландыш", "Шёпот, робкое дыхание…", "Как беден наш язык! Хочу и не могу".; А. Н. Майков. "Поле зыблется цветами...".
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ».Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют,..»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»-, Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»-, Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...».Ф.Тютчев."Умом Россию не понять", "Silentium!".
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть») Дон-Аминадо. «Бабье лето») И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из русской литературы ХХI века.
В.К.Железников. Краткий рассказ о писателе.
"Чучело".Конфликт как основа сюжета.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Исторический роман (развитие представлений).
3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на ступень общего образования
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов | Из них на развитие речи, ч. | Из них на внеклассное чтение, ч. | Сочи- не- ния |
1. | Вводный урок | 1 | - | - | - |
2. | Устное народное творчество | 2 | - | - | - |
3. | Из древнерусской литературы | 2 | - | - | - |
4. | Из русской литературы XVIII века | 3 | 1 | - | 1 |
5. | Из русской литературы XIX века | 33 | 4 | 3 | 4 |
6. | Из русской литературы XX века | 20 | 5 | 2 | 3 |
7. | Из зарубежной литературы | 6 | - | 1 | - |
8. | Заключительный урок | 1 | - | - | - |
12. | Итого | 68 | 10 | 6 | 8 |
4.Учебно-методическое обеспечение
Список литературы ( основной и дополнительной)
Литература для учителя.
1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2010 г
2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.
3. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006
4. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.
5.«.Программа по литературе для 5-11 классов» .Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .
6. Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс». — М.: ВАКО, 2015.
7.Н.В.Беляева. «Уроки литературы в 8 классе.» Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2014.
8.В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)
9.В.Я. Коровина, И.С. Збарский. « Литература. 8 класс. Методические советы.»М.: «Просвещение», 2003
10. М.А. Маркитанова. «Дидактические материалы по литературе. 8 класс.». М.: «Экзамен», 2014.
Литература для учащихся
1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2010 г
2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.
3. «Читаем, думаем, спорим..». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006
4. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.
5.Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.
6. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)
5. Планируемые результаты изучения предмета
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы (ода, элегия, баллада, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма, комедия), литературный ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры, силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора; композиция произведения, портрет, пейзаж,литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
характеризовать литературного героя, составлять сравнительную характеристику литературных героев;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, писать отзыв, аннотацию на изучаемое произведение, составлять план, тезисы статьи, таблицы
6. Приложения к рабочей программе.
Приложение № 1.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Нормы оценок сочинений:
Оценка «5»
Содержание и речь:
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 содержательный и 1-2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая негрубая ошибка.
Оценка «4»
Содержание и речь:
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается 2 содержательных и 3-4 речевых недочета.
Грамотность: допускается 2 орфографические и 2 пунктуационные; или 1 орфографическая и 3 пунктуационные; или 4 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
Содержание и речь:
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается 4 содержательных и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 4 орфографические и 4 пунктуационные; или 3 орфографические и 5 пунктуационных; или 7 пунктуационных ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Содержание и речь:
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допускается 6 содержательных и 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускается 7 орфографические и 7 пунктуационные; или 6 орфографические и 8 пунктуационных; или 5 орфографических и 9 пунктуационных; или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Нормы оценок устных ответов:
«5»
Полно и последовательно раскрыто содержание материала в объеме программы.
Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, точно использованы научные термины.
Для доказательства использованы выводы и обобщения опытов.
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания, самостоятельно составленные примеры.
Материал изложен правильно с точки зрения норм литературного языка.
Возможны 1-2 неточности в вопросах второстепенного материала, которые исправляются с помощью учителя.
«4»
Раскрыто основное содержание материала.
Правильно даны определения понятий и точно использованы научные термины.
Возможны ошибки в изложении выводов и обобщений из наблюдений и опытов.
Ответ самостоятельный.
Возможны неточности в вопросах второстепенного материала.
Допускаются 1-2 неточности в определении понятий, незначительное на-
рушение последовательности изложения и единичные неточности в языке изложения.
«3»
Содержание учебного материала изложено фрагментарно, недостаточно полно, не всегда последовательно.
Не дано определение понятий.
Не используются в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов.
Недостаточно глубоко и доказательно обосновываются свои суждения, не приводятся свои примеры.
Допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
Допускаются ошибки в языковом оформлении изложения.
«2»
Основное содержание учебного материала не раскрыто.
Не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.
Допускаются грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в языковом оформлении изложения.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.
Приложения №2.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы. 8 класс.
№ п/п | Раздел | Тема урока | Планируемые результаты (цели урока) Оборудование | Дата проведения |
| по плану | по факту |
1. | Вводный. | Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | Получить более глубокое понимание о литератур е как одном из видов искусства Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ, Знать основные жанры УНТ; Иллюстрации к произведениям УНТ, портреты писателей-классиков. | | |
2/1. | Устное народное творчество. | Устное народное творчество. Русские народные песни. | Дать понятие об обрядовых и внеобрядовых песнях; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Аудиозапись русских народных песен. | | |
3/2. | Устное народное творчество. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири». | Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать родной край; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни. Тексты песен. | | |
4/1. | Житийный жанр в древнерусской литературе. | Люди Древней Руси. | Осмысление закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы; Знать закономерности произведений словесного искусства народа нашей страны; ИКТ Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет) | | |
5/2. | Житийный жанр в древнерусской литературе. | Житийная литература как особый жанр. Житие Сергия Радонежского. | Понятие идейно-художественного содержания повести; приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении; | | |
6/3. | Житийный жанр в древнерусской литературе. | Житие Князя Александра Невского. | Расширение литературных знаний: понятие о сентиментализме как литературном направлении; Уметь читать с выражением тексты различных жанров, определять основную мысль, тему, проблему текста; Анализировать эпизод, составлять рассказ о герое, используя различные приёмы; Иллюстрации к повести, к времени её написания. | | |
7/4. | Житийный жанр в древнерусской литературе. | Внеклассное чтение №1. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | Уметь различать черты сентиментализма и романтизма; Знать порядок составления характеристики литературного героя; расширить представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Схема характеристики героя. | | |
8/1. | Произведения русских писателей 18 века. | Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. | Расширение имеющихся знаний о сатире; Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны; Иллюстрации к биографии писателя. | | |
9/2. | Произведения русских писателей 18 века. | Практикум. Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Расширение литературных знаний: понятие о думе; Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; Иллюстрации к комедии «Недоросль». | | |
10/3. | Произведения русских писателей 18 века. | Р.Р.№1. подготовка к сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века.» | поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Дополнительный материал из сети Интернет. | | |
11/1. | Произведения русских писателей 19 века. | И.А.Крылов. Слово обаснописце. Басни «Лягушка, просящая царя», «Обоз», их историческая основа. | Расширить имеющиеся знания о баснописце т его баснях; повторить знание терминов. | | |
12/2. | Произведения русских писателей 19 века. | И.А.Крылов. Слово обаснописце. Басни «Лягушка, просящая царя», «Обоз», их историческая основа. | Расширить имеющиеся знания о баснописце т его баснях; повторить знание терминов. | | |
13/1. | Произведения русских писателей 19 века. | Внеклассное чтение №2. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | Расширить имеющиеся знания о баснописце т его баснях; повторить знание терминов. | | |
14/1. | Произведения русских писателей 19 века. | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос : почему Пушкина мы считаем вечным спутником? | | |
15/2. | Произведения русских писателей 19 века. | Семинар. А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. | Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос : почему Пушкина мы считаем вечным спутником? | | |
16/3. | Произведения русских писателей 19 века. | А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). «Капитанская дочка». История создания произведения. | Познакомить с творческой историей написания «Капитанской дочки». Портреты героев повести. | | |
17/4. | Произведения русских писателей 19 века. | Гринев : жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева. Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её. | | |
18/5. | Произведения русских писателей 19 века. | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | Систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой; выяснить изменение взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает; систематизировать. Материал, собранный в ходе изучения темы. | | |
19/6. | Произведения русских писателей 19 века. | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Изображение народной войны и её вождя. | Умение применять полученные знания в жизни и на других предметах; Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, Иллюстрации учащихся к теме урока. | | |
20/7. | Произведения русских писателей 19 века. | Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения. Иллюстрации к роману «Капитанская дочка». | | |
21/8. | Произведения русских писателей 19 века. | Р.Р.№2. Подготовка к сочинению А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | Развитие связной речи учащихся, умения выразить свое отношение к предложенным темам. | | |
22/9. | Произведения русских писателей 19 века. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. Сообщения из материала сети Интернет об истории написания романа. | | |
23/10. | Произведения русских писателей 19 века. | Внеклассное чтение №3. А.С.Пушкин. «Пиковая дама».Проблема человека и судьбы. | Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст. Критическая литература к поэме. | | |
24/1. | Произведения русских писателей 19 века. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. | Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина; проанализировать стихотворение «Кавказ» | | |
25/2. | Произведения русских писателей 19 века. | «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. История создания, тема и идея произведения. | Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения. Сбор материала к сочинению из дополнительных источников. | | |
26/3. | Произведения русских писателей 19 века. | Образ Мцыри в поэме . Роль описаний природы в поэме. | Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. Словарь В.И.Даля. | | |
27/4. | Произведения русских писателей 19 века. | Р.Р.№3. Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». | Подготовка к домашнему сочинению, обучение работе над композицией сочинения, развитие умения мотивировать свой ответ. | | |
28/1. | Произведения русских писателей 19 века. | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор». | Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии. Портретная галерея героев Гоголя. | | |
29/2. | Произведения русских писателей 19 века. | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». | Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к роковой ошибке. Критическая литература. В.Г.Белинский. | | |
30/3. | Произведения русских писателей 19 века. | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | Получить представление о характере Хлестакова; понять , что такое Хлестаковщина. Материал из доп. источника. | | |
31/4. | Произведения русских писателей 19 века. | Чиновники на приеме у ревизора. Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы; систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысла эпиграфа комедии. Комедии. Иллюстрации к комедии. | | |
32/5. | Произведения русских писателей 19 века. | Практическая работа по комедии Н.В.Гоголь «Ревизор». | Проверка знаний учащихся, систематизация и обобщение; подготовка к домашнему сочинению. | | |
33/6. | Произведения русских писателей 19 века. | Внеклассное чтение № 4. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «Маленького человека» в литературе. | Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст. | | |
34/1. | Произведения русских писателей 19 века. | М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города».(отрывок). | В доступной форме познакомить с отрывком из главы «О корне происхождения глуповцев». | | |
35/2. | Произведения русских писателей 19 века. | Р.Р. № 4. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения. Иллюстрации учебника. | | |
36/1. | Произведения русских писателей 19 века. | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | Познакомить с биографическими сведениями о Н.С.Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека Урок комбинированный | | |
37/1. | Произведения русских писателей 19 века. | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала". | Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа "После бала". | | |
38/2. | Произведения русских писателей 19 века. | Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за все происходящее. | Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни. | | |
39/3. | Произведения русских писателей 19 века. | Внеклассное чтение № 5. Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого"Отрочество". | Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст. | | |
40/1. | Произведения русских писателей 19 века. | А. П. Чехов. Слово о писателе. "Человек в футляре". "Футляр" страха перед жизнью и перед свободой выбора. | Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. | | |
41/2. | Произведения русских писателей 19 века. | "Крыжовник". "Футляр" примитивного благополучия. | Выявить философский смысл рассказа, обучение навыкам групповой работы. | | |
42/3. | Произведения русских писателей 19 века. | Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье. | Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на разные жизненные ситуации; обучение аналитическому пересказу. | | |
43/1. | Произведения русских писателей 20 века. | И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Тема любви в рассказе. | Познакомить учащихся с жизнью и судьбой Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности; разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви. Иллюстрации – пейзажные зарисовки. | | |
44/1. | Произведения русских писателей 20 века. | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени". | Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа "Куст сирени" | | |
45/2. | Произведения русских писателей 20 века. | Р. Р. № 5. Классное сочинение "Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна). | Умение высказывать свою точку зрения по проблеме; Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу; формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет. Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького. | | |
46/1. | Произведения русских писателей 20 века. | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. | Умение анализировать, подтверждать свои ответы текстом.; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; Выставка книг Горького. | | |
47/2. | Произведения русских писателей 20 века. | Внеклассное чтение № 6. Образ Родины в лирическом цикле А. А. Блока "На поле Куликовом" | Раскрыть вопрос о соотношении в цикле "исторического" и "современного", об ответственности каждого перед родной страной Стенд о биографии и творчестве А.Блока. | | |
48/1. | Произведения русских писателей 20 века. | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. | Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы "Пугачев", выявить, каким Пугачев предстает у Есенина и А. С. Пушкина в "Капитанской дочке" | | |
49/2. | Произведения русских писателей 20 века. | Урок – конференция «Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. | Углубление литературных знаний; Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою. Иллюстрации. | | |
50/1. | Произведения русских писателей 20 века. | И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" – воспоминание о пути к творчеству. | Познакомить с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения | | |
51/1. | Произведения русских писателей 20 века. | Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий. | Познакомить учащихся с произведениями Тэффи, Аверченко; приобщить к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения. | | |
52/2. | Произведения русских писателей 20 века. | Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни". | Совершенствование умения анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы; Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; | | |
53/3. | Произведения русских писателей 20 века. | М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне". | Познакомить учеников с жизнью М. А. Осоргина, вызвать интерес к его творчеству; выявить своеобразие рассказа "Пенсне" | | |
54/1. | Произведения русских писателей 20 века. | А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин". | Познакомить учащихся с фактами биографии А. Т. Твардовского, с творческим замыслом "Василия Теркина". | | |
55/2. | Произведения русских писателей 20 века. | Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина. | Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина, анализ глав произведения; контроль знаний учащихся. | | |
56/3. | Произведения русских писателей 20 века. | "Василий Теркин". Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы "Переправа". | Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав. | | |
57/4. | Произведения русских писателей 20 века. | Внеклассное чтение № 7. А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе "Возвращение" | Познакомить учащихся с биографией А. Платонова; выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения. | | |
58/1. | Произведения русских писателей 20 века | Р. Р. № 6. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души людей; совершенствование навыков выразительного чтения | | |
59/2. | Произведения русских писателей 20 века | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа "Фотография, на которой меня нет". Отражение военного времени в рассказе | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям; проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя. | | |
60/3. | Произведения русских писателей 20 века | Р. Р. № 7. Классное сочинение "Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века" | Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения. | | |
61/1. | Произведения русских писателей 20 века | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. | Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное | | |
62/1. | Из зарубежной литературы | У. Шекспир. Писатель и его время. «Ромео и Джульетта». | Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе. | | |
63/2. | Из зарубежной литературы | Трагедия "Ромео и Джульетта". Конфликт живого чувства и семейной вражды. | Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. | | |
64/3. | Из зарубежной литературы | Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа. | Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе. | | |
65/4. | Из зарубежной литературы | Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа. | Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе. | | |
66/5. | Из зарубежной литературы | Внеклассное чтение № 8 Дж. Свифт. Слово о писателе. "Путешествия Гулливера" как сатира на государственное устройство общества. | Расширение круга чтения, развитие навыков групповой работы. | | |
67/6. | Из зарубежной литературы | Внеклассное чтение № 9. В. Скотт. Слово о писателе."Айвенго"как исторический роман. | Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел. | | |
68. | Итоговый контроль | Литература и история. | Проверить знания учащихся, развитие внимания, интереса к литературе. | | |